ADEMARI HISTORIARUM LIBRI III



Книга III

21. Рамнульф 245, граф Пуатье, имел сына по имени Эбл 246. Этот Рамнульф был родственником Вильгельма 247, благороднейшего графа Оверни. Он был связан крепкой дружбой с ним и с Розом, предводителем норманнов. Поскольку он был храбрейшим воином, его весьма уважал король Одо. В то время как он часто бывал при королевском дворе, его отравили ядом, и он, находясь при смерти, поручил опеку над своим малолетним сыном Эблом святому Геральду 248, который тогда там был. [Вульгрин же, присвоив Ажен на основании прав сестры Вильгельма Тулузского, от которой он имел двух вышеназванных сыновей, весьма деятельно правил Ангулемом и Перигором; Аженом он правил 26 лет, Ангулемом и Перигором – 15 лет, и умер на 16-й год после смерти Лотаря]*. Адемар же, сын Эмено, взяв себе в жёны Санчу, [дочь Вильгельма, сына Вульгрина]*, был весьма близок Альдуину и Вильгельму и, по-видимому, пользовался их уважением, как брат. Призванный королём Одо ко двору, он был поставлен графом Пуатье 249. Вернувшись из дворца, святой Геральд тайно увёз из Пуатье сына Рамнульфа и отдал его на воспитание Вильгельму, графу Оверни, чьим родственником тот был.

В это время сам Вильгельм, не имея наследников, построил в собственном имении, которое находится в Бургундии, Клюнийский монастырь 250. Он хотел сочетать свою сестру узами брака со святым Геральдом, но так и не смог. Последний постоянно вёл целомудренную жизнь и, хотя его часто склоняли к браку во имя любви к сыновьям, святой Геральд отвечал: «Полезнее умереть бездетным, чем оставить дурных наследников».

Адемар, граф Пуату, также был другом церкви. Поскольку у него не было потомства, он вместе со своей женой Санчей, заботясь о будущем времени, уступил из собственных владений церквям Христовым некоторые имения, а именно: церкви Шарру 251 – Вуарт 252, церкви святого Марциала – Мутон 253, церкви святого Иоанна 254 – Нере 255, церкви святого Илария 256 – Курком 257, церкви святого Епархия – Гурвиль 258.

В это время Эббо Буржский начал строить Деольский монастырь 259 в честь Богородицы, который впоследствии завершил его сын Рудольф, и собрал там большую общину монахов, живущих по уставу.

22. В те дни Оттон 260, король баваров, подчинил себе королевство лангобардов [после смерти королей Адальберта и Ардуина]*. Точно так же после смерти Альберика, короля римлян, он с согласия папы Октавиана 261 был возведён в должность римского императора 262. После его смерти стал править его сын, тоже Оттон 263. Когда же умер король франков Одо, вместо него на короткое время воцарился его сын Арнульф и также умер 264.

Карл Младший вновь получил власть, и его помазал епископ Арберт. Франкские вельможи опять сговорились против него и, свергнув его с престола, поставили вместо него королём герцога Роберта 265, [хотя и против его воли]*. 266 Тогда франки разделились между собой, но большая часть стояла на стороне Роберта. Затем Карл, приняв помощь от императора Оттона, с большим войском отчасти 267 из Баварии, отчасти из Франции, вернулся во Францию и, вступив в битву, убил Роберта. Вернув себе королевство, он разрешил Гуго 268, сыну Роберта, править его герцогством. Когда Карл отошёл [к Господу], вместо него стал править Людовик 269.

В это время император Никифор 270, воспитывая в Константинополе мальчиков Василия 271 и Константина 272, напал на владения сарацин и, штурмом взяв Антиохию и другие сильно укреплённые города [вплоть до Триполи]*, вернул их грекам-христианам. Императрица 273, мать Василия, боясь, как бы Никифор не учинил насилия над её детьми, коварно вызвала его, в то время как он осаждал Триполи 274, [сообщив ему в письме, будто варвары осадили Константинополь, что было чистейшей ложью]*; и когда в святую субботу Пасхи 275 он, преклонив колени, воздавал молитвы Богу в базилике константинопольского дворца, она приказала убить его мечом 276. [И притворно сообщила всем греческим вельможам, будто он умер от внезапной болезни]*. Это деяние долго скрывалось, пока подозрительные греческие сатрапы не вскрыли его гробницу и не обнаружили тело, поражённое мечами 277.

