ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 68 страница



Основана в 1794 донскими казаками как пограничная застава на месте бывшей Павловской крепости (1778–79), позже Кавказской крепости (1792), названной в честь Кавказского егерского полка.

 

КАДИЛО.См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ .

 

КАДНИКОВ , город в Вологодской обл., в Сокольском р-не. Расположен на заболоченной Присухонской низине, на р. Содиме (приток Сухоны). Население 5,5 тыс. чел.

В 1492 на Кадниковской пустоши для защиты торгового пути был установлен сторожевой пост, давший начало деревне Кадниковской. Город с 1780.

 

КАДОМ , поселок городского типа в Рязанской обл. Расположен на р. Мокше (приток Оки). Население 7,1 тыс. чел. Впервые упоминается в 1209, в 1381 как город. С 1779 уездный город Тамбовского наместничества, в 1778 оставлен за штатом. Архитектурные памятники: Димитровская церковь (действующая), остатки бывшего Кадомского Милостиво-Богородского монастыря; бывшие купеческие дома.

 

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738–26.10.1812), архитектор. Образование получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского в Москве. В 1763–67 работал в Твери под руководством П. Р. Никитина над восстановлением сгоревшего города, участвовал в составлении его плана и строительстве Путевого дворца Екатерины II . В 1768–74 Казаков был помощником В. И. Баженова , работал над проектированием Большого Кремлевского дворца.

Одна из первых выдающихся построек Казакова в Москве — здание Сената в Кремле (1776–87). Монументальность общего облика и парадность композиции органично сочетались в нем с огромным куполом, перекрывающим главный зал. В 1780—90–е Казаков создал ряд типовых жилых и общественных зданий, которые определили облик Москвы того времени, которую по праву называют «казаковской». Среди московских построек Казакова, по-новому организовавших городское пространство, — здания университета (1786–93) на Моховой (после пожара 1812 перестроены Д. И. Жилярди ), Благородное собрание (1775), Голицынская больница (1802–07), дом-усадьба Демидова (1779–91) и др.

Казакова отличало умение рационально разместить здания: главный корпус располагался в глубине обширного двора, на улицу выходили арки ворот, флигели, ажурные ограды. Во внешнем облике зданий Казаков стремился к простоте и лаконичности форм; строгие гладкие стены фасадов он дополнял графически четко проработанными немногочисленными деталями. Среди общественных зданий выразительностью интерьера выделяется Колонный зал Благородного собрания: его облик определяет великолепная коринфская колоннада. Целостные классические архитектурные формы церкви-ротонды были использованы Казаковым в церкви Филиппа Митрополита (1777–88), Космы и Дамиана (1791–1803) в Москве. Казаков отдал дань псевдоготике: в Петровском подъездном дворце (1775–82) он ввел элементы древнерусской и готической архитектуры в декоре фасадов. В 1800–04 Казаков руководил составлением генерального плана Москвы и созданием серии архитектурных альбомов наиболее значительных зданий.

Л. Н. Вдовина 

КАЗАНСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Обретена в 1579 в Казани. На этой иконе Иисус Христос изображен по пояс, обращен лицом к зрителю, одной рукой благословляет, другая рука сокрыта под хитоном. Пресвятая Богородица явила в Казани свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в вере вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала точное место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской грезой. Сон повторился еще дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиеп. Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальника, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотой магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона.

22 октября празднуется Казанской иконе в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612. Тяжелые годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия Иоанновича Шуйского род царей в России прекратился. Наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и склонивший на свою сторону казаков и много темного, доверчивого народу. К тому же еще поляки тогда коварно овладели Москвой и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в Россию своего царя, и уже большинство русских людей признало своим царем польского королевича Владислава. Но тяжело было верным сынам Отечества на православном Русском престоле видеть царем чужеземца и иноверца. И тогда дружно ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и Отечества. К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Прибыло ополчение и из города Казани, составленное кн. Д. М. Пожарским , и принесло с собою принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери. С верой и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники св. икону и при помощи Пресвятой Богородицы поразили поляков, отняли у них хорошо укрепленный ими Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях. Но не настало еще время окончательного спасения Руси от господства в ней чужеземцев. Вскоре за успехами русских войск последовали вражда и раздоры между начальниками отдельных отрядов, своеволие, пьянство, грабежи и насилие казаков и некоторых ратников ополчения над окрестными жителями, вместо защиты подвергавшимися нападениям и обидам со стороны своих же войск.

