Возведение на трон Джйотирматха



Джйотишпетх был основан Его Божественностью первым Шанкарачарьей, но последние 160 лет он пустовал.

В 1908 году на великом религиозном собрании многие индийские цари решили, что Джйотишпетх необходимо было как можно скорее восстановить. Против такого решения возражений не было.

С тех пор начались обсуждения на каждом религиозном собрании Бхарата Дхарма Мандала (Всеиндийского религиозного совета директоров), и встал вопрос о поисках наиболее достойного человека для возведения на трон.

В соответствии с конституцией Джйотирматха, составленной Ади Шанкарачарьей, самый подходящий ачарья для возведения на священный Трон Джйотишпетха должен отвечать следующим требованиям:

Ачарья должен владеть глубоким знанием Ведической Мудрости, быть Данди Санъяси и Бал Брахмачарьей. Он должен иметь духовную силу и знание. Кроме того, он должен быть йогом и Сиддхой Махатмой.

Итак, ученые махатмы Бхарата Дхармы Махамандала и наиболее выдающиеся ачарьи северной Индии начали поиски такого достойного ачарьи для возведения его на трон. Очень скоро такой был найден, и все согласились, что самым благородным и достойным трона был ачарья Махарадж Шри.

Но никто не осмеливался приблизиться к нему с предложением восстановления безмолвного Джйотишпетха по причине его высочайшей духовности и самоотречения. Отсутствие контакта с людьми и посвящение всего времени молитвам и медитации было его принципом.

При таких обстоятельствах трудно было изложить благороднейшему Сиддхе Махатме предложение о восстановлении Джйотишпетха. Но обновление священного Петха было предрешено.

Махариши изредка приходил в города, чтобы провести там два месяца сезона дождей.

Постепенно влиятельные священники излагали Махараджу Шри идею об обновлении Петха, и он тоже считал это необходимостью, но пришло время, когда его сердце отшельника вновь воспротивилось, и он вернулся к своей обычной твердости ума.

Была назначена подходящая дата для возведения на трон, закончились все приготовления. В то же время в Варанаси готовились к девятой годовщине Санатана Дхармы Саммелана (Индийского Священного Собрания). Уже были разосланы приглашения всем духовным светилам, высокообразованным ачарьям и различным религиозным учреждениям во всей Индии.

За два дня до возведения на трон Махарадж Шри исчез из ашрама и отправился в неизвестном направлении. Возможно, он думал, что в его отсутствие на Джйотишпетх будет возведен какой-нибудь другой Данди Санъяси Махатма, а когда празднование закончится, он вернется в ашрам. Никто не мог сказать, когда, как и куда он ушел.

Народ очень огорчился и растерялся, никто не знал, что делать.

Из-за происшедшего знать взволновалась. Местные рабочие стали строить догадки.

Люди тоже считали, что нужно избрать другого Данди Санъяси, но старый достопочтенный Махатма Шри Гьянананд Сарасвати Данди Санъяси, принадлежавший к Бхарате Дхарме Махамандалу, порекомендовал ученым людям сохранять спокойствие и сказал: «Обновление пустующего священного Джйотишпетха – это очень важная и благородная работа, и только такой возвышенный Сиддха Йоги, как Махарадж Шри мог нести это бремя. Если возвести на трон неподходящего человека, Божественная сила не прольет свет Божественного величия на Петх. Обновление Петха, пустовавшего последние 160 лет, возможно только усилиями Сиддха Йоги. Ни в коем случае нельзя торопиться в выполнении великой задачи в общественных интересах.»

По всей Индии были разосланы сообщения о перенесении празднования на неопределенное время.

Начались усердные поиски Махараджа Шри.

Но Судьба благосклонна!

После 21 дня пребывания в неизвестном месте Махарадж Шри был уверен, что празднования по поводу годовщины Бхарата Дхармы Махамандала и возведения Шанкарачарьи на трон Джйотишпетха завершились, поэтому он отправился назад и ночью пришел в ашрам Каши. Ачарьи в Каши были всё время бдительны, и вскоре после прибытия Махараджа Шри в ашрам эта новость распространилась по всему городу.

В течение часа, к 11 часам утра все ученые ачарьи собрались и пришли в ашрам в Чхотигаиби. Сложив в мольбе руки, они обратились к Махараджу Шри: «Бхагван, священный Петх Джйотирматх в Северной Индии был основан нашим почитаемым Ади Шанкарачарьей. Много лет трон пустовал без Шанкарачарьи. В северной Индии мы живем как сироты без своего святого гуру.

Только ты, почтеннейший, можешь взойти на трон священного Петха. Любой другой махатма, не имея Божественного света в себе, не смог бы выполнить такую благородную Божественную задачу. С раннего детства твое Святейшество восхваляли все садху-махатмы, такие как шанкарачарьи, за твою добродетель и самоотречение. Твоя Божественность преданна традиции Ачарьи Шанкары. Поэтому умоляем, чтобы твое Святейшество взошло на трон Священного Петха».

Молча выслушал Махарадж Шри мольбу ученых ачарий.

Решив, что молчание есть знак согласия, объявили о всеиндийском праздновании Собрания Сантана Дхармы и возведения на трон; сразу провели Сахасра Чанди Махаягью в Ягья Мандапе Бхарата Дхармы Мандалы. Некоторые предложили, чтобы церемония возведения на трон проводилась во время молитвы Божественной Матери в Ягья Мандапе, но ученые и рассудительные люди сказали: «На самом деле мы празднуем его возведение на трон против его воли. У него нет ни малейшего желания принять этот титул. Не стоит и думать о том, что он пойдет куда-то на церемонию. Если бы у него были амбиции, мы бы повели его, куда захотели, но всем известно, что из-за этого возведения на трон он уже однажды сбежал из ашрама. Поэтому лучше для проведения церемонии пойти к нему в ашрам. После церемонии со всеми почестями и уважением его отведут в палаты Всеиндийского Сантана Дхармы Саммелана, и там будет проведена его пуджа (Шанкарачарьи), затем там же будет провозглашено обновление Джйотишпетха».

Эта мысль дальновидного мудрого человека была одобрена единогласно.

На следующее утро ачарьи и представители различных религиозных заведений, а также делегаты, прибывшие на Всеиндийское Святое Собрание вместе с членами Каши Видвида Прасада (общества ученых) пришли в ашрам Махараджа Шри «Брахма Нивас» в Сиддхагири Багхе, взяв с собой всё необходимое для проведения пуджи.

Первооснователь Бхарата Дхармы Махамандала, старый достопочтенный Данди Свами Шри Гьянананд Сарасвати Махарадж, тоже присутствовал в ашраме, чтобы увидеть, как осуществляется его давняя мечта о возведении Махараджа Шри на трон Шанкарачарьи в ашраме Джйотирматх Бадрик (в Гималаях).

После проведения пуджи Содсопчар у лотосных стоп Махараджа Шри, в 10.00 ч. утра возведение на трон, проходившее в радостной атмосфере, было завершено.

В тот же день Махарадж Шри отправился с великой процессией Шри Джйотишпетхадхишвара, Шри Шанкарачарьи ашрама Бадрика (в Гималаях) из Брахма Ниваса по главной дороге. Процессия громко выкрикивала: «Бхагван Шанкарачарья Ки Джайя Хои! (Слава Ачарье Шанкаре!)». Пандиты пели ведические гимны из четырех Вед, и их пение наполнило атмосферу.

Великая процессия величественно приблизилась к храму, где множество людей, ученых пандитов, садху, санъяси и ачарий встретили ее радостно и почтительно. Обожаемому Бхагвану Шри Шанкарачарье Джйотишпетхадхишваре в зале был предложен священный Сингхасан (трон, украшенный львами).

После чествования Махарадж из Дарбханги объявил о возведении на трон Северного Дхармачарьи Шри Джйотишпетхадхишвара Джагатгуру Бхагвана Шанкарачарьи. Люди, выражая свое почтение, многократно с радостью повторили «Слава Бхагвану Шанкарачарье! Слава Бхагвану Шанкарачарье!»

Так 1 апреля 1941 года Махарадж Шри оказал честь священному Джйотишпетху в северной Индии, и ему был присвоен титул – Анант Шри Джагатгуру Бхагван Шанкарачарья Джи Махарадж Джйотирматха. Новость о возведении на трон была опубликована в газетах и журналах Индии и за рубежом.

Торжественные церемонии были проведены Сантаном Дхармой и другими религиозными общинами по всей Индии. Они послали поздравления Шри Джйотишпетхадхишвару с торжественным обещанием и заверением в том, что всегда будут исполнять свой долг и подчиняться его указаниям.

Такое событие возведения на трон вызвало волну энтузиазма и повсюду всколыхнуло сердца верующих; они просили Его стать их наставником. Перед достопочтенным Ачарьей Шри Бхагваном Шри Шанкарачарьей сначала встали две важные задачи, касающиеся возрождения Джйотишпетха:

 

1. Строительство здания для Джйотирматха и места поклонения Божественной Матери Пурнагири Дэви.

2. Передача Ведической Мудрости в северной и центральной Индии и Раджастане, восстановление и возрождение величия священного идеала Петха.

Обе задачи он должен был решать одновременно.

Некоторые члены Ассоциации ученых предложили Махараджу Шри систематизировать выполнение работы, потому что существовала серьезная финансовая проблема. Таким образом, необходимо было составить какой-то план проповедования Ведической Дхармы в больших городах вроде Бомбея и Калькутты, чтобы пробудить религиозные чувства среди зажиточных людей и увеличить денежные фонды.

Махарадж Шри ответил им: «Вы возвели меня на Дхарма Сингхасан (Священный Трон) и передали мне всю работу в отношении Петха. Поэтому не должны теперь волноваться. Возрождение Джйотирматха – моя забота, и я с этим справлюсь».

