Вопросы к зачету по курсу « Поликультурное образование »



 

1. Понятие этнопедагогики: обзор позиций ученых.

2. Причины возникновения и задачи этнопедагогики как науки. Место этнопедагогики в системе гуманитарных наук.

3.  Этнопедагогические проблемы: история и современность.

4. История становления национального образования в России.

5. Этнос и нация: соотношение понятий.

6. Природа и религия как основные факторы формирования этноса.

7. Факторы сохранения своеобразия этноса.

8. Психологические характеристики, выражающие своеобразие этноса.

9. Этническая идентификация как механизм развития личности.

10. Инкультурация личности.

11. Понятие и структура этнопедагогической среды.

12. Направления воспитания в этнопедагогике: экологическое, эстетическое.

13. Направления воспитания в этнопедагогике: нравственное, трудовое, межнациональное.

14. Факторы народного воспитания: игра, детский фольклор, труд, национальное искусство, пример-идеал.

15. Факторы народного воспитания: традиции, быт, религия, СМИ.

16.  Средства народной педагогики: сказка, героический эпос.

17. Средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки.

18. Средства народной педагогики: народная музыка, народный театр.

19. Средства народной педагогики: народный танец, народные промыслы.

20. Классификация методов народной педагогики.

21. Общие принципы функционирования народных педагогических систем.

22. Создание отдельного типа национальных образовательных учреждений как вариант воплощения в образовании этнокультурного компонента: ведущие идеи, подварианты.

23. Поликультурное образование: идеи, задачи, принципы, критерии отбора содержания.

24.  Поликультурный подход в многонациональных ОО. Создание поликультурной образовательной среды.

25. Сущность межкультурной толерантности.

26. Принципы межэтнической толерантности в полиэтнической образовательной среде.

27. Цели и задачи национального образования.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Словарь терминов 1

 

Диаспора –этническая общность,проживающая вне страны своегопроисхождения.

 

Идеал личности в народной педагогике –система требований ккачествам человеческой личности, зафиксированных в устном народном творчестве и совершенствующихся от поколения к поколению. Идеал личности фактически представляет цели обучения, воспитания и развития личности ребенка, определяющий и средства организации этих процессов. В качестве этих средств выступают различные компоненты народной культуры.

 

Инкультурация –процесс освоения человеком присущегокультуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

 

Культура межнационального общения – совокупностьспециальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, и позволяющих быстро

 

и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

 

Менталитет –система образов(как осознаваемых так инеосознаваемых), лежащих в основе человеческих представлений о мире

 

и о своем месте в этом мире, мотивирующую поступки и деятельность людей. Ментальность – это миропонимание, соответствующее определенной формации, эпохе и этническому сообществу.

 

Народная культура –зафиксированная в результатах и орудияхтруда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д.

 

Народная педагогика –это выделившаяся из регионально-

 

этнической культуры на определенном этапе ее развития относительно самостоятельная система норм, правил, запретов, образцов, факторов обучения и воспитания с целью не только сохранения рода, но и его развития и совершенствования. Здесь впервые появляется представление об идеале человека как цели обучения и воспитания, и в этой системе

1 Данный словарь представлен в авторской редакции с опорой на следующие источники: Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. − М.: Академия, 2000; Садохин, А.П. Этнология: учебник / А.П. Садохин. – М.: Гардарики, 2004.


 

15


благодаря наличию идеала все компоненты регионально-этнической культуры приобретают воспитательно-обучающую функцию.

 

Национальные чувства и настроения –эмоциональноокрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.

 

Национальный характер –исторически сложившаясясовокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий, их отношение к труду, другим народам, своей культуре.

 

Нация –исторический тип этноса,социально-экономическаяцелостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территорий, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

 

Толерантность –терпимость к кому-либо или чему-либо:расоваятерпимость, веротерпимость, национальная терпимость, осознание права любого человека на свободу.

 

Традиция (от лат. traditio –передача,предание) –способ бытия ивоспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему. Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания (говорят о традиции «национальной», «народной», «групповой», а также «культурной», «научной», «художественной» и т. д.). В ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), символических текстов и знаков.

 

Фольклор − устное народное творчество:сказка,героическийэпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.


 

 

16


Этническая идентификация –отождествление личности сэтносом.

 

Этническое ( национальное ) самосознание − процесс осознанияиндивидом своей принадлежности к определенной общности, конкретно проявляющееся в употреблении единого названия данной общности и возникающее в процессе длительной совместной жизни группы людей под действием ряда факторов, формирующих этническую личность (этническая среда, обычаи, традиции, религия).

Этническое самосознание – чувство принадлежности к тому илииному этносу, выражающееся в этническом самоопределении.

 

Этнология –наука,изучающая процессы формирования и развитияразличных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 715; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!