Часть 2. ПЕРВЫЙ ЗАХВАТ ИЕРУСАЛИМА



РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Кафедра богословских дисциплин

Реферат

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ЗАХВАТА ИУДЕИ ВОЙСКАМИ НОВОХУДОНОСОВА

 

студента I курса

Климова Даниила

Научный руководитель

К. богословия, прот. Дмитрий Гольцев

 

Оценка___________

Подпись___________

Дата___________

 

 

Москва

2019


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................. 3

Часть 1. ИОАКИМ - НЕЧЕСТИВЫЙ ЦАРЬ........................................ 4

Часть 2. ПЕРВЫЙ ЗАХВАТ ИЕРУСАЛИМА ..................................... 7

Часть 3. .ПОСЛЕДНИЙ ЗАХВАТ ИЕРУСАЛИМА........................... 10

Заключение........................................................................................... 13

Список использованной литературы.................................................. 14


ВВЕДЕНИЕ

В данном реферате представлен разбор движущих факторов событий ликвидации государственности у евреев. Здесь более обстоятельно рассмотрены традиционные мнения о явлениях, обусловливающих Вавилонский плен. В центре внимания - классификация этих причин на внешние и внутренние, выделение среди них наиболее сильных.

Актуальность реферата заключается в том факте, что захвативший Иерусалим вавилонский царь Навуходоносор стал одним из главных героев еврейских легенд, ставших основой и нынешнего христианства.

Цель статьи – указать на для столь значительно события в истории избранного народа.

Задачи данной работы таковы:

· выявить основную тенденцию государства Израиля в период перед Вавилонским пленом;

· выяснить, чем обусловлен захват Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором;

· рассмотреть, какие из причин стали главными и оценить их влияние на процесс перехода к новой эпохе.

Таким образом, событие захвата Иерусалима является окончанием эпохи династии Давида, монархического строя Израиля, Первого Храма. Важно детализировать политические просчёты иудейских правителей, обозначающих внешние причины, и прегрешения (подавляющее игнорирование пророчеств, нравственная распущенность, нерелигиозный образ жизни), составляющие группу внутренних причин. Обсуждаемый период положил начало совершенно новой и до сих пор не завершившейся эпохе в истории, - эпохе существования еврейской диаспоры. Именно в изгнании евреи сформировали свою национальную идентичность, составили канон книг Ветхого Завета.

Часть 1. ИОАКИМ - НЕЧЕСТИВЫЙ ЦАРЬ

Прежде всего, нужно различить внутренние и внешние причины. Внутренние – те искажённые моральные и духовные ценности, которыми руководствовались израильтяне. Внешние – те проблемы политического характера, которые складывались у Израильского царства с соседними государствами.

Как сообщает прот. С. Слободской, пророк Иеремия предсказал, что «за свое нечестие народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет»[1]. В своей проповеди  он призывал не надеяться, что Господь не покарает Свой народ за то, что у него есть храм и он совершает богослужение истинному Богу. Гораздо важнее прекратить убийства, прелюбодеяния и идолослужение. Храм «сделался... вертепом разбойников» (Иер 7. 11), его постигнет справедливая участь: нечестивцы будут изгнаны, а храм будет разрушен.

Об оскудении религиозной жизни иудеев говорит пророчество Исаии. Увидев степень развращения народа, пророк произнёс, что Господь «не взглянет на жертвенники… на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала» (Ис 17, 8). Поэтому Причиной гибели Израильского царства служило, с одной стороны, забвение истинного Бога и, с другой — увлечение идолослужением[2].

Поколение современников Иеремии «хуже отцов своих», поэтому его ожидает ужасная участь (Иер 7, 26-27). Народ дошёл до крайней степени греховности - они построили жертвенник, «чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне»; за это вся земля «будет пустынею», а трупы иудеев станут «пищею птицам небесным и зверям земным» (Иер 7, 31-34). Народ будет опозорен - завоеватели осквернят гробницы (Иер 8, 1). Во время изгнания будет «вопль дщери народа» Его «из дальней страны»; избранный народ испытает оставленность Богом, потому как сам он был неверен Ему и обратился к идолам (Иер 8, 19). Иеремия обличал соплеменников, которые настолько привыкли говорить неправду, что уже не могут без этого и «лукавствуют до усталости» (Иер 9, 3-5). Бог непременно накажет за ложь, т. к. следствием этого греха оказывается ненависть к ближним: «...устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы» (Иер 9, 8).

Сначала вавилонский царь Навуходоносор подчинил себе иудейского царя Иоакима, но Иерусалим сохранил и не разрушил всего иудейского царства[3]. Библия характеризует Иоакима как нечестивого и несправедливого правителя. Иоаким велел вернуть и казнить пророка Урию, бежавшего от него в Египет. За публичное обличение грехов царя преследованиям со стороны Иоакима подверглись прор. Иеремия (Иер 36. 26) с его учеником Варухом. Иоаким сжег пророчества Иеремии, записанные Варухом (Иер. 36).

Военачальник Навуходоносор, преследуя египтян, появился в Иерусалиме, принудив Иоакима стать вассалом Нововавилонского царства[4]. Навуходоносор забрал в качестве трофеев часть сокровищ Иерусалимского храма и увел как заложников юношей из знатных родов, среди которых были Даниил и его друзья (Дан 1. 1-6).

Жители Иерусалима не хотели подчиняться новым властям. Навуходоносор немедленно отправился в Вавилон, чтобы закрепить за собой престол[5], поэтому Иеремия убеждал иудеев подчиниться Вавилону. Вавилоняне - наказание за грехи, за отступничество от веры[6], указывал пророк. Избавиться от бедствия возможно только покаянием, исправлением и молитвой к Богу. Но ни царь, ни народ не послушались пророка и подняли восстание.