После этого Махарадж Шри впервые отправился на юг и остановился в городе Катни, что в округе Джабалпур в северной Индии.

 

Я услышал эту новость и поехал в Катни, чтобы встретиться со Шри Гуру Дэвом Шри Бхагаваном Шанкарачарьей Джйотирматха Бадрикашрама (в Гималаях). Шри Гуру Дэв был в саду одного из своих учеников по имени Сетх Рамджи Дас.

Я подошел к Шри Гуру Дэву прежде, чем Он успел подняться, и поклонился к Его Лотосным Стопам с великой радостью. Когда я взглянул на Него, меня переполнило счастье и вдохновение. Он поинтересовался здоровьем моих детей. Я ответил: «Твоей милостью они радостны и счастливы».

Затем я пригласил Его осчастливить Своим присутствием Джабалпур. Мне хотелось знать точную дату Его приезда в Джабалпур, чтобы у меня было время завершить все необходимые приготовления для Его пребывания там в саду Балдевбагх.

На 20 апреля 1941 года было назначено Его прибытие в Джабалпур, о чем сообщили всем жителям округа Джабалпур. В течение четырех дней было всё подготовлено к Его встрече.

Из близких и далеких краев прибыли встречающие на железнодорожный вокзал, чтобы увидеть Шри Бхагвана Шанкарачарью северной Индии. Шри Гуру Дэв приехал почтовым поездом в 16.15 ч., и дальше Его сопровождала огромная процессия.

По дороге люди часто украшали его гирляндами и подносили зажженную камфару, громко выкрикивая «Слава Шри Бхагвану Шанкарачарье!»

Процессия дошла до Балдевбагха и превратилась в собрание, на котором Вед Патхи Пандиты пели ведические гимны в честь Его приезда. После окончания пуджи состоялись беседы с учеными ачарьями.

Затем Махарадж Шри обратился к аудитории, и все с восторгом Его слушали.

На второй день трое шастри, ученых пандитов, которые были со Шри Гуру Дэвом, втретились с Ним и сказали: «Бхагван, за то время, что Джйотишпетх пустовал, чархоттари народа (деньги, пожертвованные во время пуджи) в храме Бадринарайяны составил 2 200 000 рупий, все эти деньги хранились в казне раджи в Техари Ганхваре. Теперь вся сумма передается Петху, потому что на его возрождение потребуется много денег».

Шри Гуру Дэв ответил: «Я здесь ради возрождения Петха, а не для того, чтобы выпрашивать деньги. Деньги препятствуют моей пудже. Люди не должны стремиться к деньгам, но обязаны расстаться со своими плохими привычками и грехами, чтобы, освободившись от грехов, могли наслаждаться в будущем благочестивой, мирной и счастливой жизнью».

С тех пор в Его лагере висела табличка: «Деньги на пудже не предлагать!» Каждый день стремительно возрастало число желающих увидеть и послушать Махараджа Шри.

Во время Его пребывания в Джабалпуре из округов Бурханпур и Кхандва центрального штата прибыли несколько ученых пандитов, которые уговорили Его провести Махарудра Ягью в их городах в Его присутствии. Махарадж Шри назначил две даты проведения ягий, одну за другой.

В назначенный день Махарадж Шри отправился в Бурханпур. Там Ему была оказана грандиозная встреча. За пятнадцать дней обе ягьи были проведены с большим успехом.

Это было историческое и религиозное событие, на которое собрались миллионы людей, чтобы присутствовать на ягье, встретиться с Махараджем Шри и послушать его возвышенные проповеди, направленные на их счастье и благополучие.

Махарадж Шри вернулся в Джабалпур и жил в Балдевбагхе, и соблюдал непрерывно два Чатурмаса Брата.

В этот период для Махараджа Шри подготовили всё необходимое в соответствии с благородством священного Петха и Бхагвана Шанкарачарьи: сингхасан (трон), паланкин, зонт, опахало, трости и факелы и т.д.

Вскоре строительство Джйотирматха Бхавана и места поклонения Божественной Матери Шри Пурнагири Дэви было завершено.

Примечательно то, что за время запустения Джйотишпетха его земли частично использовались крестьянами, а часть была отдана государству. Как таковой земли Джйотишпетха не было, но ценой неутомимых усилий Шри Свами Гьяны Нанда Сарасвати, основателя Бхарата Дхармы Махамандала, и помощи заместителя комиссара колонии в Гархвале, господина Джеймса Клэя, все земли Петха были возвращены и переданы Махараджу Шри для восстановления.

Были подготовлены чертежи для строительства здания Петха Бхавана и святилища. Несколько учеников, опытных в строительстве, были направлены в Джйотирматх для начала работ.

В то время не существовало никаких средств доставки необходимого оборудования и материалов в Джйотирматх кроме почты, поэтому туда регулярно отправлялись посылки с лопатами, болтами, шурупами, гвоздями, красками и т.д. Деньги для оплаты работ и на прочие расходы тоже еженедельно отправлялись заказной почтой.

Через три месяца Джйотирматх, трехэтажное здание, насчитывавшее 30 комнат, было построено. В ста ярдах от него было построено место поклонения Божественной Матери Пурнагири Дэви.

Этот Петх Бхаван расположен в прекрасном месте по дороге в Бадрикашрам.

 

ГЛАВА 9

                           Кумбха Мела

 

Вскоре после этого подошло время великого религиозного праздника Кумбха Мела (очень значительное религиозное событие, проводимое раз в 12 лет в Аллахабаде в Прайяге).

 В канун великой Кумбха Мелы в Аллахабаде у слияния священного Ганга с Ямуной, на огромном песчаном берегу собралось великое множество верующей знати, риши, махариши, санъяси, раджей, махараджей, глав религиозных заведений, мандлешвар всех десяти акхар санъяси.

Когда настало время великой Кумбхи, Махарадж Шри отправился из Джабалпура в Прайяг, чтобы возглавить великое религиозное собрание знати и священных махатм всей Индии.

В Аллахабаде Махараджу Шри был оказан почтительный прием. Его усадили на слона, и процессия отправилась из лагеря к месту проведения Кумбха Мелы с радостными криками приветствия. Главы всеиндийского Братства садху и махантов десяти акхар санъяси пришли к нему в лагерь и нижайше попросили: «Прабху, Твое Святейшество является нашим высшим религиозным авторитетом, и мы всегда к твоим услугам. Пожалуйста, возложи на нас какую-нибудь задачу».

Бхагван Шри Шанкарачарья сказал: «Согласно указанию вашего гуру вы должны заниматься йогой и расти, практикуя самоотречение и поклонение Богу, чтобы обрести духовную силу. Когда придет время и возникнет необходимость, вам будет дано задание. Конечно же, все вы – духовно сильная армия Джагад Гуру Шанкарачарьи Петха».

В день священного Омовения во время Кумбха Мелы Братство Садху организовало огромную процессию, и впереди всех мандлешваров несли паланкин с Бхагваном Шри Шанкарачарьей. Когда процессия дошла до Тривени Сангама, пандиты и махатмы начали читать ведические мантры. Сначала омылся Шри Шанкарачарья, а затем и все остальные.

Миллионы людей участвовали в процессии, и все они имели возможность встретиться со Шри Шанкарачарьей.

Кумбха Мела длилась один полный месяц. В это время все категории аскетов и отшельников, таких как санъяси, святые авдхооты паираги, маханты религиозных заведений и организаций жили в лагерях, разбитых на территории проведения Мелы, и давали знания приходящим туда людям.

В лагере Бхагвана Шанкарачарьи собиралось великое множество народа, а священные махатмы приходили на встречи с ним, чтобы послушать религиозные рассуждения.

Однажды почетный президент Индии, Шри Раджендра Прасад, имел честь встретиться с Махараджем Шри и беседовать с ним на религиозные темы. Он был очень доволен тем, что ему довелось послушать Махараджа Шри.

Очень многим, пришедшим на Кумбха Мелу, посчастливилось встретиться с Махараджем Шри и послушать Его. Они были поражены беседами, и пригласили Его оказать честь и посетить их города для духовного пробуждения.

Лагерь Шри Джйотишпетхадхишвара, Шри Джагатгуру Бхагвана Шанкарачарьи был самым многолюдным во время Кумбха Мелы.

 

ГЛАВА 10

 Дхарма Прачар – Молитва о пробуждении.            

 Джагад Гуру означает Гуру Мира.

 

С момента возведения на трон Махарадж Шри получил имя Джагад Гуру Бхагван Шанкарачарья Джйотирматха или Джйотирпетхадхишвара Ашрама Бадрика в Гималаях. Он ослабил свои сложные и жесткие правила Данди Санъяси, поэтому теперь простому человеку можно было легко с ним встретиться, но его аскетизм и окружения остались нетронутыми.

Для обучения Санатан Дхарме (Вечной Ведической религии или религии человечества) Махарадж Шри путешествовал по различным провинциям – Кашмиру, Панджабу, Раджастану, цетнральной Индии, Бихару, Бенгалу и северной Индии, где он привлекал людей личными встречами и ценнейшими убеждающими беседами.

В итоге за два года слава о Джйотишпетхе возросла настолько, что верующие стали гордиться им и идеальным управлением Его Божественности Махараджа Шри Джйотишпетхадхишвара.

Ниже приводятся несколько причин быстрого обновления Джйотишпетха:

1. Благородство Махараджа Шри, его дружелибие и личный магнетизм очаровали сердца верующих. Если кому когда-либо довелось встретиться с Ним хоть раз, то человек вновь и вновь жаждал такой встречи.

Влияние Махараджа Шри на человека во время встречи было таким, что человек чувствовал, будто является Его самым любимым другом.

2. Слова Махараджа Шри были простыми, ласковыми и проникающими в само

сердце; они содержали истинную суть вопроса, которую нигде больше нельзя было найти.

