История изучения византийского искусства



Искусство Византии

    Для подготовки к экзамену:

1) Картинки: главное, не что это, а когда это было создано

2) Билеты: два вопроса в каждом билете

 

3) Литература:

    А) В библиотеке: И. В. Антипов «Искусство Византии», учебно-методическое пособие

    Б) См. фото выше. Обязательно 6, 12, 14, 15, 16, 18, 20

О книгах:

В. Д. Лихачева «Искусство Византии 4-15 вв.» Мск., 1981

              - компактная по содержанию

              - но материала недостаточно

              - «перевес» в сторону миниатюры

    Г. С. Колпакова «Искусство Византии» Т. 1-2 СПб., 2004

              - «авторская история византийского искусства»

              - местами тяжелый язык, не подходит для подготовки

              - наиболее полная работа на русском языке

    Дэвид Тальбот Райс «Искусство Византии»

- неудобна для экзамена, т.к. сначала рассматривается общий поток, затем регионы

    «Культура Византии» 1980-е

    «Всеобщая история архитектуры» Т. 3 1966 г.

    Полевой «Искусство Греции: Средние века»

    Лазарев

    Комич «Древнерусское искусство…»

    Краудхаммер «Раннехристианская византийская архитектура…» (англ.)

    Манго

4) Сдать конспекты:

- Трактат Дионисия Ареопагита (Псевдодионисий Ареопагит) 6 век «О небесной иерархии» к 15 апреля

- В. В. Бычков «Малая история византийской эстетики» Киев, 1921 или «Византийская эстетика. Теоретические проблемы» или «Эстетика христианства» в двух томах к 15 апреля

- Таблица по «Евангелию»: от руки, А4, альбомная ориентация к 15 марта

Сюжет Матфей Марк Лука Иоанн
1. Название 1:2 – 3 4:5 - 13   -
         
         

 

· Выбрать наиболее полный текст

· Если нет сюжета – прочерк

· Притчи и чудеса – название со сносками

· Один из сюжетов «Сошествие Св. Духа на апостолов» – в «Деяниях»

Название Текст

 

    15. 02. 2019

Лекция 1

Из истории

! Византия никогда не существовала под собственно названием «Византия», жители называли себя ромеями, т.е. наследниками Римской Империи (Империя Ромеев). Существовала более 1000 лет.

v Название «Византия» для Восточно-Римской Империи придумал Иеронимус Вольф (Вена) в 16 веке. Главный город – Константинополь (нынешний Стамбул) – определял идеи и традиции, основанный на месте греческой колонии города Мегары, которая называлась Византий.

 

v О начале византийской истории построили в 324 году, но сам акт основания датируется 330 годом – дата стыковки Античности и Средних веков (т.е. начинается переходный период)

 

v В отличие от Западной Римской империи, Восточную Римскую практически не затронул кризис 3 века. Причина – отсутствие рабства.

 

v В конце 3 – начале 2 века после смерти Феодосия I для удобства правления Римская Империя разделена на 2 части. Окончательное разделение и отправная точка отделения Византии - 395 год. Первый император Восточной империи – Флавий Аркадий.

 

География

1) Часть Балкан

2) Малая Азия

3) Армения, Грузия(?)

4) Болгария

5) Сирия, Палестина

6) Кипр

7) Крит

8) Крым

9) Часть Севера Африки

10) Месопотамия

11) В 6 веке добавились Иллириия и Далмация (нынешняя Хорватия)

· Богатые земли

· Население – около 50 млн, основной народ – греки, т.е. искусство Византии – «средневековое греческое искусство».

