Убичини А., Куртейль П. Современное



Состояние Оттоманской империи.

– СПб., 1877. – С.214-234.

ТЕМА: МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1908-1909 ГГ.

В восстании в турецких частях, расквартированных в Македонии, связанное с именами Энвер-бея и Ниази-бея, охватывающего всю территорию Македонии, руководящая роль принадлежала комитету «Единение и Прогресс». Комитет действовал планомерно и методически, революционеры завоевали сочувствие широких масс городского и сельского населения, и наблюдался фактический переход власти на местах в руки младотурецких комитетов. эти комитеты предъявили султану требования восстановления конституции.

Младотурецкая организация была заговорщическо-карбонарского типа, действующая по директивам парижского центра, члены которой рекрутировались из младшего офицерского состава, лиц свободных профессий, мелкого и среднего чиновничества и учащихся высших учебных заведений. Движение было направлено, в первую очередь, против дворцовой олигархии и ее агентуры на местах – высшей бюрократической касты, состоящей из сравнительно немногочисленных, но долговечных чиновничьих династий.

Младотурки осуществляли интересы турецкой буржуазии, как класса, несмотря на то, что они не являлись выходцами из этого класса, несмотря на то, что турецкая буржуазия не выросла еще в активную политическую силу. Господствовавший в Турции политический режим держался, как известно, системою внешних займов, делавших его неоплатным должником иностранного капитала. Прогрессирующее финансовое закабаление турецкого государственного аппарата увенчивается образованием в 1881 г. знаменитой иностранной Администрации государственного долга, берущей в свое управление главнейшие источники государственных доходов.

Младотурецкое движение, как движение нарождающейся турецкой буржуазии, призванное играть роль движения национально-освободительного, оказывалось ограниченным не только слабостью социальной дифференциации внутри страны, но и создавшимся вокруг страны империалистическим окружением. Та международнаяобстановка, в условиях которой возникла турецкая революция, приобретает таким образом значение первостепенного фактора. Даже самый факт возникновения движения в июне 1908 г. ставится обычно в связь с состоявшимся весною того же года в Ревеле свиданием Эдуарда с Николаем II.

Абдул-гамидовский режим, при котором германский империализм начал свой победоносный Drang nach Osten, связал себя теснейшими узами с Берлином. Младотурецкий переворот наносил, как отмечает русский поверенный в делах в Константинополе, сильный удар по германскому и попутно австрийскому влиянию. Назначение Киамиля великим визирем тот же дипломат определяет как «торжество Англии».

Из статьи «Наша программа» (декабрь 1895 г.)

Мы стремимся работать не для свержения правящей династии, существование которой мы считаем необходимым для поддержания порядка, но для распространения прогресса и достижения его победы мирным путем. Наш девиз – «Порядок и прогресс», и нам чужды решения, достигнутые с помощью силы. Мы требуем реформ, но не в интересах той или иной провинции, а для всей империи, не в интересах какой-либо национальности, а для всех граждан Османской империи, будь то евреи, христиане или мусульмане. Мы хотим идти по пути цивилизации, но мы решительно заявляем, что мы пойдем этим путем, укрепляя османский элемент, уважая присущие ему условия существования. Мы намерены сохранить особенности нашей восточной цивилизации, заимствовав у Европы только основные результаты развития науки, только то, что действительно необходимо, чтобы вести народ по пути свободы <…> Мы против прямого вмешательства иностранных держав в дела Османской империи. И это проистекает не из фанатизма (религиозный вопрос – сугубо личное дело), а из законного чувства гражданской и национальной гордости.

Петросян Ю.А. Младотурецкое движение.

(Вторая половина XIX на чало XX в.). – М., 1971. С.174.

Из устава Османского общества «Единение и прогресс» (1895-1896 гг.)

Статья 1. Организовано Османское общество «Единение и прогресс», оно открыто для всех османов – женщин и мужчин. Его цель – пробуждение всех наших соотечественников – мусульман и христиан – для изменения образа действий нынешнего правительства, которое наносит ущерб таким человеческим правам, как справедливость, равенство и свобода, мешает прогрессу всех османов и отдает родину в руки иностранцев.

Статья 2. Цель общества – обеспечить интересы всех. Нет среди нас пристрастия [к какой-либо] нации, племени, расе или религии. Член общества свободен и независим в своем мнении. Он не связан ничем, кроме общих интересов.

Статья 3. Долг общества – заниматься такой общеполезной деятельностью, как восстановление вместо нынешнего режима конституционного управления, обеспечивающего человеческие права и являющегося источником цивилизации; вообще служить [целям] человечности и цивилизации. Лица, препятствующие успешному осуществлению этой цели и причиняющие обществу всякого рода вред, будут рассматриваться в качестве врагов родины.

Статья 4. По мнению общества, необходимо, чтобы благородный род Османа вечно был на троне султаната и халифата. Однако, если [члены династии] будут совершать действия, противные шариату и закону, не будут согласны с конституционным управлением и не будут обеспечивать человеческие и гражданские права, в этом случае в отношении них будут приняты нужные меры в соответствии с шариатом и законом.

Статья 5. После того как будет установлено справедливое управление, обеспечивающее свободу и прогресс Османской империи, общество будет считать своей священной обязанностью целиком и полностью оказывать помощь и поддержку правительству во всех его начинаниях – таких, как территориальная неделимость и независимость государства, распространение просвещения, улучшение нравов, умножение богатства [страны], увеличение торговли и благосостояния.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!