ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 76 страница



С. В. Булгаков 

 

КИРИЛЛОВ Иван Кириллович (1695—14.04.1737), русский государственный деятель, ученый. Происходил из «священнических детей».

С 1711 Кириллов начал работать в канцелярии Сената в Москве подьячим. В 1721 Кириллов получил чин секретаря Сената, а вместе с ним и потомственное дворянство, в 1727 — обер-секретарь Сената. С этого времени Кириллов стал занимать заметное место в среде высшей бюрократии.

Одним из направлений работы Кириллова было руководство топографо-картографическими работами. Ему удалось обеспечить систематическое проведение съемочно-картографических работ на огромной территории, собрать материал, послуживший основой «Атласа Всероссийской империи» (1734) и «Атласа Российского» (1745). Кириллов деятельно участвовал в организации 2-й Камчатской экспедиции во главе с Берингом . Особенно много он сделал для отправки академической группы экспедиции (Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, С. П. Крашенинников ).

Научные интересы Кириллова нашли выражение в труде «Цветущее состояние Всероссийского государства», написанном в 1727 (опубликован в 1831). Это было первое статистическо-географическое описание России, в котором был приведен не только описательный, но и большой цифровой и статистический материал, охватывающий разные стороны социально-экономической жизни России.

В 1734—37 статский советник и бригадир Кириллов возглавил Оренбургскую экспедицию, задачей которой было изучение обширного края и укрепление оборонительной линии по рекам Оби и Яику. Кириллову удалось организовать разведку полезных ископаемых, начать строительство 20 крепостей и ряда заводов.

Л. Н. Вдовина 

 

КИРОВ . — См.: ВЯТКА.

 

КИТАЕВСКАЯ пустынь , Киевская еп., в окрестностях Киева, недалеко от Днепра, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом. Основана (по преданию) в XII в. кн. Андреем Боголюбским . В XVII в. здесь был отшельнический скит, а в 1775 кн. Голицын устроил здесь деревянную церковь во имя прп. Сергия и кельи. Существовала трехпредельная каменная церковь во имя Св. Троицы, построенная иеромонахом Тихоном вместо обветшавшей Сергиевской церкви. Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской лавре и служила кладбищем для лаврской братии. Здесь находилась могила схимонаха Досифея, пользующаяся особенным уважением.

С. В. Булгаков 

 

КИТЕЖ (Китеж-град), в древнерусских преданиях XIII в. город, чудесно спасшийся от татаро-монгольской Орды. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояра. По русским поверьям, в городе спаслись и поныне живут только праведники, нечестивцы туда не допускаются, в отношениях между людьми царят мир и справедливость.

 

КЛИМАТОЛОГИЯ , наука о климате, впервые в комплексном виде создана русским ученым А. И. Воейковым и отражена в его книге «Климаты земного шара, в особенности России» (1884). В этом труде русского ученого впервые была вскрыта физическая сущность и рассмотрена структура сложных климатических процессов, выявлена роль отдельных климатообразующих факторов и взаимодействия климата с другими явлениями природы.

 

КЛИМЕНЕЦКИЙ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь , Олонецкая еп., на Клименецком острове Онежского озера. Основан в 1520 св. Ионою Клименецким . Упраздненный в 1772, он был восстановлен в 1860. Сначала был мужским; в 1906 обращен в женский. В церкви свв. Захарии и Елисаветы почивали под спудом мощи основателя монастыря.

 

КЛИМЕНТ , апостол от 70-ти, папа Римский, священномученик, сподвижник ап. Петра († 101), сын знатных родителей, живших в Риме. Отец Климента — Фавст происходил из рода римских царей, а мать — Матфидия состояла в родстве с императорами. Детство Климент провел без своих родителей. Мать с двумя сыновьями попала в кораблекрушение по дороге в Грецию, а безутешный Фавст отправился на поиски своего семейства. Св. Климент получил прекрасное образование. Встретив ап. Петра, он обратился в христианство. Став верным его спутником и путешествуя вместе со св. Петром, Климент смог — по милости Божией — найти своих братьев и родителей и вновь соединить семейство. Вернувшись в Рим, св. Климент был избран епископом — третьим после мученически скончавшихся Лина и Анаклета. Он неутомимо проповедовал веру Христову, обращаясь в том числе и к знатным римлянам, относившимся к нему как к равному. Успехи проповеди св. Климента вызвали гнев имп. Траяна, сославшего святителя в далекую Тавриду, в г. Херсонес, на работы в каменоломнях. Здесь святой нашел множество христиан, осужденных на те же работы. Он словом и делом ободрял своих товарищей по заключению и проповедовал имя Христа местным язычникам. Он претерпел мученическую кончину — был утоплен в Черном море. В XI в. его мощи были обретены св. братьями Кириллом и Мефодием . Они перенесли мощи в Рим. Сохранились два послания св. Климента, написанные им к Коринфской Церкви. В древности эти послания пользовались столь большим авторитетом, что иногда их включали в состав апостольских посланий Нового Завета.

