ВОПРОС 11.Философия эллинизма. Школа Эпикура.



ВОПРОС 8. Классическая античная философия. Сократ.

IV в. до н. э., когда развертывается одно из самых выдающихся явлений во всей истории философии — классическая греческая философия, с социальной точки зрения характеризуется общим кризисом античного полисного устройства. Главное духовное завоевание эпохи — классическая греческая философия в лице ее крупнейших представителей: Демокрита, Платона и Аристотеля. Мы называем ее классической не только по причине хронологической увязки этих мыслителей с эпохой «высокой классики» античного мира и его культуры. Здесь впервые вырабатываются и на века вперед определяются основные философские установки — материализм и идеализм, проводимые с классической ясностью и четкостью. Здесь реализуются те два ведущих направления в философии, которые В. И. Ленин не случайно связал с именами Демокрита и Платона. Здесь впервые доводится до логического конца их размежевание, определившее противоположность «тенденций или линий Платона и Демокрита в философии». Четкая формулировка Платоном основного вопроса философии как вопроса о том, являются ли первичными материальные начала вроде воды или воздуха, огня или земли, или же первична «душа», знаменует зрелость философии, а ее оформление в систему философских знаний, совершенное Аристотелем, открывает широкую перспективу всестороннего развития философского знания.

Сократ (469—399 гг. до н. э.), сын каменотеса Софрониска и
повивальной бабки Фенареты, происходил из афинского дема
(территориального округа) Алопека. Он получил обычное начальное
образование, т. е. изучал музыку, словесность (чтение, письмо, заучивание и
комментирование классических текстов), арифметику, начала
геометрии, получил достаточное для гражданина и воина физическое
воспитание. В качестве тяжеловооруженного пехотинца (гоплита) он
участвовал в битвах при Потидее, Делии и Амфиполе, показав себя
храбрым и выносливым воином. Участвовал в общественной жизни Афин,
далеко не всегда соглашаясь с мнением большинства в народном
собрании или суде присяжных. А это требовало немалого гражданского мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». Свои несогласия с большинством Сократ считал результатом того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о чем не всегда заботилось большинство. В 399 г. он был обвинен «в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то — смерть» {Диоген Лаэрций. II. 40). К смерти он и был приговорен 361 голосом из 500 судей.

Диалектика Сократа по форме состоит из иронии и майевтики, по
содержанию же делится на индукцию и определение. Ирония — по существу воспроизведение софистического способа аргументации, раскрывающего внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении. С иронией связана индукция, т. е. перебор и рассмотрение мнений, позволяющие выявить некоторые из них, ведущие к знанию, а потому предпочтительные. На этой основе осуществляется майевтика — «родовспоможение», но только родить должен собеседник, и не ребенка, а мысль. Это и будет определение — та истина, во имя которой велся спор. Сократ закладывает первые начала гипотетико-дедуктивного метода. Опираясь на это открытие, он приходит к
важному выводу о том, что общее несводимо к отдельным его
проявлениям, к единичному
. Сократ сделал вывод —
хотя и не довел его до логического конца, — что всеобщее
находится в уме и из него должно выводиться.

Таков общий результат диалектики Сократа. Но отсюда
становится ясной и этика сына Софрониска, наука, основоположником
которой он считается
. По существу он превратил добродетель в знание, — знание того, что такое благо.

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА(общее для 11 и 12 вопросов)

Эллинистически-римскую философию нередко определяют, и не без оснований, как гибель античной философии, ее постепенное разложение и деградацию. В области «физики» (натурфилософии) она возвращается к «досократикам», в этике — к сократическим школам; неоплатонизм же вообще погрязает в мифологии. Но это ведь и отрицание отрицания: послеаристотелевские системы включают и систематически учитывают результаты, достигнутые классической греческой философией, а творцы их прошли суровый искус этого рода философствования. «Существует, правда, очень избитая истина, которая гласит, что возникновение, расцвет и гибель образуют тот железный круг, в который заключено все человеческое и который оно должно пройти до конца. В таком случае не было бы ничего удивительного, если бы греческая философия, достигнув в лице Аристотеля высшего расцвета, затем увяла. Но смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги».

ВОПРОС 11.Философия эллинизма. Школа Эпикура.

Основатель: Эпикур (ок. 342/341 —270/271 гг. до н. э.)