Навуходоносор двинулся с большим войском на Египет, требуя от Иоакима дани или в противном случае угрожая ему войною. Иоаким из страха стал платить ему дань[7]. Вавилонская армия была разбита на египетской границе и Навуходоносору пришлось пополнить войско. Это побудило Иоакима, надеявшегося на поддержку египтян, отложиться от Вавилона[8]. Он усмотрел в поражении Навуходоносора возможность освободиться от вавилонского господства, выйти из его вассальной зависимости. Это привело к осаде Иерусалима.

Вначале Навуходоносор послал против него полчища халдеев, арамеев, моавитян и аммонитян (4Цар, 24:2), а затем выступил и сам. Иоаким умер еще до прибытия Навуходоносора  (4Цар, 24:10,11). В Вавилон в это время было депортировано 3000 иудеев, туда была перемещена и часть священных сосудов храма (2 Пар 36, 7).

Часть 2. ПЕРВЫЙ ЗАХВАТ ИЕРУСАЛИМА

Преемником Иоакима на престоле стал его сын Иехония, царствовавший 3 месяца. Как и отец, Иехония совершал богопротивные поступки, приведшие к трагедии.

Навуходоносор боялся, как бы Иехония, за погибель отца, не отложился от него. Поэтому он отправил войско и осадил Иехонию в Иерусалиме[9]. Иехония, поняв, что поддержку египтяне не оказывают, представляя все драматичные последствия длительной осады своей столицы для жителей, принимает решение сдаться в плен.

Это позволило избежать разрушения Иерусалима, однако Навуходоносор разграбил храм, а царя и знатных иудеев отправил в Вавилон (в общей сложности 10 тыс. иудеев; 4 Цар 24, 14-16; Иер 29, 2; 27, 20)[10]. Библейские сведения о времени пленения Иехонии были подтверждены археологическими раскопками. В Вавилоне, возле ворот Иштар, были найдены глиняные таблички, датируемые 592 г. до Р.Х., где указано количество продовольствия для «царя земли Яхуд», т.е. Иехонии.

 Храмовые сосуды были частью разбиты и увезены, и этим Иерусалим лишался значения столицы и религиозного центра. Однако, вавилонский царь считал возможным оставить Иудее еще тень самостоятельности, назначив царем Седекию, обещавшего не задумывать переворота и не вступать в дружественные сношения с египтянами[11].

В первые годы царствования Седекия оставался верным, лояльным к Навуходоносору (Иер 29, 3-7; 51, 59). Адепты Египта призывали к новому восстанию, а энтузиасты оставить всё так, как есть, среди которых был пророк Иеремия, опасались, что восстание приведет к уничтожению Иудейского царства[12]. Египет стремился захватывать новые территории, вёл переговоры с Иудеей по поводу свержения вавилонского владычества, Иудею разрывала постоянная внутренняя борьба религиозных, политических и социальных партий. «Одушевление чающих скорого торжества было настолько сильно, что, несмотря на бездействие Египта, борьба с Навуходоносором могла продлиться не менее 5 лет», - замечает крупнейший ассириолог академик Б.А. Тураев[13].

Седекия, как окружавшие его сверстники, был безбожным и  распущенным. Иеремия, Иезекииль неоднократно заклинаили его оставить беззакония. Вопреки всем предостережениям царь отпал от Навуходоносора и этим привел к гибели Иудейское царство. На примере отношения Седекии к Иеремии (Иер. 38) видно, что это был человек слабохарактерный, легко подпадавший под дурное влияние своего окружения.

Седекия был согласен с пророками, но под влиянием приближенных он не стал более доверять их предсказаниям о грядущих бедствиях. Иеремия утверждал, что Седекия будет пленником в Вавилоне. По Иезекиилью, Седекия умрёт до плена. От этого расхождения Седекия увидел неправду во всех предсказаниях. Слабохарактерный и недалекий, Седекия не оправдал его доверия и очень скоро пошел по пути брата.

Археологические находки в Бет-Шемеше и Кирьят-Сефере позволяют сказать, что пока Иехония находился в плену, Седекия в ожидании его возвращения не стал присваивать себе собственность Иехонии[14]. Под давлением радикалов, придворных пророков, предсказывавших скорое падение Вавилона, и вопреки предупреждениям пророка Иеремии Седекия попал в руки египетской партии и, нарушив договор, перестал платить дань.

Проегипетская партия, ободрившаяся военными успехами фараона, одержала верх. Седекия готов бороться с Вавилоном, но его решение не поддерживают те, кто помнят последствия ответных контрмер Навуходоносора. Толчком к принятию этого трагического для Иудеи решения послужил визит в регион фараона с последующим заключением антивавилонского союза (Иер. 27:3;Иер. 28:1).

Напрасно Иеремия указывал на безумие антивавилонской политики; находился целый ряд «пророков», льстивших народу и обещавших успехи мятежным царям. Иеремия оспаривал их, напоминая, что в пророки обычно предрекали не мир, а «войну и бедствие и мор» (Иер 28, 8). Так или иначе, согласно блаж. Феодориту Кирскому, исполнение пророчества на деле доказывает его истинность (Иер 28, 9) [15]. Иеремия видел неминуемую гибель и переживал тяжелые годы.

Реакция Навуходоносора была решительной. Он выступил в карательную экспедицию, приняв окончательное решение навсегда покончить с постоянными мятежами на западе, достовлявшими немало беспокойства.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!