Русские Ведомости» 25 ноября 1911 г., № 271.



 

 

«Член Гос. Совета А.Ф. Кони предложил поправку: «Лица, числящиеся христианами, но действительно исповедующие ту или иную нехристианскую веру, к которой до принятия христианства принадлежали сами они или их родители… подлежат по их желанию исключению из числа христиан». Поправка действительно необходима, принимая во внимание наше недавнее прошлое, когда, как мы знаем, происходили массовые насильственные крещения. Гос. Совет отверг эту поправку. Он и здесь санкционировал все те насилия над свободой совести, которые производились до Указов 1905 года. Формальные приписки к православию, мало того, подчас насильственные, путем полицейских и административных репрессий, по мнению большинства Гос. Совета, является достаточным основанием, чтобы удержать на лоне господствующей церкви тех, кто числится христианами, а в действительности исповедуют нехристианскую веру. И это после Указа 17 апреля 1905 г.

С. Мелъгунов»  [546].

 

 

«Волжские Вести» (Симбирск) 11 сентября 1911 г.

 

 

«Со времени манифеста 17 октября 1906 г. все сектантские общины стремятся легализоваться и открыто исполнять то, за что недавно получали административные «бичи и скорпионы». Но недолго продолжалась весна сектантского благополучия. С новой силой, гораздо более осведомленные блюстители церковной незыблемости обрушились на сектантские общины, и с конца лета прошлого 1910 года гонения, носившие дотоле характер чисто случайный и местный, приняли систематический характер, снова напоминая мрачное, тяжелое прошлое» [547].

 

 

«Русское слово» 12 марта 1913 г., № 59.

 

 

«Сегодня Председателя Совета Министров В. Коковцева посетила депутация евангельских христиан и баптистов в лице Голяева, Мазаева из Ростова, Степанова — из Воронежа и С.М. Степанова — из Москвы.

Депутация обратилась с жалобою на стеснения, на закрытия обществ и неразрешение молитвенных собраний. По сведениям депутатов, МВД намерено в скором времени запретить евангельским христианам разъезжать с проповедью по различным городам России» [548].

 

 

Из переписки И. П. Кушнерова — 10 августа 1911 г., № 368.

 

 

«…Так как я веду судебные и административные дела всех Российских братьев, у которых так много есть дела и всякого преследования со стороны духовников и низших властей, то я прежде всего коснусь их нужд. Большинство братьев и сестер обращено из людей «ничего не значущих в сем мире», бедных, неопытных и малоразвитых, не сведующих с законами, запуганных и обращенных к Господу во время веротерпимости к нововерам баптистам, которых и до сего времени преследуют, как хотят: по суду и без суда, административно и произвольно, за дело и без дела. Вот эти все гонимые нуждаются в добрых советах, правильном направлении и ведении дела, защите их на суде и пред начальством, в узаконении их детей в школе грамоты, из которых их выгоняют и не принимают, потому что они не выполняют православных обрядов и проч., и проч.

…естественно, все эти бедняки и нуждающиеся в советах братья и общины обращаются ко мне, в пользу которых, около 20 лет я с помощью Господа работаю до изнеможения и болезни нервов» [549].

 

Примечания

 

Библиография

 

Источники

 

Российский государственный исторический архив (г. Санкт–Петербург).  Фонд 797 — Канцелярия обер–прокурора Святейшего Синода РПЦ.

Фонд 796 — Канцелярия Св. Синода.

Фонд 802 — Учебный комитет при Св. Синоде.

Фонд 821 — Департамент духовных дел иностранного исповедания при Правительствующем Сенате.

Фонд 1363 — Уголовный Кассационный Департамент при Прав. Сенате.

Фонд 1284 — Департамент общих дел Министерства внутренних дел.

Фонд 1276 — Департамент духовных дел МВД.

Фонд 1286 — Департамент полиции исполнительной.

Фонд 1405 — Департамент Министерства юстиции.

Фонд 733 — Департамент народного просвещения.

Фонд 381 — Департамент общих дел Министерства государственного имущества.

Фонд 472 — Канцелярия Министерства Императорского Двора.

Фонд 1261 — Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.

Фонд 759 — Собственная Е. И. В. Канцелярия по учреждениям императрицы Марии.

Фонд 776 — Главное Управление по делам печати МВД.