Кроме того, Его особый метод был таким, что во время бесед проблемы слушателей автоматически решались без вопросов с их стороны. Его беседы, основанные на личном опыте, были очень эффективными и интересными. Поэтому аудитория всегда слушала Его с огромным интересом и удовольствием.

3. Его индивидуальность была необычайно великой, и даже в Его отсутствие

верующие ощущали Его волшебную силу. Если у ученика возникали проблемы, то от одного воспоминания о Махарадже Шри они мгновенно исчезали. Об этом рассказывали многие Его ученики. Некоторые убежденные атеисты под Его Божественным влиянием обратились к Богу и стали Его преданными служителями. Дважды в день в своих домах они жгли камфару и благовония перед фотографией Шри Гуру Дэва в знак их уважения к Нему.

4. Его политика отказа от денег, когда он приходил или уходил, или даже на

Богослужениях, производила сильное впечатление на народ.

В ашраме, где Он жил, существовали строгие предписания; в Джйотирматхе была надпись:

 

«Достопочтенный Анант Шри Вибхушит (удостоенный многих почетных титулов) Джагатгуру Шанкарачарья Джйотирматхадхишвара, Свами Брахмананд Сарасвати-джи Махарадж запрещает предлагать деньги при посещениях, инициациях, богослужениях и т.д»

Знать была поражена тем, что Он никогда не брал деньги ни от кого, хотя в период проведения обучения Его посещали и путешествовали с Ним сотни семейных людей, аскетов и махатм.

Мысль о том, как Он управлял делами, была выше их понимания, и им приходилось верить, что всё это делалось благодаря йогическим сиддхам Махараджа Шри, и поэтому ученые пандиты добавили к его имени Анант Шри Вибхушит. Это словосочетание дани уважения впервые было применено по отношению к Махараджу Шри в честь Традиции Шанкарачарьи.

В то время, когда Махарадж Шри проводил обучение в различных городах центральной Индии, в сердцах людей снова пробудилась инстинктивная память о Шанкарачарье. Фактически вся атмосфера была наполнена хвалой Шанкарачарье.

Махарадж Шри оставался в Джабалпуре два месяца, затем уехал в Аллахабад (Прайяг) по просьбе его верующих. В Аллахабаде множество верующих встретили Его с большим уважением и организовали массовую процессию, состоявшую из богатых бизнесменов, ученых пандитов, правительственных руководителей и жителей города.

Во многих местах были возведены арки приветствия, люди проводили пуджи, жгли камфару. По главным дорогам процессия дошла до парка Пуршоттам Даш, где переросла в грандиозный митинг. Там, к великому удовольствию народа, Махарадж Шри провел лекцию. Когда митинг закончился, Его отвезли в просторное здание Чанд Пресс – место его проживания.

Следуя желанию Махараджа Шри, все Его ученики, ученые пандиты, отшельники и священные махатмы из различных провинций северной Индии участвовали в благородной работе по обучению Санатан Дхарме.

В то время шла разрушительная вторая мировая война. Повсюду на земле ощущался недостаток продовольствия. Сердца людей не знали ни покоя, ни счастья. Это было очень трудное время; государства, где господствовало христианство, хотели установить мир посредством войны.

При таком бедственном положении в мире поднялась Божественная власть Петха и обратилась к верующей знати с просьбой пробудить Божественную Мать Дургу и Ашутоша (быстро удовлетворяемого) Господа Шанкару ради спасения мира от разрушения.

В результате этого во многих местах северной Индии люди все вместе начали проведение великой Ягьи и взывали к милостивому Господу Шанкаре и могущественной Божественной Матери Дурге.

В Дели за рекой Ямуной, на ее обширных берегах, планировалось провести мощное божественное обращение к Господу Шанкаре выполнением Шатмукх Коти Хоматмак Махаягьи.

Ученые пандиты обратились с мольбой к Махараджу Шри, чтобы он присутствовал на Махаягье. Он сразу дал согласие и выехал из Аллахабада в Дели для проведения благородного мероприятия.

С Его прибытием в Дели поднялся энтузиазм народа.

Тысячи верующих собрались на железнодорожном вокзале, и платформа была вся заполнена людьми, несмотря на предупреждение работников вокзала о прибытии поезда. Прибыл поезд. Но на платформе не было места, чтобы он мог выйти из вагона. Понадобилось 30 минут, чтобы для него освободили достаточно места на платформе. Но, опять-таки, из-за толпы невозможно было выйти с платформы. Через полтора часа нам все-таки как-то удалось выбраться с вокзала, и оттуда отправилась огромная процессия почти в миллион человек. На пути процессии повсюду встречались приветственные арки. Жители Дели часто останавливали процессию, чтобы поклониться Махараджу Шри Джйотишпетхадхишвара с почтением и радостью.

В газетах появились сообщения о том, что никогда прежде в Дели не было такой грандиозной процессии, какая была устроена в честь Махараджа Шри. Понадобилось четыре часа, чтобы процессия дошла до места проведения Махаягьи.

Наряду с Махаягьей в том же месте под руководством Махараджа Шри состоялась Всеиндийская Конференция Религиозного Объединения, Ассоциации Всеобщей Безопасности и специальная конференция Варнашрам Сварайя. В результате этой всеиндийской конференции во всей Индии поднялась волна возрождения ведической культуры.

Таким образом, в Дели, столице Индии, под влиянием ее выдающегося лидера Божественный свет Джйотирматха озарил всю Индию, что было невиданным за всю религиозную историю страны.

В это время, когда проводились вышеуказанные конференции, на берегу Ямуны собрались миллионы людей изо всей Индии. Среди этого огромного скопления были богатые и бедные семьи, махатмы различных классов, санъяси всех классов, брахмачарьи и отшельники. Они босые стояли на холодном берегу Ямуны в разгар зимы. Несмотря на холод, все были счастливы присутствовать на Махаягье и других многочисленных религиозных обрядах в огромном рандале, вмещавшем миллионы людей.

В течение одного месяца на месте, где должна была проводиться Махаягья, был построен целый палаточный городок, проведен свет, телефон, подведена горячая вода, потому что вода в Ямуне была очень холодная.

Этот город получил название Дхарам Нагар (Город Верующих).

Однажды ночью погода в Дхарам Нагаре внезапно изменилась: очень похолодало, надвигалась гроза. В небе сгустились тяжелые тучи, и пошел проливной дождь.

Гроза снесла много палаток. Всё выглядело так, будто Индра, Бог Туч и Дождя, тоже пришел посмотреть на Махаягью.

Было семь часов утра. Махарадж Шри пошел в другую палатку своего ашрама. Он увидел, что Господь Индра был каким-то беспокойным. Спустя какое-то время Он вернулся в свою палатку и громко сказал: «Если на этот раз пойдет дождь со снегом, это очень помешает людям.»

Через час после того, как Махарадж Шри произнес эти слова, погода изменилась: небо очистилось от облаков, засияло яркое солнце, ветерок обрел свою приятную свежесть. Махаягья могла беспрепятственно продолжаться, и была благополучно доведена до конца.

В истории до этого не было такой грандиозной Махаягьи, как та, которая проводилась в тот раз в Дели. Благодаря этой Махаягье во всей Индии умы верующих испытали великое пробуждение, и повсюду люди хотели, чтобы Махаягьи проводились в их городах.

Не прошло и трех месяцев после Махаягьи в Дели, как вторая грандиозная Сатмукх Коти Махаягья состоялась в Канпуре, промышленном городе Уттар Прадеша, Индия. Она прошла успешно под руководством канпурской ассоциации брахманов с благословения Махараджа Шри.

Эти две Махаягьи, целью которых был мир во всем мире, положили начало Эры Ягий в Индии.

Махарадж Шри прибыл в Аллахабад, желая немного отдохнуть; там он принял решение отправиться в Джйотишпетх.

Итак, 27 мая 1944 года Махарадж Шри уехал из Аллахабада в Джйотирматх. Это был его первый визит в Джйотирматх.

Новость о прибытии самого почитаемого священного Учителя, Шри Бхагвана Шанкарачарьи, Шри Джйотишпетхадхишвара в Джйотирматхе наполнила сердца жителей Гималаев бесконечной радостью.

От Харидвара до Гархвала люди создали приемные комитеты, всё подготовили к приему своего достопочтенного Великого Учителя на его пути в Джйотирматх.

Он прибыл в Харидвар 28 мая 1944 года, и Ассоциация Данди Санъяси, все акхары (ниранджани, нирвани и джуна), все священные махатмы, Общество Ганга, Махавир Дал, разные другие учреждения, ришикулы, школы и горожане оказали Ему великолепный прием, повезли Его с красивой процессией, которая по пути останавливалась во многих местах, где ему все оказывали почет и уважение.

Махарадж Шри передавал мудрость миллионам людей, собравшимся в храме Сраваннатх и в Кушаванте. Возрадованный народ громко кричал: «Джай Сад Гуру Дэв», все считали себя счастливыми оттого, что им удалось встретиться с Ним.

1 июня 1944 года Махарадж Шри прибыл в Ришикеш – город священных махатм – и там произошло чудо. Солнце палило беспощадно, когда в полдень вышла процессия. Но вскоре небо покрылось тучами, что очень обрадовало людей, и процессия благополучно дошла до места.

После нескольких столетий люди опять могли прийти к благочестивому Шри Шанкарачарье.

По пути в Джйотирматх Махараджу Шри был оказан достойный прием множеством людей и махатмами в Дэвпрайяге, Чамболи и Шринагаре.

Итак, Шри Джйотишпетхадхишвар Махарадж прибыл в Джйотирматх 9 июня 1944 года. У входа в Петх Бхаван, здание Джйотирматха, его с нетерпением ожидала знать. Он благословил знать, царя Гархвала и граждан, собравшихся там.

