Смысл асан заключается в устойчивости и комфорте, в удержании баланса в позе.



Группа асан на баланс. Общая характеристика и варианты классификации. Место балансов при построении тренировочных последовательностей. Упражнения на вестибулярный аппарат и баланс.

Асаны стоя.

Итак, первым делом, мы рассмотрим блок балансовых асан стоя, к которым относятся такие позы как: Врикшасана, Ардха Чандрасана, Натараджасана, Гарудасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана, Вирабхадрасана 3 и другие.

Даже относительно простые позы, такие как Врикшасана (поза дерева) и Вирабхадрасана 3 (поза Война 3) зачастую даются с трудом и требуют полной концентрации внимания, успокоения дыхания, мыслей и эмоциональных колебаний. И даже если нам уже без труда технически удается стоять в таком балансе и мы чувствуем физическую уверенность, необходимо идти дальше в понимании сути асаны – к осознанию того, для чего мы стоим со сплетенными ногами и руками (как в случае с позой Орла - Гарудасаной) или изображаем из себя «танцора» в Натараджасане. Стоя на одной ноге, мы вначале осознаем, что баланс строится не сам по себе, а за счет постоянной работы ума и контроля за дыханием и мышцами. Чтобы удержаться неподвижно в той или иной позе, необходима непрерывная внутренняя работа на удержание равновесия и непоколебимая бдительность – эффект присутствия в настоящем моменте. Постепенно этот вид сосредоточения сказывается и на внутреннем состоянии: мы поднимаемся на шестую ступень Аштанга-йоги (восьмиступенчатая модель Патанджали) – осваиваем дхарану, и мысли перестают хаотично метаться, ум сосредотачивается на объекте концентрации и заостряется по направлению дыхания и взгляда – «дришти». В некоторой степени баланс дает нам состояние хладнокровия и здравомыслия, которое необходимо нам в повседневной жизни, чтобы избежать чрезмерной эмоциональности и воспринимать мир без лишних потерь нервных клеток.

Когда мы сбалансированы, мы выравниваем центр тяжести нашего тела с гравитационным полем Земли. В буквальном смысле - приводим себя в физическое равновесие с фундаментальной силой природы. И соответственно, наоборот. Расстроенная гитара не будет звучать в унисон мелодии Вселенной. Существует что-то однозначно неприятное в потере баланса, как на коврике, так и в жизни. Оно выходит за рамки ума, и превращается в инстинктивный страх падения и удара прямо по нашему эго. В конце концов, в жизни мы редко падаем на землю, и чтобы не «выглядеть глупо» люди подставляют вторую ногу, как только чувствуют неуверенность в себе. Таким образом, даже такое простое действие как удержание равновесия на одной ноге может сводить человека с ума, в прямом смысле этого слова.

Таким образом, балансовые асаны, несмотря на некоторые препятствия, дают так много преимуществ, из-за которых стоит ежедневно включать их в свою личную практику.

Выравнивание: Физика баланса

Три основных элемента любого баланса - это выравнивание, энергия и внимание. Понимание элементарных законов физики и выравнивание центра тяжести своего тела относительно гравитации имеет решающее значение: это делает баланс физически возможным. Энергия дает нам возможность создавать, направлять, проводить и отстраивать любую позу за счет управления энергетическими потоками в нашем теле. И, наконец, внимание или концентрация помогает постоянно наблюдать и осознавать себя в пространстве, отслеживать мысли и замыкать энергию в теле, не расточая ее через разрушительные эмоции.

Ноги играют немаловажную роль в отстройке любой вертикальной асаны. Активно стремясь «врасти» в пол, и метафорично «пустить корни», мы ощущаем силу в ногах и стремимся, словно дерево, ввысь, подтягивая коленную чашечку, таким образом, поднимая энергию выше от земли к верхним центрам – кроне нашего дерева. В стопах существует множество мышц, которые амортизируют неровности земли, по которой мы ходим. К сожалению, в связи с природными и климатическими условиями нам нечасто удается ощутить пользу от хождения босиком по чистой земле, и освободить свои стопы от тесной обуви. Поэтому во время занятия лучше заниматься босиком и во время статических поз на баланс расправлять пальцы ног, увеличивая площадь опоры. Важно распределять вес по всей стопе, чувствуя стабильность в разных ее частях - подушечки под большими пальцами, центр пятки, и внешние края стоп. Для тех, кто ездит в общественном транспорте в час пик – такая «фундаментальная» практика помогает идеально устоять при колебаниях пространства и разнообразных мыслеформ, витающих в салоне автобуса или вагоне метро.