Всеподданнейшие Отчеты обер–прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1866–1914 гг., СП6. — Пг.

Свод Законов Российской Империи, СПб., 1906.

Фонды Государственного музея истории религии (г. Санкт–Петербург).

Государственный архив Воронежской области.

Государственный архив Нижегородской области.

 

Исследования

 

Апвазов И. (миссионер).  Русское сектантство. М., 1915.

Алексий (Дородницын),  епископ. Южно–русский необаптизм, известный под именем штунды. Ставрополь, 1903.

Алов В.  Русские еретики XIV–XVI вв. СПб., 1908.

А. Н. (священник).  К пастырской борьбе с сектой пашковцев, называющих себя «евангельскими христианами». Сергиев Посад, 1910.

Бобрищев–Пушкин А. М.  Суд и раскольники–сектанты. СПб., 1902.

Бонч–Бруевич В. Д.  Избранные сочинения. М., 1959.

Бонч–Бруевич В. Д.  Из мира сектантов. М., 1922.

Бороздин А. К.  Очерки русского религиозного разномыслия. Спб., 1905.

Бродский Н. Л.  И. С. Тургенев и русские сектанты. М., 1922.

Введенский А. (священник).  Виновато ли духовенство в происхождении и развитии русского сектантства? СПб., 1912.

Грекулов Е. Ф.  Православная инквизиция в России. М., 1964.

Зернов Н.  Русское религиозное возрождение в начале XX века. Париж, 1991.

Емелях Л. И.  Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. M. — Л., 1965.

Ивановский Н. (миссионер).  Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола, с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Казань, 1912.

Калинин Г. М.  Реформы веротерпимости на пороге XX века и состояние государственной церкви в России. Нижний Новгород, 1905.

Клибанов А. И.  История религиозного сектантства в России. М., 1965.

Котельников А.  История производства и разработки всеобщей переписи населения. СПб., 1909.

Маргаритов С.  История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь, 1910.

Мельгунов С.  Из истории религиозно–общественного движения в России XIX века. М., 1919.

Мельгунов С.  Свобода веры в России. М., 1907.

Мень А. (протоиерей).  Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М., 1997.

Милюков П.  Очерки по истории русской культуры. СПб., 1906.

Оболенский П. (магистр богословия).  Критический разбор вероисповедания русский сектантов–рационалистов. Казань, 1903.

Орнатский Ф. (протоиерей).  Секта пашковцев и ответ на «пашковские вопросы». СПб., 1903.

Поспеловский Д. В.  Русская православная Церковь в XX веке. М., 1995.

Пругавин А. С.  Значение сектантства в русской народной жизни. М., 1881.

Пругавин А. С.  О необходимости и способах всестороннего изучения русского сектантства. СПб., 1880.

Скворцов В. (миссионер).  Миссионерский посох. СПб., 1912.

Соколов А. А.  Отношение церковной власти к свободе совести и слова в XX веке. Астрахань, 1906.

Терлецкий Г.  Секта пашковцев. СПб., 1891.

Титлинов Б. В.  Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924.

Титов Ф. И. (священник).  О современном состоянии русского сектантства. Киев, 1897.

Ушинский А. Д. (священник).  О причинах появления рационалистического учения штунды. Киев, 1884.

Фирсов С. Л.  Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. Спб., 1996.

Фриз Грегори Л.  Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // «История СССР». № 2, 1991.

Шаховской Иоанн (архиепископ).  Сектантство в православии и православие в сектантстве. Сан–Франциско, 1963.

Эллис Дж., Джонс Л. У.  Другая революция. Российское евангелическое пробуждение. СПб., 1999.

Ясевич–Бородаевская В. И.  Борьба за веру. СПб., 1912.

 

Основная литература

 

Айвазов И. Г. (миссионер).  Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. M., 1913.

Амвросии (Ключарев), архиепископ.  О религиозном сектантстве в нашем образованном обществе. СПб., 1891.

Арсеньев К. К.  Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905.

Бердяев Н. А.  Опыт оправдания человека. М., 1916.

Бердяев Н. А.  Философия свободы. М., 1911.

Бонч–Бруевич В. Д.  Избранные атеистические произведения. М., 1973.

Бонн–Бруевич В. Д.  Кровавый навет на христиан. Пг., 1918.

