Особенности творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ.

(Главы, пункты)

1. Понятие и основные характеристики творческих способностей

2. Особенности творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста

3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста

 

Актуальность исследования. Проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста составляет основу процесса обучения, не теряющая своей актуальности с течением времени, которая требует  постоянного внимания и дальнейшего развития. Большое значение развития творческих способностей придается и практике воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.  

На современном этапе изучения детей с особенными образовательными потребностями проблема развития у них творческих способностей является очень актуальной, ведь большое внимание уделяется именно формированию у детей способности творчески мыслить. Младший школьный возраст является одним их сенситивных периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими.

В научно-теоретических и прикладных исследованиях рассмотрены вопросы, связанные с выбором методов обучения и изучением творческих способностей детей с нарушением слуха. Этими вопросами занимались Г. Л. Выготская, Л. С. Выготский, Е. Г. Речицкая, Е. З. Яхнина, Е. А. Сошина, А. В. Запорожец, Н.Е. Граш, E.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, М.И. Никитина, Э. Матыня и др.

Основой арт-терапии является искусство, поэтому логично использовать средства арт-терапии для развития творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста. Средства арт-терапии позволяют гуманно воздействовать на развивающуюся личность, это и послужило основанием для проведения исследования

Цель: выявление особенностей развития творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста с посредством арт-терапии.

Объектом исследования являются творческие способности.

Предметом исследования выступает развитие творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и основные характеристики творческих способностей

2. Определить элементы арт-терапии наиболее эффективные для работы со слабослышащими детьми младшего школьного возраста.

3. Разработать программу с применением элементов арт-терапии в качестве развития творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы развития творческих у слабослышащих детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии.

Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная программа развития творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии будет эффективна.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической

 литературы по проблеме исследования; анализ имеющихся программ по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста;  наблюдение.

 

Понятие и основные характеристики творческих способностей

 

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в течении его жизни. Чтобы решать новые для себя задачи, ребёнок должен развить в себе творческие способности, а помочь ему должен педагог [40].

Понятие «творческие способности» можно охарактеризовать как индивидуально-психологические особенности индивида, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее.

Американский психолог П. Торренс считал, что творческие способности индивида - это готовность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [27].

По мнению  американского психолога А. Маслоу, данные способности - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Под творчеством понимается деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности [10].

В структуре творческих способностей П. Торренс выделял:

- восприятие проблемы;

- поиск решения;

- возникновение и формулировку гипотез;

- проверку гипотез;

- их модификацию;

- нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [25].

С. Медник считает, что суть творчества наблюдается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [10].

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [3].

Способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от других, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [46].

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен. Способность - одно из наиболее распространенных психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.

С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [43].

 Способность - это определенная совокупность знаний. Это возможность, предпосылка деятельности, успешности её выполнения. Если у человека способность развита на высшем уровне, то он успешнее выполняет деятельность. Сам процесс овладения деятельностью даются ему субъективно легче, чем работа в той сфере, в которой он не имеет способности. Следовательно, творческие способности - это возможность создать что - то новое, а для этого нужны знания и навыки.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. «искать», изобретать и создавать что-то такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включить в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. В связи с этим перед учителем встаёт важная задача, найти эффективные пути и способы развития творческого потенциала ребёнка [35].

 

По мнению И.В. Львова, творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [27].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

- Способность рисковать.

- Дивергентное мышление.

- Гибкость в мышлении и действиях.

- Скорость мышления.

- Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

- Богатое воображение.

- Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

- Высокие эстетические ценности.

- Развитая интуиция.

По мнению А. Осборна, активизация творческой деятельности достигается благодаря соблюдению четырех принципов:

- принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

- поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

- требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

- признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать [30].

В процессе творческой деятельности у человека формируется и развивается творческое мышление. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции.

Развитие у учащихся творческого мышления должно осуществляться в процессе их обучения методам решений творческих задач, с помощью которых у них формируются и развиваются логические умения по каждой группе.

Творческая задача – это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы – информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. В теории творчества наряду с понятием творческая задача, существует и понятие исследовательская задача. Исследовательская задача – это творческая задача для решения которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских операций [9].