В тот год Махарадж Шри соблюдал свой Чатурмас Врата в Джйотирматхе.

В полнолуние – Гуру Пурнима – в честь Бхагвана Джагад Гуру Шри Шанкарачарья Махараджа было проведено богослужение. В это время началось великое религиозное пробуждение в районе Гималаев.

Возле Петх Бхавана было построено место поклонения Божественной Матери, и там Махарадж Шри установил прекрасную мраморную скульптуру Шри Пурнагири Дэви. В зданиях Джйотишпетха был открыт колледж по изучению санскрита, где обучение было бесплатным, и выпускникам присваивалось звание ачарьи. 

Затем Махарадж Шри уехал из Джйотирматха в Варанаси (Каши) – город Господа Вишванатха (Господа Шанкары), оазис ведической культуры.

В Варанаси под покровительством Шри Джйотишпетхадхишвара Махараджа на берегу Асси у священного Ганга одновременно были проведены семь Атирудра Махаягий и пять Махарудра Махаягий.

Очень успешно по этому случаю было проведено четвертое ежегодное Собрание Всеиндийского Дхарам Сангха, возглавленное Махараджем Шри.

После поклонения Господу Шанкаре (Господу Вишванатху) было запланировано обращение к Божественной Матери, Дурге, ради всемирного блага.

Самое эффективное обращение к Божественной Матери, Лакша Чанди Махаягья, впервые состоялось в Лукнове.

Вторая Лакша Чанди Махаягья прошла в провинции Удаипур в Раджастхане. Третья была в Бомбее. Все эти Махаягьи проводились под покровительством Махараджа Шри.

В Бомбее в том же месте, на Марин Драйв, под покровительством Махараджа Шри состоялся всеиндийский Дхарам Сангх, ежегодное Собрание.

Махарадж Шри возвеличил и увековечил славу Джйотирматха, благодаря своей добродетели и неприятию денег, а также своим содержательным проповедям на юге и западе Индии.

Со времени Кумбха Мелы, проводившейся в Аллахабаде, с 1942 г. по 1948 г. в течение семи лет во всех больших городах Индии проходили Махаягьи, направленные на духовное пробуждение.

15 августа 1947 года Индия получила независимость и стала крупнейшим демократическим государством мира.

Постепенно обучая Санатан Дхараме (Традиции индуизма) в различных провинциях, Махарадж Шри прибыл в Джйотирматх во второй раз летом 1949 года.

Знать Гималаев переживала трудные времена из-за отсутствия дождей в последние несколько месяцев. Народ был озабочен, так как урожай сгорал на полях, и никто не надеялся, что пойдут дожди. Но как только Махарадж Шри вошел в Петх Бхаван, в тот же день на вершины Гималаев опустились тучи. На следующий день небо покрылось плотными облаками и сильные дожди шли четыре дня подряд. Веял прохладный бриз, и сердца людей наполнились радостью.

Тогда знать сказала: «Милостью Шри Шанкарачарьи нам был послан дождь». Множество людей из далеких и близких мест пришли, чтобы увидеться с Махараджем Шри.

Несколько эмоциональных верующих сказали Ему: «Бхагван, мы слышали от людей, что с прибытием Махараджа Шри пришли и дожди; совершенно очевидно, что как только лотосные стопы Махараджа Шри прикоснулись к нашей земле, пролились благие дожди; ведь за последние три месяца дождя не было, и мы потеряли всю надежду на хороший урожай. Но недавние дожди оживили нашу надежду, и все это благодаря Тебе достопочтенному».

Махарадж Шри провел Гуру Пурнима в Джйотирматхе, там он прожил два месяца чатурмаса. Знать Гималаев была счастлива послушать проповеди во время Его пребывания там.

Весной после дождей Махарадж Шри сошел с Гималаев для проповедования ведического Дхарама, и посетил Харидвар, Дехрадун, Муссоори, Аллахабад, Варанаси, Калькутту и многие другие города, где оранжевый флаг Сантана Дхармы приветствовался с огромным энтузиазмом.

В 1950 г., когда Махарадж Шри пребывал в Лукнове, на встречу с ним пришел Шри Пушпати Сингх, раджа Дилиппура. Он поприветствовал Махараджа Шри и сказал: «Бхагван, я хочу пожертвовать мое здание, находящееся в Аллахабаде возле Алопи Багха, Трону Джйотирматха, чтобы организовать там постоянный ашрам». Махарадж Шри не принял это пожертвование, но раджа при случае напоминал Ему о своем предложении.

Махарадж Шри сказал ему: «Если ты оформишь продажу на мое имя, я возьму здание». Раджа согласился, поклонился Его лотосным стопам и ушел.

Махарадж Шри позвал секретаря раджи и спросил, сколько стоило здание. Секретарь ответил: «Махарадж Шри, в прошлом году здание выставлялось на продажу, и раджа Сахеб просил за него один миллион рупий, но предлагали только 65 000 рупий. Поэтому здание так и не продали.»

Махарадж Шри подумал, что если можно найти 65 000 рупий, то можно найти и миллион. Поэтому лучше заплатить за здание миллион.

Однажды Махарадж Шри позвал раджу Дилиппура и заплатил ему один миллион рупий, оплатив расходы по оформлению покупки и т.д., и попросил его поехать в Аллахабад и оформить сделку. Раджа Сахеб попросил, чтобы его сопровождал брахмачарья из ашрама, поэтому с ним был послан надежный человек. Сделка была оформлена, и здание стало частью Джйотирматха.

После передачи здания в городе Аллахабаде поползли слухи о том, что если Махарадж Шри не брал денег в какой бы то ни было форме, как мог он заплатить более миллиона рупий за здание.

Некоторые интересовались у человека, оформлявшего продажу, действительно ли были уплачены деньги, как указано в документах, в его присутствии. Чиновник ответил утвердительно. И снова был задан вопрос: видел ли он деньги, проверял ли банкноты сам, и не фальшивые ли они. Человек ответил, что банкноты, несомненно, были настоящими. Народ был поражен.

Два месяца спустя, Махарадж Шри пришел из Лукнова в Аллахабад. Люди сказали Ему: «Достопочтенный, Ты ни от кого не принимаешь деньги, но за один раз смог заплатить больше миллиона рупий радже Сахебу. Очень удивляются люди, как Махарадж Шри получил такие деньги.»

Махарадж Шри ответил: «Человека это не должно интересовать». Но когда люди стали настаивать, Махарадж Шри сказал: «Во времена Маха Бхараты ткань сари Дропадис имела бесконечную длину. Можете вы сказать, откуда она взялась? Если Всемогущий что-то дает, он дает это любой длины и в любом количестве».

Поскольку старое здание требовало ремонта, в нем были выполнены некоторые изменения, чтобы оно было пригодно для ашрама; все работы были выполнены за несколько месяцев. Сейчас это большой ашрам, который называется Брахм Нивас, и в нем живут сотни брахмачарьев и студентов.

 

ГЛАВА 11

                        Великое духовное лидерство

После одного месяца пребывания в Прайяге Махарадж Шри отправился в Варанаси, заехав по пути в Калькутту, где отмечался серебряный юбилей Всеиндийской Философской Ассоциации.

На празднование юбилея съехались многие известные философы Индии и других стран. Махарадж Шри возглавил праздник и произнес речь, освещая вопросы индийской философии простыми и проникающими в сердце словами.

Выдающиеся философы мира были очарованы его речью. Некоторые пожелали встретиться с Ним лично.

На следующий вечер около 10.00 часов известный индийский философ, ныне покойный Шри Арвпали Радхакришнан, вместе с двумя выдающимися зарубежными философами, доктором Кангером и доктором Шилпом, пришли в ашрам Шри Шанкарачарьи.

Махарадж Шри отдыхал при лунном свете на открытой террасе третьего этажа. Рядом с ним служитель Брахмачарьи в глубокой медитации наслаждался блаженством. Дварпал (привратник) подошел и сказал: «Бхагван, прибыл доктор Радхакришнан с двумя философами из Англии и Америки, чтобы встретиться с Махараджем Шри». Привратник стоял и ждал ответа Махараджа Шри.

Через какое-то время Махарадж Шри сказал: «Хорошо, путь войдут».

Вошли три философа, поклонились в ноги Махараджу Шри, и сели перед ним на коврик.

После того, как они представились, доктор Радхакришнан помолился и обратился к Махараджу Шри: «Доктор Кангер желает послушать кое-что о Веданте, философии. Ему нужна помощь Махараджа Шри в самосознании».

Махарадж Шри начал: «Веданта самоочевидна. Она – Свет, которому не требуется другое освещение».

Доктор Кангер сказал уважительно: «Те средства самосознания, о которых говорится в Шастрах Веданты (философских книгах), упомянуты не зря».

Махарадж Шри продолжал: «Эти средства существуют не для того, чтобы освещать Абсолют; их цель – искоренить невежество. Средства избавляют от невежества; они не высвечивают Абсолют. То, что само является светом, не требует освещения. Например, Солнце само по себе является светилом, ему не нужны другие средства освещения. Прежде, чем солнце поднимется высоко, наступает рассвет. Но рассвет лишь разгоняет тьму ночи. Он не освещает солнце. Солнце освещает само себя. Все средства, о которых говорится в Шастрах Веданты, нужны лишь для того, чтобы избавиться от невежества. Они никогда не высвечивают Абсолют, Атму. Атма – Абсолют – это сам Свет и осветитель всего».

Услышав изложенную суть, доктор Радхакришнан очень обрадовался и воскликнул: «Как просто Махарадж Шри решил такой сложный вопрос!» Затем они извинились за то, что побеспокоили Махараджа Шри, почтительно поклонились и ушли.

