Специфика ротондальной архитектуры в проектах Львова и особенности расположения склепа.



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»

Кафедра социально-философских дисциплин

 

Научное исследовани е

 

Княже-Куракинская (Преображенская) церковь и фамильный склеп князей Куракиных.

 

 

Орел, 2018


 

 

Введение.

На настоящий момент материалов, содержащих описание Преображенской церкви и склепа - места упокоения князя Алексея Борисовича Куракина, не обнаружено. Единственное исключение – имеющееся в институте краеведческое описание церквей в селе Преображенское – Куракино. Однако оно не позволяет создать полную картину и разрешить проблему обнаружения склепа.

В этой ситуации представляется обоснованным провести исследование самого типа церквей, подобных Преображенской, и специфики захоронения в склепах в 19 веке.

Гипотеза такова: особенности архитектуры, стиль архитектора и специфика обрядов захоронения смогут сказать нам что-нибудь про склеп и место нахождения церкви.

Во введении следует также упомянуть, что степень разработанности проблемы в научных трудах крайне низкая. В годы советской власти (на протяжении всего ХХ века) темы церквей и захоронений 19 века не относились к числу актуальных, их исследования не проводились, архивы сильно пострадали и в значительной части либо не содержали документов исходно, либо не сохранились.

 

Архитектор Княже-Куракинской церкви.

 

Приход в селе Преображенском возник, вероятно, в XVIII в. Первое упоминание о деревянной Преображенской церкви содержится под 1775 годом, когда ее колокольню надстроили для подвески большого по размерам колокола. Однако, это была совершенно другая церковь, располагавшаяся в другом месте. Первоначально храм размещался на сельском кладбище, рядом с главным въездом в усадьбу. В 80-е годы XVIII в. князь Алексей Борисович Куракин развернул в своем имении большие строительные работы, которые коснулись и Преображенской церкви. По повелению князя кладбище устроили в другом месте, дабы оно не портило впечатление при подъезде к имению, а также перенесли на новое место и Преображенскую церковь, поставив ее так, чтобы она замыкала перспективу подъездной аллеи. Следовательно церковь вписывалась в ландшафт общей усадьбы, находилась на открытой возвышенности.

Строительство церкви осуществлялось в 1789-1791, освящена была церковь в 1800 году. Строителем (подрядчиком) храма являлся Иван Емельянович Измайлов, «который, однако, никогда не был архитектором, но более 50 церквей выстроил в свою жизнь». Следует отметить, что нет возможности установить какие еще 50 церквей выстроил Измайлов и посмотреть на схожесть определенных деталей. Есть лишь предположения. Высказываемые рядом краеведов, что Измайлов принимал участие в строительстве церкви Успения Богоматери – Михаила Архангела в Орле и отдельно стоящей часовни, выполненные в близком к Княже-Куракинской (Преображенской) церкви стиле.

Отсутствие специального архитектурного образования у подрядчика отчасти проливает свет на отсутствие архитектурного проекта церкви в архивах в наши дни. Вероятнее всего, что подрядчик Измайлов ставил церковь по некоему готовому, «типовому» проекту с определенными изменениями, продиктованными заказчиком. Действительно, есть упоминание о том, что в качестве образца для Княже-Куракинской церкви были выбраны церкви в Яготине — имении А.К. Разумовского (арх. А. Менелас) и в имении А. Куракина Надеждено Саратовской губернии (арх. Телегин).

Архитектор А. Менелас англичанин по происхождению, прибыл в Россию для работы в качестве помощника по строительству, но самостоятельного архитектурного образования не получил. Он определённое время работал под руководством архитектора Н.А. Львова, и многое перенял из стиля работы своего учителя, построенная им церковь в Яготине (современная Украина) не сохранилась. Отметим, что также, как и Княже-Куракинская церковь, она является ротондальной церковью в классическом стиле.

