ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 89 страница



Из сказаний древнейшей рукописи «Оповедь» видно, что на Валааме после ап. Андрея существовала, и, может быть, не прерываясь, правительственная организация, что там существовало свое вече по образцу Новгородского, что о Валааме знали и в чужих землях и в случаях опасности искали себе спасения на нем; что, наконец, и каменный крест св. ап. Андрея сохранился там до времени прп. Сергия Валаамского , что указывает на существование христианства. Одним словом, Валаам до основания на нем монастыря принадлежал славянам и, вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезли следы христианской Православной Веры до прп. Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.

Первыми из русских князей, по преданию, крестились киевские князья Асколд и Дир (867).

Почти через сто лет после них мудрая российская кн. Ольга , видя чистую жизнь киевских христиан, убедилась в истинности их веры и приняла св. крещение (957). Она с большой свитой ездила в Византию, от самого Константинопольского патриарха получила св. крещение и была наречена Еленою. Вернувшись домой, она уговаривала сына своего Святослава принять христианство, но он, будучи по природе суровым воином, не согласился.

Бог судил просветить христианством землю русскую кн. Владимиру , внуку Ольги . Сначала Владимир был ревностным язычником и вел нечестивую жизнь. При нем были принесены в жертву идолам два христианина, Феодор и Иоанн (отец и сын), которые, таким образом, были первыми мучениками на Руси. Но вскоре Владимир почувствовал всю пустоту язычества и стал думать о другой, лучшей вере.

Когда стало известным, что русский князь ищет другую веру, то к нему стали приходить разные проповедники: магометане, евреи, немцы и греки, и каждый предлагал свою веру. Но сильнее всех произвел впечатление на Владимира православный греческий проповедник, который, в заключение своей беседы, показал картину Страшного Суда.

Владимир сказал: «Хорошо этим праведникам, что на правой стороне».

«Крестись — и ты будешь с ними», — ответил проповедник.

Кн. Владимир посоветовался с боярами и, по совету их, отправил десять мудрых послов, чтобы они прошли по разным странам и испытали на месте, чья вера лучше.

Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Они говорили, что лучше греческой веры нет нигде, ни у какого народа. «Когда мы стояли во время службы в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе», — говорили они. А потом прибавили, что, вкусив сладкого, они не хотят больше горького, т. е., узнав православную веру греков, они не хотят служить своим богам-идолам.

Бояре при этом заметили Владимиру: «Если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы ее бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей».

Кн. Владимир окончательно решился принять Православную веру. Но, как язычник, он считал для себя унизительным просить греков об этом. Потому вскоре после этого он пошел на греков войной и взял г. Корсунь (Корсунь, или Херсон, находился в Крыму, Крым же в то время входил в состав Греческой империи). Затем он потребовал от греческих имп. Василия и Константина, чтобы они выдали за него сестру их Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявил им о своем намерении принять христианскую веру и просил прислать к нему царевну Анну, а также и священника для крещения его. Императоры сразу же прислали в Корсунь священников, а с ними приехала и царевна Анна. Но в это время у кн. Владимира заболели глаза, так что он ослеп. Царевна Анна посоветовала Владимиру скорее принять св. крещение. Владимир послушался совета царевны и крестился с именем Василия. И как только крестился и стал выходить из купели, то с глаз его как бы упала пелена, и он стал видеть. Владимир прозрел телесно и духовно и в радости воскликнул: «Теперь я узнал истинного Бога!»

После этого кн. Владимир женился на царевне Анне и возвратился в Киев. С ним приехали в Киев посланные из Греции митрополит, шесть епископов, множество священников, привезено было все нужное для богослужения.

Крещение Руси произошло в 988. Сначала Владимир предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились. Вслед за ними крестились многие бояре. Наконец Владимир повелел всем жителям Киева прийти в назначенный день на Днепр, и там, в присутствии князя, было совершено духовенством Таинство св. крещения. Кн. Владимир в радости и восторге, устремив свой взор на небо, молился Богу, чтобы Господь, сотворивший небо и землю, благословил народ русский, дав ему познать Его, истинного Бога, и утвердил в нем веру правую. В этот великий день земля и небо ликовали.

Приняв христианство, Владимир во всем переменился. Из грубого и жестокого язычника он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Кроме того, нагружались подводы хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом, квасом и посылались по городам и селам для всех больных и нищих, которые сами не могли ходить.