Махарадж Шри оставался в Калькутте примерно месяц, затем приехал в Патну, где в здании Ароры управляющий Бихаром в то время Шри Арве имел честь принимать Шри Бхагван Шанкарачарью и слушать Махараджа Шри 23 марта 1951 года. В течение 45 минут он умиротворенно слушал рассуждения Махараджа Шри.

На следующий день министры штата Бихар пришли на встречу с Бхагван Шанкарачарьей, который проводил беседы на религиозные и политические темы в течение одного полного часа кажый день. Он сказал: «Всемогущий присутствует повсюду, и Он знает о благих и греховных деяниях всех. Поэтому все мы должны совершать добрые дела во имя мира и счастья».

26 марта 1951 года Махарадж Шри вылетел в Лукнов, где жители Лукнова, Канпура и Уннава оказали Ему достойный прием. Затем на машине Он приехал в Канпур. Знать плотно окружила дороги, женщины и дети стремились встретиться с Ним. Его осыпали цветами с верхних этажей зданий на всем пути Его следования, и всё это выглядело очень красиво.

Из Пхолбагха вышла огромная процессия. Весь Канпур был украшен с большой любовью оранжевыми флагами и цветами. На дорогах были возведены арки, и на них были написаны имена махаришей: Вальмики, Янгьявалька, Парашары, Шандильи и т.д., и все арки были украшены зелеными листьями и живыми цветами.

Проходя под этими арками, процессия являла собой грандиозное зрелище. Это событие вписало новую страницу в историю Канпура. На каждом шагу Махараджу Шри поклонялись и предлагали Ему цветы. Время от времени к Его сандалиям клали огромные гирлянды. Несколько верующих держали чаши с сандаловой пастой оранжевого цвета, которой радостно мазали лбы участников процессии. Затем процессия превратилась в массовый митинг.

После приветствия Махараджа Шри жителями Канпура Он сказал: «Обычно мне не нужны какие-либо проявления почитания. Но в соответствии с нашей индийской культурой почитание Гуру правильно и традиционно, и я с этим согласен. Но ваше приветствие принесло бы больше пользы, если бы вы отдали мне немного своего времени, потому что каково божество, таково и поклонение ему. Я сошел с Гималаев, поэтому вы должны встречать меня по гималайским традициям. Время – самая ценная вещь на свете, и его вы можете мне предлагать. Предложите мне, что вам дороже всего. Я заметил, что человеку очень дороги его грехи, дурные привычки, недостойное поведение и т.д., и он не желает с ними расставаться. Он тратит деньги, стыдится, теряет здоровье, но даже и тогда не расстается с грехами.

Поэтому сложите к моим ногам все свои любимые плохие привычки и грехи. Это моя служба и пуджа. Я приму эти подношения. В Канпуре традиционно предлагают кошельки с деньгами, но я не довольствуюсь хрусталем и кошельками. Я желаю целые мешки людских грехов».

Таким образом, ежедневно на просторной прекрасной поляне в саду собиралось от 10 000 до 12 000 людей, и Махарадж Шри проводил беседы. Он прожил там 45 дней, и с каждым днем увеличивалось число слушателей.

В это время завершилась разработка Его программы в отношении Аллахабада. Узнав об этом, тысячи жителей Канпура после вечерней беседы стали умолять Махараджа Шри остаться еще на какое-то время в их городе и провести там следующий период чатурмаса. Но согласно своим планам Он выехал на машине из Канпура в Аллахабад 13 мая 1951 года.

В Аллахабаде, до которого было пять миль, с 8.00 ч. утра жители и знать города ожидали прибытия Махараджа Шри.

Как только Махарадж Шри вышел из машины в ашраме Брахм Нивас, все ему поклонились, и волна радости захлестнула сердца людей.

Как обычно с 8.30 ч. до 10.00 ч утра собиралось довольно много учеников для личных встреч и инициации. По вечерам с 8.00 ч. до 10.00 ч. проводились общие встречи и беседы.

Он получил много приглашений из разных городов провести следующий чатурмас там, но остался в Аллахабаде.

Верующее население и религиозные организации начали подготовку к празднику Гуру Пурнима, который обычно отмечался с помпой, великой радостью и великолепием. Во время чатурмаса соблюдалась обычная рутина.

 

По окончании чатурмаса разные штаты приглашали Махараджа Шри оказать честь их городам Своим присутствием. Ученые пандиты Аллахабада говорили Ему, что раз в году в месяц Магх (январь и февраль) все священные места объединяются в Священном Прайяге. Если в это время Махарадж Шри уедет из Прайяга в какое-то другое место, это будет актом неуважения к святым местам и оскорблением Священного Прайяга. Помня об этом, Он должен возвеличить Тиртх Радж Прайяг, проводя встречи с людьми и беседы с Его Божественностью в течение месяца Магх в этом году. Просьба была удовлетворена, и Махарадж Шри продлил свое пребывание в Прайяге.

23 февраля 1952 года был праздник Шривратри – священная брачная ночь Господа Шанкары. Этот важный праздник индуистов проводился Ассоциацией Учеников Шанкарачарьи. Торжества продолжались до 8.00 часов вечера.

Все поклонялись Махараджу Шри, жгли камфару, предлагая ее огонь прямо с тех мест, где стояли. И ночь, и зрелище были прекрасными.

 

ГЛАВА 12

                            Духовное пробуждение      

 

На 6 марта 1952 года был назначен отъезд из Прайяга. Махарадж Шри отправлялся в Лукнов. Мгновенно эта новость распространилась среди горожан Аллахабада. Днем Махарадж Шри должен был выезжать, но народ начал толпами собираться в Брахм Нивасе с 8 часов утра, чтобы увидеть Его. К полудню Брахм Нивас был заполнен верующими.

Когда Махарадж Шри вышел из своей квартиры, чтобы отправиться в путь, мужчины, женщины, дети, все верующие не могли вынести расставание с Ним и начали плакать. Никто не знал, что он отправлялся в последнюю поездку.

Махарадж Шри милостиво благословил народ, и попросил водителя ехать, как только сел в машину. Водитель завел машину, но невозможно было сдвинуться с места из-за того, что толпа народа окружила Брахм Нивас.

Полные слез глаза людей тронули благородное сердце Махараджа Шри. С большим трудом машина двигалась вперед.

Плачущий народ сопровождал Его выезд криками прославления. По обочинам дороги стояли люди, жаждавшие увидеть Махараджа Шри. Местами тысячи людей стояли с атрибутами пуджи, звонили в колокольчики и кланялись к Его лотосным стопам.

Граждане Лукнова в сотнях автомобилей, джипов и автобусов ожидали прибытия Махараджа Шри с 4.00 ч. дня в семи милях от Лукнова.

Махарадж Шри приехал в 5.30 ч. После пуджи у Его лотосных стоп Вед Патхи Пандиты на джипе поехали впереди машины Бхагван Шанкарачарьи, читая ведические мантры, за ними следовали машины и автобусы с горожанами. В Лукнове Махараджу Шри был оказан высокий прием.

В ашраме Лукнова Он придерживался обычной рутины. С приездом Махараджа Шри жители города воспрянули духом.

Невозможно описать словами преданность служения народа у лотосных стоп Махараджа Шри. Верующие планировали празднование недели Шри Шанкарачарьи таким образом, чтобы народ мог извлечь максимальную пользу от нектара бесед с Махараджем Шри.

В субботу, 22 марта 1952 года началась неделя Шанкарачарьи. В первый день в 4.00 ч. утра верующие всего города устроили ралли по всем дорогам и улицам с оранжевыми флагами. Вся атмосфера наполнилась звоном колокольчиков, священными песнопениями, гимнами и прославлениями Бхагвана Шри Джйотишпетхадхишвара и Санатан Дхарама.

Люди выходили из домов, приветствовали участников ралли громкими возгласами и присоединялись к ним. Утреннее ралли открыли несколько джипов с верующими. На машинах, украшенных желтыми флагами, были установлены рупоры. Люди прославляли величие Его Божественности Гуру Дэва, Махараджа Шри.

С 4.00 ч. утра ралли прокатилось по всему городу, а затем народ собрался в ашраме, где у сандалий Шри Гуру Дэва была проведена общая пуджа. Людей переполняла безграничная преданность, каждый возжег камфару, и, подняв огонь вверх, все снова и снова громко выкрикивали: «Джай Гуру Дэв! Слава Бхагвану Шанкарачарье!» Махарадж Шри преподнес народу нектар в виде беседы, озарившей умы слушателей.

В истории Лукнова это был первый случай, когда целую неделю длился праздник для всех. Древнее название Лукнова было Лакшманпур. С этим древним городом связана память о Трета Юге и истории, охватывающей миллионы лет. В городе есть огромные здания, свидетельствующие о великолепии Мугхал Навабов.

В этом городе, где важность придавалась мирским удовольствиям, народ стал верным служителем великого духовного Гуру Бхагвана Шанкарачарьи. Это произошло благодаря влиянию Его Божественной милости.

Вечером Махарадж Шри отправился в Пандал по дороге Законодательной Ассамблеи. Впереди Его машины ехали Ведпатхи Пандиты и читали ведические гимны, и тысячи людей бежали рядом с Его машиной. Вдоль дороги часто встречались приветственные арки, у которых взволнованные люди с нетерпением ожидали Его прибытия, чтобы поклониться Махараджу Шри.

Пандал находился в 45 минутах езды, но понадобилось 2 часа 45 минут, чтобы добраться туда. Процессия достигла Пандала в 10.30 ч. вечера. Махараджа Шри посадили в золотой паланкин и понесли в зал, где Он сел на золотой трон.

Сначала горожане поклонились к сандалиям Его лотосных стоп и передали Ему Абхинандан Патру (приветственное обращение). Затем началась беседа, подобная нектару.