· В 6 веке Византия присоединила часть «варварских государств» и эллинизировала иудейское и латинское население

· Государство просуществовало с 395 до 1453 года. Причины столь долгого существования – наличие объединяющего фактора, бывшего первичного перед этническим самосознанием – наличие объединяющей религии – христианства

 

! Что касается искусства, то оно не существовало как отдельный род занятий. Искусство было мощным воздействующим средством, основанным на религии:

Христианство – делит мир на Небесный и Земной. От неоплатоников отличает принцип наличия связи между ними (истинное – не где-то там, а вокруг нас) – чудо –прорыв инобытия в нашем мире – связь материального, естественного и сверхъестественного и заключается в проявлении истины:

1) через явившегося в мир «Сына человеческого» - ипостаси самого Бога («посредник», появление которого – прорыв античного дуализма) - человека появляется надежда на то, что после смерти он получает жизнь вечную (т.е. христианство – религия радости)

2) также чудо может свершиться через богослужение – снятие противоречий между духом и плотью. Самое важное – литургия (евхаристия, «обедня») (расписать про кровь и плоть)

    Главным героем в искусстве оказывается человек. Эта тема поднималась еще в литературе апологетов (ранние авторы, писавшие в защиту христианства)

*Источники – 1) Евангелие – 3 синоптических и 1 от Иоанна;

2) Деяния апостолов и Послания апостолов,

3) апокрифы – тексты, не вошедшие в Новый Завет, но их не возбраняется читать дома

4) Отреченные книги – не вошли в состав, были под запретом, т.к. еретические учения

5) апологетическая литература

    Так вот, человек создан по Образу и Подобию Божьему; человек - один из полюсов мира, и мир создан для человека (антропоцентризм христианства). Один из ключевых сюжетов – появление логоса (слова) для спасения человека. Человек не ничтожен, он выше природы. Но человеческая природа двойственна: в ней постоянно происходит борьба духа и материи. Тело создано Богом и является средством познания Духа. Апологеты считали, что нужно бороться не с телом, со страстями

 

 

Искусство

1. Сначала вопрос возможности существования изобразительного искусства был очень спорным. В отличие от Античности, антропоморфная скульптура считалась воплощением язычества.

- «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих; есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них» (Псалтирь 134:15-18)

- «Истукан его есть ложь, и нет в нем духа» (Иеремия 51:17)

- «Не сотвори себе кумира»

2. Следующий этап: проводится четкая грань между искусством и искусностью. «Божественное начало неопределимо на языке» (т. е. Бог трансцендентен). В таком подходе обыденное искусство не осуждается, но запрещено возводить его в божественное

 

3. С 6 века после легализации христианства реализуется взаимодействие религии и искусства

Псевдодионисий соединил религию и искусство. Он говорит, что искусство помогает в изучении и приобщении к христианству, т.к. всякое изображение – начальная точка восхождения к духовному. Дионисий говорит, что мы должны четко понимать, что человеческие возможности нужно объективно оценивать. Искусство – вещественное руководство, а также отпечатки божественного озарения.

 

! «Несходное подобие» – некие изображения, внешней формой не соответствующие тому, что они изображают, но являются «неким мостиком» для постижения духовного (т.е. теория христианского символизма). Когда была создана теория, закрепилась возможность практической реализации.

 

История изучения византийского искусства

1) Еще в 1 тыс. другие народы волновали традиции и обряды Византии.

2) Италия, Средневековье – усиливается авторитет всего греческого

3) 16 век – в Германии переводят и объясняют византийские сочинения

16-17 века - создан кружок ученых при королевской типографии в Париже

В это время публикуется большая часть документов

4) 18 век – просвещение, энциклопедисты и черные философы крайне отрицательно относились к Византии. Для них это был пример косного государства, стагнации, да и в целом отношение к церкви было негативные

5) 19 век – Германия – точное следование источникам (Моммзен) и отсутствие субъективной оценки, переиздается патрология (Минь)

· К началу 20 века – полностью сформировавшаяся система; появляются региональные школы:

- Во Франции:

Шарль Диль – «Византийские портреты», «Юстиниан и Византийская цивилизация в 6 веке»,

Габриэль Милле - ?,

Андреа Грабар – «Византийская живопись», «Христианская иконография»

- В Германии:

Йозеф Стшиговский – тема происхождения средневековой западно-европейской романской и готической архитектуры и связывал ее с архитектурой Армении, книга «Восток или Рим?»;

Курт Вайцман – монументальны исследования по раннехристианско живописи, миниатюры и т.д., книга «…»,

Отто Демус «Византийские мозаики в Греции», «Византийское искусство и Запад» - обсуждения вопроса взаимовлияния. Говорит, что Византия оказывает мощное влияние на Запад.

