Новая культурная картина мира.
Гуманисты утвердили новое понимание мира и человека. При сохранении общей, христианской в своей основе, концепции сотворения мира ими было выработано представление о самостоятельности самого человека в его земной жизни. Создав земную реальность, Творец поставил в ее центр человека и предоставил ей развиваться далее по имманентным, ей присущим законам. Т.о., человек имеет не только божественное, но и природное, естественное происхождение.
Человеческий дух создан по образу и подобию Бога, поэтому невозможно видеть в человеке только земное ничтожество, - напротив, в нем самом присутствует божественная искра; человек – это земной Бог. Сотворив человека, Создатель предоставил в его распоряжение часть себя самого, а дальнейшее зависит от того, насколько человек в состоянии распорядиться этим достоянием. Человек отпущен на свободу, он сам определяет свое предназначение, все решает его творческая воля, все, происходящее с ним в мире, в конечном счете зависит от него самого. Итак, гуманисты не сомневаются в значимости человека, в его божественной духовной природе, видят и ценят его величие, верят в человека, воспевают все лучшее в нем.
Гуманизм означал такую переориентацию культурного сознания, когда именно человек стал фокусом, точкой приложения всех тех идей, которые знало христианское мироощущение. В этом заключается антропоцентризм культуры Возрождения. О нем как о важнейшем смысловом пафосе говорят сами названия трудов ренессансных мыслителей: «О преимуществе и превосходстве человека» (Б. Фацио), «О наслаждении» (Л. Валла), «Речь о достоинстве человека» (П. делла Мирандола) и др.По словам М. Фичино, «человек… заслуженно может быть наречен центром природы, средоточием Вселенной, всемирным родом, всеобщим ликом, и узами, и скрепой мира».
|
|
Возрождение породило в культуре новые смыслы и ценности: жизнеутверждение земной ипостаси бытия наряду с небесной, стихийное самоутверждение человека индивидуального, самодеятельного, абсолютизация его способностей и возможностей, вера в его недюжинные силы, в его титанизм, в возможность управлять другими людьми и миром природы.
Возрождение впервые заметило в отдельном человеке не просто индивидуума, а индивидуальность со свойственными ей неповторимостью, самобытностью и оригинальностью. Этот гуманистический индивидуализм был еще чрезвычайно далек от буржуазного, который будет основываться на противопоставлении одной личности всем другим. Ренессанс был периодом «детства и юности» европейского индивидуализма. Ф. Энгельс отмечал, что люди ренессансного склада были чем угодно, только не людьми буржуазно-ограниченными. Наряду с индивидуализмом, Ренессансу присуща и критика этого индивидуализма, и осознание неоднозначности и «проблематичности» человека, особенно явно обнаружившие себя на излете эпохи (поздний Тициан, Микеланджело, Т. Мор, В. Шекспир).
|
|
Т.о., ренессансная аксиология представляла собой уже далеко не традиционную систему ценностей, т.к. важнейшим смысловым центром ее перестала быть надчеловеческая реальность, боги, Космос и даже единосущный Бог. Тем самым благодаря Возрождению культура впервые получает субъектную, человеческую ориентацию.
Ренессансная смысло-ценностная парадигма получила свое продолжение и деривацию в последующей модернистской европейской культуре.
Обратная сторона» Ренессанса
Однако характеристика ренессансной культуры будет неполной без учета «обратной стороны» тех смыслов и ценностей, которые она провозгласила. Возрождение прославилось не только возвеличением и облагораживанием человека в искусстве, но и реальными примерами коварства, вероломства, жестокости, аморализма и авантюризма, разгулом страстей разного рода, достигших невиданных масштабов как раз в возрожденческой Италии. А.Ф. Лосев справедливо отмечает, что в своем бесконечном стихийном самоутверждении личность доходила до сильнейших капризов и аффектов, безудержного своеволия, сопровождаемых к тому же самолюбованием и самоупоением[6].
|
|
Блестящие дарования и неуемная творческая энергия сплошь и рядом соседствуют в людях Ренессанса с честолюбием, властолюбием и развращенностью. Чезаре (Цезарь) Борджиа, вошедший в историю как хрестоматийный злодей, совершавший мыслимые и немыслимые аморальные поступки, стал для Н. Макиавелли образцом идеального государя (трактат «Князь»). Макиавелли восхищался его энергией, политической логикой, железной волей и беспощадностью, считая, что только он был способен объединить Италию. При Чезаре одно время находился и Леонардо в качестве фортификатора. Разгул страстей и преступлений коснулся и самих гуманистов. Их полемика между собой изобилует оскорблениями и угрозами. Доходит дело и до прямого рукоприкладства: так, скульптор Пьеро Торриджиани, по его собственным словам, однажды в молодости так сильно ударил молодого Микеланджело, что почувствовал, как под его кулаком проломилась кость.
Как ни парадоксально, эти «грязные» стороны ренессансной жизни были продолжением ее «чистой» стороны. Ренессансный переворот нуждался в сильных, пассионарных личностях – и он их получил. Даже в своих негативных проявлениях личность Возрождения была титанической и незаурядной. Индивидуалистическая реакция человека переходной эпохи приводила его к полному освобождению от всего надличного и объективного, заставляя признавать значимыми только свои внутренние нужды и потребности.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!