23. Затем умер Адемар, граф Пуатье, и был погребён в Пуатье, возле базилики святого Илария, 12 апреля 278. Умер также Вильгельм, герцог Оверни 279, и Эбл [Манцер]*, сын Рамнульфа, был поставлен [вышеназванным королём Карлом]* графом и в Оверни, и в Пуатье. Взяв в жёны Аделу 280, дочь Роза Руанского, он родил от неё Вильгельма Патлатого 281. После смерти Вульгрина его сын Альдуин прожил 30 лет. Он начал восстанавливать стены города Ангулема. В это время, когда должность епископа исполнял Гумбольд 282, норманны, вернувшись, вновь совершали частые набеги в пределах Пуату 283. Потому и вышло, что монахи Сен-Шарру 284 [ещё при жизни графа Вульгрина]* привезли в Ангулем на хранение драгоценное древо креста наряду с разными церковными украшениями. Когда набеги норманнов прекратились, Альдуин попытался оставить названное святое древо в своём городе на все дни, не желая возвращать то, что ему доверили. По этой причине он приказал украсить церковь Спасителя 285 за пределами городских стен, во главе базилики святого Епархия, где собирался поместить святое древо 286, но был наказан телесным недугом, от которого страдал семь лет, и в народе его свирепствовал такой лютый голод, что одни из черни искали других, чтобы пожрать, что до сих пор было неслыханно, и многие, убивая других мечом, питались человеческим мясом, подобно волкам. Вынуждаемый этими бедами, Альдуин за год до своей смерти 287 рукой своего сына Вильгельма по прозвищу Железоруб 288 вернул драгоценное древо в Шарру вместе с золотым ларцом, который он приказал изготовить, [украсив] драгоценными камнями, после того как передал деревню Лубилле 289, и напасти тут же прекратились; а через год он и сам скончался 27 марта 290 и был похоронен рядом с отцом.

На второй год 291 после его смерти Бернард 292 убил Ламберта, виконта Марсийака, и Арнольда, его брата, в отмщение за свою сестру Санчу 293, которую те пытались убить. Вильгельм Железоруб вернул их владения Ульриху, их брату, который был младшим по рождению, и тот стал его виконтом, как Рамнульф был виконтом Вульгрина. Затем этот Бернард, после смерти своего отца Вильгельма, который был братом Альдуина по отцу Вульгрину, сделался графом Перигора. А Вильгельм Железоруб получил власть над Ангулемом, и они с графом Бернардом, который был его родственником, сообща владели всеми своими землями. Названный же Адемар, который был женат на сестре Бернарда Санче, пережил Альдуина на десять лет. Санча же окончила жизнь 4 апреля и была погребена возле базилики блаженного Епархия.

24. В это время скончался епископ Гумбольд 294, и его преемником стал Фулькальд. Тогда Вильгельм Железоруб и его родственник Бернард, созвав собрание знати, вновь восстановили в базилике блаженного Епархия монашеский распорядок, поставив во главе этого монастыря аббата Майнарда. А тот построил у фасада базилики блаженного Епархия изысканную молельню во имя святого Воскресения, [и поместил там многочисленные мощи, которые он вывез из Иерусалима]*. Тогда господин Вильгельм [Железоруб]* по завещанию уступил названному монастырю блаженного Епархия в дар церковь святого Илария, расположенную в Перигоре, в викарии 295 Пиллак, церковь святой Евгении, расположенную в Сентонже, в викарии Периньяк, двор Фредувилля и селение Дирак, селение Виньяк, селение Романоревиллу с церковью и один манс в Гурвиле. Это завещание он приказал утвердить, и его собственноручно утвердили те, чьи имена следующие: граф Бернард, Арнольд, сын Бернарда, виконт Ульрих, виконт Адемар, Арнольд, сын Вильгельма, Адемар, сын [того же]* Вильгельма. Тем не менее, он пожаловал святому Марциалу церковь в Шантрзаке 296, в Ангумуа, и одновременно церковь в Мано, в Лимузене, со всеми доменами и всем, что к ним прилегает, [ибо у него не было потомства от законной супруги. Ведь названные выше Арнольд и Адемар родились у него от наложницы]*. Своему верному Итерию, [князю]* из селения Вильбуа, он передал Сельфруэн [в Ангулемской земле]*.