Память сщмч. Клименту отмечается 4/17 января, 22 апреля/5 мая, 10/23 сентября и 25 ноября/8 декабря.

 

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ († после 1164), митрополит Киевский и всея Руси (1147–1155), писатель, мыслитель. В Ипатьевской летописи 1147 говорится о Клименте Смолятиче, что он «книжник и философ», подобного которому «не бывало в Русской земле». Считается, что его перу принадлежит «Послание, написанное Климентом митрополитом русским Фоме, пресвитеру, истолкованное Афанасием Мнихом» и «Слово о любви Климове».

 

КЛИН , город в Московской обл. Расположен на севере Клинско-Дмитровской гряды, на р. Сестре (приток Дубны). Население 92,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1317; входил в линию тверских городов-крепостей. В 1482 присоединен в Московскому княжеству , был родовым имением дома Романовых . Город с 1781. Дом-музей П. И. Чайковского (жил и работал в Клину в 1885–93; близ музея построены фондохранилище и концертный зал). Архитектурные памятники: церковь бывшего Успенского монастыря (XVI в.), Воскресенская церковь (1712) с шатровой колокольней (1769), торговые ряды (XVIII — н. XIX вв.) и др. Ныне в черте города — бывшая усадьба Демьяново (XVIII в.); с 1883 принадлежала философу В. И. Танееву, к которому часто приезжали его брат композитор С. И. Танеев , ботаник К. А. Тимирязев , художник А. М. Васнецов , писатель А. Белый.

 

КЛИРОС . — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

 

КЛОПСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь , Новгородская еп., на берегу р. Веряжи, близ оз. Ильменя. Существовал в н. XV в. Здесь под спудом почивали мощи прп. Михаила ; над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806. В обители показывали колодезь, устроенный из того источника, который, по преданию, низведен молитвою прп. Михаила во время засухи. Ежегодно 23 июня, в день прибытия прп. Михаила в монастырь, сюда бывал крестный ход на лодках из окружных сел.

С. В. Булгаков 

 

КЛЫКОВ Вячеслав Михайлович (р. 19.10.1939), русский скульптор и общественный деятель, глава Земского Собора, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, президент Славянского экономического союза; член Товарищества русских художников; лауреат Государственных премий СССР и РСФСР; с 1995 — в Социально-патриотическом движении «Держава», член Национального комитета; автор памятников Жукову, Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, вел. кн. Елизавете Феодоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме, автор уничтоженного врагами русского народа памятника Николаю II в Тайнинском.

Большим событием в русской культуре стало создание памятника величайшему подвижнику Земли Русской Сергию Радонежскому. Впервые с 1917 образцом для поклонения становилось духовное лицо, монах. Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», изображающее легендарный эпизод биографии подвижника. Установлению памятника в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой предшествовали драматические события. Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987. Однако космополитические власти запретили это делать. Погруженный в машину и направляющийся к месту установки памятник был «арестован» и препровожден обратно с эскортом милиции. Запрет установки памятника сопровождался злобными нападками представителей «малого народа» на личность великого русского подвижника. Потребовались месяцы борьбы, чтобы преодолеть сопротивление космополитических сил. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988.

О. Платонов 

 

КЛЫЧКОВ Сергей Антонович (30.06/12.07.1889—8.10.1937), русский писатель и поэт. Из крестьян. Вера в крестьянскую духовность и нравственность, тревога за их судьбу в сборниках стихотворений — «Песни» (1911), «Потаенный сад» (1913), «Домашние песни» (1923), «В гостях у журавлей» (1930). Был убежден в необоримости русской души, несмотря ни на что продолжавшей жить в русских правдоискателях, мечтателях и чудаках, — «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926). Убит еврейскими большевиками за свои крестьянские, патриотические убеждения.

