I. Теологическая или фиктивная стадия



Nbsp;

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (СЕРЕДИНА XIX – НАЧАЛО XXI века)

Хрестоматия

Самара

Самарский государственный технический университет

 
2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

К а ф е д р а «Философия»

 

 

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (СЕРЕДИНА XIX – НАЧАЛО XXI века)

Хрестоматия 

 

Самара

Самарский государственный технический университет

 
2016

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ

 

УДК 1(075.8)

ББК ю3(0)6я73

И 89

 

И 89 История западной философии (середина XIX – начало XXI века): хрестоматия/ Авторы-составители: Е.Н. Болотникова, М.А. Петинова, И.В.Степанов; под редакцией И.В. Степанова. – Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2016. – 271 с.

 

ISBN 978-5-7964-1931-1   

 

Предлагаемая «Хрестоматия» по истории западной философии включает фрагменты текстов ведущих европейских философов середины XIX – начала XXI века. Каждая тема предваряется вспомогательным материалом общетеоретического характера и завершается контрольными вопросами.

Материал предназначен для преподавателей российских вузов, а также специалистов и бакалавров всех форм обучения.

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Е.М. Ковшов

доктор философских наук, доцент А.В. Гурьянова

кандидат философских наук, доцент А.Е. Сериков

                                                                                              УДК 1(075.8)

ББК ю3(0)6я73

И 89

 

 

ISBN 978-5-7964-1931-1              Ó Болотникова Е.Н., Петинова М.А.,

Степанов И.В., составление

Ó Самарский государственный

технический университет 

 
 

ВВЕДЕНИЕ

(И.В. Степанов)

 

Представленный сборник текстов является хрестоматией по истории западной философии конца XIX – начала XXI столетий. Этот период отмечен кардинальным поворотом ведущих философских направлений от попыток формирования непротиворечивой системы, выраженной в категориях или образах, к представлению о возможности сосуществования множества открытых систем («форм жизни», «дискурсов»), ни одна из которых не претендует на всеохватность. Подобная позиция ставит современное философствование в ситуацию конфронтации не столько с античной, средневековой и нововременной традициями, сколько с их наиболее агрессивными проявлениями – универсалистской метафизикой, крайним сциентизмом, радикальной религиозностью. При работе с текстами «Хрестоматии» следует учитывать следующие особенности:

1. Все тексты достаточно сложны для восприятия неподготовленного читателя, поэтому каждый раздел и параграф мы снабдили краткими вступительными статьями. Но даже с учетом вспомогательного материала работа с текстами возможна лишь при наличии заинтересованности и минимальной теоретической базы.

2. В конце каждого раздела предлагается ряд вопросов, составленных таким образом, чтобы в ответах присутствовали как знание материала, так и собственная точка зрения, основанная на критическом анализе прочитанного.

3. Современная философия ориентирована не столько на взаимоисключаемость, сколько на взаимодополняемость идей и открытий. Философ, принадлежащий к одному направлению, может помимо своей воли оказать решающее влияние на развитие другого направления.

Все вышесказанное не должно пугать читателя. Ведь смысл философских текстов можно схватывать не только рационально,  но и интуитивно, мобилизуя работу различных областей сознания.

I. ПОЗИТИВИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(И.В. Степанов)

§ I. Классический позитивизм

Термином «позитивистская философия» обозначают ряд европейских философских направлений XIX – XXI веков, проблематика которых сконцентрирована вокруг поиска оснований и выработки методологии естественных и точных наук. Позитивистская философия развивалась и продолжает развиваться в ситуации тесного сотрудничества с аналитической философией и ярко выраженной конкуренции со стороны немецкой классической философии, марксизма, «философии жизни», герменевтики, экзистенциализма, постструктурализма.

Второй отличительной чертой развития позитивизма остается не менее острая конкуренция между отдельными составляющими его видами при соблюдении определенной преемственности, позволяющей говорить об этих разновидностях как об этапах эволюции позитивистской философии в целом. Обычно выделяют четыре таких разновидности-этапа: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Середина – вторая половина XIX столетия – период господства классического позитивизма. Отличительными чертами данного направления являются:

1) борьба против теологических и метафизических методов исследования, стремящихся за пределами наблюдаемых фактов выявить абстрактные сущности (напр. «бога», «материю», «дух», «субстанцию» и т.д.);

2) попытки создания классификации наук, в которой было бы возможно отразить эволюцию научного знания при сохранении междисциплинарной роли философии;

3) разработка социальных проектов, моделирующих общество, основанное на идее непротиворечивости оснований и взаимодополняемости результатов научного, технического, политического, экономического, эстетического, морально-нравственного прогресса.

