ВОПРОС 12. Философия эллинизма. Стоики



Основатель: Зенон из Китиона (ок. 333—262 гг. до н. э.)

Представители: Клеанф,Хрисипп из Сол в Киликии, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий

Суть учения: «Судьбы ведут желающего, нежелающего же тащат»

Система стоической философии состоит из трех частей: логики, физики и этики. Стоики сравнивали философию с яйцом, где желток — это этика, белок — физика, а скорлупа — логика. Сравнивали они ее также с организмом животного, в котором жилы и кости соответствуют логике, мясо — этике, а душа — физике. Все эти части философии заслуживают, согласно стоикам, внимания философа: логика скрепляет систему, тогда как физика учит о природе, а этика — как жить «согласно природе».

Если древний стоицизм представляет собой оригинальную систему философии, то Средняя Стоя характеризуется чертами эклектизма — в их учениях сказывается сильное влияние Аристотеля и особенно Платона. Римский стоицизмв основном этическое и социальное учение.  Древняя Стоя создается представителями деклассированного слоя эллинистического общества. Поэтому можно сказать, что стоицизм адресован самым различным слоям эллинистического общества, а для этого он должен был выражать достаточно широко распространенное умонастроение эпохи, как и свойственную ей общую установку социальной активности. Применительно к стоицизму очевидно, что общее умонастроение, нашедшее в нем выражение, — это более или менее осознанное чувство неопределенности и ненадежности текучего и изменчивого постоянно угрожающего человеку бытия.

Идеал стоика — человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством («стоически» — это слово вошло во многие языки) повинуется неизбежности, судьбе или воле богов, памятуя, что противостоять ей бессмысленно и тщетно.

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ДРЕВНИХ СТОИКОВ (УЖАС)

Характерная черта логики стоицизма — ее обращение к языку как средству выражения мысли. . Стоики делят ее на диалектику, учащую правилам связного изложения, и риторику как науку о правилах, руководящих беседой, т. е. вопросами и ответами на них. Диалектика, в свою очередь, разделяется на собственно логику, предметом которой является мысль или «обозначаемое», и грамматику, предмет которой слово или «обозначающее».

СЕЙЧАС БУДЕТ СЛОооооОЖНА

Пожалуй, наибольший интерес в стоической логике представляет учение об обозначаемом как словесно выраженном (lektôn). «Лектон» есть словесно оформленное содержание, мысль — понятие или представление. Специфика «лектона» в том, что он не существует вне словесного (звукового, письменного, вообще знакового) оформления, но и само слово вне «лектона» — пустой звук.

Всякое знание исходит из ощущений. Ощущение закрепляется в сознании посредством памяти, накопление образов в памяти дает опыт (эмпирия) (это важно).

Так, начиная с ощущений, стоик восходит к понятиям. В этой связи понятие определяется как «представление (phantasma), [образованное] рассуждением разумного животного». Стоицизм обращает внимание на активность субъекта в акте познания. Акт познания, включающий этот момент, получил название «каталепсис» (постижение), тогда как «каталептическая фантасия», или постигающее восприятие, становится критерием истины. Оно (1) происходит от наличного предмета; (2) запечатлевает этот предмет через изменение, произведенное им в душе, и (3) вызывает согласие субъекта. Поскольку «согласие» обусловлено волей, постольку суждение и оценка познаваемых явлений связаны с волевым актом, зависящим от нравственной природы человека. Вместе с деятельностью субъекта, ведущей, как говорилось выше, к формированию понятий ума (ennoia), волевой акт, включенный в познавательный процесс, образует нередуцируемый момент этого процесса, возвышающий понятие над простым восприятием. Разумная деятельность отлична от восприятия в том отношении, что наряду с постигающим восприятием она включает еще и логическое постижение. Познание, начавшись с восприятия, через логическое постижение ведет опять к восприятиям.

Было слишком СЛОЖНА для меня и я пропустила большой кусок (он в расширенной версии есть)

Впрочем, можно сказать, что высшей категорией стоицизма выступает «сущее» или «нечто». Сущее обязательно есть нечто субстанциальное (имеющее субстрат — hypokeimenon), и как таковое оно бескачественно. Определяясь в качественном отношении, сущее разделяется на отдельные субстанции (сущности — oysiai), т. е. вещи. Каждая из них обладает некоторыми общими качествами, и в то же время — собственными, присущими только ей качествами. 