В течение недели каждый день с 4.00 ч. утра до 7.30 ч. утра в городе проходило ралли. А с 9.00 ч. до 12.00 ч. в ашраме возносились молитвы пяти богам, т.е. Господу Шанкаре, Господу Вишне, Божественной Матери, Солнцу и Господу Ганеше (Богу Разума).

В Пандале в 6.30 ч. вечера начинались беседы махатм, затем шли впечатляющие проповеди Бхагван Шанкарачарьи, которые начинались в 9.00 ч. вечера.

Эта особая неделя Шанкарачарьи закончилась 31 марта 1952 года большим праздником и прославлениями.

Тот, кто был свидетелем и участником того великого праздника, никогда в жизни его не забудет. Более миллиона человек участвовало в торжестве, длившемся неделю. Когда люди вспоминали о нем, на их глазах появлялись слезы, они не могли говорить, и лишь сердца переполняла радость.

 В Лукнове Махарадж Шри пробыл 45 дней, затем отправился в Дехра Дун. Его привезли на машине к вокзалу в Чарбагхе, чтобы там посадить в поезд до Дехра Дуна. Платформа была заполнена людьми, когда туда приехал Махарадж Шри. Он сидел в машине с открытым верхом, чтобы собравшиеся люди могли увидеть Его и попрощаться с Его Божественностью.

Машина остановилась на платформе, там мужчины и женщины могли преподнести Ему цветы и гирлянды.

Ведпатхи Пандиты пели гимны, а провожающие жгли камфару, махали руками, звучали гонги и колокольчики. Воздух заполнили крики: «Слава Шанкарачарье! Слава Санатан Дхараму!» Вокзал Чарбагх в Лукнове напоминал грандиозное место поклонения.

С болью в сердце люди предлагали Махараджу Шри бесчисленные огни, будто убеждая Его, что священный огонь, зажженный Его Божественностью в их сердцах, будет гореть вечно.

Купе, в котором путешествовал Махарадж Шри, было заботливо украшено цветами и гирляндами.

Хотя между машиной Его Божественности и вагоном было 5-6 ярдов, из-за плотной толпы народа ему понадобилось 25 минут, чтобы дойти до вагона. Почти пятьдесят тысяч человек с глазами полными слез прощались с Махараджем Шри. Когда поезд тронулся, народ закричал: «Слава Шри Шанкарачарье!» В истории Лукнова навсегда сохранится память о глубокой вере и преданности народа, прощавшегося с Махараджем Шри.

22 апреля 1952 года в 9.00 ч утра Его Божественность прибыл в Дехра Дун. После достойной встречи горожанами Махарадж Шри остановился в Доме Кашманда, находившемся в прекрасном саду за городом. Это было тихое место, очень ему подходившее.

Вечером 25 апреля 1952 года Его Божественность прибыл в Рам Нагар, Ришикеш, по особому приглашению секретаря правительства Бара Каликамли, Пандита Шри Дута Шастри.  

После почтительного приема Его Божественность остался в Шанкарачарья Нивасе, Атма Вигьян Бхаване, где в течение двух дней проводил беседы. Затем, согласно Его планам, Махарадж Шри на машине уехал в Муссори.

В Муссори Его Божественность встретили, как обычно, с большим почетом. В Пратап Бхаване, расположенном в центре города на возвышенности, откуда открывается прекрасный вид, несколько высокообразованных семей провели ритуал поклонения к Его лотосным стопам.

Верующие горожане Муссори и его окраин умоляли Махараджа Шри провести Чатурмас Врат в том году в Муссори, и он внял их молитве.

7 июля 1952 года праздник Гурупурнима Махотсава отмечался с великой радостью и помпой.

Утром с 9.00 ч. до 12.00 ч. проводилась пуджа у лотосных стоп Махараджа Шри. Верующие и ученики прибыли из различных уголков Индии.

Вечером с 5.00 до 9.00 часов проводилось общее собрание, на котором ученики из разных мест и провинций выразили почтение от имени своих городов, и зачитали Шри Гуру Дэву письма и телеграммы народа с выражением уважения. В заключение Махарадж Шри провел поучительную беседу с присутствовавшими.

Во время Чатурмаса распорядок дня в ашраме был обычным.

23 сентября 1952 года верующие Муссори праздновали День Шанкарачарьи.

В таком роскошном городе как Муссори, где люди стремились только к богатству и наслаждениям, прозвучал священный гонг, и началось великое духовное пробуждение народа.

По главным улицам города прошла огромная процессия, которая затем переросла в грандиозное собрание у Гималайского Клуба, где Его Божественность Махарадж Шри провел впечатляющую беседу с народом. Слушатели аплодировали и кричали: «Слава Шанкарачарье, слава Санатан Дхараму!»

8 октября Его Божественность выехал из Муссори в 2.00 ч. дня, население города испытало боль расставания. Он отправился в Дехра Дун. Там Он прожил три дня, затем на машине выехал в Сахаранпур.

Население Сахаранпура оказало теплый прием Его Божественности. По городу прошла большая процессия. Часто люди останавливали машину, подносили гирлянды Махараджу Шри и кланялись к Его лотосным стопам.

Его Божественность Шри Гуру Дэв остановился в Рам Бхаване. Жители города говорили, что до этого они не видели такой большой процессии.

Каждое утро народ приходил с цветами и гирляндами, чтобы встретиться с Махараджем Шри. Желающие получить инициацию приносили всё необходимое для пуджи.

В городе говорили, что, вряд ли можно было найти еще такого Сиддха Махатму, чтобы сделать Его своим Гуру. Поэтому многие желали быть инициированными Махараджем Шри. Тысячи людей прошли инициацию в Сахаранпуре.

22 октября 1952 года в 8.00 ч. утра Махарадж Шри выехал из Сахаранпура в Амбалу (Панджаб), где Ему был оказан грандиозный прием, а общественные организации устроили большую процессию. Горожане охотно присоединялись к шествию.

Вечером состоялся большой митинг горожан, на котором Его Божественности Махараджу Шри была вручена почетная грамота Санатан Дхарама, Растрийя Севак Сангха Хинди Сабха и Брахман Сабха.

Махарадж Шри пробыл в Амбале 20 дней. Распорядок дня был обычным. Тысячи людей прошли инициацию. Все пребывали в радости и счастье.

 

13 ноября 1952 года в 5 часов утра Махарадж Шри уехал из Амбалы в Дели. Хотя Его отъезд держался в секрете, горожане всё же узнали 12 ноября, что на следующее утро в 5.00 ч. Махарадж Шри будет выезжать из Амбалы.

Поэтому 13 ноября к 4.00 ч. утра народ начал собираться в ашраме и вокруг него, и к 5.00 часам тысячи людей ожидали увидеть Махараджа Шри.

В результате понадобилось более двух часов, чтобы выехать из Амбалы. Весь город был опечален Его отъездом. Глаза, наполненные слезами, выражали боль расставания.

Не доезжая 10 миль до Дели, столицы Индии, Махарадж Шри остановился в одном месте, чтобы отдохнуть. Он приехал в Дели в 7 часов вечера.

На площади Ганди собрались горожане, включая представителей религиозных организаций. Площадь походила на океан из множества голов людей, пришедших засвидетельствовать свое почтение Его Божественности Шри Гуру Дэву Шри Джйотишпетхадхишвара.

Все сразу громкими криками приветствовали Его Божественность Шанкарачарью-джи, и в Его честь прогремело 11 залпов салюта.

Недалеко от железнодорожного вокзала в Королевском Саду было устроено место для проживания Махараджа Шри. Горожане, различные религиозные учреждения и Ассоциация пандитов устроили встречу с Его Божественностью, на которой к лотосным стопам Шри Гуру Дэва была положена почетная грамота.

Президент Комитета по организации встреч сказал в своей речи: «Ваша Божественность Махарадж Шри, оказавший честь священному Трону Шри Джйотирматха, высшему священному сану северной Индии, пришел проповедовать о высших целях и ценностях Ади Гуру Бхагван Шанкарачарьи. Ваша Божественность, Вы показали нам простой путь к объединению мирской и божественной жизни.

Безупречное руководство Вашей Божественности вдохновило нас на чувство гордости за Джйотирматх. Политика неприятия денег в любом виде, путешествия в отдаленные районы с целью духовного просвещения указывают на Божественную силу Вашего Святейшества, которую невозможно описать словами. В Вашем благородстве мы явно видим древних махариши, таких как Вьяса-джи, Бхарадвадж и Вашиштха-джи.

Украшенная чхатра (зонт) Вашего Святейшества является священным пологом, в прохладной и ласковой тени которого народ наслаждается миром и счастьем. Золотой Трон – это высшее духовное положение, которое народ мог предложить, выражая свое почитание.

Два золотых жезла Вашей Божественности символизируют религию (Дхарму) и благоразумие (Нити); жезл справа – жезл религии, а тот, что слева – жезл благоразумия.

Два пламенеющих факела указывают на Веды и Шастры, правый факел указывает на Веды, а левый - на Шастры. Два пламени символизируют приход Вашего Святейшества, чтобы рассеять тьму невежества в умах людей посредством священного света Высшей Мудрости вечных Вед и Шастр. Приезд Вашей Божественности – это выдающееся и золотое событие в истории Дели».

Ежедневно тысячи граждан Дели приходили в ашрам, чтобы встретиться с Махараджем Шри Бхагван Шанкарачарьей. Каждый вечер в 6.30 ч. начинались встречи и беседы, проводившиеся на площади Ганди. В 7.30 Его Святейшество обычно доставляли в паланкине в Пандал, куда его сопровождали паришады; в это время сопровождающие Его пели псалмы.

