ОТЛИВКА ЛЕГКОПЛАВКИХ СПЛАВОВ И ЛАТУНИ



Из легкоплавкого сплава делают вкладыши, на ко­торые опираются горизонтальные и вертикальные оси.

Если эти сплавы составлены так, что при известной нагрузке при смазке маслом дают очень небольшую потерю силы от трения оси о вкладыш подшипника, то такие сплавы называются антифрикционными, или баббитами.

Различают баббиты вагонные (для подшипников железнодорожных вагонов) и другие.

Отливка из баббита производится так. Баббит расплавляют в горне на слабом огне в железной ложке. Количество — со значительным запасом на угар.

Следует остерегаться перегревать сплав, который от этого плохо льется и теряет свои свойства вслед­ствие неравномерного выгорания отдельных составных частей.

Льют в форму из формовочной земли или в сухую глиняную форму.

Во время литья металл должен вполне покрывать отверстие литника. Это произойдет, если лить доста­точно быстро.

Отливке дают остыть, разнимают опоку и очищают грубой стальной щеткой литье от пригоревшей земли.

Латунь для отливки плавят в тигле из огнеупорной глины, можно своей работы, или в графитовом, кото­рый выносит несколько плавок.

Тигель устанавливают в горне так, чтобы огонь равномерно охватывал его со всех сторон. Топливо — кокс или древесный уголь. Плавка на коксе легче, по­тому что он не так быстро сгорает, и легче, следова­тельно, следит за огнем.

Рис. 44. Отливка из латуни

Для успешности дела необходимо правильно рас­пределить дутье, т. е. подвести воздух со всех сторон к топливу, поправляя кокс так, чтобы внизу образо­вались ходы для воздуха; поэтому тигель следует по­мещать на круглый кирпич (шамотный или в крайно­сти огнеупорный), положенный на дно горна (рис. 44-1).

Латунь отливают в сухие формы из жир­ного песка, жирной формовочной земли, прокрашенный внутри графитом на воде. Металл не должен быть перегрет. Тигель вынимают из огня особыми клещами, изображенными на рис. 44-2. На рисунке 44-3 изображен способ выливания ме­талла, если тяжесть тигля не под силу одному че­ловеку.

Так как приходится переплавлять остатки от об­работки латуни, то надо знать, как выправить сплав до хорошего состава.

В частности, латунь состоит из меди (не менее 60%) и цинка (не свыше 40%).

 

Из сплава, нагревае­мого в мелких кусках, медь выгорает быстрее цинка; поэтому переплавленная латунная стружка даст плохую латунь, хрупкую и ноздреватую, если пере­грета и если не прибавить в тигель во время плавки обрезков красной меди.

Температуру горна нужно поднять, но не до точки плавления красной меди: обрезки станут растворяться в расплавленном металле, как сахар в воде. Сколько прибавить, покажет опыт, прибавка от 3 до 5% меди значительно исправит состав.

ОБРАБОТКА ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Большинство цветных металлов холодноковки. Только цинк требует подогревания между 125 и 150°. Ближе к 200° цинк становится менее податливым, а при 200° хрупким.

Вторая особенность — это нагартовывание. От обра­ботки молотком, волочения (при протягивании прово­локи), давления на токарном станке цветные металлы становятся тверже и при дальнейшей обработке трес­каются и ломаются.

Этого избегают своевременным отжпгом: медь, ла­тунь нагревают докрасна и быстро опускают в воду, алюминий просто нагревают докрасна и дают остыть.

Для распиливания употребляют пилы с мелким зу­бом: для опиливания напильники с средним и мелким зубом. Следует оставлять одну сторону напильника для цветных металлов п ею железа и стали не пилить.

Точно также для цветных металлов вообще, осо­бенно для латуни, требуется иная заправка режущих кромок у сверл, токарных резцов и грабштихелей — угол более тупой. Перочные сперла для латуни долж­ны быть, кроме того, по возможности топки.

Спайка делается так: соединяют возможно близко поверхности, очищают от следов жира промыванием отваром мыльного корня, ополаскивают водой и посы­пают бурой с примесью припоя, затем нагревают до плавления припоя.

Свинец спаивают водородным пламенем автогенно при помощи палочки свинца; также и олово.