Народ полюбил своего вел. князя и прозвал его «Красным Солнышком» и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел к Богу.

Св. Церковь наша причислила вел. кн. Владимира, равно как и кн. Ольгу, к лику святых, а кн. Владимира наименовала равноапостольным.

Из Киева христианская вера православная при помощи Божией скоро распространилась и утвердилась по всей Русской земле. Народ русский всей душой воспринял веру православную, которая несла с собой духовное просвещение: письменность, монастыри, учреждение школ, развитие всякого рода искусств, — и создала всю русскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страной. Она стала называться «Святою Русью», а народ — «православным русским народом».

Прот. С. Слободской 

 

КРЕЩЕНСКАЯ КОЛЯДА.См.: КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕР .

 

КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕР (навечерие Богоявления). В этот вечер — 5/18 января — русские люди, как и на Рождество , постились до первой звезды. Следующая затем трапеза называлась Сочельником , Голодною кутьею или Голодным святым вечером. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления , приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные принадлежности хозяйственные, погреба и др. При этом существовал обычай начертывать мелом на дверях, окнах и других особенно видных местах зданий кресты. Некоторые верили, что накануне Богоявления, в самую полночь, волнуется вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос. Многие ходили наблюдать это чудное явление с кувшинами, старались захватить в них воды в самую минуту этого чудесного колыхания и благоговейно хранили, считая ее совершенно неспособною к порче и особенно целебною для разных недугов. В Крещенский вечер совершались также обряды, имевшие в своей основе пережитки древних языческих ритуалов Авсеня и носившие название крещенской коляды или щедрого вечера. «Мнози от неразумия, — замечается в Стоглаве , — простая чад православных христиан во градех и селех творят еллинское бесование, различные игры и плясание... в навечерии Богоявления Господня и тем Господа Бога прогневают». Нет никакого сомнения, что это были заключительные святочные игрища, которые начинались с праздника Рождества Христова и продолжались в течение 12 дней до самого Богоявления. Как видно из грамоты царя Алексея Михайловича (1649), в Москве в то же время «кликали плугу», т. е. славили плуг ; в этих обычаях было некоторое сходство с указанными нами выше обрядами Авсеня, потому они и ставятся в упомянутой грамоте рядом с ним. Остаток обряда славленья плуга сохранился доселе, но в одних местностях этот обряд совершается накануне Рождества Христова, а в других — накануне Нового года . Малороссы накануне Рождества Христова кладут под стол чересло плуга, а накануне Нового года ходят по домам с плугом. В тот же день щедруют на Червонной Руси и при этом поют. «Ой чiй же то плужок так рано выходит... Господарей плужок, Божья худоба».

И. П. Калинский 

 

КРИВИЧИ , восточнославянское племенное объединение VI–IX вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского оз. Археологическими памятниками кривичей являются курганы с трупосожжениями в виде длинных валообразных насыпей, остатки земледельческих поселений и городища , где открыты следы железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремесел. Главными центрами кривичей являлись Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. Археологические памятники кривичей обнаружены и в верховьях Немана. В к. IX-X вв. в курганах кривичей появляются богатые погребения дружинников с вооружением. Особенно много их в Гнездовском могильнике. По летописи, кривичи, до включения их в состав Киевского государства, имели свое княжение («свою волость»). В последний раз имя кривичей упоминается в летописи под 1162, когда на земле кривичей уже сложились Смоленское и Полоцкое княжества , а северозападная ее часть вошла в состав Новгородских владений. Судя по археологическим и лингвистическим данным, кривичи сыграли большую роль в колонизации Волго-Клязьминского междуречья.

П. Третьяков 

 

КРИВОЙ РОГ , город в Малороссии на р. Ингулец. Возник в XVII в. из поселений запорожских казаков. В окрестностях Кривого Рога, у Желтых Вод, в 1648 войско Богдана Хмельницкого разбило авангард польских войск. С 1820-х Кривой Рог — военное поселение; с 1860 — местечко. Начало промышленного развития Кривого Рога связано с добычей железной руды.