Представители: Лукреций («О природе вещей»), Метродор из Лампсака, Полиэн из Лампсака же, Гермарх из Митилены, Леонтий и его жена Фемиста, Колот и Идоменей

Суть учения(девиз): «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо»

У Эпикура на первом плане стоит этика, понимаемая как обоснование свободного поведения, не связанного природной необходимостью. Эпикур интересуется не столько объектом, которому надо дать объяснение, сколько субъектом, который дает это объяснение и действует на его основе, всегда имея в виду, что возможны и другие объяснения. Хотя философ по существу воспроизвел гедонизм киренаиков, признававших удовольствие критерием нравственного поступка, он гораздо решительнее, чем они, подчеркивает независимость этики от религиозного и государственного авторитета. Не отвергая существования богов, Эпикур и эпикурейцы считают невозможным какое бы то ни было вмешательство богов в человеческую жизнь. Учение Эпикура — практический атеизм, предвещавший не только общество, чуждое суеверий, но атеистическое и в то же время нравственное общество, свободное не только от богов, но и от господ. В соответствии с эллинистической традицией, членившей философию на физику, логику и этику, Эпикур выделяет в своем учении физику, канонику (учение о познании) и этику.

КАНОНИКА И ФИЗИКА ЭПИКУРА

Познание состоит в обозначении предмета словом, критерием истины будут тогда восприятия (ощущения), предвосхищения и претерпевания. Восприятия неразумны и не зависят от разума. Знание — из ощущений. «Предвосхищение» есть выражение целостности восприятия, объединяющее его элементы в некоторую единую структуру. «Претерпевания» — удовольствие и страдание, — являются критериями предпочтения и избегания. Восприятия, по Эпикуру, возникают в результате проникновения в нас «образов» вещей. Объективность чувственных качеств связывается Эпикуром с тем, что «образ» состоит из частиц, устроенных таким образом, чтобы возбуждать соответствующий орган. Необходимость в эпикуреизме теории индукции, позволяющей устанавливать значения слов, и теории знаков. Универсальные принципы своей натурфилософии: ( 1 ) ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается; (2) вселенная всегда была такой, какова она теперь и всегда будет такой, ибо нет ничего, во что она могла бы измениться; (3) вселенная состоит из тел и пустоты, о существовании тел свидетельствует ощущение, тогда как существование пустоты явствует из движения, без нее невозможного; (4) тела либо неделимы и неизменяемы (атомы), либо составлены из первых; (5) вселенная безгранична и по величине пустого пространства, и по числу составляющих ее тел — как соединений, так и атомов. Бесконечно по числу и количество миров в ней. Различие форм атомов, однако число различных форм конечно, хотя и необозримо велико, различия в величине возможны только в пределах очень малой величины атомов, делающей их незаметными. Тело, хотя и составлено из атомов, представляет собой некоторую целостность, характеризуемую устойчивыми качествами. Качества - форма, цвет, вкус, запах, величина, вес и т. д. — существуют объективно, поскольку они воспринимаются. Эпикур отличает непостоянные и случайные признаки. Пространство (пустота) выводится из факта движения — оно есть необходимое условие движения тел. пространство получает различные определения в зависимости от его взаимоотношений с материей: «по мнению Эпикура, из так называемой неосязаемой природы одна часть именуется пустотой (kenon), другая местом (topos), третья пространством (chöra)... поскольку та же самая природа, будучи лишенной всякого тела, называется пустотою, занимаемая телом носит название места, а при прохождении через нее тел зовется пространством». Время оказывается «случайным свойством» (признаком, симптомом) вещей. Приписывание атомам свойства тяжести как причины движения. Наличие движения атомов различного вида: падение по прямой вследствие тяжести, беспорядочное движение, имеющее причиной столкновение, и случайное отклонение от прямой, обусловливающее второй вид движения.

ОТ ФИЗИКИ К ЭТИКЕ И «ТЕОЛОГИИ»

Цель философии — достижение счастья. Счастье же, по Эпикуру, — это неомраченное ничем удовольствие. Человек обладает естественным стремлением к удовольствиям и столь же естественным отвращением к страданиям (поэтому ну этот экзамен, я хочу счастья); он избирает, следовательно, первые и избегает вторых. Подлинное удовольствие, составляющее критерий нравственного поведения, это удовольствие разумное и справедливое. Удовольствие как конечная цель жизни подразумевает «свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Чрезмерное удовольствие само собой превращается в страдание.

Боги, по Эпикуру, существуют, о чем свидетельствует всеобщее согласие, но они никак не могут влиять на людей. Боги — погруженные в самонаслаждение, высшее счастье и блаженство существа, состоящие из атомов тончайшей огненной природы. Они обитают в пространстве между мирами, совершенно безотносительно к этим мирам. Мудрость и счастье состоят в достижении независимости от всего того, что нарушает спокойствие духа — от влияний мира и от собственных страстей и пустых желаний. Душа смертна. смерть не имеет никакого отношения к нам: ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения». Уничтожение страха смерти и невежества, выступающих источником веры в богов, вмешивающихся в людские дела, Эпикур считал важнейшей задачей философии в поисках счастья.

Общество представляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясь стремлением к удовольствиям, действует таким образом, чтобы не мешать другим индивидам. Из принципа удовольствия выводится понятие справедливости, определяемое на основе общественного соглашения не вредить друг другу.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 643; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!