Это было красивое зрелище, когда Его святейшество Бхагван Шанкарачарья со Своими паришадами, несущими золотые жезлы, факелы, опахала и т.д., шествовали по улицам. Каждый вечер в 8.00 часов начинались Его беседы, и весь народ считал личной привилегией послушать Его. С каждым днем число слушателей росло. В Дели, столичном городе, впервые такое огромное количество народа собиралось в одном месте.

Через несколько дней, 28 ноября 1952 года, Его Святейшество переехал из Королевского Сада на Кэннинг Лейн, 4 в Нью-Дели. Здесь не проводились вечерние беседы, но продолжались личные ежедневные встречи с 10 часов утра до полудня.

4 декабря в полдень в ашрам прибыл первый президент Индии Раштрапати доктор Раджендра Прасад, чтобы лично встретиться с Его Святейшеством Махараджем Шри. Президент встретился с Ним и поклонился к лотосным стопам, проявляя свое уважение.

Его Святейшество сказал президенту в беседе: «В древние времена императоры и цари обычно просили совета у йогов и махариши для решения своих государственных проблем. Йоги и аскеты имели чистый и возвышенный разум. У них не было жадности, и они были выше мирских желаний, не страшен им был и гнев императора. Их советы были полезны и императорам, и их подданным. С тех пор, как императоры и цари перестали советоваться с риши и махариши, они не могли благополучно существовать.»

Сказав это, Махарадж Шри продолжил: «Как могут твои подданные указывать тебе верное направление? Они всегда хотят угодить тебе. Поэтому в особых случаях ты должен советоваться с риши и махариши, которые способны показать будущее. Религия, несомненно, противоположна политике. Мы, мудрецы, призываем народ к добродетели и благородству. Если народ добродетелен, управление государством будет спокойным и успешным.»

Махарадж Шри немного пояснил Упасану, Бхакти или набожность. Он сказал кратко: «Студент не может учиться сам; для этого ему нужны ученые профессора. Так и для того, чтобы знать верный путь к настоящему счастью и миру, необходим опытный Гуру».

В этом контексте Махарадж Шри упомянул Своего Гуру Дэва: «Когда моим наставником стал Шри Гуру Дэв в Уттер Каши (Гималаи), прежде всего я попросил его даровать мне такую силу, чтобы я ни перед кем не стоял с протянутой рукой, прося что-либо.

Благодаря его милости, с того времени я никогда ничего не просил.»

 

Во время беседы, длившейся полтора часа, Шри Бхагван Шанкарачарья объяснил важные принципы объединения индивидуальной жизни и общественной в одно целое, обсудил главные принципы полезные и правителю, и его подданным.

Там в Нью-Дели на Кэннинг Лейн огромное количество людей также стало собираться на встречи с Махараджем Шри, поэтому он подумывал о переезде в более спокойное место. Он тихо покинул Нью-Дели 19 декабря 1952 года и отправился в Агру, где поселился в доме доктора Бхатта при главном медицинском колледже на Сивил Лайнз.

В Агре Махарадж Шри имел полный покой, и только по вечерам люди группами приходили на встречи с ним.

22 января 1953 года Махарадж Шри уехал из Агры и прибыл в Варанаси в свой ашрам Брахм Нивас, Сиддхигири Багх, намереваясь отдохнуть. Поэтому население Каши не получило никакой официальной информации о Его приезде. Но весть передавалась из уст в уста, и вскоре люди начали толпами приходить в ашрам, чтобы увидеть Махараджа Шри. Пришлось назначить время приема с 10 ч. утра до полудня.

После нескольких месяцев пребывания в Каши, Махарадж Шри уехал в Калькутту в воскресенье вечером, в 8.30 ч. с сопровождающими Его людьми и Ведапатхом. Отъезд из Каши держался в тайне, но все равно тысячи людей пришли проводить Его.

Выйдя из ашрама Брахм Нивас, Махарадж Шри сел в машину и поехал на вокзал Мугхал Сарай. В почтовом поезде для него было зарезервировано купе с кондиционером.

Сотни автомобилей, джипов, автобусов следовали за машиной Махараджа Шри. На платформе вокзала Мугхал Сарай собралось множество народа, чтобы попрощаться с Шри Бхагван Шанкарачарьей Махараджем. Почтовый поезд тронулся в 10.30 ч. вечера под прославляющие возгласы горожан. Махарадж Шри прибыл благополучно в Калькутту, где проживал у кольцевой дороги Балигандж.

 

ГЛАВА 13

                               САМАДХИ    

 

Возраст Его Божественности Махараджа Шри давал о себе знать, и Он чувствовал Себя утомленным. Здоровье ухудшилось, и о нем заботились врачи.

20 мая 1953 года около часа дня его Святейшество Махарадж Шри осмотрел известный врач Шри Видхан Чандра Рой из Калькутты. Он сказал, что здоровье Махараджа Шри было в порядке, сердце работало нормально, общее состояние было удовлетворительным, и посоветовал Махараджу Шри побольше отдыхать.

Махарадж Шри отдохнул около 10 минут, затем сел в кровати и сказал Махеш Брахмачарье (Махариши Махеш Йоги), что время Его закончилось, и Он должен покинуть этот мир.

Махарадж Шри передал Махешу кое-какие инструкции прежде, чем погрузиться в вечную Самадхи. Его Святейшество сказал: «Из-за постоянной занятости проповедями и управлением Джйотишпетха одно дело осталось незавершенным – обучение простых людей технике, чтобы, медитируя несколько минут утром и вечером каждый день, они наслаждались покоем и счастьем в своей жизни. Эту работу нужно выполнить. Я всё передаю тебе. Сын должен завершать дело своего отца, а ученик завершает дела учителя.»

Передав такие наставления, Его Божественность Шри Гуру Дэв в 13.15 ч. закрыл глаза и стал Брахмлином, т.е. слился с Абсолютом. Он, как йог, покинул бренное тело, которое состоит из пяти элементов – земли, воды, огня, воздуха и эфира.

Вскоре после этого Махеш-джи, следуя просьбе Его Божественности Шри Гуру Дэва, позвонил в ашрам Брахм Нивас, Каши, и сообщил Данди Санъяси, что Шри Гуру Дэв ушел в Самадхи, и что его священное тело необходимо было привезти в Каши поездом Дели Экспресс для ритуала Джал Самадхи (погружения в священный Ганг), и подготовить всё необходимое для этого. Печальная новость разнеслась по Калькутте, как неукротимый огонь. Множество горожан спешили в последний раз взглянуть на Махараджа Шри и засвидетельствовать свое почтение Ему.

Телефон в ашраме звонил беспрестанно, т.к. люди хотели знать, является ли правдой печальная новость, и как будет проходить ритуал. Всеиндийское радио объявило о скорбном событии и сообщило, что тело будет привезено в Варанаси для проведения последнего религиозного ритуала в соответствии с йогической традицией.

Вся Индия погрузилась в печаль. Верующие изо всех уголков, далеких и близких, не зависимо от своего состояния, отправились в Каши, чтобы в последний раз увидеть Махараджа Шри и у Его лотосных стоп выразить свою преданность.

Вечером 20 мая 1953 года тысячи людей пришли в ашрам Брахм Нивас в Каши.

В открытом украшенном грузовике священное физическое тело Махараджа Шри привезли на вокзал Ховра. В грузовике были ведпатхи пандиты, певшие ведические гимны, некоторые люди ударяли в кончи и гонги, остальные читали молитвы и громко прославляли Махараджа Шри.

Был зарезервирован железнодорожный вагон, его красиво украсили, и в нем перевезли священное тело Махараджа Шри в Каши. У вокзала народ последний раз смотрел на Махараджа Шри, затем тело занесли в вагон и бережно положили на плиты льда. Сопровождающие сели вокруг и стали читать молитвы.

В 9.30 ч. вечера 20 мая Дели Экспресс вышел из Калькутты, и на следующий день в 15.00 ч. прибыл Мугхал Сарай,

 откуда священное тело на машине перевезли в Каши, и в 4.00 дня тело было помещено во дворе ашрама Брахм Ниваса,

где люди могли с ним попрощаться

Невозможно описать горе людей во время последнего даршана. Все сердца наполнились глубокой печалью, а по щекам текли слезы. Люди приносили цветы и гирлянды, кланялись к лотосным стопам Махараджа Шри.

Затем священное тело перенесли в комнату, где обычно отдыхал Махарадж Шри. Его омыли святой водой из Ганга, и во время омовения пандиты пели ведические гимны.

После поклонения священному телу Шри Бханвана поместили на специально украшенную колесницу (виман). Колесницу установили на открытом грузовике, и начался последний путь Махараджа Шри.

Из ашрама вышла большая процессия. Впереди шествовал полицейский оркестр, за ним шли пандиты и пели ведические гимны., Данди Санъяси читали молитвы, верующие ударяли в кончи и гонги, множество народа шло за грузовиком.

Процессия дошла до Дашашвамедха Чата священного Ганга, где миллионы людей сидели на берегу и в лодках в ожидании прибытия священного тела Махараджа Шри.

Виман сняли с грузовика. На лоб Махараджа Шри наложили сандаловую пасту. Затем виман установили в большой лодке, его окружали данди санъяси, ведпатхи пандиты и махариши, певшие ведические гимны, и лодка направилась к Кедарешвару Махадэву.

Помимо этой лодки по реке плыли и другие, бок о бок, переполненные верующими. Доплыв до Кедаргхата, что недалеко от Кедарешвара Махадэва, санъяси провели необходимые приготовления для погружения тела в воду.

Виман перенесли на другую большую лодку, где находился большой каменный гроб, изготовленный специально для погружения. В этот каменный гроб посадили священное тело Махараджа Шри, положили туда Его данд (посох), камандалу (деревянный горшок), и гроб закрыли.

Затем лодка выплыла на середину реки. К тому времени уже стемнело, поэтому к лодке подошла еще одна с газовыми фонарями, остальные лодки с верующими стояли поодаль.