В 1611 году, зимой, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым , над которым принял начальство кн. Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собой и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость — взяла под Свой Покров верных сынов Отечества, и с Ее помощью Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с кн. Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших ему вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из Верных сынов Отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода Отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения, но, видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое Отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвой к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об Отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков в занятом ими Московском Кремле больному архиеп. Елассонскому Арсению, приехавшему в Россию с греческим митр. Иеремией, явился во сне прп. Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа , Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостной вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную, мужественно приступили к Москве и 22 октября 1612 освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиеп. Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы. В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха, Филарета , установлено Церковью ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом кн. Пожарского, а по устроении на средства кн. Пожарского нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери (ныне Казанский собор на Красной площади ) крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим кн. Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

При Петре I икона царя Ивана Грозного была перенесена в Петербург и находилась в Александро-Невской лавре до 1811 года, когда была перенесена в новопостроенный Казанский Собор. В России были три одинаково чтимые чудотворные иконы Казанской Богоматери: 1) в Казани в Богородицком монастыре , 2) икона царя Ивана Васильевича, перевезенная имп. Петром в Петербург и 3) в Московском Казанском соборе, дарованная кн. Пожарским.

О чудотворной иконе Казанского Богородицкого монастыря имеются следующие данные: риза иконы начала украшаться золотом, драгоценными камнями и жемчугом в 1595 по повелению царя Ивана Васильевича Грозного. В бытность свою в Казани имп. Екатерина II возложила на икону бриллиантовую корону. В 1799 имп. Павел , отстояв раннюю обедню, получил от игуменьи монастыря (кн. Блаховской) список с чудотворной иконы, богато вышитый жемчугом. По Описи 1894 известно, что чудотворная икона имела две ризы, одну сплошь вышитую жемчугом, другую золотую, украшенную 479 бриллиантами, 100 алмазами, 1120 изумрудами, сапфирами, рубинами и жемчугом. Риза была оценена в 1840 в 35 450 рублей.

Из «Церковных Ведомостей» 1908 и по «Судебному следствию» известно, что «перед годиной смуты из Казани был похищен чудотворный лик» в ночь на 29 июня 1904. Семь подсудимых были привлечены к суду и сознались в святотатстве. Икона никогда не была найдена, но существует подозрение, что воры ее сожгли, т. к. в их железной печи обнаружены среди золы остатки бархата и тесьмы, принадлежащие иконе. Часть бриллиантов нашли у преступников, но корона императрицы не была найдена. Празднуется 8/21 июля и 22 октября/4 ноября.

Прот. И. Бухарев 

 

КАЗАНСКИЕ ПОХОДЫ 1545–52, военные действия русских войск против Казанского ханства, проводившего в союзе с Турцией, Крымом, Астраханским ханством и Ногайской Ордой агрессивную политику по отношению к России. Казанское ханство закрывало для России волжский торговый путь, совершало постоянные набеги, в сер. XVI в. в Казани находилось ок. 100 тыс. русских пленников. Борьба за присоединение Казани началась в к. XV в., но усилилась в 40–х XVI в. Часть татарских феодалов («московская партия») выступала за переход в подданство России. Поход 1545 носил характер военной демонстрации и усилил позиции «московской группировки» и др. противников хана Сафа-Гирея, который в к. 1545 был изгнан из Казани и весной 1546 заменен ставленником Ивана IV Шах-Али (Шигалей). Но вскоре Сафа-Гирей, поддержанный крымцами, вернулся в Казань. Поход 1547–48 был безуспешен. После смерти Сафа-Гирея (1549) при его малолетнем сыне Утямыш-Гирее правила крымская группировка во главе с уланом Кучаком. Поход 1549–50 также был безрезультатен. Правительство Ивана IV развернуло серьезную подготовку к новому походу, был проведен ряд реформ, укрепивших армию. В 1551 в результате дипломатической миссии П. Тургенева удалось отколоть от антирусской коалиции Ногайскую Орду. Недалеко от Казани была построена крепость Свияжск (1551) в качестве военной базы. В августе 1551 Шах-Али снова «посадили на царство». В Казани продолжалась острая борьба группировок, Шах-Али не справился со сложным положением и в феврале 1552 покинул Казань. Попытка посадить в Казани русского наместника не удалась. Татарские князья пригласили на престол астраханского царевича Ядигара (Едигера). 16 июня русское войско (до 150 тыс. чел.) выступило из Москвы. В связи с приближением крымского войска хана Девлет-Гирея русская армия направилась на юг и юго-восток в район Каширы и Коломны, против 30–тысячного войска крымцев был направлен полк правой руки (15 тыс. чел.). Под Тулой войска Девлет-Гирея были разбиты и поспешно отступили. Русские войска двинулись на Казань. Благодаря хорошей подготовке похода за 43 дня они прошли 850 км и 13 августа сосредоточились под Свияжском. С 30 августа началась осада Казани. Татарские отряды, действовавшие извне, были отражены. Осада велась с применением системы параллелей, боевых башен, осадных орудий, минных подкопов. Взрывом мины был уничтожен водоисточник, и осажденные были лишены воды. После нескольких проломов в стенах 2 октября был предпринят общий штурм. К вечеру город был взят. Казанское ханство пало. В результате казанских походов к России было присоединено Среднее Поволжье, созданы предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.