25. Между тем, когда умер герцог Эбл 297, один из его сыновей стал графом 298, а другой – епископом 299. Так, Эбл, с согласия короля Людовика, стал епископом Лиможа. А Вильгельм по прозвищу Патлатый был возведён [названным королём]* в графы Оверни, Веле, Лиможа и Пуатье и стал герцогом Аквитании. Он предоставил своему родному брату аббатство святого Илария и святого Максенция вместе с некоторыми другими владениями в Пуатевенской земле. Этот Эбл был добрым пастырем церкви 300, и построил крепость Лиможского престола, а также крепость святого Илария, и разместил там каноников, ибо место это отступило от старинного образа жизни монахов из-за нашествия норманнов. Он восстановил монастырь святого Максенция и завершил крепость вокруг него. Он восстановил также монастырь святого Михаила у Эрма 301, и совершил много других достохвальных деяний в деле Божьем. Скончавшись, он был погребён в базилике вышеназванного монастыря святого Ангела. Он был преемником епископа Турпио 302, дяди Роберта, виконта Обюссона 303. Эбл же был тридцать девятым епископом от святого Марциала; чтобы легче было нести бремя епископских обязанностей, он назначил при себе хорепископом Бенедикта. Тот впоследствии был схвачен Илией 304, графом Перигора, и лишён зрения; из-за этого Эбл до самого дня своей смерти постоянно терзался сильнейшей и невыносимой печалью; ибо он хотел оставить [Бенедикта] преемником после себя. Этот Илия, [сын Бозо Старого из Марша], вступив в битву с Геральдом 305, виконтом Лиможским, и его сыном Гвидо 306, стал победителем, но впоследствии вместе со своим братом Альдебертом 307 был обманом захвачен Гвидо и помещён под стражу в замке Монтиньяк 308. Когда же его по увещеванию герцога Вильгельма должны были лишить зрения в отмщение за названного хорепископа, он по милости Божьей бежал из-под стражи и малое время спустя умер паломником в деле Божьем на пути в Рим. Альдеберт же, его брат, долгое время томившийся в башне города Лиможа, был, наконец, освобождён и, взяв в жёны сестру виконта Гвидо, родил от неё сына Бернарда 309.

26. В это же время, ещё при жизни епископа Турпио, Одо 310 и Теотоло 311, славнейшие каноники святого Мартина 312, исполняя евангельскую заповедь, оставили всё и, нищими последовав за нищим Христом 313, облачились в Клюни в святое одеяние и стали вести святую жизнь. Затем, по воле Божьей, Одо стал святейшим аббатом 314, и после него был святой Майол 315. Теотоло же по приказу своего аббата и против своей воли был посвящён в архиепископы Тура. Этот святейший муж Одо был весьма сведущ в свободных науках, пылал горячей любовью к Богу и благодаря своему примеру и учёности был деятельным восстановителем апостольского устава, то есть устава монахов.

27. В это время, когда умер Роз, [граф Руана]*, его сын Вильгельм 316, крещёный с детства, стал править вместо него, и всё множество тех норманнов, которые проживали близ Франции, приняли веру Христову и, оставив родной язык, приучились к латинской речи. Когда Вильгельм был коварно убит Арнульфом 317, графом Фландрии, ему наследовал его сын Ричард 318; став христианнейшим [правителем], он построил в той Нормандии, которая раньше называлась Франкской и Бретонской маркой, монастырь святого Михаила на Горе 319, где разместил монахов, и монастырь Фекан 320 в честь Святой Троицы, где также поселил монахов и где его самого похоронили.

Между тем, когда король франков Людовик ушёл из жизни, вместо него стал править Лотарь 321, его сын, рождённый от королевы Герберги 322.

28. В это время умер Фулькальд, епископ Ангулемский 323, после того как правил 12 лет, [и был погребён возле базилики святого Епархия]*, и ему наследовал в епископстве Эбл, который и сам правил 12 лет [и также был погребён возле базилики святого Епархия]*. Тогда Вильгельм Железоруб (он получил это прозвище из-за того, что, вступив в битву с норманнами, он, когда ни одна из сторон не уступала, на следующий день вступил по договору в поединок с их королём Сторином и острейшим мечом Кортеном, [который выковал кузнец Валандер]*, разрубил его поперёк груди вместе с кольчугой), окончил свои дни и был погребён возле базилики святого Епархия. В течение тридцати лет вместо него правили: Бернард, граф [Перигора]*; затем – его сын Арнольд 324; за ним – Вильгельм Талейран 325; потом – Рамнульф Бомпарий 326 и, наконец, – Ричард Неразумный 327. Арнольд же, отняв у святого Епархия деревню Салль и передав герцогу Илие деревню Вильбуа, умер, поражённый ангелом; по этой причине он, будучи уже при смерти, передал святому Епархию в знак исправления деревню Жарнак 328, и был похоронен возле базилики святого Епархия. После смерти его брата Вильгельма Рамнульф был сражён в битве Арнольдом [Манцером]* 329, сыном Вильгельма Железоруба, который наследовал Ангулемское княжество на основании прав своего отца, изгнав Ричарда Неразумного. Когда он захватил в битве Гоцберта, брата графа Илии, герцог Вильгельм уговорил его выдать ему его врага. И Гоцберт был заточен в Пуатье и в отмщение за хорепископа Бенедикта лишён зрения 330.

29. В те времена умер Аймерик, аббат святого Марциала, преемник Гонсинда, но не монах 331; в конце жизни, правда, он стал монахом, ибо король Людовик, боясь его тирании, вверил ему владения святого Марциала, заставив поклясться, что в будущем он станет монахом. Этот Аймерик держал в своих руках вверившихся ему виконта Геральда и Бозо Старого из Марша 332. Он штурмом взял и разрушил замок Шамбоншар возле Шамбонского монастыря 333, потому что он был весьма тягостен для людей монахов.

