СУБКОРТИКАЛЬНЫЕ УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ



Уровни построения движения по Бернштейну и телесная психотерапия

Т. Леви. (статья опубликована в журнале «Вопросы психологии», 2010 год, №6)

В статье проводятся параллели между уровнями построения движений по Н.А.Бернштейну и специфическими задачами, решаемыми в рамках телесно-ориентированной психотерапии. Показано, что в процессе телесно-ориентированной работы происходит интенсивное воздействие на субкортикальные уровни построения движения, а также интеграция всех уровней построения движения.

Ключевые слова: психология движения, уровни построения движения, телесная психотерапия.

На сегодняшний день телесно-ориентированная психотерапия является общепризнанным и широко используемым направлением психотерапии. Вместе с тем интерес представляет осмысление телесно-ориентированной работы с точки зрения классической экспериментальной психологии движения, нахождение параллелей, «наведение мостов» между теорией и практикой. В данной статье я попытаюсь соотнести уровни построения движений по Н.А.Бернштейну и специфические задачи, решаемые в рамках телесно-ориентированной психотерапии.

Концепция уровневого построения движений Н.А.Бернштейна характеризует каждый из уровней его морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах [1]. Наиболее древними в филогенезе и созревающими раньше в онтогенезе являются субкортикальные уровни, условно обозначенные Н.А.Берштейном как уровни А и Б. Эти уровни широко представлены у животных. В экспериментальной психологии движения наибольшее внимание уделялось кортикальным уровням С и Д как уровням в большей степени «человеческим», разумным. Уровень Е представляет собой наивысший уровень одухотворенно-смыслового движения.

Причина по которой интерес исследователей фокусировался на уровнях С и Д, а уровни А и Б рассматривались лишь как фоновые, не заслуживающие самостоятельного внимания обусловлена культурно-исторической ситуацией. В Европейской культуре сложилось представление, в соответствии с которым считается, что человека делает человеком интеллект, логика, рациональное. При этом недооценивается телесно-чувственное начало, мудрость тела. Как пишет С. Хоружий «…вся эллинская традиция (и за ней новоевропейская) ставит Ум несравненно выше Сердца…»[7,372]. Европейская культура построена на дуалистической антропологии, утверждающей, «…диаметральную разноприродность, противоположность души и тела; их противоположную бытийную ценность и судьбу; и, вследствие этого, целиком исключает телесное начало из духовного процесса…» [7,379].

Кроме того действия человека разумного понимаются прежде всего как действия трансформирующие, преобразующие внешнюю реальность в соответствии со своими потребностями. Перед психологической наукой культурно-социальная ситуация 20 столетия ставила задачи изучения того, как более эффективно воздействовать на внешний, окружающий мир. Управление поведением связывалось со способностью к построению целенаправленного действия.

Б. Д. Эльконин пишет: «Л.С. Выготским была заявлена, а его последователями удержана та позиция, из которой осмыслялись, т.е. мысленно и экспериментально моделировались, события человеческой жизни. Эта позиция была задана как управление поведением. Управление выступило как придание поведению формы произвольности, каковая, в свою очередь, была представлена как форма действия. Представление о действии как форме активности диктовала схема трудового акта. В соответствии с этой схемой деятельность и действие сводились к производству вещей, соответствующих потребностям. …Центром действия было отношение его способа и средства к мотивам и целям» [8,471]. Сегодня социокультурная ситуация изменилась. Как пишет Б.Д.Эльконин: «Симптомом и показателем этого изменения является настойчивое акцентирование идентичности и самоидентичности как ядерных характеристик человеческого существования. Согласования средств и целей здесь недостаточно» [8,472].

Важно отметить, что построение поведения направленного на освоение и преобразование внешнего мира и построение поведения направленного на формирование самоидентичности, аутентичное выражение себя в мире предполагают акцентирование разных видов чувствительности. Освоение и преобразование внешнего предполагает внимательность, чувствительность к внешнему пространству. Построение поведения в соответствии со своей самоидентичностью предполагает освоение и преобразование человеком своего внутреннего пространства, что становится возможным при условии внимательности, чувствительности к внутреннему. Особое значение приобретает интрорецепция, проприорецепция. Следовательно субкортикальные уровни построения движений А и Б, ведущей афферентацией которых является интрорецепция, начинают переосмысляться как более значимые.

Далее остановлюсь на рассмотрении каждого уровня построения движений и работы с ним в телесно-ориентированной психотерапии.

СУБКОРТИКАЛЬНЫЕ УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!