Дэвид Тальбот Райс;

Р. Краутхаймер «История Византийской архитектуры» и «Корпус Римских базилик» - возвращался к теме спустя несколько десятилетий,

Сивил Манго «Лексикон христианской иконографии»; …

Выставки 1979, 1997, 2004 в Метрополитене – экспонаты музеев всего мира + каталоги

 

- В современности особенно актуальны следующие направления:

· связь христианского искусства и богослужения, воздействие на пространство храма, на росписи;

· синтез искусств в пространстве христианского храма – попытка рассмотреть храм как нечто единое целое;

· провинциальное искусство Византии;

· поствизантийское искусство

 

    - В русской науке:

«Повесть временных лет»

Источниками по истории пользовались Татищев, Ломоносов

В пушкинскую эпоху под влиянием Франции передалось негативное отношение

19 век – путешественники привозят сведения и предметы; т.е. этим начинали заниматься люди не «в кабинетах», а на практике. Архимандрит Порфирий (Успенский) – глава миссии в Константинополе

В. Г. Васильевский – основатель византинистики в России; основатель журнала «Византийский временник», который существующего до сих пор

Его ученик – Ф. И. Успенский

 

1894 – основан Русский археологический институт в Константинополе; цель – исследование и сохранение памятников на всей территории бывшей Византии; основан журнал «Известия РАИК». Несмотря на то, что институт был археологическим, некоторые его выходцы были искусствоведами, т.к. в то время понимание археологии было намного шире современного.

Родоначальник изучения византийского искусства в России – Кондаков; с 1888 преподавал. Изучение начал с нуля: «Иконография Богоматери» в двух томах и другие работы. Принцип – иконографический метод в основе, выявление региональных типов и предпосылки их возникновения

 

Николай Петрович Лихачев – исследователь и крупнейшие русский коллекционер начала 20 века; коллекция печатей и иконописи, в т.ч. Средневизантийских (очень редкие)

Николай Васильевич Покровский – «Евангелие в памятниках иконографии»

Ученики Кондакова

1) Редин «Мозаики Равенны»

2) Айналов «Эллинистические основы византийского искусства» – указание на эллинистическую традицию в основе! Опубликована на русском и в 1960-х на итальянском

 

После Революции упадок, но многие ученые уехали на Запад; «Seminarium Cоndacovianum»

Затем Алпатов, Лазарев, Брунов посетили Балканы и Малую Азию и собрали ценную информацию

1920-1930-е – нет публикаций

 

Во время Великой Отечественной войны поменялось отношение к церкви; после войны – Лазарев «История Византийской живописи»; в 1960-е переработана на итальянском, потом переработанное издание выходит на русском языке (после смерти исследователя)

М. В. Алпатов как и Лазарев, в своих исследованиях опирался на Византию, Италию и Древнюю Русь

Вера Дмитриевна Лихачева – изучение миниатюры

 

После войны в СССР широко изучают прикладное искусство, т.к. страна обладала ценной коллекцией (эмалевые, шитые образы, церковная утварь) – А. В. Банк и Л. А. Мацулевич (ученик Айналова)

Когда еще можно было выезжать за границу, изучают архитектуру – Брунов, Якобсон

1967 – «История Византии» с разделом про искусство

1980- е гг. – «Культура Византии» – своеобразный итог изучения Византии в XX веке

 

! Следует отметить связь Византии с изучением Древней Руси. Последний десятилетия – расцвет русской школы (Попова – МГУ). Архитектура – перелом, хотя изучение все еще недостаточно (Виноградов – НИУ ВШЭ, Седов – МГУ, их предшественник – Комеч)

Аверинцев, Лидов, А.С. Смирнова, О. Е. Этингофф

В Санкт-Петербурге – Эрмитаж: Ю.А. Пятницкий, В. Н. Залесская

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!