Периодизация раннехристианского и византийского искусства
330 (основание Константинополя, могут относиться и более ранние памятники) – 1453 (падение Константинополя под натиском османов)
I. 4-5 века – Позднеантичное и то же время раннехристианское искусство.
Ø Сосуществование двух традиций; «еще не история, а предыстория»
II. 6-7- ¼ 8 века – эпоха императора Юстиниана и его преемников.
Ø Расцвет.
III. 726-843 – искусство времени иконоборчества.
IV. Середина 9 – середина 11 века – Период Македонской династии («Македонское возрождение»)
V. Вторая половина 11 – начало 13 века (1204) – Искусство Комнинов
Ø 1204 (участники 4 крестового похода взяли Константинополь, и Византия пала) –
Ø 1261 – соединение Византии и западноевропейской традиции
VI. 1261 – 1453 – «Палеологовское возрождение» после упадка, искусство Палеологовской династии
VII. Середина 15 – 16 (иногда начало 17) – Поствизантийское искусство
*1 – 6 – Ранневизантийское искусство
**7 – 9 – Средневизантийское искусство
*** 10 – Поздневизантийское искусство
Раннехристианское искусство. Искусство 4-5 веков
*Константинополь – «генератор идей», «мост», соединяющий Европу и Азию
Источники (элементы):
Ø Римский (Панитальянское направление) – Айналов, Стшиговский
Ø Греко-Эллинистический
Ø Восточный
Круг памятников: большая часть – церковные постройки, а также военные и жилые сооружения
Внешний облик храма лаконичен и суров, внутренний – наоборот, богаче; аналогия с человеком-христианином
|
|
До середины второго или начала третьего века не было необходимости строительства каменных храмов, так как встречи – на улицах (Афины при апостоле Павле), в светских постройках (Эфес при апостоле Павле), а также храмы предшествующих конфессий
К 250 году – в Малой Азии населения 50% христиане
В это время происходят первые «кровавые гонения» на христиан. Это фиксируют историки и хронисты.
Первое здание датируется временем до 230 года – комплекс в крепости на Евфрате – крепость Дура-Еуропос – дом для собрания и синагога; много помещений – служебных, типа школ и т.д.
На рубеже 3-4 века император Диоклетиан снова начал гонения на христиан, но безуспешно
Ø 313 при Константине (легенда о видении креста и победе в битве) Миланский эдикт: разрешена христианская церковь, исповедание религии. Она не стала государственной, император вел двойственную политику, будучи выше всяких учений, но перед смертью крестился
В Риме два типа построек:
1) Ротонда – многолепестковая, форма креста и т.д. План разбивается на две симметричных части (пример – Пантеон, построенный (кем) ПРОСТО ОБРАЗЕЦ, ОНА НЕ ХРИСТИАНСКАЯ) – стремление создание единого пространства с зальными характеристиками; в цилиндрических зданиях – момент кольцевого движения
|
|
2) Базилика – (могла иметь разное назначение (театр, рынок, приемная, суд, но особенно часто – общественное сооружение, где находились органы управления) – прямоугольная постройка, где есть центральный коридор (неф) и перекрытия находятся на разных уровнях. Ориентирована с запада на восток – от входа к алтарю. Опоры стоят через равные промежутки, создающие ритм и шаг (но это в христианской, а не в обычной римской)
1 – Когда Константин захватывает Рим, он достраивает базилику Максенция
2 – Троянова базилика – отличается роскошью; многонефная. Зодчих привлек тип базилики, т.к. это были общественные постройки со статуями императоров и божеств – ЕСТЬ СВЯЗЬ С КУЛЬТОМ, было легко переориентировать для богослужения
В Риме храмы стали появляться на местах захоронения мучеников – над катакомбами.
3 – Церковь Сан Лоренцо фуори ле мура в Риме (330 год)
- завершается алтарным полукругом – апсидой;
- галерея-обход вокруг алтаря.
- Как и многие Римские базилики, имеет обратную ориентацию (алтарь на западе) в связи с неустоявшейся традицией
Как правило, базилика имеет плоские двускатные перекрытия над центральным нефом, плоские перекрытия над боковыми, т. е. система перекрытий по балкам, сводов еще нет.
|
|
Арка, открывающая предалтарное пространство – триумфальная.
Трансепт – коридор север-юг перед алтарем – дает новое развитие.
Боковые колоннады + окна со световыми потоками – боковые стены дематериализуются
Декор – мозаика, живопись, резьба
4 – Лотеранская базилика – построена на месте, где Константину приснился крест.
- Перестроена, но сохранились рисунки и археологические данные.
- Пятинефная.
- Ступенчатый разрез.
- Между «ступенями» крыш – окна.
- Трансепт.
5 – Базилика Святого Петра (на месте собора Св. Петра в Риме) – 330 год.
- Есть атрий (атриум) – дворик.
- Пониженный объем со стороны входа – нартекс (по правилам – с запада, но в ранних базиликах с востока).
- Изначально место для нахождения оглашенных (тех, кто еще не принял христианство) (чтобы не на улице)
6 – Храм Св. Павла Сан Паоло фуори ле мура за стенами Сан-Пауло – 381 – 400; 441 – перестройка, после пожара – 1823. Структура – интерпретация такой, как в Св. Петра
! Император строил их на частной земле императора за пределами города (как бы дар) + демонстрирует власть и оказывает на народ впечатление
7 – Церковь Санта Мария Маджоре – 350 (430 – значительная перестройка + мозаики). 3 нефа, но имеет сокращение по длине. Имеет концентрическое движение около алтаря внутри помещения.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!