Гораздо более интересным персонажем является архитектор Никифор Алексеевич Телегин, родившийся 13.03.1765. О нем практически нет информации за исключением упоминания о том, что он «Семеновского полку солдатский сын». Телегин был воспитанник Академии художеств с 1770 г. Получил медали: в 1780 г. – 2 серебряную; в 1783 г. – 1 серебряную. В 1785 г. выпущен из Академии художеств с аттестатом 1 степени и шпагой. Точно известно, что он строил каменный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, с приделом во имя Живоначальной Троицы в имении брата Алексея Борисовича Куракина – Александра.

К сожалению, до наших дней сохранились только руины некогда величественного приходского храма святого благоверного князя Александра Невского, расположенные в самом центре села Куракино.

В настоящее время храм находится в аварийном состоянии. При этом он крайне близок по стилю – ротондальная церковь – Княже-Куракинской (Преображенской) церкви. Это ротондальная церковь в классическом стиле. Основу композиции составляет трехсветная ротонда, покрытая куполом, с колоннами, расположенными с севера и юга. В отличие от полностью круглой преображенской церкви с востока к храму примыкает двухсветная, прямоугольная апсида, оформленная пилястровым портиком с треугольным фронтоном, а с запада - двухсветная трапезная. Обращает на себя внимание тот факт, что, согласно энциклопедической справке, храм был построен в 1792 году. То есть обе церкви строились одновременно, единый архитектор мог работать на двух братьев по сходному проекту, который ставили разные зодчие.

Однако, никаких иных сведений об архитекторе Н.А. Телегине и построенных им церквях обнаружить не удалось. Таким образом сравнить Княже-Куракинскую церковь с иными и выяснить возможные типологические особенности расположения склепов не представляется возможным.

Есть все основания предполагать, что, как Н.А. Телегин, так и А. Менелас, не будучи архитекторами высочайшего класса не проектировали церкви самостоятельно, а опирались на работы метров архитектуры того времени. Кроме того, на момент создания церквей для братьев Куракиных Телегину было всего 24-28 лет. Он был недавний выпускник Академии искусств и слишком молод для полностью самостоятельного проекта такого сложного сооружения как круглая (ротондальная) церковь. В этой связи стоит отметить, что крупнейшим специалистом в сфере строительства ротондальных церквей и учителем (педагогом, творческим наставником) обоих архитекторов был выдающийся русский архитектор Николай Александрович Львов. Один из знаменитейших представителей классицизма, чье имя носит сегодня институт культуры в Твери.

Львов создал более 90 замечательных архитектурных проектов. Практически все они были реализованы. При этом он являлся одним из ведущих специалистов именно по ротондальным церквям. Это дает нам основание предположить, что именно проекты и разработки архитектора Львова были положены в основу проекта Княже-Куракинской церкви.

 

Специфика ротондальной архитектуры в проектах Львова и особенности расположения склепа.

 

Церковь ротондального типа представляет собой особую разновидность русского храмового зодчества. Это достаточно редкий вид храмовых сооружений. Во всей России было построено всего порядка 75 церквей подобного типа. Время возведения большинства этих храмов ограничивается рамками 1760-1830 годов.

Существуют 10 основных типов ротондальных церквей

Многолепестковая ротонда

Чистая ротонда

Крестообразная ротонда

Ротонда, вписанная в треугольник

Продольно-осевая ротонда

Трехчастно-осевая ротонда с двухпридельной трапезной

Трехчастно-осевая ротонда с прямоугольной трапезной

Фронтально-осевая ротонда

Многоцентровая ротонда

Скрытая ротонда

Княже-Куракинская церковь относится ко 2-му типу – чистой ротонды, как и представлено в описании – «круглая, с 12 колоннами и тремя большими входами».

Для нашего исследования крайне важно, что из всех типов ротондальных церквей в чистой ротонде в наибольшей степени воплощена фундаментальная трудность возведения таких церквей, а именно удержание нагрузки единого купола на стенах. За счет массы купола и отсутствия внутренних опор стены должны быть максимально устойчивы и даже малейшее нарушение фундамента и стен могло вести к разрушению всей постройки. с целью усиления устойчивости здания как раз и делался двойной круг стен, как и в Княже-Куракинской церкви, где часть нагрузки купола выносилась на внешние колонны.