30. Между тем, когда Вильгельм Патлатый умер и был погребён в церкви святого Киприана, герцогом Аквитании стал вместо него его сын Вильгельм 334. Он взял в жёны Эмму 335, дочь Тибо Шампанского, и родил от неё сына Вильгельма 336. А король Лотарь прибыл в Лимож и провёл в Аквитании какое-то время. Вернувшись оттуда, был он отравлен королевой, своей неверной женой 337. Он оставил сына Людовика 338, который всего лишь на год пережил отца и также был убит посредством приворотного зелья 339. Его дядя Карл 340 хотел занять престол вместо него, но не смог, так как Бог своим судом избрал лучшего. Ибо франки, приняв решение, отвергли Карла и избрали королём герцога Гуго 341, сына Гуго. По этой причине Асцелин 342, епископ Лана, в великую неделю перед Пасхой, на которую приходится день вечери Господней, предал Карла, словно Иуда, предавший Христа. И тот томился в темнице в Орлеане до самой смерти, родив там сыновей – Карла и Людовика 343; его сыновья были изгнаны франками, и отправились к римскому императору, и стали жить у него 344. Но Вильгельм, герцог Аквитании, осуждая беззаконие франков, не захотел подчиняться Гуго. Потому и вышло, что Гуго, собрав франкское войско, утеснил город Пуатье осадой. В то время как он возвращался, ничего не добившись, Вильгельм гнался за ним с аквитанским войском до самой Луары. Там храбрые сердца франков и аквитанцев сошлись в ожесточённой битве и, когда во взаимной сече пролились реки крови, франки одержали верх и таким образом возвратились. Впоследствии Вильгельм заключил мир с Гуго и его сыном Робертом 345. Король Гуго, помышляя о [благоволении] к нему милости Божьей, словно платя тем же, стал милостивейшим защитником церкви Божьей. Ибо полагают, что потомки Карла были отвергнуты по той причине, что они уже давно не заботились о милости Божьей и, казалось, скорее пренебрегали церквями, чем воздвигали их. Итак, король Гуго руками достопочтенного аббата Одило 346 почтительно восстановил в монастыре блаженного Дионисия, в котором старинные монашеские нормы пришли уже в упадок, достоинство устава, как было правильно в глазах Божьих, и вернул к красоте прежней строгости также некоторые другие монастыри святых. [Ибо в те дни святой Майол, аббат Клюни, преемник святого Одо, отошёл к Господу в монастыре Сувиньи 347, что расположен на территории Оверни, и, погребённый там, блистал чудесами; ему вопреки своей воле наследовал вышеназванный Одило, избранный как самим Одо, так и всей общиной]*.

В это же время произошла тяжелейшая война между герцогом Вильгельмом и Готфридом 348, графом Анжу. Но Готфрид, вынужденный необходимостью, подчинился герцогу Вильгельму, отдался ему в руки и получил от него в лен замок Луден вместе с некоторыми другими [замками] в Пуатевенском округе.

31. В это время умер Оттон II, и императорская власть перешла к его сыну Оттону 349, III-му как по своим делам, так и по имени. Занимаясь философией и помышляя о прибыли Христовой, дабы вернуть перед трибуналом Судьи удвоенный талант 350, он сподобился по воле Божьей обратить к вере Христовой народы 351 Венгрии вместе с их королём 352.

[Ибо у него было два достопочтеннейших епископа, а именно, святой Адальберт 353, архиепископ из города Праги, что находится в Чешской земле, и святой Бруно 354, епископ из города Аугсбурга, что расположен в Баварской земле, родственник этого императора. Святой Адальберт был малого роста, а святой Бруно, напротив, высок. И всякий раз, как святой Адальберт бывал при дворе императора, он глубокой ночью уходил один в лес и, в то время как никто об этом не знал, босиком приносил на своих плечах дрова к себе на постоялый двор. Продав эти дрова, он готовил себе пищу. Когда император узнал об этом спустя много дней, то счёл его святым и, однажды, беседуя с ним, как обычно, сказал в шутку: «Такой епископ, как вы, должен был бы отправиться для проповеди к славянским народам». И епископ, тут же поцеловав императору ноги, сказал, что возьмётся за это; и впоследствии император не мог уже отвратить его от этого намерения; когда епископ просил, чтобы в городе Праге был поставлен вместо него другой архиепископ, которого он сам изберёт, император охотно на это согласился. Приготовив всё необходимое, он босиком ушёл в Польскую землю, где никто не слыхал имени Христова, и начал проповедовать Евангелие. Епископ Бруно, следуя его примеру, также просил императора, чтобы тот приказал посвятить вместо него на его престоле епископа по имени Ульрих 355, которого он сам избрал. Добившись этого, он и сам смиренно отбыл в Венгерскую землю, которую называют Белой Венгрией в отличие от другой – Чёрной Венгрии, [называемой так] из-за того, что народ её чёрного цвета, словно эфиопы. Одним словом, святой Адальберт обратил к вере Христовой те четыре провинции, которые издревле были охвачены языческим заблуждением, то есть Польшу, Славянию, Варедонию 356 и Краковию. После того, как он укрепил их в вере, он отправился в землю печенегов 357, чтобы проповедовать им Господа. Этот народ, весьма свирепый в идолопоклонстве, через восемь дней после того, как Адальберт пришёл к ним и начал возвещать им Христа, на девятый день застал его усердно молящимся и, поразив копьями и стрелами, сделал его мучеником Христовым. Затем, отрезав голову, они утопили его тело в глубоком озере, а голову бросили в поле [на растерзание] диким зверям. Но ангел Господень взял голову и положил рядом с телом на дальнем берегу; там она неподвижно лежала нетронутой и нетленной, пока [её не увидели] купцы, проезжавшие на лодке через это место. Увезя это святое сокровище, они открыли его в Славянии. Узнав об этом, король Славянии по имени Болеслав 358, которого крестил сам святой Адальберт, дав богатые дары, с почётом принял голову и тело, и построил во имя него большой монастырь 359, и многие чудеса начали совершаться этим мучеником Христовым. Пострадал же святой Адальберт в 24-й день месяца апреля, то есть в девятый день до календ мая 360.