 

КРИВОПОЛЕНОВА Мария Дмитриевна (1843—1924), русская народная сказительница, певица. Мастерство унаследовала от своего деда, народного сказителя М. Кабалина. Репертуар Кривополеновой включал былины, скоморошины, исторические и лирические песни. С 1915 выступала в Москве и др. городах. Записанные от М. Д. Кривополеновой образцы народного искусства вошли в посвященный ей сб. «Былины и скоморошины, сказки» (1950).

 

КРИЖАНИЧ Юрий (ок. 1618—12.09.1683), славянский ученый и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по подозрению в шпионаже был сослан в 1661 в Тобольск, где прожил до 1676. В Тобольске Крижанич продолжал свои исследования и написал ряд книг — «Политика» (1663–66), «Об Божьем смотрении» (1666–67), «Толкование исторических пророчеств» (1674).

В своих исследованиях Крижанич приходит к выводу о необходимости объединения славян путем просвещения и литературного сближения. Крижанич увлекся изучением истории России и считал ее родиной всех славян. «Русский народ, — писал он, — и имя всем прочим, начало и корень». Чтобы объединить все славянские племена, считал Крижанич, необходимо прежде всего создать единый «всеславянский» язык и написать на этом языке книги, доступные всем славянам. Крижанич лично показывает пример такой работы: в Тобольске он создает свой вариант всеславянского языка, представлявшего собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Именно на этом языке написана его книга «Политика». Крижанич одним из первых подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха , вскрыл грубые искажения русской действительности в современных ему иностранных сочинениях о России (Адама Олеария, П. Петрея).

Славянский ученый доказывал необходимость упрочения связей Великороссии и Малороссии. Для укрепления могущества России Крижанич предлагал усилить государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, перестроить организацию внутренней и внешней торговли, стимулировать развитие российской промышленности и ремесел. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению свое название — чужебесие . Не исключая возможности использования положительного зарубежного опыта, Крижанич призывал сделать главную ставку на «высвобождение» богатейшего внутреннего потенциала русского народа.

О. Платонов 

 

КРИСТАЛЛОГРАФИЯ , наука о кристаллах и кристаллическом состоянии вещества, ее теоретические основы созданы в 1890 выдающимся русским ученым Е. С. Федоровым.

 

КРИЧЕВ , город в Белоруссии, на р. Сожь. Первые поселения на этом месте датируются V-VII вв. (городище Городец). В письменных источниках упоминается в 1150 под названием Кречут. Со 2-й пол. XIV в. захвачен Литвой. В 1772 возвращен России.

 

КРОЛЕВЕЦ , город в Малороссии на р. Реть (бассейн Десны). Основан в н. XVII в. при Б. Хмельницком . Сотенный город Нежинского полка. С 1654 в составе России.

 

КРОМЫ , поселок городского типа в Орловской обл. Расположен на р. Кроме (приток Оки). Население 7,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в документах с 1147. На Кромском городище в 1595 был построен острог для защиты от набегов татар. С 1778 уездный город Орловской губ., после 1925 сельское поселение. С 1957 поселок городского типа. В Кромах: пенько-завод, маслодельный завод, райпищекомбинат и др. предприятия. Архитектурные памятники: здания бывшей женской гимназии (сер. XIX в.), казначейства и др.; Никольская церковь (1838). Древнее городище (раскопки, XII в.).

 

КРОНШТАДТ , город в Ленинградской обл., подчинен городской администрации С.-Петербурга. Расположен на о. Котлин, морской порт в восточной части Финского залива. Население 45,5 тыс. чел.

Основан Петром I в 1703 как морская крепость Кроншлот (Коронный замок); с 1723 закрепилось современное название (нем.: Коронный город). В годы Северной войны 1700–21 неоднократно отражал нападения шведского флота. С 20-х XVIII в. Кронштадт — главная база Балтийского флота, в 1783 из Петербурга в Кронштадт было переведено Адмиралтейство. Здесь проходили службу флотоводцы Ф. Ушаков, С. Нахимов, B. А. Корнилов , И. Бутаков, О. Макаров и др.; на рейде Кронштадта были испытаны многие виды морского вооружения и техники. В Кронштадте снаряжались русские корабли, уходившие в кругосветные и дальние плавания.

Сохранились многочисленные постройки XVIII–XIX вв.: бывший Итальянский дворец, т. н. губернские дома, комплекс Адмиралтейства, ансамбль Центральной крепости, Арсенал, бывший Гостиный двор, Андреевский собор и др.