Помочь почувствовать центр тяжести и выровнять позицию в асане могут также и наши руки, ведь очевидно, что колебания из стороны в сторону могут быть вызваны нестабильным положением рук или даже пальцев. Грамотным шагом будет использовать их в качестве инструмента для поиска равновесия – сложив ладони в намасте перед грудью, а затем, подняв над головой во Врикшасане, или соединив указательный и большой палец в джняна-мудру, если рука отведена в сторону, замкнув тем самым энергию внутри тела.

Балансы на руках.

Мы подошли ко второму блоку асан, и в данной части статьи рассмотрим группу балансовых асан для начинающих, которые являются настоящим испытанием для практиков, делающих "первые шаги" в йоге. В эту категорию входят следующие асаны: Бакасана, Аштавакрасана, Бхуджа Пидасана, Титибхасана, Адхо Мукха Врикшасана, Эка Пада Галавасана, Вишвамитрасана и более продвинутые асаны: Випарита Чакрасана, Экапада Бакасана и Эка Пада Каундиньясана эти балансы на руках, порой, создают препятствия даже для опытных практикующих. И это далеко не полный список асан, позволяющих контролировать свой ум и тело в непривычных для него позициях, когда вес тела переходит полностью в руки.

Основной физический принцип любых балансов на руках заключается в том, что положение тела и фиксация его пространстве поддерживается не за счет силы отдельных мышц, а за счет слаженной работы всего тела. Чтобы освоить простые и сложные балансы, необходимо осознанно и внимательно слушать свое тело и подключать все мышцы и суставы, использовать бандхи и правильное дыхание.

Безусловно, мышцы рук должны быть в меру крепкими, но их работа будет не эффективной без использования мышц спины и пресса, а также подвижности и раскрепощенности суставов. Некоторые положения действительно сложны для начинающих практиков, так как требуют сочетания хорошей гибкости и силы. Поэтому важно постепенное введение балансов на руках в свою практику и тщательная предварительная подготовка – разогревающие комплексы и укрепление мышц рук, спины и брюшной полости статическими асанами (идеальный вариант - Чатуранга дандасана) и динамическими виньясами. Важно помнить, что результат приходит с постоянной практикой и достичь его можно лишь благодаря планомерному прикладыванию усилий и принятию своих возможностей на сегодняшний момент.


Разумеется, освоение балансов требует времени и усилий, но если человек задается целью, то преимущества от таких асан действительно велики. Помимо физических «бонусов» (укрепляют руки, плечи, грудную клетку, мышцы брюшного пресса и спины), они также развивают гибкость не только тела, но и ума, расширяя границы познания себя и своих возможностей. Осваивая то, что раньше казалось невозможным, мы оттачиваем концентрацию внимания, выходим из зоны своего комфорта и развиваем силу воли, преодолевая внутренние препятствия и освобождая жизненную энергию.

Главная преграда на пути не только практика йоги, но и любого человека – это ум.

«Я не смогу», «Это не для меня» – каждый из нас может вспомнить ситуации, когда мы сразу отказывались от непривычного предложения или возможности, даже не пытаясь что-то предпринять, потому что заранее были уверены в неудаче.

«Поймать» этот загадочный баланс на коврике – это половина успеха, важно то, какие уроки мы выносим из зала в нашу повседневную жизнь, какие взгляды переоцениваем после практики. Йога требует дисциплины тела и постоянства ума. Выполнив 108 циклов Сурья Намаскар, забываешь о собственной жадности и неудовлетворенности. Где-то 50-ая уттанасана заставляет подумать о смирении, а 30-ая Чатуранга дандасана принять возможности собственного тела и не пытаться бороться со своим Эго, глядя на крепкого соседа по коврику. «Выполняй свою практику и все придет», — говорил Паттабхи Джойс. Ведь если сто семь раз взять вилку левой рукой, в сто восьмой раз левая рука сама потянется к вилке.

