Китайский опыт модернизации страны
На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внимание благодаря не только своим особенностям, но и предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятерку мировых лидеров по многим показателям. Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте сопоставления китайской модели с реформами в странах постсоветского пространства и других государствах.
Если мы хотим понять модернизацию Китая лучше, мы должны рассматривать её как процесс изменений, долгосрочный переход от одного состояния общества к другому. Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определённой среде, не схожей с западной.
Профессор Восточно-китайского педагогического университета Ли Хунту в своей статье «Модернизация Китая: исторический обзор» (LI Hongtu China’s modernization: a historical survey w1.ens-lsh.fr/colloques/chine 2004/ china_modernization.html) разделяет модернизацию Китая на четыре периода:
1. 1840 — 1910 годы — первый период и начало модернизации Китая.
2. 1911 — 1949 годы — вторая модель модернизации, соответствующая изменениям от реформ в рамках федеральной системы династии к буржуазной революции.
|
|
3. 1949 — 1976 годы — третья модель, соответствующая переходу от капиталистической к социалистической модернизации ( в этот период и была Культурная революция),
4. 1976 год — настоящее время. Это четвёртый период модернизации.
Источник
На вопрос, что же получится в результате китайской модернизации — социализм или капитализм, наилучший ответ дал Дж. Арриги в своей книге «Адам Смит в Пекине». Он выделяет капиталистический путь развития, который характерен для Запада, и некапиталистический рыночный путь развития в Китае. Последний идейно восходит к А. Смиту. Этот путь был в Китае в XVII веке, и он же реализуется там сегодня, как утверждает Арриги. Он говорит, что, если Китай не построит капитализм, это не будет означать, что он построил социализм. Если же он не построит социализм, это не будет означать, что он построил капитализм (Арриги Дж. Адам Смит в Пекине. Что получил в наследство XXI век. — М.: Институт общественного проектирования, 2009).
Не исключено, что именно здесь произойдет рекатегоризация привычных понятий, и термин «капитализм», введённый В. Зомбартом в 1902 году, исчезнет, как и гораздо ранее предложенный термин «социализм». То есть мыслители ведут речь о некой конвергенции, причём толпо-«элитарного» характера, если посмотреть вглубь китайской конфуцианской культуры. Об этом читайте статью «Конфуцианство — мягкий толпо-«элитаризм» китайской культуры».
|
|
Источник
Почему революция названа «культурной»?
Политическое противостояние, связанное с борьбой в партии различных группировок, на первоначальном этапе вылились в идеологическую борьбу в прессе и различных театральных постановках. Первым с критикой Мао Цзэдуна (毛泽东) выступил вице-мэр Пекина и уроженец провинции Чжэцзян (Шанхайский регион) У Хань с пьесой «Разжалование Хай Жуя» («海瑞罢官»), которую предваряла статья в шанхайско-гонконгском издании «Вэньхуэй бао» — «Хай Жуй бранит императора» («海瑞骂皇帝»). Пьеса повествовала о неподкупном чиновнике, боровшемся за благо страны, и провоцировала политически активную бюрократию на открытую борьбу.
Ответом на идеологические провокации оппонентов стала широкая критика различных культурных явлений в Китае, которая увенчалась вышеуказанным постановлением ЦК («Директива 5–16»). Как считается, термин «Культурная революция» был создан Пэн Чжэнем, который предложил её как альтернативу политическим распрям и перевод дискуссии в сферу культуры. В июле 1964 была создана «Малая группа по вопросам культурной революции» при ЦК КПК под руководством Пэн Чжэня. Интересно, что критик Мао Цзэдуна У Хань был непосредственным подчиненным Пэн Чжэня. Таким образом, Мао использовал созданную против него структуру в своих же целях.
|
|
Мао Цзэдун, поэт и знаток классической китайской литературы, не первый раз использовал поэтические и околокультурные лозунги для обоснования идеологической войны против оппонентов — первой его кампанией по борьбе с оппонентами, ещё в середине 40-х годов, было придано название «Исправление стиля», как будто бы речь шла не о партийной и идеологической работе — а о работе над ошибками в эссе на классическую конфуцианскую тему.
Источник
Значение Культурной революции, как правило, разъясняется и в более широком смысле — революции против реакционного сознания, феодальных порядков, старого общества, продолжение и усиление классовой борьбы в деле формирования мировоззрения рабочих и с реакционными элементами в интеллигентских кругах.
Причины культурной революции
|
|
Источник
Международный фон
В конце 1950-х годов произошёл дипломатический конфликт между КНР и СССР. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения.
Разоблачения сталинизма на XX съезде КПСС, хрущёвский курс на постепенную либерализацию в экономике при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие всей коммунистической идеологии. Политика Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники (Лю Шаоци и др.) подверглись уничтожающей критике в годы Культурной революции.
Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества. Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский на реке Уссури.
В октябре 1964 года в КНР были успешно проведены испытания ядерного оружия.
Культурная революция в Китае — держись курса на использование системы трех третей и достижение новых побед. Источник
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!