ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 81 страница



О. Платонов 

 

КОРМЛЕНИЕ , способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI в. Сведения о «кормах» вирникам и городчикам содержит Русская Правда . В XIII-XIV вв. складывается целая система местного управления через институт кормленщиков. Великий или удельный князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников («наместо» князя) и волостелей , а других служилых людей — тиунами и различными пошлинниками. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Обязательный («урочный») корм наместник, волостели и пр. представители местной княжеской администрации получали обычно три раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день . При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д., для лошадей кормленщиков поставляли овес, сено. Кроме этого, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за пятнание и продажу лошадей, «полавочное», мыт и др. За счет всех этих сборов они кормились не только сами, но и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормления достигает в XIV-XV вв. С XV в. великие московские князья регламентируют доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленых» и уставных грамот. В к. XV — н. XVI вв. правительство начало перевод натуральных кормов в денежные, упразднив при этом ряд статей. В результате земской реформы 1555–56 система кормления была ликвидирована, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

Н. Носов 

 

«КОРМЧАЯ КНИГА» (Номоканон ), сборник правил церкви и касающихся ее государственных постановлений, перешедший к нам и другим славянам из Константинопольской церкви после принятия христианства. В греческой церкви «Кормчая книга» называется номоканоном, что в переводе на славянский язык означает «законоправило», «законоправильник». Первый перевод на славянский язык греческого сборника был дан свт. Мефодием . Первым в России на славянском языке был составлен сборник под названием «Синтагма» Иоанна Схоластика, включающий правила вселенских и местных соборов , извлечения из «Закона суднаго» Льва Исаврянина и из Прохирона — сборник государственных узаконений. Кроме сборника Схоластика (известен у нас под названием «болгарский сборник»), известностью на Руси пользовался сборник под названием «Синтагма XIV титулов», имевший две редакции — дофотиевскую и фотиевскую, и появившийся у нас уже до Ярослава I (в дофотиевской редакции). В 1225 появляется у нас сербский перевод «Кормчей книги», сделанный архиеп. св. Саввою, который получил на Руси большое распространение во множестве переписывался особенно в XIV-XVI вв. и известен под названием «рязанской редакции». Но древнейшей редакцией называют софийскую, список, найденный в Новгороде в Софийском соборе , составленный в XIII в., в нем, кроме общеизвестных всем сборникам правил, заключаются отрывки из Русской Правды , уставов свв. Владимира, Ярослава , из правил Владимирского собора 1274 и др. Списки вышеуказанной редакции сохранились и до настоящего времени. Известные на Руси списки подвергались пересмотру не раз; первая попытка была сделана в к. XV в. митр. Киприаном , потом Максимом Греком , иноком кн. Вассианом Патрикеевым , прп. Иосифом Волоколамским , в XVI в. митр. Даниилом, в XVII — при патр. Иосифе, Никоне , в XVIII в. старообрядцами.

 

КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ мужской монастырь , Вологодская еп., в Грязовецком у. Основан в 1497 прп. Корнилием . Соборный храм Введения построен в 1552–1604. В храме прп. Корнилия почивали под спудом св. мощи его и преемников его — прпп. Кассиана и Лаврентия. В Воскресенской церкви, построенной в н. XVII в., находилась особо чтимая Владимирская икона Божией Матери, которая ежегодно приносилась в Грязовец, где пребывала с 25 июля по 13 августа. В ризнице монастыря находились ризы из белой камки прп. Корнилия, часть его власяницы и древнее изображение его на полотне, шитое шелком и серебром. Невдалеке от монастыря находились 2 минеральных источника — один на берегу р. Нурмы, другой на берегу р. Талицы, с ваннами и помещениями для больницы.