Безусловно, конституция, как и карма каждого человека сугубо индивидуальна, поэтому для одного позы на баланс даются сравнительно легко, а у кого-то они вызывают трудности как на физическом, так и на ментально-эмоциональном уровне. Для устранения этих ограничений необходимо комплексно подходить к поиску баланса – использовать комплексы, раскрывающие все тело (например, Сурья Намаскар), а также стабилизирующие и «эго-понижающие» практики, такие как простирания, пранаямы, медитации и мантры. Как мы знаем, практика йоги не ограничивается 60 или 90 минутным уроком в зале, но выходит за рамки и пронизывает нашу повседневную жизнь – воспитывая в нас такие качества как терпение, силу духа и сострадание к окружающему миру.

Смысл асан заключается в устойчивости и комфорте, в удержании баланса в позе.

Физический баланс зависит:

- от вестибулярного аппарата

- от глаз (глаза помогают уравнивать тело в пространстве)

- от сенсорных импульсов в мышцах разных частей тела.

В процессе физической практики асан подключается ум, а так же контроль над дыханием.

Работа ума и дыхания снижают активность коры головного мозга, и баланс строится уже не автономно, а за счет ума и воли. Это приводит к более эффективному контролю над функциями тела и ума. А в дальнейшем улучшает баланс и гармонизирует совместную работу различных функций организма. Ум становится более стабильным и концентрированным.

Так практика йоги помогает в балансировке ума и тела.

ВИДЫ:

- на голове: саламба ширшасана, ширшасана параврита.

- на ногах: ардха чандрасана, вирабхадрасана 3, врикшасана, натараджасана.

- на плечах: саламба сарвангасана, нираламба сарвангасана, падма сервангасана, пиндасана в Сарвангасана.

- на руках: бакасана, вришчикаса (скорпион), маюрасана, пинча майюрасана, чаркасана,

Дви пада ширшасана (две ноги за головой).

Балансы в йоге играют важную роль и позволяют человеку развить концентрацию, эмоциональную стабильность, внимание и стрессоустойчивость. Эти упражнения стимулируют ментальное развитие. Асана - комфортная, неподвижная поза, удобная для сосредоточения. Это и есть баланс, т.е. смысл асаны заключается в устойчивости и комфорте, в удержание баланса в позе.

Физический баланс нашего тела зависит от следующих факторов:

- Вестибулярный аппарат.

- Глаза.

- Сенсорные импульсы, поступающие от мышц.

Три основных элемента любого баланса - это выравнивание, энергия и внимание. Понимание элементарных законов физики и выравнивание центра тяжести своего тела относительно гравитации имеет решающее значение: это делает баланс физически возможным. Энергия дает нам возможность создавать, направлять, проводить и отстраивать любую позу за счет управления энергетическими потоками в нашем теле. И, наконец, внимание или концентрация помогает постоянно наблюдать и осознавать себя в пространстве, отслеживать мысли и замыкать энергию в теле, не расточая ее через разрушительные эмоции.

В процессе, к физической практике асан, подключается ум, а также контроль над дыханием. Работа ума и контроль дыхания снижает активность коры головного мозга, и баланс строится уже не автономно, а за счет ума и воли. Это приводит к более эффективному контролю над функциями тела и ума. А в дальнейшем это улучшает баланс и гармонизирует совместную работу различных функций организма. Ум становится более стабильным и сконцентрированным, даже мыслительный процесс перестает быть хаотичным. Так практика йоги помогает в балансировке тела и ума, соответственно через практику может быть достигнут идеальный баланс тела и разума.

Балансы в йоге разнообразны: балансы стоя, балансы на руках, балансы сидя.

1) К асанам стоя относятся такие позы как:

Врикшасана (Поза дерева), Ардха Чандрасана (Поза полумесяца), Натараджасана (Поза танцора), Гарудасана (Поза Орла), Вирабхадрасана 3 (Поза героя III), Уттхита Хаста Падангуштхасана (Поза вытяжения прямой ноги вперед) и другие.

Рекомендации для освоения поз на баланс стоя:

1. Все балансы следует практиковать, находясь на твердой поверхности. При необходимости сходите с мягкого коврика.

2. Не пренебрегайте мелочами: стопы – фундамент стоячих асан, научитесь чувствовать «твердую поверхность под ногами».

3. Наблюдайте за дыханием, это поможет не отвлекаться.

4. Выберите точку концентрации.

5. Для преодоления чувства страха — используйте стену, дополнительную опору или помощь инструктора.