В том месте пандиты запели ведические гимны, а санъяси стали громко прославлять Махараджа Шри, и каменный гроб столкнули в священные воды. Махариши Махеш Йоги погрузился в священный Ганг, держа руки на гробе. Достигнув дна, он поклонился Шри Гуру Дэву и вернулся на лодку.

В момент погружения гроба в воду народ не мог подавить сильную боль разлуки, глаза людей наполнились слезами, горло сжалось, и все горько заплакали.

В течение 12 лет Махарадж Шри жил в Джйотишпетхе, который до этого пустовал более 150 лет. Он превратил священный петх северной Индии в самое благое место. Он возродил былую славу и благородное звание Ади Джагатгуру Бхагван Шанкарачарьи для всего индийского народа.

18 декабря 1952 года Его Святейшество Махарадж Шри изложил в своем завещании принципы, которым необходимо следовать в управлении делами Его петха и при назначении Его последователя. Он сделал это, желая, чтобы Джйотишпетх вечно продолжал действовать.

После проведения Джалсамадхи со священным телом был создан Временный Комитет для возведения на Трон Шанкарачарьи нового человека в соответствии с завещанием Его Божественности Шри Гуру Дэва.

Комитет провел все обряды согласно традиции санъяси, включая бхандару (большой пир).

Позднее комитет организовал возведение на Трон Шанкарачарьи.

В благоприятный день 12 июня 1953 года в ашраме Брахм Нивас состоялась церемония возведения на трон, проходившая с большим воодушевлением. На ней присутствовали все члены комитета, огромное количество учеников, ученые пандиты, все группы санъяси и знатные граждане.

В 10.52 ч. утра Шри Свами Шантананд-джи Махарадж начал церемонию поклонения лотосным стопам Его Божественности Шри Гуру Дэва, поднял сандалии Шри Гуру Дэва, обнял их, и в таком положении в 11.14. ч. принял Трон как Шанкарачарья Джйотишпетх (Гималаев), т.е. высший духовный сан.

После церемонии группы санъяси и ученых ведических пандитов провели поклонение Шри Шанкарачарье Шри Шантананду Сарасвати Махараджу.

Великое событие завершилось чествованием санъяси, ведических пандитов и шанкарачарий от имени Священного Петха.

С того самого дня Свами Шантананд-джи Махарадж строго соблюдает принципы, изложенные Шри Гуру Дэвом, и честно исполняет свои обязанности.

Его Божественность Шри Гуру Дэв обычно говорил, что в этом мире никто не может завершить свою работу. Но высокие идеалы, установленные благочестивой жизнью Его Святейшества, будут вести человечество во все грядущие века.

Его природе были свойственны сострадание, совершенство и состояние дживанмукти.

В Его присутствии человек всегда ощущал покой, счастье и свободу от всех мирских проблем, чувствуя себя всё лучше.

Атмосфера вокруг Него имела особенную силу, способную устранить действие гун раджаса и тамаса.

Его светлое лицо и щедрое сердце излучали Божественную Любовь на окружающих, и каждый получил свою долю. Но некоторым в этом отношении повезло больше других.

Есть нечто необъяснимое в том, что миллионы людей, встречавшиеся с Ним, ощущали Его удивительное величие и щедрость в передаче мирских и духовных достижений каждому желающему.

Всем известно, что от одного воспоминания о Нем появлялась удивительная сила.

Если при возникновении любых неприятностей верующий вспоминал Его Святейшество, он избавлялся от всех невзгод. И даже сейчас, если кто-то вспоминает Его, то избавляется от неприятностей и становится счастливым.

В этой связи могу привести один личный пример:

 

Однажды в Джабалпуре, когда закончился его первый Чатурмас Врат, в октябре 1940 года он собирался покинуть город. Я, автор, умолял позволить мне сопровождать Его. Он ласково заметил: «Ты единственный в доме, кто может присматривать за маленькими детьми. Если ты будешь сопровождать это тело, кто займется домашними делами? Поэтому подумай о своей ответственности и выполняй свой долг. В любое время, если ты захочешь мне что-то сказать, просто пойди в свою комнату, где проводишь пуджи, и скажи моей фотографии всё, что хочешь».

Я остался в Джабалпуре. Если у меня возникала проблема, я сразу действовал по совету Шри Гуру Дэва, и, к моему удивлению, получал решение проблемы.

Хотя сейчас мы не можем лично с Ним увидеться, Его Божественная Сила, которую Он оставил после Себя, всегда будет помогать нам, а мирские и духовные желания всех Его учеников всегда будут осуществляться.

Он был Великим Святым, чьей Божественной Милостью был возрожден веками пустовавший Джйотишпетх, и в короткий срок произошло духовное пробуждение народа в мире религии.

Мы должны вести целостную, мирную и счастливую жизнь, следуя его бесценным заветам, и это будет нашим подношением к лотосным стопам Брахмлина Шри Гуру Дэва.

 

                                               ДЖАЙ ГУРУ ДЭВ

 

КАПЛИ НЕКТАРА

 

(1) (Изречения Шри Гуру Дэва, Воплощенной Веданты, Его Божественности Свами Брахмананды Сарасвати Махараджа, выдающегося Джагадгуру Шанкарачарьи Джйотирматха Бадрикашрама (Гималаи).

Уверовав в Бога, человек уже никогда и нигде не будет несчастным. Таков наш опыт.

 

(2) ДЖИВА выполняет свою работу в течение многих воплощений. Его склонность к

действию существует со времени, не имеющего начала. Поэтому, если работа лишь началась с небольшой помощью ума, она будет продолжаться подобно вагону, который катится и катится, если его сдвинул с места двигатель.

 

(3) Необходимо разделить работу ума на основную и второстепенную. Мысль о Боге 

следует считать основной и помогающей в         выполнении ВЬЯВАХАРА (мирской

деятельности), т.е. второстепенной.

 

(4) При выполнении ВЬЯВАХАРА в    основном задействуй свое тело и накопленное добро, ум здесь второстепенен.

 

(5) Если ум занят главным образом мыслью о Боге, ты получишь Его милость. Бог - Всемогущ (Сарва Шактиман). Даже малая доля Его милости способна дать ДЖИВЕ всё, что хорошо, во всей его полноте.

 

(6) Вот слова Всевышнего, которые подтверждают ведические писания:

«Кто думает обо Мне с исключительной преданностью, того поведу Я во всех его мирских делах (ВЬЯВАХАРА)». Опыт Бхакт также подтверждает эти слова Господа.

 

(7) Накапливай АТРХА (богатство), но так, чтобы это не противоречило ПАРАМАРТХА (высшему благу). То, что препятствует ПАРАМАРТХА и ведет к накоплению грехов, не является АРТХА, но это АНАРТХА (противоположное благу).

 

(8) По цене и товар. Для выполнения недолговечных дел ВЬЯВАХАРЫ пользуйся тленным телом и нажитым добром. Ум – вещь постоянная, которая всегда пребудет с тобой. Даже в ином мире он будет с тобой. Поэтому соедини его с вечным. Бог, существующий вечно в одушевленном и неодушевленном, является единственным вечным высшего порядка. Соедини свой ум с Ним.

 

(9) Если ум удовлетворен добром, женой и детьми, отчего бежит он куда-то еще? Оттого, что он не может задерживаться на чем-то одном. Из этого становится понятно, что он не удовлетворяется ничем в этом преходящем мире. Он стремится к вещам, принимая их за благие и желаемые, но вскоре оставляет их.

 

(10)      В этом мире твой ум никому не нужен, и ум не удовлетворяется ничем в этом мире.

 

(11)      Ум не пригоден миру, а мир – уму.

 

(12)      Когда ум осознаёт Бога, он прочно утверждается в Нем и не желает другого. Исходя из этого, мы понимаем, что только Бог пригоден уму, и ничто другое.

 

(13)      Запомни, что твой ум, который никому не нужен в этом мире, полезен для того, чтобы привести тебя к Богу. Поэтому на ярмарке мира выполняй свою работу (ВЬЯВАХАРУ) своим телом и используй нажитое, но позволь своему уму идти к Богу. Тогда твоя ВЬЯВАХАРА в этом мире будет протекать успешно, и расчистится тропа к ПАРМАРТХУ.

 

(14)      Люди несчастливы, потому что у них нет ИШТЫ (избранного Бога). Без ИШТЫ люди становятся сиротами.

 

(15)      Только ИШТА спасает человека от АНИШТЫ (несчастных случаев).

 

(16)      Думай о своем ИШТЕ как о всепроникающем. Это – АНАНЪЯТХА (целенаправленное служение).

 

(17)      Кто из пяти Богов – Шанкара, Вишну (Рама, Кришна), Сурья, Ганеша и

           Дэви – наиболее мил тебе, на этого     Бога и повторяй мантру каждый день.

 

(18)      Ты должен узнать мантру своего ИШТЫ и метод Дхъяны от опытного САДГУРУ, и посвящать какое-то время каждый день Джапе Ишта Мантры и Дхъяне.

 

(19)      Через Джапу обретешь СИДДХИ (осознание). Это обязательно произойдет. «ДЖАПАТ СИДДХИР ДЖАПАТ СИДДХАИР СИДДХИР НАСАМСАЯМ».

 

(20)      Ты повсюду должен видеть своего ИШТУ. Не должно быть ничего, в чём бы ты не видел своего ИШТУ.

 

(21)      Весьма трудно увидеть своего ИШТУ, пока не сосредоточишься на Нем. Чтобы излечить болезнь, необходимы ОУШАДА (лекарство) и ПАТХЪЯ (ограничение диеты). При лечении от мятежности ума АБХЪЯСА (практика) – это ОУШАДА, а ВАЙРАГЬЯ (беспристрастность) – это ПАТХЪЯ.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!