А святой Бруно обратил к вере Венгерскую землю и ещё одну – под названием Русь 361. Он крестил короля Венгрии, которого звали Геза, и, изменив имя, назвал его в крещении Стефаном 362; император Оттон воспринял его от купели в день рождения первомученика Стефана и позволил ему свободно владеть королевством, дав разрешение всюду носить святое копьё, как то было в обычае у самого императора; он также пожаловал ему реликвии – гвозди Господни и копьё святого Маврикия в качестве собственного копья 363. Вышеназванный король приказал святому Бруно крестить также его сына, дав ему то же имя, что и ему самому, – Стефан. Этому его сыну, Стефану, император Оттон дал в жёны сестру Генриха, впоследствии императора 364. Но, когда святой Бруно поспешил к печенегам и начал проповедовать им Христа, то был замучен ими так же, как был замучен и святой Адальберт 365. Ибо печенеги, свирепствуя с дьявольским неистовством, вынули у него из живота все внутренности через узкое отверстие в боку, сделав его храбрейшим мучеником Божьим 366. Народ Руси выкупил его тело за высокую цену 367, и на Руси построили монастырь его имени, и он начал блистать великими чудесами. Спустя малое время на Русь пришёл один греческий епископ и, обратив половину этой земли, которая до сих пор была предана идолопоклонству, заставил их принять греческий обычай отпускать бороду и прочие греческие нравы. Ульрих же, который наследовал святому Бруно, отойдя к Господу, сподобился блистать великими чудесами. Поэтому епископ Бруно, его преемник, брат императора Генриха, построил за пределами города Аугсбурга монастырь его имени. Этот город назывался у римлян Валентиной по имени императора, который первым его основал.

В те дни императору Оттону было велено во сне поднять тело императора Карла Великого, что было погребено в Ахене; однако, точного места, где он покоился, никто не знал, ибо древность изгладила это из памяти 368. После того, как был проведён трёхдневный пост, [тело] было найдено в том месте, которое император узнал посредством видения; [Карл] сидел на золотом троне внутри сводчатой пещеры под базиликой Марии; он был увенчан короной из золота и драгоценных камней, держал скипетр и меч из чистейшего золота, и тело его было обнаружено нетленным. Его подняли и показали народу. Тогда один из каноников этого места Адальберт, человек огромного тела и высокого роста, надел себе на голову корону Карла, будто для того, чтобы её померить, и оказалось, что голова у него гораздо уже, и ширина короны превосходит размеры его головы. Сравнив также размер собственной голени с голенью короля, он обнаружил, что и она короче, и по Божьей воле вскоре сломал её. Прожив после этого ещё сорок лет, он навсегда остался калекой. Тело же Карла было помещено в правом приделе его базилики, позади алтаря святого Иоанна Крестителя; над ним была построена удивительная золотая крипта, и оно начало славиться множеством знамений и чудес. По его поводу, правда, не совершается никаких торжеств, кроме обычной церемонии поминовения усопших раз в году. Его золотой трон император Оттон отправил королю Болеславу ради мощей святого мученика Адальберта. А король Болеслав, приняв дар, отослал императору руку от тела этого святого, и император, радуясь, принял её, и построил в Ахене чудесную базилику в честь святого мученика Адальберта, и разместил там общину служительниц Божьих 369. Он построил в честь этого мученика также другой монастырь – в Риме]*.

