ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 69 страница



 

КАЗАЧЕСТВО (от тюрк.: казак, козак — удалец, вольный человек), военное сословие в России. В XIV —XVII вв. — вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, гл. обр. на различных промыслах, а также лица, несшие военную службу на окраинах страны. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от правительства землю в пожизненное пользование на условиях поместного владения и жалование. Как социальная группа эти казаки были близки к стрельцам, пушкарям и т. п. В XVIII в. большая их часть была переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, часть вошла в состав казачества (сибирского, оренбургского и др.).

Со 2–й пол. XV в. за линией сторожевых укреплений на южных и юго-восточных окраинах Польско-литовского и Русского государств начали скапливаться беглые крестьяне и посадские люди , которые также называли себя вольными людьми — казаками. Необходимость вести непрерывную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов способствовала объединению этих людей в общины. В XV в. возникли общины донских, волжских, днепровских и гребенских казаков. В 1–й пол. XVI в. возникла Запорожская Сечь , во 2–й пол. XVI в. — общины терских и яицких казаков. В к. XVI в. образовалось сибирское казачество, а в сер. XVII в. в Левобережной Малороссии — слободское казачество. Польско-литовское правительство во 2–й пол. XVI в. создало из верхушки украинского казачества категорию реестровых казаков, состоявших на жаловании, а остальных стремилось перевести в податные сословия. Быстро возраставшее малороссийское казачество составило ведущую силу народных восстаний в Малороссии в к. XVI — 1–й пол. XVII вв. под предводительством С. Наливайки, К. Косинского, Г. Лободы и др. В сер. XVII в. малороссийское казачество во главе с Богданом Хмельницким приняло активное участие в освободительной войне за воссоединение Малороссии с Россией.

Экономический быт и общественно-политическое устройство казачества имели много общих черт. Основу хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы — охота, рыболовство и бортничество. Сравнительно рано появилось скотоводство; земледелие, как правило, стало распространяться позднее, примерно со 2–й пол. XVII в. В XVI—XVII вв. важными источниками существования казачества являлись также военная добыча и жалование от государства. За короткий срок казачество освоило огромные пространства плодородных земель Дикого поля и др. окраин России. Казаки активно участвовали в движении русских землепроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. В XVI — 1–й пол. XVII вв. царское правительство не имело достаточных сил, чтобы подчинить своей власти «вольное» казачество за пределами государственных границ. В то же время оно стремилось использовать это казачество для защиты южных и юго-восточных границ государства и посылало казакам жалование «за службу», боеприпасы, хлеб. Это способствовало постепенному превращению казачества в привилегированное военное сословие, положение которого определялось тем, что за службу государству каждое казачье войско наделялось землей, которую оно передавало в пользование казачьих станиц. Такая форма средневекового пользования землей за службу сохранялась у казачества до 1917.

Казачество с самого начала не было однородным. Увеличивалось количество бедных казаков («голытьба», «нетяги» и т. п.), которые принимали наиболее активное участие в крестьянских войнах и народных восстаниях XVII—XVIII вв. Одновременно из массы казачества выделялась богатая часть — «домовитые», верхушка которых захватила руководящее положение в казачьих общинах, образовав группу старшин. В н. XIX в. казачья старшина вошла в ряды дворянского сословия.

В XVI—XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков («рада», «круг», «коло»), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. В течение XVIII в. вместе с превращением казачества в военное сословие казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 они перешли в ведение Военной коллегии; затем была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые постепенно превратились в военных чиновников. В 1709 (в связи с подавлением Булавинского бунта) ликвидирована Запорожская Сечь, которая была восстановлена в 1734 под названием Новой Сечи и окончательно упразднена в 1775 после пугачевского бунта. В 1670–х окончательно подчинены Донское, Яицкое (переименовано в Уральское) войска, расформировано образованное в 1733 Волгское казачье войско.

Во 2–й пол. XVII — 1–й пол. XIX вв. вместо некоторых потерявших свое значение казачьих войск создавались на основе полного подчинения правительству новые. Так, для защиты восточных и юго-восточных границ государства от ногайцев, калмыков, казахов и башкир были образованы в 1750 Астраханское войско, а в 1755 — Оренбургское. В 1787 для защиты Новороссии из бывших запорожцев образовано Черноморское казачье войско, переселенное в 1792–93 на Кубань. В 1828 из задунайских запорожцев, принявших русское подданство, создано Азовское казачье войско, ликвидированное в 1865 (казаки переселены на Кубань и влились в состав Черноморского войска). Казаки, оборонявшие Ишимскую («Горькую»), Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 образовано Забайкальское войско, из состава которого в 1858 выделено Амурское войско. В 1867 создано Семиреченское, а в 1889 — Уссурийское войска. В 1833 образовано Кавказское линейное казачье войско, в состав которого вошли все казачьи войска, расположенные на Кавказской линии (кроме Черноморского). В 1860 вместо Черноморского и Кавказского линейного образованы Кубанское и Терское казачьи войска. Казачество вновь образованных казачьих войск сыграло значительную роль в колонизации малонаселенных окраин (Сибирь, Дальний Восток, Семиречье, отчасти Северный Кавказ), в распространении земледелия. Наряду с этим оно подвергалось влиянию местного населения в области быта и хозяйства.