С. В. Булгаков 

 

КОРНИЛИЙ КОМЕЛЬСКИЙ , преподобный (1457—19.05.1537), родом из знатной ростовской семьи бояр Крюковых, бывших великокняжеских придворных. В двенадцатилетнем возрасте он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь , где трудился на разных послушаниях. Уже в юности молодой инок возложил на себя тяжелые вериги, в свободное время он занимался переписыванием книг и этим обогатил монастырскую библиотеку. Так подвизался он немало времени, но пришел и его час оставить обитель. Несколько лет провел он в пустынножительстве на разных землях, а затем в сорок один год ушел на безмолвие в Вологодскую сторону, в глухой Комельский лес. Труден был пустыннический подвиг прп. Корнилия. Бесы преследовали его и наводили на него злых людей. Наконец, через двадцать лет стала собираться к нему братия, быстро умножалась, и была сооружена обитель с двумя церквами в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь прп. Антония Великого , которого особенно чтил св. старец. Устроив свою обитель, прп. Корнилий с несколькими учениками удалился в Костромскую землю на Сурское оз. ради излюбленного им безмолвия. Однако ему вскоре пришлось вернуться в свою обитель, так как братия не хотела видеть игуменом никого другого. Проведя несколько лет в праведных трудах и почувствовав приближение смерти, старец опять удалился в Кириллов монастырь, на место своего пострижения, и там затворился. Братия умоляла его вернуться. Вернувшись вторично в свою пустынь, прп. Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. На 4-й Неделе по Пасхе святой был в церкви, причастился Святых Тайн и, благословив братию, отошел ко Господу.

Память прп. Корнилию отмечается 19 мая/1 июня.

 

КОРНИЛИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ , преподобный († 22.07.1693), в миру Конон, сын богатого рязанского купца. В юности тайно оставил родительский дом и поступил в Лукьянову пустынь, в которой прожил пять лет, а затем перешел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба: здесь в то время было только три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая, по виду, что ему не более пятнадцати лет — к тому же он ничего не говорил о себе, и его сочли глухим и немым. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело до цели — его приняли. Св. Корнилий усердно выполнял все послушания и через пять лет был пострижен в иночество. С тех пор его никто не видел спавшим на постели, а послушания он выполнял еще с более усердным рвением. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым, но он молчал и терпел. Спустя три года, с благословения настоятеля, он ушел в затвор молчания. Так прожил он тридцать лет, оставаясь, по мнению других, глухим и немым. Только незадолго до своей кончины он рассказал о себе духовнику. Перед смертью он был облечен в схиму, особорован и в тот же день скончался. Мощи его почивают под спудом в бывшей монастырской церкви Смоленской Божией Матери.

Память прп. Корнилию отмечается 22 июля/4 августа.

 

КОРНИЛИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ , игумен, священномученик (1502–20.02.1570), родился в городе Пскове. По благословению своих благочестивых родителей Стефана и Марии он провел свои юные годы в Псковском Спасо-Мирожском монастыре . Однажды Корнилию случилось побывать в Псково-Печерской обители , которая тогда была еще совсем маленьким монастырем. Вскоре он принял там монашество. Прп. Корнилий неукоснительно исполнял монашеские правила и послушания. Он также отличался грамотностью и знанием книжной премудрости. После кончины иг. Герасима прп. Корнилий был избран братией настоятелем обители. Святой явил себя очень строгим и взыскательным игуменом. Многие знатные и богатые люди в те времена в конце своей жизни удалялись в монастыри, делая богатые пожертвования. При этом они надеялись на снисхождение настоятелей, часто ведя совсем не монашеский образ жизни. Св. Корнилий одинаково требовательно относился ко всем инокам своей обители, удаляя тех, кто не желал вести подлинно иноческую жизнь. Однако его строгость только привлекала людей в монастырь, и число братии умножалось. Во времена св. Корнилия Псково-Печерский монастырь был обнесен каменной стеной и приобрел вид неприступной крепости. Стена эта много раз спасала обитель от разграбления во время войн. Прп. Корнилий заботился о просвещении Православием эстов и ливов, созидая для них храмы. Свою жизнь прп. Корнилий запечатлел в старости мученической кончиной. Память прмч. Корнилию отмечается 20 февраля/4 марта.

 

КОРНИЛОВ Владимир Алексеевич (1806—1854), вице-адмирал (1852). Участник Наваринского сражения 1827 и Русско-турецкой войны 1828—29. С 1849 — начальник штаба, с 1851 — фактический командующий Черноморским флотом. Выступал за перевооружение кораблей и замену парусного флота паровым. В Крымскую войну — один из руководителей Севастопольской обороны . Смертельно ранен на Малаховом кургане.