 

КЛЮЕВ Николай Алексеевич (10/22.10.1887—23 (25?).10.1937), русский поэт. Из крестьян. В своей поэзии открывал красоту «избяной, православной Руси», ее великую древнюю культуру, мир возвышенных духовных символов и глубины народной веры — «Сосен перезвон» (1912), «Песнослов» (1919), «Изба и поле» (1928). Убит еврейскими большевиками за свои православные, народные убеждения. Часть его произведений опубликована только через 50 лет после его гибели — «Песнь о Великой Матери», «Погорельщина».

 

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841—12.05.1911), выдающийся русский историк, ученик С. М. Соловьева . Из семьи сельского священника Пензенской губ.

В 1850 Ключевский потерял отца. Оставшаяся без средств семья переселилась в Пензу, где Ключевский учился в приходском и уездном духовных училищах, а с 1856 до 1860 — в пензенской духовной семинарии. Несмотря на противодействие духовного начальства, Ключевский, не окончив семинарии, уехал в 1861 в Москву и поступил на историко-филологический факультет. Здесь он обучался у известных профессоров: по всеобщей истории — С. В. Ешевского; русской истории — С. М. Соловьева; истории древнерусской словесности — Ф. И. Буслаева . Под руководством Буслаева изучал рукописи Синодальной библиотеки. Защитил дипломную работу на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве». После высокой оценки комиссией работа была опубликована в «Известиях Московского университета».

По окончании в 1865 университета Ключевский был оставлен для «подготовки к профессорскому званию». В течение шести лет он работал над магистерской диссертацией «Жития святых как исторический источник», проделав поистине титаническую работу по изучению древнерусской агиографии в различных рукописных списках, хранящихся в Синодальной библиотеке и в монастырских архивах.

36 лет (1871–1906) Ключевский отдал Московскому университету , сначала в качестве приват-доцента, а с 1882 профессора. Одновременно он читал лекции по русской гражданской истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде), а также (по просьбе своего друга профессора В. И. Герье) на Московских женских курсах (лекционная работа Ключевского на курсах Герье продолжалась 15 лет).

В 1872 Ключевский начал работу над докторской диссертацией «Боярская дума Древней Руси», которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд Ключевского, блестяще защищенный им в 1882 в Московском университете. В 1893 был приглашен преподавать курс русской истории сыну Александра III Георгию. В 1899 издал «Краткое пособие по русской истории», которое фактически стало учебником для гимназий. Ключевский широко известен своим лекционным «Курсом русской истории», изданным им впервые в 1902 (впоследствии неоднократно переиздававшимся и переведенным на многие европейские языки).

Ключевский по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Им были прочитаны и изданы специальные курсы «Методология русской истории», «Терминология русской истории», «История сословий в России», «Источники русской истории», цикл лекций по русской историографии. В 1905 Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II ) по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий.

B. А. Федоров 

 

КЛЯЗЬМА , река, левый приток Оки, гл. обр. в Московской и Владимирской областях. Длина 686 км. Основные притоки: Уча, Воря, Киржач, Пекша, Нерль, Уводь, Теза, Лух (лев.); Судогда, Суворощь (прав.).

 

КЛЯТВА , уверение другого в истинности чего-либо сказанного или сделанного; затем клятва — призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва, приносимая по требованию государственной власти, носит наименование присяги. Клятва не противоречит Закону Божию; надо заметить, что некоторые относились к клятве отрицательно, напр., граф Л. Н. Толстой . В Ветхом Завете не раз говорится о клятве — Бог клялся Самим Собою, давая обет о размножении потомков Авраама; клялся Иосиф, что погребет отца там, где он желает. В Новом Завете главное возражение против клятвы видят в заповеди Спасителя: «Азъ же глаголю вам, не клятися всяко». Действительно, в истинно христианском обществе, где не должно быть ни лжи, ни вражды, клятва и война являются излишними, ненужными; но пока люди допускают ложь, до тех пор должно быть и обеспечение от нее — в виде клятвы, преступление против которой карается даже гражданским законом.

 

КНИГА , первые русские книги, как и на Древнем Востоке и в Египте, представляли собой свитки или деревянные дощечки с процарапанными на них письменными знаками, сохранявшими, как правило, языческие ритуалы и заклинания.

Время возникновения первоначальной славянской письменности относится к 1-й пол. I тысячелетия н. э. «Отнюдь не являлось бы смелым предположением, — писал академик С. П. Обнорский, — о принадлежности каких-то форм письменности уже русам антского периода». Иностранные путешественники, посещавшие славянские племена в этот период, свидетельствуют о виденных ими подписях в языческих капищах.

