РЕЗЦЫ ДЛЯ ГРАВИРОВАНИЯ НА ЛИНОЛЕУМЕ



Как для работ с менее твердыми материалами упот­ребляются режущие инструменты, так и для работ по металлу в соответствии с его твердостью употреб­ляют режущие и другие инструменты из стали. Поэтому, прежде всего, необходимо познакомиться с ос­новами обработки стали. Сталь изменяет свою твердость в зависимости от обработки. Нагретая до красного каления и медленно остуженная сталь называется отпущенной и прекрасно поддается обработке ножовкой, слесарной пилой, зу­билом и резцом на токарном станке или фрезе и на­резается плашкой и метчиком. Таким образом, необходимейшим оборудованием для изготовления изделий из стали является горн. Горн для небольших работ можно сделать как по­казано на рис. 37. Он состоит из круглого железного основания, вы­ложенного изнутри слоем асбеста (размоченного в воде асбестового картона) толщиной в 35 мм, на ко­торый, пока он еще не потерял воды, на шамотной* или огнеупорной глине положен под а из огнеупорного кирпича и стенка б, в которой проделано сопло диа­метром в 30—40 мм; в этом сопле оканчивается же­лезная трубка кузнечных мехов, при помощи кото­рых продувают воздух. Уголь употребляют хорошо выжженный, березо­вый или дубовый в кусках средней величины. Против сопла делают углубление (по величине ра­боты) в очень крупном песке, которым наполняют * Шамотная глина есть смесь огнеупорной глины и из­мельченной слабо обожженной, особо приготовленной огне­упорной глины. Рис. 37. Заправка инструмента и точение: 1— горн; 1а — горн, вид сверху; 2— кочерга жегало; 3— клещи куз­нечные круглые; 4—клещи кузнечные плоские; 5—точило; и— оселки, а — арканзас, б—крышка и нему, в — оселок нашита, б— турецкий, в — ножа для правки инструмента; 7—наковальня; У— кузнечный молоток и кувалда горн,— и, разведя в нем огонь, заполняют его углями; угли должны покрывать работу. Рисунок 37-2, 3, 4 дает понятие о принадлежно­стях: плоские кузнечные клещи, круглые кузнечные клещи, на размер до 3/4, длиной в 450—500 мм, ко­черга и жегало (им прожигают квадратные дыры при оковке экипажей), которыми поправляют огонь, т. е. направляют дутье туда, где требуется более силь­ный огонь. Откованный и отпущенный кусок стали опиливают по назначению или чертежу и закаливают. Это значит, что готовый предмет накаливают до белого кале­ния и опускают в воду (или в струю холодного воздуха под давлением), затем на точиле отшлифовы­вают рабочую поверхность и снова нагревают пред--мет, начиная от ручки; тогда у ручки сталь станет менее хрупкой; на предмете станут появляться радуж­ные цвета; когда на рабочей поверхности изготовляе­мого инструмента появился нужный оттенок, инструмент быстро опускают в воду. Инструменты для ме­талла закаливают обычно до разных оттенков соломенно-желтого цвета. Охлажденный инструмент оттачивают на мелко­зернистом песчаниковом точиле с водой (рис. 37-5) и шлифуют лезвие на оселке (рис. 37-6 а, в, г). Затем правят на куске юфтовой кожи (рис. 37-6), смазанной смесью бараньего сала и самого мелкого наждака. Всякий инструмент нагревают в горне до белого каления, затем опускают в воду или в струю воздуха и отпускают до: соломенно-желтого цвета: гребенки, доски воло­чильные, зубья пильные, метчики, ножи перочинные, плашки, развертки, резцы для рассверливания, стри­гальные резцы для железа и чугуна, фрезы, штампы для резания кожи, штампы прессовые для листовой стали; бледно-желтого: лично молотков, ножи для бумаги, резцы для резьбы по дереву, по слоновой кости, стро­гальные резцы для стали, шабры для меди, грабшти­хеля для стали и твердого камня; светло-желтого: плашки для меди; светло-желтоватого: токарные резцы для меди, фрезы, шабры для железа; темно-желтого: кирки для тески жерновов, резцы для скульптуры по камню, молотки большие, пунсон г: для дыр, штампы для сгибания; коричнево-желтого: железки для рубанков, струги, калибры, молотки дыропробивальные, молотки малые ручные, челюсти ножниц, резцы для сверления дерева, резцы для резьбы по камню, сверла для меди, сверла спиральные; пурпурово-красного: зубила холодные для стали. для железа, для граверов, зубоврачебный инструмент, медницкий инструмент, пробойники для холодного металла, хирургические инструменты, штампы прессо­вые для меди; коричнево-красного: бритвы; фиолетового: зубила холодные для чугуна, зубила холодные для камня, керны, бурава, ножовки, обжим­ки для заклепок, отвертки, пилы для кости, пробой­ники для горячего металла, резцы для металлических работ ударом, сверла для камня, фасонные резцы для Дерева, топоры; светло-голубого: пружины; синего: зубила кузнечные для горячего металла, пнлы для резания дерева, штампы прессов для кар­тона и бумаги. Ванны для отпуска До соломенно-желтого цвета: 2 ч. свинца и 1 ч. олова; темно-желтого: 9 ч. свинца и 4 ч. олова; пурпурно-красного: 3 ч. свинца и 1 ч. олова; фиолетового: 9 ч. свинца и 2 ч. олова; серого: чистый свинец. Закаленный и зачищенный на точиле предмет опу­скают в ванну указанного выше состава и держат пока не примет окраску, затем охлаждают.

