Четкость расстановки действ сил и развития конфликта;



Выявление драматургических и композиционных функций каждого акта и каждой сцены.

Учитывает психологию слушательского восприятия, старается выстроить оперу таким образом, чтобы каждое последующее действие было короче предыдущего.

Постижение Гюго стало значит этапом на пути Верди к Шекспиру.

 

Важное значение – обращение к Байрону: «Двое Фоскари», «Корсар».

 

4. Значение драматургии контрастов.

Контраст как неотъемлемый элемент драматургии проявляется, действует на всех уровнях оперной композиции: от индивидуальных характеристик героев до

 

Примером может служить «Риголетто».

· Индивидуальные хар-ки. Риголетто-шут. Прием инструментальной хар-ки: угловатые мелодические ходы, дробные фигурации. 2я картина: выразительные, скорбные интонации речитативного монолога (!) – душа героя здесь раскрывается. Недаром Верди считал голос певца главным средством выражения мыслей и чувств: поэтому вначале прибегает он к инструментальной хар-ке. С появлением Джильды качество мелодики в его партии меняется: плавная напевность появляется. Наибольшего драматизма муз язык героя приобретает в кульминационной арии: «Куртизаны, исчадие порока». Сначала – яростный обличитель (экспрессивный речитатив), затем – умоляет врагов сжалиться (проникновенная мелодия). Так вырастает сложный многогранный образ героя: озлобленный жизнью герой, в то же время любящий и страдающий отец. Контраст обусловливает не только Многогранность психологических оттенков, но и динамизм данного образа.

· Контраст образов. Антипод Риголетто = Герцог Мантуанский. Человечности, многогранности шута противопоставлены одноплановость и статическая неизменность облика герцога на протяжении всей оперы. От экспозиционной баллады в первом акте до популярной песенки «Сердце красавицы» в третьем акте муз язык его остается однородным. Одноплановость еще эта подчеркивается и традиционными по форме законченными сольными номерами – в противоположность свободному и действенному развитию вокальной партии Риголетто.

· Контраст оперных форм. Окружение герцога, проникнутое духом тупого самодовольства, их обезличенность проявляется в заключ хоре 1 к 1 акта – голоса придворных сливаются в унисон. Это яркая противоположность многослойной, живой мелодич ткани ансамблей, связанных с образами и судьбами действующих лиц. Квартет: каждый голос развивает свой круг интонаций, присущий лишь данному персонажу.

· Принцип единовременного контраста: финал оперы Риголетто – гроза, потрясающая звукопись в оркестре + на этом фоне песенка герцога

6. Работа над шекспировскими образами.

 Его творчество отличает шекспировский подход к трактовке сюжета, основой которого должна быть правда жизни. Отсюда установка: опера немыслима без конфликтных противоречий, без резко заостренных антитез, напряжения страстей, которые порождали бы музыкальное динамичное действие.

Шекспиру принадлежит особое место в творчестве Верди. Он бесконечно притягивает композитора, однако Верди приходится сталкиваться и с некоторыми трудностями: Верди кажется невозможным вложить многоплановую, психологически насыщенную драматургию Шекспира в прокрустово ложе оперного либретто. Смущает его и свободная структура пьес с частой сменой сцен, к-ю сохранить в опере нелегко («приходится ежесекундно менять декорации»).

 

Драматургия Шекспира не совпадает с оперными канонами. Яркий пример тому – «Макбет» - 10я опера становится не только его первой шекспировской оперой, но и первым опытом воплощения драмы Шекспира на итальянской оперной сцене в таком варианте, который близок оригинальному.

7. Особенности эволюции музыкального языка и оперных форм.

Особенности драматургии большинства ранних опер Верди заключаются в их ораториальном складе (в частности, разностороннее использование хора). «Набукко» открывает список таких произведений, «Битва при Леньяно» – замыкает.

· Множественность драматургических линий, исторический фон, развернутые массовые сцены приближают произведения к «большой французской опере»

· В «Ломбардцах» впервые в операх Верди зазвучал мотив искупления смертью. Один из главных драматургических принципов — принцип контраста — развернут особенно широко и проявляется как на уровне актов и сцен, так и внутри отдельных номеров.

· В "Эрнани" композитор чётко обозначил типы образов, которые затем встречаются в ряде опер. Главный герой (тенор) - изгнанник, разбойник или пират, - найдёт своё продолжение в "Разбойниках", "Альзире", "Корсаре" и "Трубадуре". Героиня (сопрано) - любящая мужественного молодого разбойника (впоследствии Амелия, Медора, Леонора). Соперник (баритон) - владетельный аристократ, - появится в "Альзире", "Разбойниках", "Битве при Леньяно", "Трубадуре". Начиная с "Эрнани" Верди пишет вступление к опере, в котором экспонируются ключевые темы, звучащие в важнейшие моменты драмы. В "Эрнани" сформировались типологические особенности романтической трагедии, которые будут развиты в аналогичных операх, созданных позднее.

8. Роль оркестра и тембровой драматургии.

Травиата. Значительно возрастает роль оркестра. Он не просто аккомпанирует, но включается в действие. Развивает отдельные мелодические обороты, интонации вокальных партий, а также подчеркивает настроение героев соответствующими ритмами и тембровыми красками. Камерный, лирический сюжет оперы определил прозрачность партитуры, в к-й гл роль принадлежит струнной группе. Партитура оперы отличается подлинным симфонизмом (например, в контрастных по смыслу эпизодах видоизменяет знакомый тематический материал, напоминая о прошедшем событии или прежнем состоянии героя и подчеркивая наступившую перемену).

 

Фальстаф. Тембровая драматургия играет значительную роль. Драматургия оперы отмечена роскошным многообразием тембровых красок. С лучшими колористическими эпизодами из сочинений Вебера можно сравнить соло Corno в начале финала, в какой-то мере перекликающееся со вступительным эпизодом увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль». Огненный темперамент завершающих эпизодов второго и третьего действий напоминает неотразимую динамику оркестровых крещендо финальных сцен в операх Россини.

О большом значении тембровой выразительности, колористических средств развития свидетельствует монолог Фальстафа из 3 действия. Мрачные думы о ничтожном мире сопровождаются зловещим мотивом тромбонов и туб.

 

Отелло. Соло английского рожка в 4 действии – как символ трагических предчувствий.

 

Риголетто. «тема проклятия» (тромбоны и трубы), пронизывающая партитуру, как неотвязная мысль, как идейно-драматургический стержень. Драматургическое использование лейта: во вступлении – как предупреждение, заставляющее ожидать трагических событий. В дальнейшем этот лейт связан с тяжелыми предчувствиями Риголетто.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!