Склепы Княже-Куракинской церкви и ее окружения.



 

Прежде всего, начнем с найденного склепа. Вероятнее всего это место упокоения княжича Бориса, скончавшегося в 1837 году. Описание гласит, что в этом месте была вырыта могила, обложена кирпичом, и сделан каменный свод. Именно это и было обнаружено.

Этот склеп ориентирует нас относительно церкви. В описании сказано, что склеп был расположен «внутри ограды Преображенской церкви подле северного в нее входа». Из этого следует, что церковь была расположена к югу от места погребения княжича Бориса.

Важен вопрос об обычае расположения в могилах и правилах захоронения того времени. Есть ряд работ, но наиболее подробно этот вопрос рассматривался в работах И.А. Кремлевой и в частности в главе Похоронно-поминальные обычаи и обряды в монографии Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. — М.: Наука, 1997. — 828 с.

Глубина могилы могла быть не более трех аршин - за этим строго следили священники. Ширина ее была до 3/4 аршина, а длина зависела от роста умершего. Могила как правило позиционировалась по сторонам света. Покойник клался ногами на запад, головой на восток.

Перейдем к склепу князя Куракина.

Автор краеведческого описания указывает, что в церкви на стене над склепом размещалась памятная доска. Следовательно, склеп не находился в восточной стороне церкви, где традиционно размещается алтарь. Подтверждением того. Что в Княже-Куракинской церкви алтарь размещался именно в восточной части мы находим в описании попытки установления памятного знака о пребывании тела Александра I в церкви, как следует из описания он поставил помост от западной двери до солеи. Солея есть возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Таким образом. Алтарь находился напротив западной двери, то есть в восточной части церкви. так как в церкви было три двери, то оставшиеся две были южная и опоминавшаяся выше северная. Скорее всего склеп был поставлен ближе к алтарной части и его следует искать в первой трети северо-восточной или юго-восточной части церкви.

 

Заключение.

 

Таким образом, Княже-Куракинская (Преображенская) церковь была построена по проекту, являющемуся вариацией на тему ротондальных церквей Н.А. Львова. В церкви был подклет, где и был в юго-восточной или северо-восточной части устроен склеп князя Куракина и супруги. Место упокоения княжича Бориса, найденное ранее, находится к северу от церкви.


 

 

Список источников.

 

 

Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре / Сост. А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина; отв. ред. Д.В. Громов. М.: ИЭА РАН, 2015. – 294 с.

Антипенко М.В. Ротондальные храмы первой половины XIX столетия как уникальные памятники Саратовской губернии. // Научное обозрение. 2015. № 8. С. 157-163.

Бузин В.С. Традиционная погребальная обрядность Кенозерья (по материалам экспедиционных исследований 1993 г.). // Историческая этнография. Русский Север и Ингерманландия; Историческая этнография. Русский Север и Ингерманландия, Вып. 5. СПб.: Издательство СПбГУ, 1997. С. 153–164.

Елютина М.Э., Филиппова С.В. Ритуальные похоронные практики: содержательные изменения. // Социологические исследования. 2012. № 9. С. 86–94.

И.А. Кремлева Похоронно-поминальные обычаи и обряды. / Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. — М.: Наука, 1997. — 828 с: ил. — (Народы и культуры). - с 517-531.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIXвека) Санкт-Петербург: «Искусство—СПБ», 1994

Похоронно-поминальные обычаи и обряды. – М.: ИЭА РАН, 1993.

Разумова И.А., Барабанова Л.А. Ситуация погребения и похоронный ритуал с точки зрения взаимодействия социальных институтов // Труды Кольского Научного Центра РАН. 2012. // Гуманитарные исследования. Вып. 3. Апатиты. 2012. С. 42–60.

Раскин А.М. Ротондальные храмы - феномен в истории отечественного зодчества. //Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 4. С. 34-39.

Соколова А.Д. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 187–202.

Терёшина О.Б. Типологическое многообразие ротондальных храмов России XVIII-XIX веков. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2013. Т. 13. № 2. С. 76-80.

Терёшина О.Б. РОТОНДАЛЬНЫЕ ХРАМЫ УРАЛА. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Уральский государственный университет им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2010

Терёшина О.Б. Ротондальный храм - практическое воплощение идеальной завершенности. // Архитектон: известия вузов. 2014. № 4 (48). С. 13.

Четырина Н.А. Обряд погребения в России в конце XVIII-начале XIX века. //Вопросы истории. 2006. № 3. С. 155-159.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!