К н. XX в. в России существовало 11 казачьих войск — Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское войско, и Якутский казачий полк Министерства внутренних дел. Казачество насчитывало 4434 тыс. чел. населения (1916), в т. ч. ок. 480 тыс. служилого состава, и располагало ок. 63 млн. десятин земли. Все казачьи войска и области, населенные казаками, были подчинены в военном и административном отношении Главному управлению казачьих войск Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 являлся наследник царя. Во главе каждого войска стоял «наказный» (назначенный) атаман, а при нем — войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или (в Донском и Амурском войсках) окружных атаманов. В станицах и хуторах имелись станичные и хуторские атаманы, избиравшиеся на сходах. Взрослое мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет (по уставу 1875 для Донского войска, распространенному позже на др. войска), в т. ч. 3 года в «приготовительном» разряде, 12 лет в «строевом» (4 года на действительной службе — 1–я очередь и 8 лет на «льготе» — 2–я и 3–я очереди, с периодичными лагерными сборами) и 5 лет в запасе. В 1909 срок службы сокращен до 18 лет за счет сокращения «приготовительного» разряда до года. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Накануне 1–й Мировой войны казачество в мирное время выставляло 54 конных полка, 20 батарей, 6 пластунских батальонов, 12 отдельных сотен и 4 отдельных дивизиона (всего 68,5 тыс. чел.). Во время войны (к. 1917) было выставлено 64 конных полка, 56,5 батарей, 30 батальонов, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, 11 отдельных дивизионов и 61 запасная сотня (ок. 300 тыс. чел.). Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII — н. XX вв., особенно в Семилетней войне 1756–63, Отечественной войне 1812 , Крымской войне 1853–56, Русско-турецкой войне 1877–78.

 

КАЗЬМИН Петр Михайлович (5/17.10.1892–30.06.1964), русский фольклорист. Пропагандист русского хорового искусства. С 1927 художественный руководитель (с 1932 совместно с В. Г. Захаровым) Государственного русского народного хора им М. Е. Пятницкого. Автор песенных текстов («Русская красавица», «Белым снегом» и др.), постановщик бытовых сцен и хороводов.

 

КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (май 1792–19.04.1832), русский историк, филолог. Член кружка Н. П. Румянцева . Автор многочисленных трудов по славяноведению, археологии, дипломатике, палеографии и археографии. Издал «Русские достопримечательности» (т. 1, 1815), «Древние Российские стихотворения», собранные Киршею Даниловым (1818), «Законы...» Ивана III и Ивана IV.

 

КАЛАЧОВ Николай Васильевич (1819–1885), русский ученый, историк, правовед, академик Петербургской АН (1883), исследователь артели , автор труда «Артели в древней и нынешней России» (1864).

 

КАЛЕНДАРЬ , исчисление времени на Руси до принятия христианства велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев (см.: Январь. Февраль... Декабрь) в древних летописях и славянских языках.

В X в. вместе с христианством Русь принимает юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийской эрой. Последняя была установлена в годах от Сотворения мира еще в VI в. Христианские богословы путем сложных расчетов в связи с пасхальным циклом определяли ее в 5509 лет. Согласно этому исчислению христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской.

До 1492 год начинался и с 1 сентября, и с 1 марта, с 1492 началом года согласно церковной традиции официально становится 1 сентября. Петр I указом от 15 декабря 1699 постановил началом года считать 1 января и вести летосчисление от Рождества Христова . Вслед за 31 декабря 7208 от Сотворения мира наступило 1 января 1700 христианской эры. Календарь этот просуществовал в России вплоть до 26 января 1918. С приходом к власти еврейских большевиков он был заменен западноевропейским григорианским календарем, согласно которому в отдельные годы христианская Пасха совпадала с иудейской и нарушались многие вековые традиции Православия. Русская Православная Церковь не приняла этого кощунственного календаря и до сих пор продолжает отмечать свои праздники и знаменательные даты по старому стилю.

О. П. 