ПЕРОЧНЫЕ СВЕРЛА

Первой работой из стали должны быть сверла, которые в настоящее время любителю часто прихо­дится изготовлять самому, особенно для некото­рых специальных назначений: для латуни, мрамора и проч. Простейшее сверло — перка для ажурных работ — изготовляется холодной ковкой из стальной прово­локи подходящего диаметра. Расплющивают на куске рельса, шпераке (рис. 38-1) или на настоящей нако­вальне конец проволоки подходящей длины (от 35—45 мм) до требуемой ширины. Полученную лопаточку опиливают с боков и спереди, как показано на рис. 38-2, при этом обращают внимание, чтобы угол режущего лезвия а с направлением высверленного отверстия был бы равен 56°. При расплющивании следует не ослаблять металла, т. е. оставлять доста­точный запас прочности: толщина режущей части не должна быть менее примерно 1/5—1/8 диаметра про­волоки.

Без ковки вообще, но с последующей закалкой, можно делать перочные сверла для латуни и других металлов, работая пилой и ножовкой.

 

Рис. 38. Изготовление сверл: 1— расклепывание проволоки; 2— перочное сверло; 3— опиловка на куске дерева; 4—простой- бурав: а — посадка, б — пластинка, в — поперечное сечение; 5— бурав; 6— спиральное сверло, 7— цинтур; 8— ложечная перка.

Для этого отпиливают кусок крупной стали (пред­варительно она была отожжена на заводе) и, взяв в ручные тиски, как показано на рис. 38-3, опиливают на куске дерева по форме перочного сверла нужного диаметра мелкозубым напильником, медленно двигая им, нажимая при движении вперед и едва чувстви­тельно приподнимая при обратном движении. По опилке сверло закаливают, шлифуют на точиле и отпускают до нужного оттенка, нагревая с тупого конца и наблюдая за тем, чтобы рабочая поверхность приняла предписанный оттенок. При этом необходимо заметить, что для железа сверла следует делать толще, затачивать режущие кромки под углом около 43°, а для латуни затачивать под более тупым углом и делать сверла тоньше, чем очень облегчается резание.

БУРАВЧИКИ

Примером работы из стали с предварительной по­ковкой служат бурава для дерева, сначала в их пер­вобытной форме, затем в более усовершенствованной улиткового, спирального сверла для дерева.

Первое изготовляют из куска круглой или откован­ной в круглый пруток стали.

Для этого нагревают конец прутка в горне до светло-красного каления и ударами молотка по попе­речному сечению прутка посаживают металл в его конце а (рис. 38-4).

Этот запас металла необходим для последующей операции: отковки копьевидной части б. Края этого копья носком молотка оттягиваются до толщины лез­вия ножа и на краю наковальни отгибаются один в одну, другой в противоположную сторону так, чтобы эти края могли образовать угол резания в по закру­чивании копья в коническое спиральное сверло — простой бурав (рис. 38-5). Угол этот составляет от 20° до 25°.