 

КОРОВА , в древнерусской языческой мифологии одно из наиболее почитаемых животных, требующее особой защиты от нечистой силы . В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. Да и в более позднее время на этот счет существовали большие ограничения.

В Древней Руси верили, что корова оплакивает смерть своей хозяйки. Существовал даже обычай сразу же после похорон дарить корову священнику или бедняку.

В древних свадебных обрядах корова отождествлялась с женщиной-невестой. Обязательная часть приданого невесты в русской деревне была корова. В народных поверьях у коровы сложные отношения с домовым и другими опекунами крестьянского хозяйства — лаской, ужом и петухом . Ласку и ужа нельзя убивать, так как вместе с ними сразу же погибает корова. Корову следует заводить той же масти (окраса), что и у ласки, живущей в хлеву. Существовало верование, что уж сосет молоко у коровы. Убивать такого ужа нельзя: корова будет скучать по нему. Нельзя бить корову палкой, которой убили ужа, корова будет сохнуть.

 

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861—1939), русский живописец и театральный художник. Для жанровых картин Коровина 1880—90-х характерна темпераментная живописная манера, к н. XX в. под влиянием французского импрессионизма трансформировавшаяся в ярко декоративный, эскизный стиль. Создал новый тип театральных декораций, эмоционально связанных с главной идеей пьесы (например, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1911). Кисти Коровина принадлежит самый лучший портрет русского певца Ф. И. Шаляпина (1911).

 

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ (Черная немочь), в сознании крестьян Древней Руси злое существо, несущее смерть домашнему скоту. Представлялось чаще всего в виде черной коровы, кошки или собаки, а иногда безобразной и злобной старухи. По старинным поверьям, Коровья Смерть никогда сама по себе в село не приходила, а заносилась проезжим человеком.

Для борьбы с Коровьей Смертью русские крестьяне использовали следующие обряды: опахивание селения, умерщвление коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путем закапывания живьем), зажигание «живого», т. е. добытого трением, огня , перегон скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканье «обыденного», т. е. вытканного в один день, холста. При опахивании иногда пели, призывая Коровью Смерть выйти из села, т. к. в селе ходит св. Власий (покровитель скота).

Когда в Курской и Орловской губ. при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали, как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня. В Нижегородской губ. для отвращения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров; при этом лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова принималась за Коровью Смерть, ее взваливали на поленницу и сжигали живьем.

 

КОРОЛЕВ Сергей Павлович (30.12.1906/12.01.1907—14.01.1966), русский ученый, конструктор ракетно-космических систем. С 1927 работал в авиационной промышленности. В 1930 окончил МВТУ и одновременно Московскую школу летчиков. С июня 1930 старший инженер ЦАГИ. Разработал ряд конструкций успешно летавших планеров. После знакомства с Э. Циолковским и его работами увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. В 1931 участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД, Москва), которую возглавил в мае 1932. В ГИРДе была построена и в августе 1933 запущена первая советская жидкостная ракета «ГИРД-09». После слияния в конце 1933 ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного института (РНИИ) Королев был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 — руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. В 1934 была издана его работа «Ракетный полет в стратосфере». Им был разработан ряд проектов, в т. ч. проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера РП-318-1, впервые в СССР совершившего полет под управлением летчика П. Федорова (1940). В 1942–46 Королев работал в ОКБ зам. гл. конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Дальнейшая его деятельность была направлена на создание мощных ракетных систем.

В истории освоения космического пространства с именем Королева связана эпоха первых достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены полет и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд».

Б. С. 

 

КОРОП (Хоробор), поселок в Малороссии. Известен с 1153 как Хоробор. Вознесенская и Ильинская церкви (XVIII в.). Рядом с поселком в с. Вишенки усадьба фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (XVIII в.).