Таким образом возникает вопрос. А как мог архитектор, не имея большого опыта, не будучи большим мастером создать склеп внутри церкви? Ярким примером сложности выкапывания ямы внутри ротондальной церкви может служить попытка переоборудования церкви Михаила Архангела в Орле (тип церкви - скрытая ротонда). В 70-х годах «творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал. Приспособление предусматривало устройство подвального помещения под гардероб и туалеты. Вырывается котлован глубиной 5 метров (!) с выемкой грунта 1400 куб.м. В результате объем здания раскололся на отдельные составляющие части с образованием сквозных раскрывающихся трещин по стенам и просадкой основного объема храма на полметра. К концу 80-х годов сооружение пришло в тяжелое аварийное состояние с угрозой обрушения стен и сводов. Выписка из акта технического состояния здания от 2 июня 1989 года: «Если бы ставилась задача вывести несущие конструкции здания из стабилизированного состояния, то более изощренный способ трудно себе представить, здесь этого добились с максимальной эффективностью...».

Конечно, можно предположить, что создание склепа не потребует 5-метрового по глубине котлована, но все же подобный котлован должен быть не менее 3 метров в глубину и более того достаточно широким, чтобы туда потом подхоронили жену князя (повторное расширение. Конструкция достаточно сложная. При этом в описании указано, что на стене над склепом сделана надпись. Таким образом, склеп оказывается около стены. Что существенно ослабляет фундамент. При диаметре церкви в 30 метров окружность ее стен составляла около 100 метров, с учетом трех дверей (около 8 метров) оставшиеся 92 метра делились на 4 участка по 23 метра. Создание рядом с одним из проемов стены склепа даже с котлованом в 5 метров. А с учетом входа и места для заноса – большего размера было чревато серьезными осложнениями.

В сложившейся ситуации есть все основания предположить, что устройство склепа обстояло совершенно иным образом. Из наследия архитектора Н.А. Львова до наших дней сохранилась одна чисто ротондальная церковь – сегодня это Валдайский музей колоколов. Ее сходство видно на следующих изображениях.

 

Львовская ротонда на Валдае

Княже-Куракинская церковь

В ходе исследования я созвонился с научными сотрудниками музея колоколов и выяснил, что Львовская ротонда имеет подвальное помещение размером во всю площадь церкви высотой около 180 – 200 см, которое, однако не утоплено в землю. Вся церковь стоит на подклете. При проектировке был сделан единый мощный фундамент для выносного ряда колонн и стен церкви, за счет которого сами стены стоят на возвышении. Эта разница между высотой уровня колонн и стен и образует подклет. Таким образом внутри церкви есть большой подвал.

Я поинтересовался и в церкви Ильи Пророка в Санкт-Петербурге – ротондальной церкви, также построенной Львовым. Там есть аналогичный подвал, находящийся, по сути над землей.

Это дает основание предположить, что захоронение князя происходило следующим образом. При постройке церкви на уровне земли или с незначительным заглублением был создан подклет, на котором стояла церковь и который скрывает первый уровень колонн. После смерти князя склеп не создавали, грунт и основание церкви не трогали, а просто отгородили в подклете место, где и упокоился князь. Аналогичным образом произошло и с его супругой.

 Это подтверждается и имеющимся краеведческим описанием церкви. где автор пишет: «В том же году 31 декабря князь Алексей Борисович скончался и тело его погребено в склепе под Преображенской церковью». Автор не пишет о том. Что построили склеп, он вообще не упоминает факт строительства склепа. Аналогичны образом упоминается и о смерти жены.

Обратим внимание на то, что в случае погребения княжича Бориса автор пишет о том, что была вырыта могила, обложена кирпичом, куда поставлен гроб. Здесь автор упоминает строительство. В иных ситуациях – нет.

Таким образом, наше представление о склепе князя Куракина качественно изменяется. Из сооружения, находящегося под землей мы получаем сооружение, находящееся над землей или в незначительном углублении под полом церкви в подклете.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!