Алюминии сваривают, операция трудная; флюсом служит криолит в порошке.

Рис. 45. Поковки из меди и латуни:

1 а, б, в, г — шпераки; 2—молотки; 3—тарелочки; 4—тарелочка в готовом виде; 5— прием работы полых кованых изделий; 6— по­следовательные стадии.

• " •

Красную медь паяют латунью; латунь — серебром или припоем; серебро — серебряным припоем.

Опиленные и готовые вещи полируют на полиро­вальном станке, обезжиривают и отделывают.

ПОКОВКИ ИЗ МЕДИ И ЛАТУНИ

Поковки из меди и латуни производятся из мягкого отожженного металла. Обработку ведут молотками на хорошо отшлифо­ванных наковальнях (шпераках) различной формы (рис. 45-1) молотками с хорошо отполированными бойками различной формы (рис. 45-2).

По мере обработки металл становится тверже, и его надо снова отжечь.

В качестве примера опишем поковку тарелочки для окурков и пепла, для булавок и проч.

Из листовой меди, томпака или латуни вырезают круг подходящего диаметра (напр., в 140 мм). Тол­щина металла желательна от 0.5 до 1 мм. Затем на квадратной шпераке круглым молотком начинают загибать край, держа кружок в левой руки и ударяя мо­лотком па расстоянии 14 мм от края. Излишний ме­талл собирается при этом в складки; сила удара должна быть такова, чтобы только изгибать, а не рас­плющивать металл в месте удара. Затем еще более слабыми ударами «насаживают» металл у складок та­ким образом, чтобы складки исчезли. Так край будет поднят на высоту 12 мм, в тарелочка примет вид, изображенный на рисунке 45-3.

Теперь отгибают подобным образом край в обратную, сторону, начиная на 6 мм от прежнего перегиба, и ударяют, сильно «потягивая» металл. Металл будет тянуться и край отгибаться в положение, параллельное плоскости дна (рис. 45-3).

Когда достигнут желаемого равномерного отклона, приступают к заворачиванию канта. Это делают на шпераке в, изображенной на рис. 45-1, отгибая край назад на 2—3 мм и затем на плоской шпераке осажи­вая его окончательно.

Получается тарелочка (рис. 45-4).

Из более тонкой меди тарелочку делают, выдавли­вая на токарном станке. Процесс состоит в прижима­нии давильником к патрону, представляющему форму полости тарелочки, кружка из отожженного металла (меди, томпака, латуни).

Когда дело идет об изготовлении чайника или кув­шина в одном куске, работу ведут на шпераке с круг­лым или прямолинейным концом (рис. 45-1, в).

Положение работы дано на рисунке 45-5.

Работа ведется при потягивании сильными удара­ми, а при посаживании слабыми. Последовательные стадии выполнения пояснены рисунком 45-6 (а, б, в, г, д).

ЧЕКАНКА

Тарелочка может быть украшена чеканкой. Допу­стим, что мы будем затем покрывать части рисунка эмалью и в этом предположении выберем контурную технику чеканки и только с левой стороны.

Чеканку производят на смоле. Сплавляют газовую смолу или пех с цементом в той пропорции, какова твердость обрабатываемого металла, зимой прибавляя несколько сала. Этой смолой заливают внутренность тарелочки и приклеивают ее на поверхность такой же смолы, наполняющей крепкий ящик.

На обратной стороне тарелочки наносят рисунок п по рисунку проходят пунцем а (рис. 46-1), ударяя молотком б. Положение пунца, руки и молотка изобра­жено на рис. 46-2.

Если теперь подержать над углями ящик со вкле­енной в смолу тарелочкой, то тарелочка нагреется ско­рее смолы, и ее можно будет отделить от смолы. Если на горячую тарелку капнуть несколько капель сма­зочного масла, то куском пакли легко удалить остат­ки смолы, и на тарелочке обнаружится рисунок в виде возвышенных границ, между которыми может удер­жаться расплавленная эмаль.

Если производится не плоская чеканка, а скульп­турная, с полным рельефом, то ее ведут в несколько приемов, вклеивая вещь то правой, то левой стороной в смолу и работая сначала с изнанки, а затем с лица и т. д. (рис. 46-3 а, б).