 

КАЛИКИ (калеки перехожие), старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В Древней Руси слово «калика» или «калека» обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах. Так, например, калека Карп Данилович является предводителем отряда молодых псковичей в стычке с немцами (1341). Русские калики-странники, паломники, упоминаются в хождении игумена Даниила в Иерусалим и в записках Стефана Новгородца. Их знают и наши былины , в которых упоминаются целые братчины каликов, снаряжающиеся из Волынца-Галича, или из пустыни Ефимьевы, из монастыря Боголюбова в путь к славну городу Иерусалиму. Былинные калики — дородные добрые молодцы, силачи, иногда красавцы, одетые в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным; костюм их дополняют сумки из рыжего бархата, клюки, иногда из дорогого рыбья зуба (моржовых клыков), и шляпы земли греческой. Самое имя «калики» производят от названия обуви средневековых странников. Это слово встречается уже у игумена Даниила в смысле обуви и в значении странника, паломника. Из многочисленных русских странников во Святую Землю одни, зажиточные, оставались и по окончании странствования чем были прежде; другие, бедные, поступали под призрение церкви, как видно из былин и из некоторых списков устава Владимира, где паломник и странник одинаково зачтены в число людей церковных. Совершив странствование ко святым местам, неимущие калики пользовались особым уважением и нередко оставались уже на всю жизнь перехожими просителями милостыни, которую снискивали себе пропитанием. Таким путем слово «калика» или «калека» получило значение нищего странника, а так как Христовым именем питались, по необходимости, и люди с физическими недостатками, это слово получило свое современное значение человека искалеченного. Наши калики, странствуя по святым местам в Греции и Палестине, встречали там странников, которые пели перед собравшейся толпою священные песни и жития, нередко основанные на апокрифических сказаниях. Отсюда и русские калики усвоили обыкновение петь духовные стихи и снискивать себе пропитание этим занятием. Слагая песни церковно-легендарного и апокрифического содержания и рассказывая виденное ими и слышанное во святых местах, наши калики-перехожие оказывали сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа и особенно содействовали распространению в нем аскетического идеала. С другой стороны, сами калики, слагая духовные стихи, подчинялись складу наших былин и вносили в духовный эпос черты эпоса богатырского.

Вс. Миллер 

 

КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич (1866–1900), русский композитор. Начальное музыкальное образование получил в Орловской духовной семинарии, где руководил хором и откуда вынес хорошее знание православных духовных песнопений, и, хотя в дальнейшем собственно церковную музыку писал мало, это несомненно помогло глубокому освоению им национальных музыкальных традиций и выработке собственного композиторского стиля. Завершив образование в Музыкально-драматическом училище филармонического общества, из-за прогрессирующего туберкулеза почти сразу же переехал на жительство в Крым.

Понимая свою обреченность, Калинников много и напряженно работал. Писал в основном симфоническую (2 симфонии, симфоническая картина «Кедр и пальма», музыка к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис»), а также хоровую и вокальную музыку (кантата «Иоанн Дамаскин»). Творчество Калинникова наследует П. И. Чайковскому и композиторам «Могучей кучки», своеобразно сочетая обе главные традиции русской музыки XIX в. В изысканно-утонченном, но отмеченном болезненностью и распадом искусстве рубежа XIX—XX вв. Калинников занимает особое место: его влекли национальные исторические сюжеты, русская старина (неоконченная опера «В 1812 году», увертюра «Былина» и пр.), а поздние сочинения (в частности, 2–я симфония) отмечены тягой к мужественной эпичности.

Свидетельством громадного лирического дара Калинникова его 1–ая симфония соль-минор (1895), замечательная распевность и лирическая естественность которой принесли ей широчайшую известность.

Э. Афанасьев 

 

КАЛИНСКИЙ Иван Плакидыч , историк бытовой культуры русского народа, член Русского географического общества.

Основное сочинение «Церковно-народный месяцеслов» (1877). «В результате последовательного рассмотрения всех праздников и памятных дней календаря Калинский воссоздал обширный и многообразный мир жизни, повседневных житейских и трудовых забот простого люда, исконно жившего по правилам и заветам отцов и дедов. В свои сроки крестьянин менял сани на телегу, в апреле выгонял скотину в поле, готовил огородные гряды под посев, бросал животворное семя в землю, ждал всходов, в свою пору косил траву, сушил сено, жал, молотил, молол — свершал весь круг своих земледельческих работ и обязанностей. И самая жизнь текла размеренно, сообразно времени года, с соблюдением обрядов и обычаев. В семейные и общинные праздники люд предавался радостям и потехам, в горе причитал, со слезами поминал в установленные дни покойных родителей, водил хороводы, справлял свадьбы, весной закликал прилет птиц и раннее наступление тепла. И так шло из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век» (В. Аничкин ).