Д.Н. Дружинин считает, что условиями развития творческих способностей являются:

-отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;

- наличие позитивного образца творческого поведения;

- гибкость в мышлении и действиях.

- создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;

- социальное подкрепление творческого поведения [7].

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

- проблемное изложение знаний;

- дискуссия;

- исследовательский метод;

- творческие работы учащихся;

- создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1. по результату (продукту) деятельности;

2. по способу ее протекания (процессу).

Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [25].

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими способностями в нашей выпускной квалификационной работе понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

Любая работа становится творческой только тогда, когда человек в тончайших, незаметных черточках труда, в его результатах замечает то свое, особенное, что отличает его творение от творений других людей. В педагогике и психологии термин " творчество" рассматривается в контексте понятия "творческа я деятельность".

Творческая деятельность - это отношение субъекта деятельности к своему труду и процесс решения творческих задач.

Наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов [46]. Он выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1. способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3. способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [13].

В зарубежной психологии творческие способности обозначаются как креативность, активно стала изучаться после опубликования работ Дж. Гилфорда. Основными показателями творческих способностей является скорость, и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Скорость мысли - количество идей, которое возникает за единицу времени. Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться из одной идеи на другую; видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость - это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса явлений, которые изучаются, к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам. Оригинальность - способность к генерации идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям. Она связана с целостным виденьем всех связей и зависимостей, незаметных во время последовательного логического анализа. Любознательность - способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому. Смелость - способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

По словам В.А. Хуторского [50], обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Главным признаком творческой личности является наличие внутренней мотивации и личностной вовлеченности субъекта в процесс решения задачи. Важными особенностями являются независимость и открытость ума (готовность принять новый опыт).

Творческие способности проявляются в деятельности, основанной на комбинирующей способности нашего мозга, которую психологи называют воображением. Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на воображении.

 В зарубежных исследованиях творчеству в психологической науке посвятили свои работы Т.Рибо, Р.Муни, Е.П.Торренс, К.В.Тейлор и др. Некоторые ученые говорят о том, что существует влияние эмоций и творческих способностей, которое называют законом эмоциональной реальности творчества. Сущность этого закона сформулировал Т. Рибо: «все формы творческих способностей, - говорит он, - заключают в себя аффективные элементы». Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то всё же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым чувством человека.

Результатом обширного и эффективного развития качеств, необходимых для развития творческих способностей должен стать самостоятельно созданный продукт. Но прежде, чем развивать творческие способности, следует развить интерес, потребности к предмету через который будут развивать творчество. Интерес к любой деятельности порождается потребностью.

Под потребностью психология понимает то, что необходимо человеку для существования и развития. Творчество, как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при попытках строгого научного писания таинственным образом исчезает сам предмет исследования - неуловимый творческий процесс [2].

Р. Муни выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план:

 - среда, в которой осуществляется творчество;

- творческий продукт;

- творческий процесс;

- творческая личность [45].

В.Тэйлор рассматривая творчество как решение задач, выделяет шесть групп определений творчества.

1. Определение типа «Гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности.

2. Определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового.

3. «Эстетические», или «экспрессивные», определения, в которых подчеркивается самовыражение.

4. «Психоаналитические», или «динамические», определения, в которых творчество определяется в терминах взаимодействия «Я»; «Оно» и «Сверх Я» [13].

Е.П. Торренс, анализируя проблему творчества (креативности), подчеркивает, что в современных исследованиях креативность трактуется как высший мыслительный процесс. Это является шагом вперед по сравнению с ранними трактовками, в которых креативность рассматривалась как регрессивный мыслительный процесс, более низкий по сравнению с рациональным, логическим мышлением [15].

Главным неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, особенно художественной изобразительной, является воображение. Поэтому изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения школьников. А развивается эта способность особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке [45].

C. Выготский [16] полагал, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, но бывшее в опыте человека и не соответствующее какому - нибудь реально существующему предмету. По словам Выготского: «...воображение является крайне сложным по своему составу процессом...». Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса, его характера как чего- то необычного и совершенно исключительного. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.

