Роль «внутреннего монолога» в создании образа главного героя в сентиментальном романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».



Все произведения Федора Михайловича Достоевского глубоко психологичны. Основной задачей писателя является раскрытие духовного мира Человека. Внутренний мир героев предстает перед нами в особом ракурсе: мы почти не видим у Достоевского нейтральных психологических состояний, душевная жизнь показана в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Герои всегда на грани внутреннего срыва. Благодаря этому, Достоевский показывает всю глубину человеческой души, противоречивость сознания и подсознания. Герои Достоевского поглощены своей «идеей», и вся система изобразительных средств подчинена раскрытию этой «идеи» и показу ее развития.

В изображении внутреннего мира человека в романе «Белые ночи» важную роль играет внутренний монолог. У Достоевского он приобретает черты диалога. Это как бы борьба с самим собой, борьба сознания и подсознания. Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер.

Главный герой повести "Белые ночи" - молодой человек, который сам себя называет Мечтателем. Он любит фантазировать и живет в мечтах, предпочитая их реальной жизни. Внешняя характеристика Мечтателя очень скудная. Акцент делается автором на его внутреннем мире. С первых страниц мы угадываем в рассказчике страдающую, возвышенную душу. Сердце его полно любви, он одаривает ею людей, не знающих о его существовании, «тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час, целый год». Он признается: «Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Я коротко их знаю; я почти изучил их физиономии – и любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся». Его нежность распространяется и на неодушевленные, но ставшие такими родными, предметы: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»

Его реальная жизнь действительно скучна и пуста. Молодой человек глубоко одинок и не имеет знакомых. Именно поэтому Мечтатель "спасается" от реальности в своих мечтах и фантазиях. Каждый день Мечтатель ложится на свою кровать или идет гулять по городу - и попадает в свой любимый мир фантазий. Иногда он настолько теряет ощущение реальности, что забывает о том, пообедал или нет.

Мечтатель провёл большую часть своей жизни во внутреннем одиночестве - с самого начала герой признаётся, что он вот уже восемь лет как живёт в Петербурге, «и почти ни одного знакомства не умел завести». При этом он не замыкается в себе в своём углу, а напротив, с лёгкостью выходит в мир и, более того, чувствует потребность в прогулках среди людей: «Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург». Создаётся впечатление открытости миру; в действительности же настоящих связей с людьми герой так и не завязывает.

Таким образом, ощущение контактов с другими – лишь поверхностное и обманчивое. Мечтатель как будто самодостаточен; не чувствует необходимости в «другом». Никогда во время своих прогулок по городу он не выходит за пределы своего «я», не проникает во внутренний мир другого и не вступает в ним в настоящий диалог. Интересно, что сам герой Достоевского говорит о созерцании как о наиболее характерном для мечтателя состоянии: «Когда я говорю – смотрит, так я лгу: он не смотрит, но созерцает как-то безотчётно, как будто усталый или занятый в то же время каким-нибудь другим, более интересным предметом, так что разве мельком, почти невольно, может уделить время на всё окружающее».

Итак, Мечтатель не живёт в настоящем времени. Настоящее, реальная жизнь проходят мимо него. Таким образом, в мире мечтателей параллельно существуют как бы два времени: безвременье мечтаний и настоящее живой, протекающей мимо Мечтателя жизни.

Возможно, таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в мечтах. Но вероятнее всего, мы имеем дело с поэтом, человеком, наблюдающим мир под особым углом зрения, создающим свою реальность. Он признается: «Я создаю в мечтах целые романы». Поэту свойственно романтизировать жизнь, он способен в капле воды увидеть океан, в мимолетной улыбке – обещание счастья. Наш герой в девушке, встреченной поздним вечером, увидел прекрасную незнакомку, «угадал» возвышенную натуру.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы… Точно я вдруг очутился в Италии, — так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах…».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1837; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!