 

КАЛЛИНИК КИЛИКИЙСКИЙ, Гангрский , св. мученик, жил в III—IV вв., празднуется 29 июля/11 августа. Именем этого св. мч. крестьяне называли утренние морозы, начинающие обыкновенно появляться около дня памяти св. Каллиника и слишком убийственно действующие на хлеба, стоящие пока еще на нивах. В северных губерниях говорили: «Пронеси, Господи, Каллиника мороком (туманом), а не морозом». Основанием для упомянутого названия, очевидно, послужило сближение действия зимних морозов с ковкою железа. Зима, говорит народная пословица, морозы кует. Морозы-каллиники поэтому происходят от «калить, раскалять». В Томской губ. сильному жгучему морозу дается эпитет тлящего, и у нас о зиме замечают, что она сковывает и оцепеняет природу.

И. П. Калинский 

КАЛУГА , центр Калужской обл. Расположен на Среднерусской возвышенности, на левом берегу Оки. Население 346,7 тыс. чел.

Основан в сер. XIV в. как пограничная крепость на юго-западных рубежах Московского государства. Впервые упоминается в 1371 в грамоте литовского кн. Ольгерда. В к. XIV в. в составе Можайского княжества. В XIV—XVI вв. важная военная крепость в системе береговой обороны Московского княжества по рекам Ока и Угра (т. н. Пояс Богородицы). В 1508—18 самостоятельное удельное княжество. В XVI в. Калуга известна как торговый пункт с развитыми ремеслами и процветавшим искусством иконописи. В XVII — н. XIX вв. важный торговый центр на Оке. В 1708 Калуга вошла в Московскую губ., с 1777 центр Калужского наместничества, с 1796 — губернии. В Отечественную войну 1812 главная тыловая база русской армии. С 1840–х начался упадок экономической жизни Калуги из-за обмеления Оки, к к. 1860–х Калуга — тихий провинциальный городок. С 1924 в составе Московской обл., с 1934 — Тульской, с 1944 центр Калужской обл.

Архитектурные памятники: каменные палаты Коробова (1697), каменные жилые дома XVIII в., церкви — Покрова на Рву (1687), Георгия за Верхом (1700–01), Спаса Преображения (или Казанская, 1709), Знамения (1720—31); в застройке после 2–й пол. XVIII в. выделяются палаты Макарова, т. н. дом Оболенского, каменный Березуйский мост (1775—78), ансамбль Присутственных мест (1778—87), Троицкий собор (1786—1819), Гостиный двор (1782—96), дома Золотаревых — Кологривовой (1805—08) и Мешковых (1826), Дворянское собрание (1848—50).

 

КАЛУЖСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы . Явилась в 1748 в семи верстах от Калуги, в сельце Тинькове, в доме боярина Хитрово. Явилась таким образом: однажды две девушки, служанки Хитрово, вошли на чердак его дома, где лежали старые вещи и разная домашняя рухлядь. Одна из них, разбирая вещи, нашла сверток сурового полотна. Развернув сверток, она увидела прекрасное изображение благоговейного лица как будто монахини, читающей по книге свое правило. Девицу тронуло это изображение, и, указывая на него своей подруге, она назвала его игуменьей. Но другая девица плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь и уважаю твою игуменью». Но едва она успела сделать это, как была поражена и упала: ноги и руки ее скорчились, вся она впала в расслабление и лишилась зрения и языка. Испуганная подруга тотчас побежала к господину и рассказала ему все. Евдокию (так звали несчастную девицу) нашли едва живой, ее тотчас положили на постель и ожидали смерти. Ночью во сне родителям Евдокии явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его. Утром объявите об этом священникам и, вместе с ними, помолитесь пред поруганной Моей иконой, окропите расслабленную водой, которая истекает из-под храма, и дочь ваша исцелится». Утром после молебна больная исцелилась. После того икону вставили в раму и поставили в доме боярина на особом месте. Вскоре после этого служитель Прохор, живший в доме боярина Хитрово, который уже много лет был глухой, три раза видел во сне Богоматерь, Которая повелевала ему молиться об исцелении пред Ее иконою. Прохор исполнил это повеление и после молитвы заснул необыкновенно крепким и продолжительным сном (он спал двое суток без просыпа); в это время из его ушей вышло много материи, и, проснувшись, он стал здоров. В это же время единственная дочь боярина Евдокия опасно заболела; во сне явилась ей икона Богоматери и повелела для получения исцеления молиться пред нею. Родители вместе с больной начали молиться, и больная тотчас выздоровела.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!