Технология проведения классного часа в школе



Приложение 1.

Индивидуальный стиль и педагогический артистизм - нужны ли они еще учителю?

Нестерова И.Н.

Формирование индивидуального стиля коммуникативной деятельности будущего педагога является одной из актуальных проблем педагогической науки и практики. Как известно, педагогическая деятельность не только опосредуется, но и определяется во многом личностью самого учителя. Сегодня с большой долей уверенности можно утверждать, что личность учителя - важнейшее средство, инструмент его педагогической деятельности. Почти все события школьной жизни несут отпечаток личности учителя, ведь все, что знает, умеет, чувствует, переживает учитель в конкретной педагогической ситуации, определяется особенностями его личности. В настоящее время мы наблюдаем разрыв между традиционным педагогическим образованием и социальным заказом на качество подготовки специалиста. Современное образование в свете гуманистических идей транслирует содержание образования в полисубъектном пространстве, где ценности жизни осваиваются через диалог педагога и учащегося. Сегодня востребован учитель, личностно включенный в профессию, несущий в себе привлекательный для ребенка гуманистический потенциал образовательного процесса. В связи с этим коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов его профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. 

Так каким же должен быть современный учитель? Так, например, еще в начале 20 века П.Ф. Каптерев выделил объективные (научная подготовка учителя) и субъективные (личный учительский талант и нравственно-волевые качества факторы), необходимые в работе учителя, а позже модель личности учителя была представлена в виде объективных (профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания) и субъективных характеристик (психологические позиции, мотивация, «я»-концепция, установки, личностные особенности)(Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.В. Кондратьева и др.).

Успешность педагогической деятельности, особенно для начинающего педагога, во многом зависит от выбранной им позиции в процессе взаимодействия с учащимися, от эмоционального фона этих отношений. Роль организатора педагогического взаимодействия требует определенной социальной установки. Поэтому важной задачей педагога является поиск своего стиля деятельности.

В педагогической деятельности индивидуальный стиль проявляется во всех ее структурных звеньях: в потребностях, мотивах, целях, действиях и средствах. Выбирая индивидуальный стиль, педагог демонстрирует владение всем арсеналом методов и приемов, которые необходимы для решения педагогических задач. Индивидуальный стиль открывает широкие возможности для самосовершенствования и самореализации, свободы выбора педагогических целей и способов их достижения. Говоря непосредственно о формировании индивидуального стиля коммуникативной деятельности, особо отметим, что под этим феноменом мы понимаем индивидуализированный опыт педагога и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения в ситуациях педагогического взаимодействия: в общем то, что составляет его профессиональное «Я». Через индивидуальный стиль реализуется уникальность личности педагога, его творческая индивидуальность. Как отмечают Л.А. Байкова и Л.К Гребенкина, индивидуальный стиль деятельности помогает решить целый комплекс проблем: во-первых, педагогическое взаимодействие оказывается адекватным личности педагога, общение становится приятным, органичным для самого педагога и учащихся, во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, в-третьих, повышается эффективность функций педагога.

Говоря о становлении и формировании индивидуального стиля коммуникативной деятельности, определим основные его составляющие. К ним отнесем самопрезентационные умения, обаяние (эстетика манер), экспрессивные умения, импровизационные умения, управление своим телом и поведением, эмоциональность и образность. Кратко остановимся на их характеристике.

Самопрезентационные умения. Речь идет, прежде всего, о владении техникой «самопредъявления», внешнем «самооформлении», умении регулировать свое психическое состояние, конструировании «партитуры общения». Здесь особую роль играет знание и владение приемами театральной педагогики: использование приемов театрального искусства, выбор, отработка и выстраивание собственного поведения и т.п Театральная педагогика способствует самодеятельному развитию будущего специалиста, его максимальному самовыражению через овладение элементами педагогического и актерского мастерства, одним из важных и неотъемлемых компонентов которого является педагогический артистизм. При ранжировании качеств учителя, важных для его профессиональной деятельности, на первое место ставят знание педагогом материала своего предмета, владение методикой, развитое педагогическое мышление. При этом артистизм часто не входит в перечень необходимых учителю качеств. А ведь артистизм- это компонент творческой индивидуальности учителя.

Педагогический артистизм – многоплановый феномен. Его, во-первых, можно рассматривать как черту личности учителя (обаяние, красота внутреннего мира), а потому он является личностной характеристикой; во-вторых - это определенная совокупность учебных приемов, в-третьих, педагогический артистизм - это своеобразная концепция педагогического творчества, где каждый урок, каждое взаимодействие является результатом сотворчества учителя и ученика. Поэтому педагогический артистизм можно рассматривать и как профессиональную характеристику (О.С. Булатова).

Можно сказать, что артистичный педагог реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками. Однако, такая «профессиональная характеристика» не всегда приветствовалась. Так, например, педагогика иезуитов 16 века «предостерегала учителя от обнаружения в присутствии учеников хоть каких-нибудь «признаков увлечения». Но обезличенность предлагаемых педагогом знаний, его установка на всяческое устранение из них сомнений, удивлений, переживаний, т.е проявление собственной позиции, неизбежно приводят к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняют.