Для украшения кувшина, вазочки чеканкой, осо­бенно красивой на серебре, его заполняют смолой очень твердого состава и наносят слегка углубленный ри­сунок.

Возвышенные места заготовляют предварительно на кривых фасонных шпераках молотком мягкого де­рева п затем работают с лица, убирая и осаживая из­лишек и выправляя рисунок, который с изнанки не мог быть точно выдержан.

ПОКРЫТИЕ ЭМАЛЬЮ

Эмали лучше покупать готовыми, однако изготов­ление их имеет большой интерес для экспериментато­ра. Состав эмалей подобен составу цветных глазурей. Они бывают кроющие и прозрачные. Эмаль наносится в зернах с водой; вода отжимается, а эмаль просуши­вают па вещи и плавят в муфеле (рис. 46-4, а, б) или, если не вся вещь покрывается эмалью, на паяльной лампе или газовой (бензиновой) паяльной горелке. При этом не следует нагревать сверху при фили­гранной работе. Греть нужно снизу. Для уменьшения

 

Рис. 46. Чеканка и эмалирование: 1— пунцы и молоток; 2— прием работы; 3— работа с левой н правой стороны; 4а — муфель для кокса или древесного угля; 46 — муфель- для газа; 5— шабер.

потери тепла остальные части предмета могут быть обмазаны асбестом, замешанным на воде.

Измельчение эмали производят в агатовой или фар­форовой ступке с дистиллированной или переваренной водой. Порошок очень тонкий взмучивают с водой до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Тогда эмаль готова для работы.

Предмет, подлежащий покрытию эмалью, должен быть освобожден от окислов. Это достигается механи­ческим путем — гравированием или шабрением — со­скабливанием верхнего слоя металла острым скобля­щим инструментом. Шабер (рис. 46-5) легко сделать, заточив конец трехгранного напильника в более тупой с острыми ребрами. Химическим путем — опусканием на 1—2 минуты в зуд (смесь серной и азотной кислот и сажи) и затем немедленным ополаскиванием во­дой — достигается та же цель.

После этого предмет, подлежащий эмалировке, дол­жен быть обезжирен в отваре мыльного корня и опо­лоснут водой.

Для успешности дела необходимо следить за тем­пературой плавления, кладя в муфель пробные кусоч­ки металла, покрытые эмалью. Муфель можно отапли­вать коксом (рис. 46-4а), газом или карбуриро-ианным воздухом (рис. 46-46). Последнее для работ площадью не свыше 50X60 мм. Для больших работ муфель, отапливаемый коксом, лучше. Печь для него делается из железа (рис. 46-4) и выкладывается фа» : сонными камнями из шамота.

Заплавленная эмаль в виде точек и отдельных пло­щадей может быть оставлена так как она выходит из муфеля или отшлифована и отполирована до стеклянного блеска. В такой отделке особенно красива эмаль «фондан» на гравированной, на серебре подкладке. Для приятности тона гравировку следует слегка про­греть на газовом или спиртовом (не коптящем) пламени: холодный синеватый тон исчезает и появляется приятный теплый тон.

ФИЛИГРАННАЯ РАБОТА

Применение эмали в филигранной работе дает много возможностей для создания художественных вещей.

Сам принцип филигранной техники состоит в со­единении путем одновременного спаивания отдельных декоративных элементов.

Эти декоративные элементы делаются как из узких полосок тонкого серебра томпака и даже латуни, так и из проволочек, ссученных вдвое (рис. 47-1).

Изготовленные, но рисунку все эти элементы укла­дываются на асбестовой подкладке и постепенно на­греваются сверху пламенем паяльной лампы (рис. 47-2), непременно не коптящим, или паяльной горелки газовой, или работающей карбурированным воздухом.

Первый раз посыпают бурой очень скудно (пред­меты должны быть предварительно обезжирены смачи­ванием отваром мыльного корня), затем, продолжая нагревать, посыпают далее бурой, смешанной с мелко напиленным соответствующим припоем.

Главное искусство заключается, во-первых, в осто­рожном нагревании и, во-вторых, в достаточном, но не излишнем количестве припоя.