Герберт 370 же, родом аквитанец, [низкого происхождения]*, [с детства]* монах Орильякской церкви святого Геральда, объездив ради премудрости сперва Францию, а затем и Кордову, стал известен императору и пожалован архиепископством Равеннским 371. По прошествии времени, когда скончался папа Григорий 372, брат императора, этот Герберт из-за любви к премудрости был возведён императором в папы римские; изменив своё прежнее имя, он стал зваться Сильвестром. Префект Рима Кресценций 373, пожелав захватить Римскую империю вопреки Оттону, был, в конце концов, заперт в башне, которую называют Межнебесной 374; он долго избегал опасностей, но, когда башню взяли, был схвачен в результате козней своей жены и повешен [по приказу императора]*; и был по нему [в Риме]* великий плач.

В те дни святой Майол, аббат Клюни, отошёл к Господу, и его преемником стал вышеназванный Одило, не уступавший ему добродетелями 375.

Умер Гуго, король франков, приверженец святой церкви и ревностный блюститель справедливости 376; вместо него стал править его сын Роберт, муж высокой нравственности и великого благочестия, украшение клириков, кормилец монахов, отец бедных, воистину усердный почитатель Бога, [в смирении подобный царю Давиду]*, король не только народов, но и своих нравов.

32. В те времена восставшие болгары сильно донимали Грецию, и император Василий, крайне разгневанный на них, дал Богу обет стать монахом, если подчинит их грекам. Сражаясь против них с войском в течение пятнадцати лет, он был разбит в двух крупных сражениях. Наконец, убив болгарских царей Самуила и Аарона 377 – не в открытом бою, но при помощи греческой хитрости, – он овладел всей их страной, разрушил сильнейшие города и крепости, всюду поставил против них греческие гарнизоны и пленил большую часть болгарского народа. Как и обещал по обету, он по греческому обряду тайно облачился в монашеское платье и носил его всё оставшееся время своей жизни, воздерживаясь от наслаждений и мяса, но снаружи носил императорские наряды. Затем, когда взбунтовалась Иберия 378, он за семь лет так укротил её, что всё совершалось по его воле.

33. Умер также Ричард Руанский; он был предан земле в Фекане, и ему наследовал его сын Ричард 379. Он был мудрейшим и славным во всех отношениях [мужем], любящим церкви. Император Оттон умер [в пределах Беневента] от ядовитого питья и бездетно, и власть над империей принял вместо него Генрих 380, его родственник. [Тело Оттона было доставлено в Рим 381 и погребено там]*. Ибо после того, как Оттон испустил дух в пределах Капуи, Хериберт 382, архиепископ Кёльна, увёз с собой скипетр, корону и святое копьё, но, попав в устроенную Генрихом засаду, был схвачен им и лишён императорских инсигний 383.

34. В те времена Альдеберт, упомянутый выше граф Перигора, сын Бозо Старого от Эммы, сестры вышеназванного Бернарда, пошёл войной на город Пуатье и, [учинив жуткую резню]*, вышел победителем главным образом потому, что горожане необдуманно вступили с ним в бой прежде, чем следовало. Он также стеснил осадой город Тур и, приняв его сдачу, подарил его Фулько 384, графу Анжуйскому; но тот из-за коварного умысла [виконта и]* горожан потерял его спустя малое время и им вновь овладел Одо Шампанский 385. [Когда он осаждал Тур, король франков не осмелился вызвать его на бой, но поручил передать ему такие слова: «Кто поставил тебя графом?». А Альдеберт передал ему в ответ: «Кто сделал тебя королём?»]*. Герцог Вильгельм, оставив мир в монашеской рясе, был погребён в монастыре святого Максенция, и его княжеством после него весьма деятельно управлял его сын Вильгельм 386.

Альдеберт взял и разрушил замок Жансе 387, но Вильгельм [из Пуатье]* вновь его отстроил; в то время как Альдеберт вторично его осаждал, чтобы опять разрушить, и уже без всякой опаски скакал вокруг него как победитель 388, он был сражён стрелой и погребён в Сен-Шарру; и вместо него стал править Бозо 389, его брат. Тогда Вильгельм, взяв в жёны Адальмоду 390, вдову вышеназванного Альдеберта, призвал короля Роберта для взятия замка Беллак 391, который держал Бозо. [Этот замок Бозо Старый построил в Лимузенской марке]*. Вся воинственная Франция [и Аквитания]* сражалась там, но спустя много времени ушла ни с чем вместе со своим королём. В это же время, когда вышеназванный герцог [вместе с четырьмя другими графами]* осаждал с сильным войском Брос 392, замок виконта Гвидо, сам Гвидо [вместе с лиможцами]* напал на осаждавших и, учинив среди них жуткую резню, одержал победу и снял осаду 393.