Наконец, она находится в отношениях с другими сущностями, в отношениях, которые ее конституируют как часть мира. Приведем упрощающий дело, но все же поясняющий сложную конструкцию стоиков пример (подумала, что он здесь не помешает).

Из множества сущностей (существ) выберем одну — человека по имени «Иван». Ему присуще некоторое общее качество «отцовства»: подобно многим другим людям, Иван — отец. Его собственным качеством будет тогда «отец Петра», а отношением по собственному качеству — «Иван, отец своего сына Петра» (качество «отцовства» подразумевает качество «сыновности», так же персонифицированное в личности Петра, как первое — в личности Ивана). При этом всякий отец — человек, отец Петра — отец и человек, и т. д., но не наоборот. Человек не необходимо отец, а отец — не необходимо отец Петра. Такова логическая и грамматическая сторона таблицы категорий.

НАТУРФИЛОСОФИЯ (ФИЗИКА) СТОИКОВ

Натурфилософия стоиков будет иметь материалистическую окраску. Стоики восприняли взгляд Гераклита, согласно которому первоначалом мира является огонь. Они считают, что существуют только тела — бестелесное (пустота, место и время, лектон) само по себе не существует: пустота есть небытие, место и время существуют лишь в связи с материей и ее состояниями, лектон существует только в связи с мыслью и словом. Стоики различают в мире два начала: пассивную материю и движущее начало, разум, логос или бога. Ведь стоический «бог» — это не неподвижный двигатель и не бестелесная «форма форм», тем более не личность. Он — изменчивое тело, «творческий огонь» (pur technikon), который находится в самой материи, смешан с нею. И огонь же выступает началом и элементом всех тел, их субстанцией и субстратом. Следовательно, «бога» можно отделить от материи лишь в абстракции. Бог не только творческий огонь, но также и разум (логос) мира, и семя (зародыш) мироздания, космоса.

Смешение в стоической натурфилософии физики и теологии привело к тому, что мир рассматривается как бы в двух ракурсах: физическом и теологическом. Физический: развитие мира периодично, подчиняясь закону вечного возвращения; исчерпав возможности своего развития, мир погибает в мировом пожаре (ekpyrosis), превращаясь в огонь. Зевс приемлет в себя мир, поглощает его и растворяет в себе — таково теологическое выражение мирового пожара. Обе картины объединяются, таким образом, в представлении о вечном возвращении: управляется ли мир законом или судьбой, мирообразование и разрушение следуют друг за другом в бесконечном круговороте. Поскольку же все события в мире определяются необходимостью (судьбой) и законом (разумом) мира однозначно, постольку сменяющие друг друга миры ничуть не отличаются друг от друга.

Исходный пункт понимания стоиками души материалистичен. Душа — это особое тело, «теплая и огненная пневма». Она имеет свои части. Смерть — это отделение души от тела. Материальная душа вместе с тем не разрушается по смерти тела и продолжает существовать самостоятельно; божественная по природе, она все же смертна, обладая бессмертием только в «душе целого», т. е. в боге.

СТОИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Высшее благо состоит в том, чтобы «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью. Для каждого существа ценно и способствует его счастью лишь то, что согласно с разумом, — а это добродетель. Единственное же зло — это противоположность добродетели, т. е. порок. Остальное «безразлично». Единственная возможность свободы открывается не в практическом, а в эмоциональном отношении к миру и самому себе. Нельзя преобразовать ни вещи, ни необходимый ход событий, ни представления о них — можно преобразовать свое эмоционально-ценностное отношение к ним. Этика стоиков глубоко противоречива.

Установка — как раз «евпатия», блаженное состояние души, не зависящее от того, что происходит с телом. И даже если все тяготы и бедствия этого мира свалились на плечи стоического мудреца, ничто не может нарушить его спокойствия. И в то же время стоик понимает, что далеко не всякому человеку это доступно.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!