Затем нагретое подготовленное острие бурава закру­чивают, ударяя носком молотка вкось к длинной оси инструмента и вращая левой рукой клещи, в которых зажат инструмент.

Такой бурав обладает недостатком: в сыроватом и сыром дереве сверлит хорошо, а сухое, слоистое де­рево может колоть. Спиральное сверло (рис. 38-6) этим недостатком не обладает, изготовляется с тою только разницей, что спиральная часть режущей кромки не имеет: ее кромки имеют угол несколько меньше 90°; само закручивание производят в тисках, а заготовленный центровый хвостик снабжают на­резкой от руки по изготовлении сверла, до закалки.

Особенно тщательно выпиливают режущие перья (рис. 38-4 а, в), которые ставят так, чтобы задняя их поверхность образовывала с горизонтальной плоско­стью угол 15—20°, а само лезвие имело угол заостре­ния в 20—25°.

Изготовление центровой перки для дерева — цинтура — гораздо проще. Как идет работа, видно из рис.. 38-7. Там же (рис. 38-8) изображена ложечная перка для сверления дерева с торца в последовательных стадиях работы.

Все эти сверла закаливают, шлифуют у лезвия часть или весь инструмент для наблюдения за ходом отпуска и отпускают до коричнево-желтого цвета.

РЕЗЦЫ ДЛЯ ГРАВИРОВАНИЯ НА ЛИНОЛЕУМЕ

Материалом для изготовления резцов служат спи­цы от старого зонтика и именно так называемые «па­тентованные», из которых путем небольшой обра­ботки в горячем (темно-красном калильном жару) получают сечения (рис. 39-1, б, в).

Для резца берут кусок спицы в 130 мм, из кото­рого 40 мм пойдет в ручку, изображенную на рис. 39-2, и рабочая длина остается в 90 мм.

Резцы закаливают и затачивают, как для дерева, так чтобы режущий конец был перпендикулярен

Рис. 39. Резцы для линолеума, грабштихеля и пунсы :

1— профиля резцов для линолеума; 2— общий вид резца; 3— про­фили грабштихелей; 4— общий вид грабштихеля; 5— прием работы; 6— заготовки Для пунсонов; 7— пунсоны; 8— молоток для чеканки.

к длине, а угол заострения лезвия 20—25°. Заранее обтачивают кусочек оселка по внутреннему сечению резца.

ГРАБШТИХЕЛЯ

Для изготовления грабштихилей, употребляемых для гравирования на стали, меди, серебре и золоте, идет самая лучшая, мелкозернистая в изломе инст­рументальная сталь.

Сама работа не сложна: отковывают, избегая пе­регревать, и по возможности в один-два нагрева прут­ки стали разного сечения (рис. 39-3, а, б, в, г), отжи­гают и опиливают согласно профиля так, чтобы для грабштихелей для работы на плоскости нижним реб­ром была бы прямая линия, а для работ на цилиндре (валы для печатных машин) — несколько дугообраз­ная. Боковой вид инструментов показан на рис. 39-4.

После предварительной шлифовки инструменты затачивают на точиле и затем закаливают по назна­чению, руководствуясь таблицей закалки.

После закалки и отпуска грабштихеля вставляют в ручки, шлифуют на арканзасском камне с маслом и правят на куске юфтовой кожи, покрытом слоем мази из крокуса и бараньего сала.

Точение и шлифование производится с трех сто­рон: передней а, боковой левой б и боковой правой в (рис. 39-4), или, как для профиля в (рис. 39-3), и с нижней стороны.

Гравируют на кожаной подушке, набитой песком (рис. 39-5), или на кожаном кольце, двигая работу левой рукой против неподвижной правой. Правая удерживает инструмент, упертый в ладонь ручкой, между большим пальцем с левой стороны и четырьмя пальцами с правой стороны. Сверху на инструмент пальцами не опираются.

ПУНСОНЫ ДЛЯ ЧЕКАНКИ

Сталь для пунсонов должна быть несколько мягче, чем для грабштихелей. Хороша так называемая рес­сорная сталь.