С. Выготский [14] прослеживает развитие воображения в детском возрасте, его проявление в литературном, театральном и изобразительном творчестве школьников. Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. « По мере того как ребёнок растёт и входит в период позднего детства, у него обычно наступают разочарование и охлаждение к рисованию». После охлаждения наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15-20 лет. Но это новый подъем изобразительного творчества переживают только дети, обладающие повышенной одарённостью в художественном отношении. В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы, являющимся непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут возникать только из детских интересов. Дети начинают овладевать новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства. Вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт.

По словам JI. С. Выготского [14]: «... чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения...».

Наиболее общей творческой способностью можно считать способность личности к саморегуляции, т.е. чувствительность нервной системы к изменениям во внешней среде, пластичность в выборе тактик поведения и способов решения проблем, а также высокий уровень психической активности. Среди наиболее значимых творческих способностей такие исследователи как: Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, Я. А. Пономарёв и др. называют [46]: способность видеть проблему и ставить задачу; оригинальность; гибкость и диалектичность мышления; легкость ассоциирования и воображение; антиконформизм мышления; легкость генерирования идей и способность к переносу; критичность мышления; способность к оценочным действиям и выбору; способность к обобщению.

Творческий потенциал является комплексной характеристикой способностей, мотивационных образований, знаний, умений и субъективных возможностей личности в сфере творчества. Творчество детей существенно отличается от творчества взрослых.

 Поведению ребенка свойственна спонтанность, непринужденность, непосредственность, которых уже нет у взрослого человека. Творчество ребенка является важнейшим качеством его личности, универсальной способностью, лежащей в основе формирования всех других его способностей. В.В. Давыдов в послесловии к книге JI.C. Выготского [14] «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз пробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

 

Особенности творческих способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста

 

Творческая активность развивается в процессе деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Перед образовательным процессом ставится задача воспитания креативной личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.

Большое значение развития творческих способностей придается и практике воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Выдающийся сурдопедагог С.А. Зыков подчеркивал, что «педагогически организованная деятельность» - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушениями слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности.

Потеря слуха в раннем детском возрасте является актуальной проблемой в современной педагогике и психологии. Ведь ребенок лишается важного источника получения информации об окружающем мире, что тем самым замедляет процесс его интеллектуального развития. Если значительную часть знаний об окружающем мире дети без нарушений получают через слуховые ощущения и восприятия, то обучающиеся с отклонениями в развитии слуха лишены такой возможности, или они у них крайне ограничены. Тем самым это осложняет процесс познания окружающей действительности и оказывает неблагоприятное влияние на формирование других ощущений и восприятий [11].

Потеря слуха сказывается на развитии ребенка уже в первые месяцы жизни. Он не может воспринимать мир объемно, пространственно, реагируя только на те воздействия, которые входят в поле его зрения, а также тактильные и вибрационные. У детей со сниженным слухом затрудняется формирование полноценного полисенсорного восприятия, то есть нарушается одно из главных условий нормального развития [29].

Младший школьный возраст - это период развития детей, охватывающий с 6,5 до 11 лет, и соответствует первому этапу школьного образования. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности - не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника - он оценивает себя так, как оценивают его взрослые.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:

- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

- научиться самостоятельно, конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

- полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются [22].

Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др. У слабослышащего с рождения ребёнка нарушена деятельность дыхательных мышц, участвующих в голосообразовании. Как следствие - существенное отставание в развитии мышц шеи, пояса верхней конечности, верхней части спины; степень отставания существенно зависит от степени тугоухости.

У некоторых школьников с пониженным слухом в большей степени проявляются:

а) эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога);

б) нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость к сверстникам);

в) моторные расстройства (гиперактивностъ, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, блефароспазм);

г) вестибулярные расстройства (шаткая походка, "шарканье" ногами при ходьбе, головокружения);

д) нарушение речи (аутизм, невнятность, скандированность речи);

е) вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей).

У слабослышащих детей преобладает тормозной тип нервной системы над возбудимым. Как утверждает Ф.Ф. Pay, звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запёчатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения с окружающими, служат основой владения языком. Оживление слуховых и кинестетических образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют основу внутренней речи, которая играет важнейшую роль в механизме нашего мышления. Кинестетические раздражения, поступающие в мозг от речевых органов, являются базальным компонентом второй сигнальной системы.