Булгаков С. Н.  Неотложная задача. М., 1906.

Буткевич Т. И. (протоиерей).  Обзор русских сект и их толков.

Харьков, 1910. Введенский А. (священник).  Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. Одесса, 1912.

Витте С. Ю.  Воспоминания. М., 1960.

Восторгов Иоанн (протоиерей).  Исполняйтесь духом — в единстве духа. М., 1909.

Высотский Н. Г.  «Дело» священника о. Гр. Петрова. М., 1907.

Голос из обители Св. Николая в Киеве (без указания автора). Киев, 1908.

Грекулов Е.  Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969.

«За что его сослали?» (без указания автора). СПб., 1907.

Емелях Л. И.  Критика Лениным православия. Л., 1971.

Иванов  В., Мазаев Д.  Всемирный Конгресс баптистов в Лондоне в 1905 году. Ростов–на–Дону, 1907–1909.

Иоаким (архиепископ).  Слово, сказанное Его Преосвященством // «Оренбургские епархиальные Ведомости», 1908.

Как должно относиться духовенство к Союзу русского народа? (без указ. автора). Киев, 1913.

«Камо грядеши?» (без указания автора). СПб., 1907.

Кандидов Б. П.  Церковь и 1905 год. М., 1926.

Карташев А.  Русская Церковь в 1905 году. СПб., 1906.

Коваленко Л.  Облако свидетелей Христовых. Сакраменто, 1996.

Кони А. Ф.  На жизненном пути. М., 1916.

Кони А. Ф.  Собрание сочинений в 8 томах. М., 1967.

Ленин В. И.  Полное собрание сочинений. Изд. 5, т. 9, 10, 12.

Лесков Н.  С. Полное собрание сочинений в 11 томах, том 11.

Ливен С. П.  Духовное пробуждение в России. Корнталь, 1967.

Муратов.  Русское сектантство. М., 1919.

Об отношении Церкви и священства к современной общественно–политической жизни // «Записка Союза ревнителей церковного обновления». СПб., 1906.

Папков В.  Необходимость обновления православного церковнообщественного строя. СПб., 1902.

Полозов А. (священник).  Интеллигенция и Церковь. М., 1905.

Приложение к «краткой записке» Евангельских христиан, поданной при прошении Ивана Кушнерова, Василии Долгополова, Василия Иванова, 8 января 1905 г. (библиотека ГМИРа).

Проханов И. С.  В котле России. Чикаго, 1992.

Проханов И. С.  Записка о правовом положении евангельских христиан, а также баптистов и сродных им христиан. Спб., 1913.

Розанов В. В.  В темных религиозных лучах. М., 1994.

Розанов В. В.  Когда начальство ушло… // Сб. «К. П. Победоносцев: Pro et contra». СПб., 1996.

Розанов В. В.  Около церковных стен. М., 1995.

Салтамов А.  К. П. Победоносцев. СПб., 1997.

Соловьев В. С.  Владимир Святой и христианское государство. М., 1913.

Соловьев В. С.  Собрание сочинений. Брюссель, 1966.

Соловьев В. С.  Собрание сочинений и писем в 15 томах. Союз Русского Народа, по материалам Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного правительства 1917 г. М. Л., 1929.

Чельцов М. П. (священник, миссионер).  Избранные работы // «Известия по С. — Петербургской епархии», 1908, № 6–7.

Чертков В. Г.  Напрасная жестокость. СПб., 1896.

Шендеровский Л.  Евангельские христиане, Торонто, 1980.

 

Периодические издания

 

«Братский Вестник», М., 1966; 1967; 1977; 1980.

«Миссионерское обозрение», 1897; 1898; 1900; 1905.

«Русские Ведомости», 1891.

«Русский Вестник», 1884, кн. 3.

«Русское богатство», 1898. № 9.

«Русь» (газета), 1907.

«Современный мир», СПб., 1911, № 7.

 

Сборники

 

История евангельских христиан–баптистов в СССР. М., 1989.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.  О религии. М., 1975.

«К. П. Победоносцев: Pro et contra». СПб., 1996.

Проханов И. С.  Закон и вера (по религиозному законодательству). СПб., 1912.

Религии мира: история и современность (ежегодник). М., 1983.

 

Дополнительные материалы

 

Источники

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!