Раздвижные панели, разборные стены и ширмы из дерева, которыми



закрывают дверные проемы на ночь и в плохую погоду.) Хорошее

дерево, даже узловатое и суковатое, всегда можно с разумением

использовать в постройке. Дерево слабое или совсем корявое

пускают на леса, а позже -- рубят на дрова.

Плотницкий старшина распределяет работу между работниками

соответственно их способностям. Он ставит задачи перед

укладчиками полов, изготовителями раздвижных перегородок,

порогов, притолок, потолков и т. д. Обладающие меньшим умением

тешут половые балки пола, а тот, кто умеет совсем мало, режет

клинья и выполняет тому подобную подсобную работу. Если

старшина хорошо знает и правильно распределяет своих людей,

выполненная работа будет хороша.

  Старшина должен принимать во внимание способности своих

людей, обходить их недостатки и не требовать ничего

невероятного. Он обязан понимать настроения рабочих и

подбадривать их, когда это необходимо. Таковы же и Принципы

Стратегии.

 

Путь Стратегии

 

 

Как и воин, плотник сам точит свой инструмент. (Заточка и

Полировка японского меча -- в наши дни под силу лишь знатокам.

Но, возможно, что это искусство было более распространено во

Времена феодальных войн. При неправильной полировке и заточке

даже острый клинок не будет рубить совершенно.) Плотник носит

принадлежности ремесла в ящике для инструментов и работает под

руководством своего старшины. Он вытесывает колонны и балки

топором, выравнивает доски пола рубанком, аккуратно режет

узоры, полируя их настолько совершенно, насколько позволяет его

умение. Таково искусство плотников. Когда плотник приобретает

достаточный навык и понимание соразмерности деталей, он может

стать старшиной.

  Достижения плотника -- используя грубые инструменты,

создавать малые храмы. (В каждом японском доме есть маленькие

алтари синтоистских богов.) Он должен уметь изготавливать

подставки для письма, столы, бумажные фонари, кухонные доски и

крышки для горшков. Это  профессионализм плотника. Подобное

верно и для солдата. Ты должен глубоко поразмыслить над этим.

  Забота плотника -- чтобы его постройку не перекосило,

чтобы соединения были подогнаны точно и чтобы работа была

хорошо спланирована, чтобы она была не просто набором

законченных деталей, а представляла собой единое целое. Это

существенно.

  Если ты хочешь изучать Путь, глубоко размышляй о вещах,

рассматриваемых в этой книге, перебирая одну за другой. Ты

должен проделать большую работу.

 

План Пяти Книг о Стратегии

 

 

  Путь Стратегии представлен мной в "Го Рин Но Се" --

"Книге Пяти Колец". ("Го Дай" -- "пять великих частей" буддизма

-- означают пять элементов, составляющих космос, то есть землю,

воду, огонь, воздух и пустоту. "Го Рин" -- пять частей

Человеческого тела: голова, левый и правый локти, левое и

правое колена.) Она состоит из пяти отдельных книг, в которых я

рассматриваю различные аспекты Пути, охватывающего Землю, Воду,

Огонь, Традицию и Пустоту. (Иероглиф "традиция", или "ветер",

означает также понятие "стиль", "Пустота" символизирует

"ничтожность" -- буддийский термин, подчеркивающий иллюзорность

природы вещей в материальном мире.)

  Тело Пути Стратегии, исходя из взглядов моей школы Ити,

обрисовано в "Книге Земли". Трудно постичь истинный смысл Пути

только через фехтование. Постарайся познать самые малые и самые

большие земные вещи, сравни самые мелкие из них с самыми

глубокими. Перед тобой прямая дорога, ясно прочерченная на

твердой почве.

  Что характерно для "Книги Воды"? Уподобим свой дух

изменчивой животворной жидкости. Вода принимает формы любого

сосуда. Иногда она -- ручеек, иногда -- бурное море. Ее

признак -- чистый голубой цвет. Исполнись чистоты.

   Ты освоил принципы фехтования. Ты свободно можешь

победить одного бойца. Значит, ты можешь победить любого

человека в мире. Дух победы над одиночкой подобен духу победы

над десятью миллионами. Стратег через маленькую вещь постигает

большую. Так скульптор создает большую статую Будды по

миниатюрной модели. Я не могу пояснить подробно, как это

происходит, но цель такова: имея один предмет, понимать десять

тысяч. Методы школы Ити описаны в "Книге Воды".

  "Книга Огня" говорит о схватке. Дух огня -- ярость,

независимо от того, велик огонь или мал. То же самое -- в

сражении. Дух боя одинаков как для поединка, так и для

сражения, где с каждой стороны -- по десять тысяч бойцов.   Ты

должен принять положение, что дух может быть и мал и велик.

Легко заметить великое, малое трудноразличимо. Иначе говоря,

большой массе людей труднее изменить позицию, их перемещения

легко предсказать. Движения одиночки предугадать нелегко. Ты

должен впитать это. Суть "Книги" в том, что ты должен

тренироваться днем и ночью и научиться принимать быстрые

решения. Тренировка -- часть твоей нормальной жизни,

укрепляющая дух. Таким образом, сражения на поле брани описаны

в "Книге Огня".

  Четвертая часть Труда -- "Книга Ветра". Она не имеет

отношения к моей школе Ити, она -- о других школах Стратегии.

Под "ветром" я подразумеваю традиции старины, новые веяния и

семейный уклад жизни воина. Я подробно описываю технику мировых

школ боя. Это необходимо. Трудно познать себя, если не имеешь

представления о других. У всех дорог есть свои ответвления. Ты

можешь ежедневно изучать какое-либо направление, замечая, что

твой дух отклоняется, но искренне считая, что стоишь на

правильном пути. Однако объективно это не будет истиной. Даже

следуя истинному Пути, устраняй малые погрешности, ибо в

будущем они могут превратиться в большие отклонения. Ты должен

усвоить это. Сейчас многие школы Стратегии пришли к тому, что

их считают только школами техники схватки, и это произошло не

без причины. Преимущество моей школы основано на ином принципе.

В "Книге Ветра", или "Традиции", я объясняю, что обычно

понимают под Стратегией другие школы.

  "Книга Пустоты". Под "пустотой" я понимаю то, что не

имеет начала и конца. Постижение этого принципа означает его

непостижимость. Путь Стратегии -- это Путь Природы. Когда ты

почувствуешь силу природы, ощущая ритм каждой ситуации, ты

будешь способен наносить удары и атаковать противника

естественно. Вот -- Путь Пустоты. Я намерен показать, как

следовать ему, согласуясь с природой.

 

"Ити Рю Ни То" ("Одна школа -- два меча")

 

 

  Воины, командиры и рядовые носят два меча. (Самурай


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!