 

Рис. 40. Лопаточки для формовки из гипса:

1— заготовка и формы лопаточек; 2— лопаточки-гладилки; 3-— раш­пили и скребки.

Каждый гравер-цизелер заготавливает большое число кусков стали для пунсонов вчерне и, по мере надобности выделывает из них те пунсоны, которые нужны для данной работы. Длина заготовок 110— 135 мм.

На рис. 39-6 изображены заготовки, а на рис. 39-7— обычные типы пунсонов.

Закалка их ведется как обычно: закаливают только личко рабочей части: при помощи чеканочного молот­ка (рис. 39-8) и на массе.

ЛОПАТОЧКИ ДЛЯ ФОРМОВКИ ИЗ ГИПСА И ЦЕМЕНТА Для формовки из гипса и цемента потребляют ряд инструментов, изготовление которых представляет нетрудную, но весьма полезную работу. Форма и характер инструментов даны на рис. 40.

Особенностью работы является закалка до необходимой упругости и затем в процессе работы — необходи­мость набрать посадкой достаточное количество ме­талла для расплющивания его в лопаточку.

Поэтому берут сталь раза в три толще рукоятки и, посадив концы, тянут середину до получения нуж­ной формы ручки (отсюда видно, что кусок- стали нужно взять вдвое короче будущего инструмента). , Затем, когда готова ручка, отковывают лопаточки и закаливают, как пружины, до сине-фиолетового . цвета.

ФОРМОВОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Чтобы производить даже небольшие отливки, не­обходимы формы и, следовательно, необходим формо­вочный инструмент. По своему назначению изображенный на рисун­ках 41, 42 инструмент состоит из лопаточек я, служа­щих для снимания и вырезания, гладилок б и трамбовок в первые употребляются для удаления из формы излишков земли и вырезывания вспомога­тельных частей и ходов для металла, вторые — для придания необходимой чистоты стенкам формы и третьи — для уплотнения земли вокруг модели.

Сообразно с назначением, лопаточки работаются так же, как и описанные выше лопаточки для фор­мовки из гипса, с тою разницей, что их размеры от­вечают необходимости вынимать землю из углубле­ния формы, например в 200 мм глубиной и 25 мм диаметром и т. п.; ручка их эллипсовидного сечения прямая и равного сечения по всей длине; один конец режущий, другой вынимающий и согнутый к оси инст­румента под прямым углом.

Гладилки изготавливают из чугуна путем отливания в земле. Во многих случаях пользуются вместо чугуна латунью, что мы и советуем делать любителям. Заметим здесь, что латунь отливается в форму сухую (просушенную в печи), а формовочная земля — смесь песка и глины в тонком порошке или так называемый жирный песок.

Отлитые гладилки .опиливают и шлифуют.

Рис. 41. Формовочный инструмент: а — лопаточки; б — гладилки.

Рис. 42. Формовочный инструмент:

-трамбовки; ?— измерительный инструмент; 0 — сито ал и при-— мешочек для графитовой пыли; ж — банка н кисть дли формовочных чернил.

 

 

Трамбовки делают как литые, подобно гладилкам, так и из имеющихся под рукой остатков металлов, прикрепляя их к удобной ручке.

Имея формовочный инструмент, можно присту­пить к отливке.

ФОРМОВКА ИЗ ЗЕМЛИ И ГЛИНЫ

Отливку производят в формах из земли или гли­ны. Повторяемые во многих экземплярах мелкие от­ливки делают иногда в металлических формах — из­ложницах.

Формы делают по моделям. Модели для отливки представляют собою копии предмета, сделанные по усадочному аршину, т. е. с припуском на сжатие ме­талла при отвердевании, из дерева и имеющие запас на предполагаемую обработку литья в дальнейшем. Модель красится масляной краской и затем модель­ным лаком.

Такая тщательная покраска делается с целью предохранить форму от влияния влаги, так как фор­мирование ведут в слегка влажном песке или формо­вочной массе.

Кроме модели, необходимо иметь подходящих раз­меров опоку (рис. 43-3).

Подготовка материала состоит в измельчении и просеивании, затем в увлажнении. Такого рода подго­товка необходима каждый раз после отливки.

