Лиза Калитина — героиня романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» .



Образ Лизы удивителен по красоте, силе и художественной выразительности. Эта молодая девушка отличается особой одухотворенной красотой, она тонко чувствует поэзию, музыку, ее натуре свойственна богатая душевная жизнь.

Внутренний мир героини формируется под влиянием ее бабушки Марфы Тимофеевны, чьи взгляды можно назвать крайними в их приверженности к порядочности и правдолюбию, а также няни, которая открывает героине мир народно-религиозных ценностей.

Нравственные достоинства Лизы Калитиной особенно заметны на фоне мелкого эгоизма и себялюбия ее матери Марьи Дмитриевны, бездушия и расчетливости ее поклонника Владимира Паншина.

Глубокий и насыщенный внутренний мир, искренняя вера в Бога, погруженность в молитвы позволяют героине жить, не замечая пошлости окружающих. Высокие понятия о долге, свойственные героине, раскрываются в истории несчастной любви Лизы к  Лаврецкому.

Прекрасное поэтическое чувство, в котором она поначалу не смеет себе признаться и которое затем охватывает всю ее душу, не имеет будущего, так как к Лаврецкому возвращается его жена, считавшаяся умершей.

Когда влюбленным приходится расстаться, Лиза с христианским смирением покоряется своей участи и призывает к тому же Лаврецкого. «…Счастье зависит не от нас, а от Бога», — говорит она ему.

Трагическую развязку своей любви она воспринимает как наказание за бесцельную жизнь, и приходит к выводу о незаконности личного счастья вообще. Свой долг она видит в отказе от мирской суеты, в служении Богу и людям, поэтому ее выбор — Лиза  уходит в монастырь — закономерен.

Образ Лизы Калитиной — это воплощение русского национального характера, тургеневская героиня, как и пушкинская Татьяна, «русская душою». Тургенев замечает, что ей «и в голову не приходило, что она патриотка, но ей было по душе с русскими людьми, русский склад ума ее радовал…».

Образ Лизы Бричкиной в повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.

Одним из главных персонажей произведения является молодая девушка по имени Елизавета Бричкина, выросшая в семье лесничего.

Детство и юность Лиза проводит в брянских лесах, где отец работает лесником, а дочь, вынужденно бросив школьную учебу, осуществляет уход за тяжелобольной мамой. Лиза описывается писателем в образе плотной, коренастой девушки с длинной косой и открытым добрым лицом, веявшим душевным теплом.

Характерные черты девушки, раскрывающие ее натуру, -терпение и смирение в жизни, стеснительность и застенчивость. Лиза давно привыкла к тяжелой деревенской жизни, без труда управляясь с животными и домашней работой, но всегда верит в свою мечту о светлом завтрашнем дне. Лиза очень надеется на поступление в техникум, о котором ей рассказывает гостивший у них в доме путешественник, обещавший оказать толковой и умной девушке помощь в поступлении.

Мечтам Лизы не суждено осуществиться, так как начинается Великая Отечественная война.

Живую и энергичную Лизу направляют на службу в зенитную школу, где она попадает в женское отделение под командованием старшины Васкова. Командир производит на девушку, которой еще не приходилось любить, сильное неизгладимое впечатление, и она с первого взгляда влюбляется в мужчину, радуясь любому моменту общения с ним и каждой незначительной его похвалы. Лиза восхищается немногословностью и мужественным характером старшины, выполняя различные его поручения.

Подруги, служившие вместе с Лизой, подшучивают и подтрунивают над смущенной Бричкиной, но увидев, что чувство девушки искренно и глубоко, начинают относиться к ее состоянию уважительно.

Васков с симпатией относится к Лизе и ставит ее в пример всем зенитчицам, считая, что на девушку приятно смотреть, когда все при ней.

По приказу старшины храбрая и способная Лиза отправляется через лес за подкреплением с целью попытки отряда выйти из фашистского окружения. Пробираясь через заросли деревьев, девушка вся погружена в мысли о Васкове и их возможном счастье в будущем. Переходя брод, Лиза оступается и проваливается болоте, где и погибает.

 

 

 

 

5. Анализ результатов проекта.

Заключение:

Итак, в исследовательской работе мы рассмотрели антропонимы как объект художественной номинации.

Личные имена – главный официальный идентификатор личности в социуме, активная антропонимическая категория, которая имеет глубокие корни в языке.

Антропонимы в художественном произведении – сложный и уникальный мир, занимающий весьма обширное пространство в художественном тексте.

Имя, введенное писателем в произведении, побуждает к поиску средств его постижения не только в пределах конкретного произведения, но и в самом контексте.

Таким образом, завершается, в определенном смысле, авторское познание и начинается читательское, цель которого найти зерно читательской мысли, воплощенное в именованном образе.

Но здесь следует сделать одно важное предостережение тем, кто будет заниматься изучением «говорящего» имени – для того чтобы понять смысловую выразительность имени, надо выходить за пределы изучаемого текста и определить, как звучало это имя в конкретную эпоху и в конкретной среде и и какими предпочтениями характеризуется ономастическое пространство данного писателя».

 

6. Оценка результатов проекта.

Проанализировав специфику имени и образа Лизы в литературных произведениях, можно сделать вывод о том, что стремление писателей максимально использовать возможности имени собственного в художественном тексте приводит к тому, что антропоним становятся одним из важнейших средств для создания образа.

 

7. Перспективы проекта.

Работу над проектом можно продолжить, так как имя Елизавета встречается в музыке, изобразительном искусстве.

 

 

8. Выводы.

Изучив и проанализировав несколько произведений, я пришла к выводу, что в большинстве случаев характер героя соответствует значению имени. И это, конечно, зависит от творческих и мировоззренческих взглядов писателя, а также от его творческого опыта.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

У каждого имени есть своя история, своя тайна…. И они накладывают свой отпечаток на судьбу человека…

Работа над этой темой заставила меня прочитать много книг, энциклопедий, научила выбирать главное из многих источников информации. Я поняла,  что могу гордиться своим именем, которое, хоть и не очень часто, но встречается в литературе.

 

Список литературы.

1. Суслова А.В., Суперанская А.В. «Орусских именах» - Лениздат, 1991.

2. Павлова О. «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина // Литература – приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – № 2. – С. 13

3.

 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!