6. Начинайте с подготовительных поз, ведь принципы йоги – не соревнуйся с соседом, будь честным с собой, не причиняй насилия своему телу и принимай то лучшее, что в тебе есть сегодня.

2) К асанам сидя относятся такие позы как:

Парипурна Навасана (Полная Поза Лодки), Урдхва Упавишты Конасаны (Балансирующая Поза Треугольника) Матсиендрасана (Поза Скручивания Спины) Викаситакамаласана (Поза Цветущего Лотоса), Уттхита Викаситакамаласана (Вытянутая поза Цветущего Лотоса) и другие.

Балансы сидя — самые простые. Наверное потому, что с них не страшно падать. Если задуматься, то падение страшно по двум причинам: «будет больно» и «все будут надо мной смеяться» (страх упасть лицом в грязь). Психологический страх упасть заставляет нас обходить любые ситуации, где возможно падение. Этот страх не всегда защищает нас, а, зачастую, наоборот, тормозит любую нашу активность, лишая решительности и многих возможностей.

Чтобы уверенно чувствовать себя в этих балансах, необходимо вспомнить школьный курс геометрии. Т.е. углы в тазобедренных суставах должны быть равными, линия вашего взгляда должна быть направлена на точку в середине основания треугольника «Копчик-пятки». Расстояние между пятками должно быть равно длине вашей ноги, а руки поднимите на ту высоту, где верхний треугольник, образованный точками «пальцы ног и голова» тоже станет равносторонним.

Балансы на руках

В эту категорию входят следующие асаны: Бакасана (Поза Журавля), Аштавакрасана (Асана посвящена мудрецу Аштавакре), Бхуджа Пидасана(Поза давления на плечи), Титибхасана (Поза светлячка), Адхо Мукха Врикшасана (Стойка на руках), Эка Пада Галавасана (Эка” - один, “пада” – нога. Галава - это имя мудреца), Вишвамитрасана (Поза мудреца Вишвамитры) и более продвинутые асаны: Випарита Чакрасана, Экапада Бакасана и Эка Пада Каундиньясана эти балансы на руках, порой, создают препятствия даже для опытных практикующих. И это далеко не полный список асан, позволяющих контролировать свой ум и тело в непривычных для него позициях, когда вес тела переходит полностью в руки.

Основной физический принцип любых балансов на руках заключается в том, что положение тела и фиксация его пространстве поддерживается не за счет силы отдельных мышц, а за счет слаженной работы всего тела. Чтобы освоить простые и сложные балансы, необходимо осознанно и внимательно слушать свое тело и подключать все мышцы и суставы, использовать бандхи и правильное дыхание.

Важно постепенное введение балансов на руках в свою практику и тщательная предварительная подготовка – разогревающие комплексы и укрепление мышц рук, спины и брюшной полости статическими асанами (идеальный вариант - Чатуранга дандасана) и динамическими виньясами. Важно помнить, что результат приходит с постоянной практикой и достичь его можно лишь благодаря планомерному прикладыванию усилий и принятию своих возможностей на сегодняшний момент.

Способы адаптации к нагрузке

1. Визуализации и медитации на муладхара-чакру и аджна-чакру. Именно эти энергетические центры отвечают за устойчивое положение и сохранение баланса.

Пример: во время выполнения любой позы на баланс представьте корни дерева, уходящие из вашего тела глубоко под землю, это поможет лучше удержать равновесие.

2. Соблюдение принципа концентрации. Зацепитесь взглядом за одну точку на уровне глаз или на полу и мысленно держитесь за нее, чтобы не упасть.

3. Правильное положение стопы и равномерное распределение веса тела на точки опоры. Пальцы ног должны быть растопырены — это увеличивает площадь опоры.

4. Соблюдение принципа выравнивания. Не допускайте такого положения тела, при котором, например, один бок сжат, а другой вытянут.

5. Выравнивание у стены. Некоторые балансовые позы можно начинать осваивать с опорой на стену. Например, в позе дерева можно прижаться к стене спиной, а в позе воина — поставить на стену руки или стопу.

6. Работа по принципу «от простого к сложному».

Для подготовки к освоению поз на баланс встаньте на носки, поднимите руки вверх и скручивайтесь, поворачивая голову и корпус в стороны, продолжая стоять на носках. Повторите 6-8 раз.

 

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!