Протоиереем и настоятелем Андреевского собора в Кронштадте был великий русский святой Иоанн Кронштадтский.

 

КРОТОВ Александр Анатольевич (1.05.1945—25.10.1999), русский писатель и общественный деятель, главный редактор патриотического журнала «Молодая гвардия» (с 1996). Перу Кротова принадлежат книги «Русская смута», «Час фортуны», «Неведомая Россия», «Космический меридиан», «Музыка нежна» и др., в которых он воплощает собственную патриотическую концепцию исторических событий, происходящих в современной России.

Под руководством Кротова журнал «Молодая гвардия» стал одним из политических символов противостояния русских людей темным силам иудаизма, масонства и космополитизма.

 

КРОТОСТЬ, качество, высоко ценимое на Св. Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость — смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму.

Св. Кирилл Туровский произнес слова, ставшие народной пословицей: «Не ищи мудрости, а ищи кротости».

«Кроткое слово гнев побеждает, — говорили русские люди. — Лютость бедит (приводит к беде), кротость побеждает. Аще обрящеши кротость, одолевши мудрость. Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Духом кротости, а не палкой по кости».

О. Платонов 

 

«КРУЖОК РЕВНИТЕЛЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ», объединение единомышленников, группировавшихся в к. 1640-х — н. 1650-х вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева . В него входили: Ф. М. Ртищев, новоспасский архим. Никон (позднее патриарх), настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, протопопы Аввакум , Логгин, Лазарь, Даниил. Душой кружка был Вонифатьев. Обладая большой начитанностью и живо интересуясь общественной и церковной жизнью, он скоро приобретает большое влияние на царя и бояр. Вместе с лучшими людьми того времени Вонифатьев сознает необходимость возвысить уровень религиозно-нравственной жизни современного ему общества. Задачей их кружка было: истребление различных языческих игрищ и суеверий, возвышение нравственного уровня духовенства, борьба против небрежности в богослужении, в частности введение единогласия, исправление церковных нотных книг и восстановление церковной проповеди. Пользуясь своей близостью к царю, члены кружка испрашивают у него и у патр. Иосифа ряд указов, реформирующих церковную жизнь. С той же целью Вонифатьев пополняет состав кружка несколькими наиболее энергичными священниками и выхлопатывает им видные назначения в разные города. Энергичная деятельность кружка и реформы к. 1640-х вызвали неудовольствие рядового русского духовенства. А 1649 у Вонифатьева произошел разрыв с самим патр. Иосифом, до сей поры не мешавшим деятельности кружка и даже пользовавшимся помощью некоторых его членов при издании и исправлении церковных книг. Причиной разрыва было, вероятно, недовольство Иосифа влиятельной ролью Вонифатьева и его кружка. Победа осталась на стороне Вонифатьева, и руководительство церковной жизнью почти всецело перешло к кружку. Причиной явился приезд в Москву 1649 иерусалимского патр. Паисия, резко критиковавшего московские порядки. Никон, Вонифатьев и Ртищев начали все более и более склоняться к исправлению церковного быта в духе приезжих киевских и греческих учителей. Когда в 1652 умер Иосиф, члены кружка выставили кандидатом на его место Вонифатьева. Тем не менее царь пожелал видеть патриархом Никона, и кружок с Вонифатьевым во главе подал челобитную за Никона. Книжная «справа» окончательно разделила друзей. Кружок распался.

С. Ю. 

 

КРУЗЕНШТЕРН Иван (Адам) Федорович (8.11.1770—12.08.1846), русский мореплаватель.

После блестящего окончания Морского кадетского корпуса участвовал в ряде сражений со шведами, в которых отличился и был произведен в лейтенанты. В 1793 стажировался в Англии, плавал у берегов Канады, участвовал в сражениях с французским флотом, был в Вест-Индии. В 1797–99 плавал в Южную Америку и в Макао. По возвращении на родину представил в Морское министерство проект кругосветного плавания, проект был утвержден. Крузенштерн стал руководителем экспедиции, целью которой являлись доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатку, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана и пр.

Описание своего путешествия и результаты океанических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежде» и «Неве» (1809—12) с приложением атласа из 100 карт и рисунков».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!