35. Арнольд же, граф Ангулема, создав ради страха Божьего общину монахов в Буаской церкви святого Аманда 394 и поставив там достопочтенного аббата по имени Франко, стал монахом в церкви святого Епархия и был погребён 4 марта рядом со своим отцом [и своей матерью]*. Хильдегарий 395, епископ Лиможа, [преемник Эбла]*, ушёл из [церкви] святого Марциала во Францию с дорогими священническими одеждами, и лишился там жизни, и был погребён в Сен-Дени, и за своё погребение отдал те драгоценные наряды, которые унёс из [церкви] святого Марциала. Ему по решению герцога Вильгельма наследовал епископ Альдуин 396, его брат; он был посвящён в Ангулеме епископом Гуго 397. Вышеназванный Арнольд оставил своим преемником, а именно, графом Ангулема, своего сына Вильгельма 398. Далее, епископ Фулькальд прожил 12 лет и оставил преемником Рамнульфа 399. Когда тот пробыл епископом 9 лет и умер, [заслужив погребение возле базилики святого Епархия, как и Фулькальд]*, должность епископа в течение 20 лет занимал вышеназванный Гуго 400, после него – Гримоальд 401, а затем блистал господин Роо 402, славный епископ Ангулема.

В те дни среди лиможцев вспыхнул огненный мор. Ибо тела мужчин и женщин, коим нет числа, пожирал незримый огонь, и плач повсюду наполнял землю. И вот, Готфрид, аббат святого Марциала, который наследовал Виго, и епископ Альдуин, посовещавшись с герцогом Вильгельмом, объявили в Лиможе трёхдневный пост. Тогда все епископы Аквитании собрались воедино в Лиможе, и туда были торжественно свезены отовсюду тела и мощи святых; и тело святого Марциала, покровителя Галлии, было поднято из гробницы, отчего все преисполнились великой радости, и все болезни всюду прекратились, и герцогом и князьями были заключены друг с другом мирный договор и справедливость.

Епископ же Альдуин за три года до смерти [по внушению дьявола]* разрушил монастырь святого Стефана в Эймутье 403, в котором Хильдегарий изящно разместил большую общину монахов, и восстановил там каноников. Из-за этого проступка он позаботился собрать в городе Лиможе, в церкви святого Мартина, монахов, подчинённых уставу. Из-за беззаконий народа 404 этот Альдуин часто устанавливал новое распоряжение, а именно, чтобы церкви и монастыри прекращали богослужение и святое жертвоприношение, а люди, словно язычники, прекращали хвалу Господу, и считал это распоряжение отлучением. Этот епископ, в то время как люди в его диоцезе, а именно, в Эво 405, подверглись опасности голода, предписал им вкушение мяса, дабы не навлечь на них смерти от голода, и все жители этого города ели мясо; впоследствии же этот епископ убедил их совершить покаяние.

Его брат Гвидо, виконт Лиможский, когда граф Бозо ушёл в Рим, воспользовавшись случаем, выстроил замок напротив Брантомского монастыря. Но Бозо, как только вернулся, не медля вступил с ним в битву [на Каррациевом поле]* и, выйдя победителем, разрушил замок; в этой битве было пролито много крови, и сам Гвидо был ранен и спасся бегством.

36. В те времена епископ Гримоальд, принеся дары, выпросил у графа Вильгельма монастырь святого Епархия, и заполучил его себе, и заставил его многие годы оставаться без аббата, [и многие владения этого монастыря забрал у этого места и пожаловал своим родственникам и другим мирянам]*. Ибо все графы Ангулема со времён Хильдеберта, короля франков, который основал это место, были известны как его адвокаты, защитники и попечители, за эту защиту держа в качестве лена селение Ранконь. Тогда упомянутый епископ пожаловал во владение своему брату Аймерику, сеньору Мюссидана, Тремольский монастырь 406, который до тех пор всегда был во владении Ангулемской епархии. Он расположен на территории Перигора, имея церковь в честь Богородицы, где как в собственном отцовском владении погребены Феликс Авреол, граф Перигора, отец святого Епархия, и Принципия, мать этого исповедника 407. Через несколько лет вышеназванный Аймерик передал этот монастырь в лен своим сеньорам, которые звались «Адскими», и это владение таким образом окончательно вышло из-под власти святого Епархия, хотя принадлежало ему издревле. По прошествии времени виконт Гвидо, захватив епископа Гримоальда, держал его в темнице в башне Лиможа из-за монастыря в Брантоме, который требовал от него в дар. Отпущенный на условиях Гвидо, он отправился в Рим и обратился к папе Герберту. Там Гвидо вызвали на суд в присутствии папы. Дело рассматривалось в святейший день Пасхи 408, и сенат вынес решение, постановив, что всякий, кто возьмёт в плен епископа, должен быть привязан за ноги к шеям необъезженных лошадей, разорван ими и затем растерзан дикими зверями. Гвидо тут же отдали под стражу епископу Гримоальду, чтобы на третий день передать для казни. Но эти двое, договорившись между собой, стали друзьями и до указанного дня, тайно покинув Рим, вернулись домой.