Поскольку слабослышащие дети ограничены в возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии. По данным Т.Ф. Розановой, по этим признакам выделяется пять групп:

1. С относительно высоким уровнем развития наглядного, словесно-логического и понятийного мышления. Не уступают слышащим сверстникам по уровню развития наглядного мышления и отстают по развитию понятийного приблизительно на три года. Для них характерна высокая обучаемость, активность и самостоятельность. Эти дети усваивают школьную программу в полном объеме.

2. Средний уровень наглядного и словесно-логического мышления. Средняя успеваемость. Для таких детей необходима дополнительная работа с дефектологом, без этой помощи программу они не усваивают.

3. Низкий уровень развития наглядного и словесно-логического мышления. Низкая обучаемость, пониженная работоспособность; необходим индивидуальный подход и более медленный темп обучения.

4. Высокий уровень развития наглядного мышления, низкий уровень словесно-логического. Это наиболее часто встречающаяся категория. Дети обучаются сложно по таким предметам как: математика, русский язык, точные науки. Обычно двигательно дети развиты, но требуется специальный подход, так как самостоятельно программу они не усваивают.

5. Относительно высокий уровень словесно-логического мышления. Наиболее редко встречающаяся категория; при современной корректировке воспитания успевают хорошо, в полном объеме усваивают программу. Учитывая вышеизложенное, обучение детей, особенно на начальном этапе, базируется на организации дисциплины на занятиях. Необходимым условием этого является умение концентрировать и удерживать внимание, поэтому с первых занятий необходимо уделять время развитию внимания слабослышащих школьников. Для аномальных детей особенно важной становится задача обучения сосредоточению внимания на речи и развитие слухового внимания.

Центральными новообразованиями слабослышащего младшего школьника являются:

1. качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

2. рефлексия, анализ, внутренний план действий;

3. развитие нового познавательного отношения к действительности;

4. ориентация на группу сверстников.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей личности. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Таким образом вопрос развития творческих способностей является актуальным и для слабослышащих младших школьников. Условиями успешного развития творческих способностей у данной группы детей могут быть:

- создание подлинно творческой атмосферы, способствующей свободному проявлению творческого мышления ребенка;

- обеспечение включения младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

- выбор форм и методов развития творческих способностей.

При наличии такого серьезного отклонения как нарушение слуха значительно осложняется социальное развитие детей. Если говорящие дети свои представления о мире, в котором живут, знания о самом себе и об окружающей их действительности получают при общении друг с другом или со взрослыми, то для детей с нарушениями слуха характерны трудности понимания данных событий и понятий, а также направленности и смысла поступков, формирования нравственных представлений и чувств [4].

Дети с нарушением слуха испытывают трудности в осмыслении некоторых человеческих действий, причиной тому, как раз, является ограничение возможностей в получении и усвоении некоторых видов информации, а в дальнейшем и социализации в обществе. Основным из этих трудностей является ограниченное общение со взрослыми и сверстниками. При поступлении в школу некоторые дети испытывают психологические трудности из-за отрыва от семьи и от матери, в ходе не способности в достаточной мере взаимодействовать с новым ближайшим окружением [19].

Любые дети с особыми образовательными потребностями имеют очень сложный внутренний мир. На начальных этапах их развития очень важно помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем [39].

Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка.

Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции нарушений.

Важную роль в жизни детей с нарушениями слуха играют эмоции, которые помогают им воспринимать действительность и реагировать на неѐ, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование, рисование, пение, хореографию и многое другое, что может дать занятие творческой деятельностью.

Творчество выражается не только тогда, когда создаются великие произведения, но и в тех случаях, в которых человек способен воображать, сочетать, изменять, неординарно мыслить, фантазировать и в итоге создавать что-то новое. Если понимать термин «творчество» с такой стороны, то можно отметить, что немалое количество творческих процессов обнаруживаются у человека уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов, затрагиваемых в детской психологии и педагогике - это вопрос о развитии у детей творческих способностей и творческого потенциала [20].