 

КОРОСТЕНЬ (Искоростень), город в западнорусских землях на р. Уж. Известен с 945 как древнерусский город Искоростень, главный «град» древлян . В 945 под Искоростенем восставшими древлянами был убит киевский кн. Игорь . В 946, отомстив за смерть мужа, кн. Ольга сожгла город, который позже вошел в состав Киевских земель. В XIV в. захвачен Польшей, возвращен России в 1793. Сохранились остатки Искоростеня (5 городищ с валами и рвами).

 

КОРСУНСКАЯ (Эфесская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана евангелистом Лукой . В 988, после крещения, принес ее из Корсуня, или Херсона, в Киев вел. кн. Владимир . По другому же сказанию, она принесена из Греции в Россию в к. XII в. Предиславой, в монашестве Ефросинией, дочерью Полоцкого кн. Георгия. Удалившись из мира, княжна основала в Полоцке девичью обитель. Узнав о писанных евангелистом Лукой иконах, она пожелала иметь такую икону и, после слезной молитвы об исполнении своего желания, отправила нарочного к греческому имп. Мануилу и патр. Луке Хрисовергу с дарами и просьбой доставить ей икону из Эфеса. Император и патриарх исполнили желание св. княжны. В XIII в. икона принесена была дочерью кн. Полоцкого Брячислава Александрой при вступлении ее в брак с кн. Александром Невским в Торопец Псковской еп. и поставлена в Богородицком соборе. Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в нижегородском Благовещенском соборе, написанная в 995, в приходских церквах г. Корсуня Симбирской еп. и с. Глинкова близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Празднуется 9/22 октября. Прот. И. Бухарев

 

КОРСУНСКИЙ СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ женский монастырь , Киевская еп., в окрестностях Корсуня, Каневского у., на острове р. Роси. Основан в сер. XVII в. казацким полковником Григорием Гуляницким. До 1910 был мужским. В 1910 обращен в женский. Здесь хранились части мощей мчч. Арефы и Меркурия. В храме прп. Онуфрия находилась икона Спасителя, писанная, по преданию, иконописцем Киево-Печерской лавры прп. Алипием.

С. В. Булгаков 

 

КОРСУНЬ (с 1944 Корсунь-Шевченковский), город в Малороссии на р. Рось (приток Днепра). Основан в XI в. Ярославом Мудрым . В 1240 разрушен татарами. Захвачен Польшей. В XVII-XVIII вв. центр борьбы русского народа Малороссии против польских оккупантов. В 1793 возвращен России. Усадьба Мухиных (XVIII в.).

 

КОРФ Николай Александрович (2.07.1834—13.11.1883), русский педагог и методист, земский деятель. В своем имении Нескучное под Александровском (ныне Запорожье) применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с 3-годичным сроком обучения. Специально для сельской школы написал учебную книгу «Наш друг» (1871), которая явилась дополнением к «Родному слову» К. Д. Ушинского . Корф сам устраивал школы, инспектировал их, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати. За время деятельности Корфа в Александровском земстве (1867–72) и уезде было открыто ок. 100 школ. Тип сельской школы, созданной Корфом, распространился в др. земских губерниях.

 

КОРЯЖЕМСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь , Вологодская еп., в окрестностях Сольвычегодска, при впадении р. Коряжемки в Вычегду. Основан в 1-й пол. XVI в. прп. Лонгином вместе с иноком Симоном Сойчинским († 1561). Упраздненный в 1863, он в 1896 был восстановлен. В Благовещенском соборе, построенном в 1671 и возобновленном в 1887, покоились под спудом мощи прп. Лонгина. Над бронзовой гробницей его находилась принадлежавшая ему икона Креста Господня; здесь же хранились холщевая фелонь его и власяница. В Спасском храме особо чтилась икона св. Николая Чудотворца.

С. В. Булгаков 

 

КОСИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы . — См.: МОДЕНСКАЯ.

 

КОСМА и ДАМИАН (в просторечии Кузьма и Демьян ), св. бессребреники. Празднуются 1/14 ноября. Русский народ с именем этих угодников соединял немало особенных верований. Что касается распространенного верования в их врачебную помощь от разных недугов, оно имеет действительное основание в сказании о их жизни. В Четьях-Минеях повествуется о свв. Косме и Дамиане, что они «приняше от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесем, врачующе всякие болезни и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людех».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!