В. Буганов 

КАЗАНСКИЙ женский монастырь , Ярославская еп., в Ярославле. Основан в 1610. Монастырский каменный соборный храм в честь Казанской иконы Богоматери был построен в 1845. Здесь находилась чудотворная Ярославская Казанская икона Богоматери, обретенная, по особому указанию свыше, иноком Галактионом, родом из Романова-Борисоглебска, получившим от нее исцеление и принесшим ее в 1588 из Казани в Романов-Борисоглебск; в 1609 при нападении на город поляков и литовцев св. икона перенесена была в Ярославль (а на ее месте, в Казанской церкви Романова-Борисоглебска, в 1611 поставлен точный список с нее) и в том же году прославилась здесь чудесным избавлением города от осады его поляками и литовцами, которые предстательством Царицы Небесной 23 мая после длившейся 24 дня осады отступили от стен Ярославля; в чувстве горячей благодарности жители Ярославля дали обет устроить женскую обитель; в том же году заложенный ими близ городской насыпи храм во имя Казанской иконы был освящен, и в нем поставлена была св. чудотворная икона как залог вечного покрова Божией Матери и благоденствия всего города.

С. В. Булгаков 

 

КАЗАНСКИЙ Петр Евгеньевич (1866–1947), русский юрист. Исследователь теории и идеологии русского самодержавия как древней исторической традиции русского народа. Основной труд: «Власть всероссийского императора» (Одесса, 1913).

 

КАЗАНСКИЙ СОБОР в Петербурге, первый храм на его месте построен по повелению Анны Иоанновны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери и велела установить ее именно здесь. Здание первого храма не отличалось великолепием и поэтому Павел I приказал возвести новое здание, подобающее небесной покровительнице Русского государства. Казанский собор был воздвигнут по проекту зодчего А. Н. Воронихина. Перед архитектором стояла сложная архитектурная задача. Собор был обращен к Невскому проспекту боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной колоннадой из 96 коринфских колонн. Подобная колоннада должна была оформить и противоположный фасад.

Казанский собор — выдающееся произведение русского классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Наружная скульптура принадлежит ваятелям И. П. Мартосу, С. С. Пименову, И. П. Прокофьеву, Ф. Г. Гордееву, Ж.-Д. Рашетту, В. И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты из бронзы по образцу «Райских дверей» во Флоренции — произведения знаменитого скульптора XV в. Л. Гиберти.

Внутри собора были иконы, написанные выдающимися русскими художниками К. П. Брюлловым (Взятие Богородицы на небо), Ф. А. Бруни (Покров Пресвятой Богородицы), П. В. Васина (Введение во храм).

В 1813 в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 фельдмаршал М. И. Кутузов . Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия в 1837 памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.

 

КАЗАНСКИЙ СОБОР на Красной площади в Москве, памятник благодарения Богу и чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской за победу русского народа над польскими оккупантами в Смутное время н. XVII в. Сооружен на вклад кн. Д. М. Пожарского в 1620–х, достроен после пожара в 1626. Строил собор мастер Абросим Максимов, освящал собор 15 октября 1936 патр. Иосиф в присутствии царя Михаила Федоровича и кн. Пожарского. В храме была установлена икона Казанской Божьей Матери, покровительницы Русского государства, главнейшая святыня народного ополчения Минина и Пожарского, которую торжественно вносили в каждый освобожденный от врага город.

Святыня русского народа была разрушена еврейскими большевиками в 1936. В 1937 на месте храма как раз со стороны святых алтарей и там, где с древности стоял Святой колодец с родниковой водой, еврейские большевики построили общественный туалет, просуществовавший до к. 1980–х. По воле Божией Казанский собор восстановлен в н. 1990–х.

 

КАЗАНЬ , столица Татарии, расположена на левом берегу Волги, при впадении в нее р. Казанки. Население 1087 тыс. чел.

Основан в 1177 (по новейшим данным) булгарами. С к. XIII в. называлась Булгараль-Джадид (Новый Булгар). Являлась пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской. В XIII— XIV вв. столица Казанского княжества. В 1399 разрушена войсками Московского кн. Юрия Дмитриевича, вновь отстроена в 1–й пол. XV в. С XV в. экономический и торговый центр Среднего Поволжья, столица Казанского ханства. В 1552 была завоевана Иваном Грозным и присоединена к Русскому государству. С 1708 губернский город. В 1714 в Казани возникла суконная мануфактура, в 1718 — Адмиралтейство.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!