 Творческие способности – это основа всего процесса творчества. Российский психолог и организатор науки В. Н. Дружинин характеризует творческие способности как индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [21].

Советский педагог и психолог В.В. Давыдов в педагогической энциклопедии описывает «творческие способности» как совокупность возможностей к реализации деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов [53].

Так, доктор психологических наук О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творчества у детей относит:

- оригинальность выполнения детьми творческих задач;

- использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других [23].

Выготский Л. С. и Кабалевский Д. указывают в качестве основного критерия творчества человека – использование собственного воображения, так как творчество обеспечивается именно развивающимся воображением [14].

Говоря о зарождении способностей в целом, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста нужно развивать и тренировать творческие способности ребёнка. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются и развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет [8].

Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то они начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее их функционирование [36].

Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речевой базы и абстрактного мышления. Воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется в связи с ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального и бытового опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неспособностью перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом [39].

Трудности общения и формирования взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность или замкнутость. Однако специалисты в области сурдопсихологии, долгое время изучающие становление личности детей с нарушением слуха, считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими слуховыми отклонениями могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность. Например, огромную помощь в становлении личности слабослышащих и глухих детей играет включение их в творческий процесс, развития у них творческого потенциала и желания заниматься творческой деятельностью [18].

В педагогической литературе проблема творчества детей с нарушениями слуха отмечена как специфическая. Творчество школьников данной категории немного отличается и отстаёт от. Тем не менее, к школьному возрасту творческие способности, обычно, становятся соответственными возрасту: формируется понятийный подход к решению задач, формируется воображаемое и творческое мышление [48].

При развитии творческих способностей у детей с нарушениями слуха употребляется как можно больше наглядных пособий, широко используются информационные технологии - применение компьютеров, презентаций, компьютерных графиков, программ и т.д. Поскольку школьник с нарушением слуха воспринимает устное слово зрительно, вопросы формулируются в печатном виде или отображаются на наглядной презентации, а при устном формулировании вопроса отдельно дактилируется каждая буква слова [41].

Творческая деятельность способствует развитию детей с нарушением слуха в процессе социализации, адаптации к окружающему миру, развивает эмоциональность, мышление, воображение, память, интеллект, внимание, восприятие, формирует познавательные интересы, развивает музыкальные способности и словесную речь, способствует развитию коллективной деятельности, расширяет и закрепляет знания, полученные в процессе обучения. Занятия творческой деятельностью для детей с нарушением слуха включают в себя:

- теоретическое, речевое, музыкально-ритмическое обучение, изобразительное искусство;

- лепка из глины и слоеного теста,

- архитектурное моделирование, выжигание, резьба по дереву;

- практическое обучение театральному искусству и многое другое [54].

Все перечисленные занятия творческой деятельностью у детей с нарушением слуха требуют специальной организации.

Негативное влияние нарушенной слуховой функции на развитие творческих способностей младших школьников с нарушением слуха проявляется в снижении у них, по сравнению с нормой, всех основных показателей, характеризующих творческую деятельность.

 Отставание детей младшего школьного возраста с нарушениями слухом в развитии творческих способностей объясняется бедностью словаря, недостаточностью сенсорного опыта, его малым разнообразием, а главное — несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к трудностям в использования прошлого опыта, что обусловлено тяжестью слухового дефекта и вторичным речевым недоразвитием. Подобное отставание позволяет говорить о большей стереотипности и шаблонности в работах, выполненных ребенком с нарушением слуха, а также о его большей привязанности к заданным моделям, образцам действий, и трудностях преобразования имеющихся представлений о том или ином предмете окружающей среды [47].

Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е. А. Сошиной слабослышащие первоклассники проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации). Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет, которые представляли собой повторяющиеся композиции [38].

Важнейшими условиями развития творческих способностей у детей с нарушениями слуха являются, во-первых, обогащение их опыта, знаний и представлений о мире, воспитание интереса к чтению художественной литературы; во-вторых, формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их, т. е. способствовать развитию операциональных компонентов творческого воображения. Одновременная реализация этих условий приводит к положительным сдвигам в развитии воображения детей с нарушениями слуха уже в младшем школьном возрасте [37].

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!