Ученым известны древние письменные знаки славянских племен, в том числе:

1. «Причерноморские знаки», открытые в сер. XIX в. в Херсоне, Керчи, Ольвии и в других местах греческого поселения на территории нашей страны. Знаки эти по своему рисунку имеют довольно сложную линейно-геометрическую форму. Некоторые из них напоминают одну из древнеславянских азбук — глаголицу. Большинство знаков относятся к III-IV вв. н. э. и представляют собой, по-видимому, родовые, племенные или личные знаки, знаки собственности и магические культовые знаки;

2. Знаки на предметах быта, на различных ремесленных изделиях — горшках, медных бляхах, свинцовых пломбах, пряслицах и монетах и т. п. Значительный интерес представляет так называемая «алекановская» надпись. Она была нанесена на глиняный сосуд X-XI вв., обнаруженный в 1847 во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью, и состоит из 14 знаков;

3. Изобразительный символический орнамент, обнаруженный на вазах и кувшинах, найденных при раскопках на территории Волыни и близ Киева и относящихся к памятникам «черняховской культуры» (II-IV вв. н. э.). По мнению акад. Б. А. Рыбакова , орнаментированные вазы и кувшины «черняховской культуры» представляют собой древнеславянские сельскохозяйственные календари.

В «Сказании о письменах» болгарского монаха Храбра (IX — X вв.) сообщается, что еще в древности славян умели записывать свою речь «чертами и резами». По мнению известного русского ученого И. Срезневского , существовали книги и документы, написанные «русскими письменами», которые представляли собой греческие буквы, приспособленные к славянской речи.

О достаточно широком развитии письменности еще до Крещения Руси свидетельствуют тексты договоров русских князей с Византией, относящиеся к 1-й пол. X в., которые писались на двух языках — греческом и славянском. Из договора кн. Олега с греками (911) явствует, что давняя «дружба» между христианами-греками и русскими язычниками многократно подтверждалась «не только словом, но и писанием». В том же договоре сказано об обычае русских купцов делать письменные завещания на случай смерти.

На основании ранее существовавших «русских письмен» свв. монахи Кирилл и Мефодий в 863 создали упорядоченную славянскую азбуку. Как сообщается в «Паннонском житии» св. Кирилла, он в к. 850-х — н. 860-х в Корсуни (Херсонесе) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами. Там же он встретил человека, говорившего по-русски, беседовал с ним и вскоре сам начал читать и говорить по-русски. В одной из русских рукописей «Толковой Палеи» (XV в.) приводится факт, подтверждающий это. «А грамота русская, — говорится в «Палее», — явилась, Богом дана, в Корсуни русину, от него же научился философ Константин (св. Кирилл) и оттуда сложив и написав книги русским языком».

С помощью своей азбуки свв. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык основные богослужебные книги. Древнейшие славянские надписи и рукописи были выполнены двумя графическими разновидностями славянского письма. Одна известна под названием кириллица (названа в честь Кирилла — Константина Философа); название второй, глаголица, происходит от старославянского «глагол», что значит «слово».

С принятием новой славянской азбуки книжное дело широко распространилось по всей Руси. С X до сер. XIII вв. на Руси было построено и снабжено книгами около 10 тыс. церквей, для которых требовалось не менее 90 тыс. книг. С учетом четьей и светской литературы книжное богатство Древней Руси следует определить в 130–140 тыс. томов. Широкое распространение берестяных грамот , найденных при раскопках в Новгороде в 1951, позволили русским исследователям сделать вывод о достаточно широком распространении грамотности не только среди высших слоев, но и среди простых людей. Берестяные грамоты и писала были обнаружены в 40 русских городах. Русские люди переписывались между собой и просили «да пришли мне чтения доброго» (берестяная грамота от Якова к Максиму, XIV в.). Русский исследователь И. Соболевский подсчитал, что в XV-XVII вв. грамотными были примерно половина служилого класса, около 15% крестьян и подавляющая часть купечества.

Уже в XI-XIII вв. в русском обществе сложилось восторженное отношение к книге как к источнику мудрости и духовного, философского осмысления мира. В «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку (1037) находим настоящий гимн книге: «Велика бо бывает польза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есьми пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных, се бо суть рекы, напояющие вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть несчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, си суть узда воздержанью... Аще бо поищещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую ползу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи, почитая пророческие беседы и Евангельские ученья и апостолская жития святых отец восприемлет души великую ползу».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!