Рис. 47. Филигранная работа:

1— материал для филиграни; 2— прием паяния приготовленной вещи; 3— скандинавская пряжа и детали.

Часто, и это придает работе вид, паяют серебро 84-й пробы (900-й пробы) чистым серебром: распла­вившись, чистое серебро покроет белым тонким слоем более желтое серебро 84-й пробы.

На рис. 47 приведены последовательные стадии работы и несколько образцов работы шведских кре­стьян (рис. 47-3).

ПРИЁМЫ ЮВЕЛИРНОЙ ТЕХНИКИ

Приемы ювелирной техники ничем не отличаются от приемов кузнеца по цветным металлам, податли­вость и высокие технические качества материала дают возможность упрощать работу.К числу таких упрощений работы относится про­тягивание через фасонные волочильни (рис. 48-1, 2 и 3) и прокатывание гравированными вальцами (рис. 48-4) для серебра и золота фасонных полосок, которые, будучи разрезаны поперек (в первом случае) и на части (во втором), дают элементы ювелирных изделий.

Рис. 48. Ювелирные инструменты:

1— волочильная доска; 2— то же с полукруглыми отверстиями; 3— то же со звездчатыми отверстиями; 4— вальцы для прокатки; 5— винтовая доска; 6—керосиновая лампа для паяния; 7—деталь фитиля; 8— паяльная трубка; 9— щипчики.

Так, обручальное кольцо делают из проволоки по­лукруглого сечения, а серьги с бриллиантами из проволоки соответственно раскованной по рисунку, на которой напаяны гнезда для камней, сделанные из про­катанной полоски, отрезанной по мерке камня, и со­единенные между собой путем паяния.

Конечно, во всех этих работах гравирование и че­канка играют первостепенную роль, особенно в круп­ных ювелирных изделиях.

Центр тяжести, однако, лежит в умении управлять огнем, пользоваться паяльной трубкой.

Первое, что нужно для паяния,— это лампа с круг­лым фитилем, выдвигаемым обычным способом. Ее легко сделать из низкой консервной банки, напаяв вы­колоченную полушаром жестяную крышку. В середине се прорезают отверстие для кюветки. В кюветку ввин­чивают горелку. Обычную пятилинейную горелку пе­ределывают так: делают круглую трубку диаметром 11 мм и длиной 85 мм, прорезают щель для пропуска зубчиков колесика, подающего фитиль, и врезают и впаивают ее в горелку на место обычной плоской трубки. Фитиль покупают специальный — круглый; на худой конец можно скатать из плоского, прошив тон­кой ниткой стык.

Фитиль движется лучше, если его заключить пред­варительно в пригнанную по внутреннему отверстию первой трубки другую трубку с рядом прямоугольных отверстий (рис. 48-7) для пропуска зубчиков подаю­щего колеса. Для того чтобы фитиль следовал за дви­жением трубки, в ее верхней части делают лапки, вхо­дящие в фитиль своими зубцами, отогнутыми внутрь.

Фитиль покрывают колпачком, обычно прикреплен­ным к лампе на цепочке.

Второе — это паяльная трубка. Сделать ее самому возможно, спаяв ковким припоем или серебром из латуни в 0.3 мм коническую трубку; хорошо отжегши, о& залить, ее залуживая, свинцом и осторожно изо­гнуть по форме (рис. 48-8).

Само паяние производят на куске березового угля или в особых щипцах (рис. 48-9) на подкладке из угля.

Пламя направляют только на спаиваемое место, тщательно остерегаясь перегрева.

Штампование целых частей встречается только в массовом производстве (значки), а чаще штампуют при помощи пунцев на особых кубических шпераках с углублениями отдельные элементы, которые затем спаивают. Так, например, делают дутые изделия.

Иногда производят литые украшения (например, перстни). В этих случаях пользуются для формова­ния нижеследующими рецептами:

Гипсовая формовочная масса

для отливки из золота, серебра;

Бронзы

Золы антрацита .... 20 частей

Гипса ................. ….. .. 30 частей

Талька............................. .. 3 части

Минеральной краски ... 2 части

Форму сушат на воздухе, затем в печи нагревают до 100° и льют в теплую форму золото и серебро, под­вергая центробежному давлению.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!