Формовочный песок состоит из песка с примесью глины и до 10% угольной пыли.

Глина для формования замешивается с примесью рубленой соломы и коровьего навоза и идет главным образом на изготовление стержней, т. е. частей, кото­рые в отливе должны быть полыми.

Для латуни и бронз употребляют жирный песок с примесью от 8 до 10% глины в порошке. (Его со­став: песка 10—20%, глины 90—80%).

Чтобы облегчить вынимание модели, под модель и на модель посыпают из мешочка, сделанного из ред­кой ткани, графитом или угольной пылью.

Самое формование ведут так: положив на доску (рис. 43-1) опоку, кладут в нее половинку модели (рис. 43-2) и, запудрив графитом, забивают при помощи трамбовок свободные

Рис. 43. Формовка из земли и глины:

1—формовочная доска; 2—формовка на доске первой половинки; а— разрез опоки: а — труба с фланцем, б — шишка, или сердечник, е — литник, г — воздушник; 4— шишечный ящик для мелких стержней.

пространства формовочной массой. Затем так же формуют вторую половину. Для того чтобы обе части формы совпали, необходимо обри­совать на доске место модели.

Можно вторую половину формовать на первой. Повернув первую половину опоки разрезом модели кверху, накладывают на первую половину модели вто­рую и опоку (рис. 43-3)

и, запудрив все графитом, начи­нают набивать вторую половину. После этого разни­мают опоку и вынимают модель, предварительно не­сколько раскачав ее ударами деревянного молотка.

 Это необходимо, чтобы не обломать края при выни­мании модели. Для удобства в модель можно ввинчи­вать кольца в заранее подготовленные отверстия.

3 разных случаях приходится прибегать к разным приемам работы в зависимости от формы модели. Подробности следует смотреть в специальной лите­ратуре по литейному делу.

Следует посвятить несколько слов изложению правил формовки стержней. Стержни, или шишки, вставляют в форму в местах, которые в отливке должны быть полостями или отверстиями. Их изготовляют или из жирной формовочной массы, или — для очень боль­ших стержней — из соломы, обмазанной глиной; сде­ланные its земли, пни не могут быть надлежаще под­перты и установлены.

Для мелких стержней изготавливают предвари­тельно форму, шишечный ящик (рис. 43-4), и в нем прессуют стержни из влажного жирного глинистого песка; форму предварительно запудривают графитом.

Стержни из соломы делают так: вьют из размяг­ченной в сыром месте соломы веревку подходящей толщины и наматывают на соответствующий каркас, т. е. основу, эту веревку так, чтобы из соломы обра­зовалось тело вращения по диаметру несколько мень1 иге полости, какую стержень должен образовать в отливке.

Когда исполнена эта часть работы, сделанную из соломы сердцевину обмазывают глиной, замешанной с коровьим навозом или формовочной землей так, чтобы образовался полный размер по чертежу. Излишки на­мазанной глины удаляют лекалом, т. е. вырезанным из доски обратным контуром предмета, как при ра­боте посуды, или обтачивают на примитивном токар­ном станке, если стержень представляет тело вра­щения.

Сам станок состоит из двух опор, на которые помещают концы стержня, и рода подручника, на который опирают лекал. Обтачивают, когда глина еще влажна и пластична, до размера с запасом на ссыхание (усадку) глины и по высыхании до окончатель­ного его размера.

Стержни укрепляются концами в углублениях, об­разованных для них или формования. В случае слож­ных контуров употребляются жеребейки, железные гвозди, для подпирания свисающих частей стержня. Их заколачивают в доску, ограничивающую дно опоки.

Устройство опок видно из рис. 43-2 д 3. Собранные к отливке опоки должны быть нагружены кусками чугуна или кирпичами (рис. 43-3) с целью преодолеть давление жидкого металла снизу вверх.

Необходимо заботиться о том, чтобы формовочная земля и глина были достаточно пористы для возможности выхода газов, образующихся на поверхности

формы.

Для выхода воздуха должны быть прорезаны ка­налы (рис. 43-3), отводящие воздух из самых возвы­шенных пунктов отливки, и устроен литник, как по­казано на том же рисунке 43-3, в.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!