Три константы русского образования



 

Благодаря усилиям трех поколений русских религиозных философов в истории России хорошо просматриваются характерные черты отечественного воспитания, которые можно сгруппировать в три константы. Под константами предлагаем подразумевать постоянные, практически неизменные при тех или иных преобразованиях черты, которые делают явление русского воспитания целостным и позволяют увидеть его природу в самых общих чертах.

 

Первая константа—духовность—особое внимание русскогочеловека к сфере абсолютного, вечного. Суть ее в том, что русский человек хочет действовать "во имя чего-то абсолютного", пренебрегая временным, конечным. Духовность — это понятие, описывающее внутреннее состояние человека, его отношения с Богом, миром и людьми. Верное в самом общем виде, это объяснение корректируется двумя другими понятиями — " православие" и "русская этническая целостность". Только такое триединство позволяет точно соотнести духовность с нашей историей и современностью и понять суть взаимодействия и отторжения, которые наблюдаются сейчас в жизни нашего общества.

 

Вторая константа—открытость—способность русскойкультуры и образования открываться внешним влияниям, впитывать зарубежные ценности, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя свою неповторимость и единственность. По существу, это – отрицание самоценности национальной принадлежности, фальшивой национальной спеси; готовность бескорыстно соединиться с каждым, кто приемлет святыни и православные нормы народной жизни.

 

Третья константа—традиционность—опора на народнуюкультуру, педагогику, эмпирически сложившийся порядок образования человека. Если открытость можно сравнить с внешним дыханием, то в данном случае речь идет о дыхании внутреннем, о постоянном обращении к собственной истории и культуре, основам народной организации жизни.

 

Три ценности русского образования

 

Образование во все времена и для всех народов — абсолютная ценность. В трудные периоды жизни России общественное сознание обращается к образованию — образованности как безусловной ценности. И само образование имеет ряд ценностей.

 

1 Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школ: очерки прикладной философии образования. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 100-112.


 

 

31


Культурно-исторический опыт показывает, что российское общество является носителем безусловных ценностей в образовании. Здесь первое место занимает семья — основа родового строительства нации, "первичное лоно человеческой культуры", "духовный очаг", школа "духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции" (И. Ильин), институт первоначального воспитания любви, соборности, единения и общежития, авторитета и дисциплины…

 

Школа призвана содействовать укреплению семьи, разъясняя детям духовное единство поколений, семья же помогает авторитету учителя и деятельности школы в деле образования. Единое семейно-школьное воспитание обеспечивается узаконенной связью семьи со школой и ответственностью родителей за нравственное и духовное воспитание детей.

 

Предназначение школы в том, чтобы духовный опыт ребенка гармонично вошел в более широкий контекст социокультурного окружения и служил доброму делу в обществе. Школа — это среда, в которой происходит сохранение и передача духовного опыта и культурного наследия народа; она — условие формирования национального самосознания.

 

… Вне зависимости от типа российская школа обладает тремя ценностями.

 

Первая . Школа стремится быть единой(но не единообразной)в томсмысле, что воспроизводит опыт народа как целое, обеспечивает детям равенство стартовых возможностей, контролирует разницу социального положения родителей. В такой школе дети изначально равны и воспитываются как говорящие на языке одной культуры.

 

Вторая . Школа преодолевает отчуждение человека от труда.Ведьучение — один из видов деятельности, позволяющий приобщать молодое поколение преимущественно к трудовому образу жизни. Следовательно, школа должна быть сориентирована на общество созидателей духовных и материальных ценностей и разумного потребления.

 

Третья . Общеобразовательная школа стремится передать учащимсяцелостное знание, стоящее на фундаменте культуры и науки и дающее личности ответственную свободу мысли. Базовые знания (гуманитарные, естественные по содержанию и разносторонние по характеру) позволяют сформировать основы мировоззрения и национального самосознания, способствуют духовно-нравственному становлению человека. Выпускник школы овладевает системой образов, символов и смыслов и содействует повышению общего образовательного уровня населения, возрождению интеллектуального потенциала страны.

 

Школа, сберегающая и культивирующая эти три ценности, поможет сформировать соборную личность, живущую на основе Закона и Благодати, она может выступить в роли единителя народа.


 

 

32


Образования нет без Учителя, с именем которого всегда связывались победы и поражения. Он олицетворял на Руси мудрость, которая жила в общественном сознании и оказывала огромное духовно-нравственное влияние на все общество. Не случайно именно к Первоучителю — Сергию Радонежскому — пришел за советом и благословением перед решающим сражением князь Московский Дмитрий.

 

Учитель — гражданин и профессионал. Ему дано право быть духовным наставником, ведущим в будущее. Учитель не может быть вне политики, но в силу особого общественного статуса ему не позволительны ошибки в выборе политических предпочтений, и поэтому он должен иметь сложившееся и устойчивое мировоззрение. В выборе точных гражданских и профессиональных ориентиров ему помогут высшие национально-государственные интересы, смысл и природа образования, предназначение собственной профессии.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!