***

Основоположником классического позитивизма и наиболее ярким его представителем является великий французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Своими главными достижениями Конт считал открытие «закона трех стадий» развития общества и создание классификации наук, совмещающей принципы возрастающей сложности и исторического обособления научных дисциплин. Ниже предлагаются два отрывка из его работы «Дух позитивистской философии». При анализе текста следует учитывать особенности контовского языка, в котором отсутствуют художественные обороты и метафоры при избытке сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 

1. Совокупность астрономических знаний, рассматриваемых до настоящего времени слишком изолированно, должна отныне составлять только один из необходимых элементов новой нераздельной системы общей философии, постепенно подготовленной в течение последних трех веков само собой получившимся схождением результатов всех великих научных трудов и достигшей, наконец, по своей отвлеченности истинной зрелости. В силу этого еще чрезвычайно мало понятого теперь тесного соотношения сущность и назначение этого трактата не могли бы быть достаточно оценены, если бы это необходимое предварительное слово не было преимущественно посвящено надлежащему определению истинного основного духа этой философии, всемирное установление которой должно стать основной целью позитивного обучения. Так как она отличается, главным образом, постоянным преобладанием, одновременно логическим и научным, исторической или социальной точки зрения, то я должен сначала для того, чтобы ее лучше охарактеризовать, напомнить вкратце великий закон, который в моей Системе положительной философии я установил о полной интеллектуальной эволюции человечества, – закон, который, сверх того, будет впоследствии часто применяться в наших астрономических исследованиях.

Глава первая

Закон интеллектуальной эволюции человечества,

или закон трех стадий

 

2. Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная, – по крайней мере для тех, которые хорошо поймут их истинный общий смысл.

Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая – представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение – постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным.

 

I. Теологическая или фиктивная стадия

3. В их первоначальном проявлении, неминуемо теологическом, все наши умозрения сами собой выражают характерное предпочтение наиболее неразрешимым вопросам, наиболее недоступным всякому исчерпывающему исследованию предметам. В силу контраста, который в наше время должен с первого взгляда казаться необъяснимым, но который, в действительности был тогда в полной гармонии с истинно младенческим состоянием нашего ума, человеческий разум в то время, когда он еще не способен разрешать простейшие научные проблемы, жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные основные причины различных поражающих его явлений и основной способ их возникновения, – словом, стремится к абсолютному знанию. Эта примитивная потребность естественно удовлетворяется, насколько этого требует такое состояние, и даже насколько она действительно могла бы когда-либо удовлетворяться благодаря нашему извечному стремлению облекать все в человеческие образы, уподобляя всякие наблюдаемые нами явления тем, которые мы сами производим и которые в силу этого начинают нам казаться, вследствие сопровождающей их непосредственной интуиции, достаточно известными. Для того чтобы лучше понять чисто теологический дух, являющийся результатом все более и более систематического развития этого первобытного состояния, не нужно ограничиваться рассмотрением его в последнем фазисе, заканчивающемся на наших глазах у наиболее передовых народов, но представляющемся далеко не наиболее характерным – необходимо бросить истинно философский взгляд на весь его естественный ход, дабы оценить его основное тождество во всех последовательно свойственных ему трех главных формах.

4. Наиболее непосредственным и наиболее резко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная вследствие их обыкновенно более сильного действия. Поклонение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической стадии, вначале едва отличающейся от умственного состояния, на котором останавливаются высшие породы животных. Хотя эта первая форма теологической философии постоянно с очевидностью выступает в интеллектуальной истории всех наших обществ, она господствует теперь непосредственно только среди самой немногочисленной из трех великих рас, составляющих человеческий род.

5. В своем втором основном фазисе теологическое мышление, отливаясь в настоящий политеизм, очень часто смешиваемый современными народами с предыдущей стадией, – ясно представляет свободное умозрительное преобладание воображения между тем, как раньше инстинкт и чувство имели перевес в человеческих теориях. Первоначальная философия в этом состоянии подвергается наиболее глубокому преобразованию, какому только доступна совокупность ее реального назначения, – преобразованию, выражающемуся в том, что материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а затем даже и человеческих явлений. Именно на протяжении этого характерного фазиса, еще недостаточно теперь оцененного, нужно, главным образом, изучать теологический дух, который здесь развивается столь полно и однородно, как никогда после: это время является во всех отношениях временем его наибольшего расцвета, одновременно умственного и социального. Большинство нашего рода не вышло еще из этой стадии, на которой упорно продолжает оставаться теперь, кроме выдающейся части черной расы и наименее передовая часть белой, наиболее многочисленной из трех человеческих рас.

6. В третьем теологическом фазисе монотеизм, в собственном смысле слова, начинает собой неизбежный упадок первоначальной философии, которая, вполне сохраняя за собой в течение долгого времени большое социальное влияние, хотя более кажущееся, чем действительное, – претерпевает отныне быстрое уменьшение ее интеллектуального значения в силу естественного следствия, само собою вытекающего из характерного упрощения, благодаря которому разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения, давая постепенно развиваться до тех пор почти незаметному всеобщему чувству, говорящему о необходимом подчинении всех явлений неизменным законам. Эта крайняя форма предварительного порядка вещей в ее чрезвычайно различных и даже совершенно несогласимых видах продолжает еще оставаться более или менее прочной у громадного большинства белой расы. Но, хотя наблюдение ее должно было бы быть, таким образом, более легким, тем не менее личные предубеждения, мешающие достаточно разумному и достаточно беспристрастному ее сравнению с двумя предыдущими формами, слишком часто препятствует и теперь ее справедливой оценке…


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!