37. А император Генрих, когда обнаружил, что лангобарды ему враждебны, послав Рудольфа 409, короля Бургундии, [своего племянника]*, осадил Павию и предал её огню; он построил себе в ней дворец и заставил мятежников служить себе. Когда же греческие полководцы вторглись в его пределы, он, предприняв поход, проник в земли Апулии и, захватывая их города, провёл там много времени, пока его войско не стало страдать от чумы 410 и ему не пришлось таким образом вернуться. Он построил в немецкой земле новый город под названием Бамберг, который папа Бенедикт освятил в честь Богородицы 411 и приписал к нему приходы из окрестных деревень и городов язычников, пока те обратятся. Он пожаловал Клюнийскому монастырю в дар: золотой скипетр, золотую сферу 412, золотое императорское облачение, золотую корону, золотое распятие (всё это в целом весило сто ливров) и многое другое; он часто вёл задушевные беседы с Одило, аббатом этого места, и предпочитал его в покоях своего дворца всем прочим.

38. В это время Эрменгол 413, граф Урхельский, после многочисленных побед над маврами и сарацинами, вступив в последнюю битву, учинил жуткое избиение сарацин; в то время как он победителем возвращался домой, он наткнулся на другое войско мавров, которое только что подошло. Преследуя его с немногими из своих людей, которые были утомлены, он многих из них убил, но и сам погиб 414. Его голову сарацины унесли с собой, как огромное сокровище. Их царь, забальзамировав её и покрыв золотом, всегда носил её с собой в битвах ради победы.

39. Между тем, аббат монастыря святого Бенедикта во Флёри на Луаре 415, муж величайшей премудрости по имени Аббо, направляясь в Гасконь и проходя через Ангулем, в ноябре месяце остановился в монастыре блаженного Епархия. Придя в [келью] святого Петра Реольской церкви 416, которая является владением франкского монастыря святого Бенедикта, он был там убит в результате возмущения басков 417; там же его похоронили, и он начал славиться чудесами. Его пастырский жезл был отослан во Францию. Бернард 418, герцог Гаскони, покарал за убийство такого славного мужа его убийц, одних повесив, других предав пламени, и всё это Реольское владение [вместе с церковью святого Петра]*, которое ранее было предметом спора среди захватчиков, без всякого спора передал впредь во владение франкским монахам святого Бенедикта. А король Роберт вместо покойного поставил аббатом Гоцлина 419, хоть монахи и возражали, не желая, чтобы во главе их стоял сын шлюхи. Ибо [Гоцлин] был внебрачным сыном благороднейшего правителя франков, и с детства воспитывался в монастыре святого Бенедикта. Впоследствии, после смерти архиепископа Дагоберта 420, вышеуказанный король поставил его также архиепископом Буржа. Но и [буржцы] бунтовали в течение пяти лет, не желая впускать его в город и говоря в один голос: «Не подобает сыну шлюхи повелевать церковью!». Впоследствии, однако, [при посредничестве аббата Одило]* воля короля одержала верх, и по Божьей воле он был принят на престоле.

Когда Бернард лишился жизни из-за женских козней (ибо тело исчахло в результате колдовских чар), герцогом Гаскони стал его брат Санчо 421. После того как скончалась жена 422 Вильгельма, герцога [Пуатье]*, от которой у него родился сын Вильгельм 423, этот герцог взял себе в жёны Бриску 424, сестру Санчо, которая родила ему сына Одо 425.

40. В это время, когда умер Готфрид 426, аббат монастыря святого Марциала, и ему наследовал Адальбольд 427 ввиду его заслуг перед уставом, а Гвидо и епископ Альдуин, его брат, поспешно вернулись из Иерусалима, гробница святого Епархия стала больше обычного славиться бесчисленными чудесами. И явилось Фульхерию, аббату Сен-Шарру, и монахам явное видение: что они должны отнести святое древо Креста к гробнице святого Епархия. Это было совершено на торжественном собрании, и заботами Рагинольда, аббата Ангулема, святое древо было принято в базилике блаженного Епархия в день его праздника, в первый день месяца июля; исполнив всё, что установило божественное правосудие, монахи Сен-Шарру, попрощавшись с ангулемскими братьями, со славой вернулись к себе вместе со святым древом. [Это древо Креста было частью того Креста Господнего, который Иерусалимский патриарх отправил королю Карлу Великому, и этот император поместил его в той базилике, которую Рожер, граф Лиможа, основал в честь Спасителя 428. Это место на старогалльском языке называлось Карроф (Шарру) из-за близости телег [carrorum], то есть общественных повозок, а затем из уважения к Кресту его решили называть Святой Карроф (Сен-Шарру)]*.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!