Сохраняемых храмами Синто. Многие основатели школ захоронены в



Районе Канто -- пригороде Токио, где до сих пор расположены

Алтари Касима и Кантори. Арима Кихей, самурай, которого Мусаси

Убил в ранней юности, был фехтовальщиком синтоистского

Направления, связанного с этими храмами. Школа боя Ягью

Произошла из стиля Касима. Синто -- религия быта. Боги войны в

Касима и Кантори почитаются по сей день.)

  В старые времена Стратегия упоминалась среди Десяти

Талантов и Семи Искусств как благодетельная практика.

Стратегия являлась искусством, и ее применение не

ограничивалась лишь фехтованием. Истинный смысл фехтования

далеко выходит за рамки овладения приемами боя.

  Взглянем на мир. Мы  увидим, что творчество зачастую

становится предметом торговли. Люди изощряются в

изобретательстве, стремясь получить скорую выгоду, продавая

приобретенные на начальной стадии постижения навыки, тем самым

искажая суть происходящих с ними изменений. Здесь уместна

аналогия с орехом и его цветком. Превознося достоинства

цветка, мы невольно умаляем значение плода. На Путь Стратегии

нередко становятся люди -- и ученики, и преподаватели искусства

боя, -- озабоченные стремлением поразить окружающих блеском

мастерства, похваляясь совершенством техники фехтования. Иными

словами, они пытаются ускорить расцвет растения, спровоцировать

завязь плода, что никому не под силу. Эти люди рассуждают о

преимуществах того или иного додзе, но на деле лишь ищут

выгоды. Кто-то в свое время сказал: "Незрелая стратегия --

причина печали". Очень верное высказывание.

  Существуют четыре Пути, по которым мужчины идут в своей

жизни.

 

o Первый из них -- Путь Земледельца. Используя

    сельскохозяйственные инструменты, человек выращивает

    злаки и овощи, сообразуясь со сменой времен года.

o Второй Путь -- Путь Торговца. Изготовитель вин

    добывает из ягод и фруктов необходимые ингредиенты и,

    смешивая их, поддерживает свое существование. Он живет,

    продавая плоды своего труда и получая выгоду. Таков Путь

    Торговца.

o Третьим Путем идет благородный воин, несущий свое

    вооружение. Путь Воина -- овладение достоинствами своего

    оружия. Но если аристократ не любит Стратегию, как он

    сможет определить пользу, приносимую его клинком? Воин

    должен обладать развитым вкусом.

o Четвертый Путь -- Путь Художника, или Путь Плотника.

 

(Все строения в Японии были деревянными, кроме грандиозных

Замков, построенных за несколько поколений до рождения Мусаси.

Поэтому "плотник" в тексте означает "зодчий", "строитель".)

Плотник должен стать искусным в обращении со своими

инструментами, он намечает план строения с выверенными

пропорциями, а затем исполняет работу, сообразуясь с замыслом.

Так Плотник проходит по жизни.

  Таковы Четыре Пути -- Путь Земледельца, Путь Торговца,

Путь Аристократа и Путь Художника.

 

Сравнение Пути Плотника с Путем Стратегии

 

 

  Возьмем дома. Дома знати, дома воинов, Четыре дома.

(Семья Фудзивара делилась на четыре ветви, властвовавшие в

Японии в период Хэйан. Возможно также, что Мусаси здесь

намекает на четыре основные школы чайной церемонии.) Возьмем

падение домов, процветание домов, стиль дома, традиции дома,

имя дома. Плотник в работе имеет общий план строения, Стратег,

подобно ему, имеет план битвы.

  Если хочешь изучить ремесло войны, вчитывайся в эту

книгу. Учитель -- игла; ученик -- нить. Ты должен

практиковаться непрерывно.

   Как плотницкий старшина, командующий должен знать

естественные законы, и законы страны, и законы домов. Это --

Путь Старшего.

  Плотницкий старшина должен знать теорию строительства

башен и храмов. Он знает планы многих дворцов. Он следит за

набором людей, чтобы возводить здания. Путь плотницкого

старшины -- тот же, что и Путь командующего. (Семьи феодалов,

Правивших Японией большую часть ее истории, содержали частные

армии. Во главе каждой из них стоял свой командующий.)

  Перед началом строительства Плотник отбирает пригодный

материал. Ровные стволы без сучьев, красивые на вид, используют

для открытых колонн, прямые стволы с небольшими дефектами

пускают на внутренние опоры. Стволы безупречного вида, хотя бы

и не очень прочные, пускают на пороги, притолоки, двери и

раздвижные стены. (В японских домах широко применяются


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!