Приемы и элементы театральной педагогики (речь идет и о педагогическом артистизме) помогают будущему педагогу преодолевать затруднения в общении, способствуют становлению и развитию коммуникативной компетентности, а опора на ее принципы позволяет сформировать навыки создания содержательной творческой образовательной среды урока (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы и тд.).

Обаяние. Практика показывает, что сила действия урока во многом зависит от личности самого учителя, его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе. Богатство и красота внутреннего мира, культура поведения и внешнего вида – это средства налаживания контактов и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка.

Экспрессивные умения. Речь идет о максимальном самовыражении через овладение элементами педагогического и актерского мастерства, одним из важных и неотъемлемых компонентов которого является педагогический артистизм. Он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность. Речевой артистизм – это яркая речь педагога, умение «творить в речи», вызывая у детей «эмоционально-чувственный отклик. Это ее энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка». Никакие технические средства обучения никогда не смогут заменить педагога с его живой душой и эмоциональностью.

Импровизационные умения. Неповторимость приемов владения собой, убедительность, выразительность. Эти умения предполагают произвольность артистического поведения, самостоятельность и оригинальность педагогических решений, скорость включения в деятельность, особый характер взаимодействия с учащимися, создание личностного ситуативного фона.

Управление своим телом и поведением. Здесь большую роль играет владение педагогической техникой. Ее приемы помогают учителю донести до ребенка свои мысли и чувства, способствуют творческому решению педагогических задач и продуктивному взаимодействию с детьми. Для эффективного общения очень важны умения педагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, передавать некоторую часть информации с помощью мимики и жестов. Все это несомненно влияет на создание благоприятного психологического климата в ситуациях общения.

Эмоциональность и образность. Педагог должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками, уметь стать референтной для них личностью, неповторимой, нетипичной. Вызвать у ребенка доверие, тем самым снизить уровень тревожности учащихся, снять барьеры непонимания, вызвать потребность подражать тому лучшему, что есть в учителе, может только тот педагог, который нравится, на которого приятно смотреть и хочется слушать. Взрослые, педагоги, родители часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их неинтересно слушать. Речь и действия педагога должны не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызывать ответное сопереживание. Чувства и ощущения, которые учитель оставляет ученику, эмоциональное впечатление, которое он производит, - это факторы, способствующие созданию благоприятного психологического климата и атмосферы взаимопонимания между учителем и учащимся.

Существует расхожее мнение, что проявления педагогического артистизма скорее всего нужны для учителей литературы, истории, мировой художественной культуры: здесь есть, где проявиться артистизму. А как быть на уроке физической культуры, математики, физики? Однако, нам кажется, что предмет не столь важен для проявления педагогического артистизма. Способность учителя ярко выражать свое отношение к изучаемому и всему тому, что происходит вокруг, красота решений и поиска, способность заразить своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей, радость успеха на любом уроке и вне его открывают простор для артистизма учителя.

Таким образом, индивидуальный стиль коммуникативной деятельности педагога – это неповторимость, своеобразие, необычность, уникальность, проявляющиеся в поведении, деятельности и ее результатах; это индивидуализированный опыт и связанные с ним переживания и убеждения, и только педагог, владеющий индивидуальным стилем, способен сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования, он умеет организовать такие формы взаимодействия, которые удовлетворяли бы духовную потребность детей в соразмышлении и сопереживании.

Говоря сегодня о необходимости формирования индивидуального стиля деятельности педагога, особое звучание и актуальность приобретают слова С. Соловейчика: «Учитель не имеет права быть рядовым, он - да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Это однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером».

Приложение 2.

Технология проведения классного часа в школе

 

Основными воспитательными формами, как известно, являются урок, классный час и классное собрание, так как только через них можно обеспечить последовательную реализацию целей воспитания. Все остальные формы (походы, экскурсии, посещения театров, музеев, выставок), которые используются школами, хотя и положительно влияют на развитие сознания ребенка, но не имеют системного характера и часто носят эпизодический, а иногда и случайный характер.

Как правило, выделяют два вида классных часов — тематический и ситуационный. Содержание тематических классных часов определяется планами воспитательной работы или программами воспитания. На ситуационном классном часе обсуждается та или иная значимая для учащихся жизненная ситуация, отношения каждого из них к ней и формирование такой позиции, которая соответствует педагогическим целям. Обычно классные руководители при проведении классных часов подобного типа действуют стандартно: одних учеников хвалят, других критикуют, советуют, что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, - иначе говоря, все дается учителем в готовом виде сверху. При этом сами дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок.

Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания, которая разработана для ситуационного классного часа, устраняет этот самый главный педагогический недостаток благодаря осознанию каждым участником собственной роли процесса, значимости события для себя; наблюдению за изменениями в позициях и поведении ученика (Шамова Т.И.,Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.-320с.).

Данная технология состоит из следующих шагов (этапов): цель — информация «Я-позиция» - причина «Я-позиция» - «Я позиция и общественно значимая норма — дискуссия — рефлексия — свободный выбор — мотивация — наблюдение. Покажем это на примере.

 

Пример

Ситуационного классного часа

 на тему «Мое отношение к школьному имуществу»

( Шамова Т.И.,Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.-320с.)

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!