Формы организации коллективного музицирования



26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33

Методика приобщения дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах

Вопросы:

26 -  1. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности, его задачи.

27 -  2. Характеристика детских музыкальных инструментов.

 

29- 3. Методы и приемы обучения игре на детских мелодических музыкальных инструментах.

30 - 4. Формы организации коллективного музицирования.

 

1. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности, его задачи

 Один из видов исполнительства, суть которого в частичном или полном воспроизведении мелодий, ритмических рисунков или метрической основы музыки с помощью музыкальных инструментов. К сожалению, не всегда занимает достойное место в практике работы дошкольного учреждения, что связано с трудоемкостью процесса обучения игре на инструменте (необходимы индивидуальные занятия) и наличием соответствующей материальной базы. Между тем, музицирование на детских музыкальных инструментах широко использовалось, например, в системе австрийского композитора и педагога Карла Орфа (середина 20 века), основным методом в его системе был «метод элементарного музицирования». В отечественной методике музыкального воспитания дошкольников инициатором организации этого вида деятельности еще в 20-ые годы 20 века был Н.А. Метлов.

 Он совершенствовал конструкцию металлофона и ксилофона, отобрал репертуар, ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Позднее разработкой вопросов методики музицирования занимались Н.А. Ветлугина и ее ученики – К. Линкявичус, В.В. Ищук. В авторской системе Е.Р. Ремизовской «Солнышко» уделяется значительное внимание как игре на инструментах, так и обучению нотной грамоте на основе этого вида деятельности, начиная со второй младшей группы (изучение нот «до» и «ре»).

В учебной программе дошкольного образования (2012) раздел «Элементарное музицирование» выделен в отдельный вид деятельности в группе второго младшего возраста (3-4 года), а обучение нотной грамоте в ней не предусматривается.

 Общими задачами этого вида деятельности является:

1. Овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах и элементами нотной грамоты.

 2. Развитие музыкальных способностей (звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти).

 3. Содействие физическому (мелкая моторика), умственному (сочетание действий, устройство инструментов и др.) развитию.

Задачи несколько специфицируются в зависимости от возрастной группы:

 В группе детей 3-4 лет внимание отводится знакомству с некоторыми музыкальными инструментами (барабаном, ксилофоном, металлофоном, дудочкой), формированию интереса к музыкальным инструментов и развитию музыкально-сенсорных способностей.

С детьми 4-5 лет уделяется основное внимание обучению технике игры, коллективному музицированию, нотной грамоте, развитию звуковысотного слуха и чувства ритма;

для детей 5-6 лет - совершенствование техники игры, закрепление знания нотной грамоты.

2.Характеристика детских музыкальных инструментов

Наиболее многочисленная группа детских музыкальных инструментов – ударные. Среди них большинство инструментов шумовых, не имеющих звукоряда. Они обладают разнообразными тембрами: стучащий тембр у деревянных ложек, трещоток, кастаньет; звенящий – треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы, шархуны; шуршащий тембр у инструментов по типу погремушки – шейкеров, маракасов. Бубен и барабан обладают гулким, резонирующием звучанием. Имеют звукоряд металлофон и ксилофон. Они удобны тем, что не требуют настройки и сложных сочетаний действий при исполнении. Могут быть с диатоническим и хроматическим (двухрядные) звукорядом.

Из струнных инструментов в работе с дошкольниками используются только щипковые, на которых играют с помощью медиатора – цитра, гусли, цимбалы, арфа. Среди клавишных инструментов-игрушек – пианино, рояль. Клавишно-язычковые – аккордеон (с 20-ю клавишами, на котором играют только правой рукой). Среди духовых инструментов – разнообразные свистульки, гудки, дудочка (и другие инструменты по типу флейт), духовые гармоники (с клавишами).

 Знакомство с инструментами начинается уже в раннем возрасте, в группе детей 2-3 лет для этого педагог использует инструменты, контрастные по звучанию, – например, дудочка и колокольчик, барабан и металлофон; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др. Дети сами пробуют действовать к погремушкой и колокольчиком. Дети 3-4 лет сами пробуют играть на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с другими шумовыми инструментами. Уже в этой возрасте проводятся дидактические игры на различение тембров знакомых детям детских инструментов. С 4-5 лет начинается обучение игре на звуковысотных инструментах – в первую очередь на металлофоне и ксилофоне, цимбалах (цитре).

 

28  Методика и способы обучения детей игре на ДМИ в разных возрастных группах

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

 

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

 

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

 

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

 

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

 

Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа), воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

 

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.

 

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т.д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу.

Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты, сочетания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши). Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры (стаккато, глиссандо).

 

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.

Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образны детских музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевой игре. Ко вторым относят уменьшенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешне по виду и способу звукоизвлечения.

Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.

 3.Методы и приемы обучения игре на детских мелодических музыкальных инструментах

Существует несколько способов обучения на звуковысотных музыкальных инструментах:

1. По нотам. Это трудоемкий способ и не все дети овладевают нотной грамотой в дошкольном возрасте. При использовании этого способа важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.

 2. Цифровая и цветовая методики. Суть их в том, что за каждым звуком закрепляется знак – цветовой или цифра, и исполнение мелодии осуществляется с опорой на воспроизведение последовательностей из цифр или цветных знаков (кружочков и др.). Такой подход дает очень быстрый эффект – мелодия хорошо запоминается ребенком, но не происходит развития звуковысотного слуха, т.к. здесь велика роль механического воспроизведения.

 3. Игра по слуху. Данный подход требует систематической работы по развитию представлений детей о высоте и длительности музыкальных звуков (используются соответствующие дидактические игры, музыкальная лесенка и др.) Данная методика предполагает расширение диапазона попевок, начиная с попевок на одном звуке. Ценным репертуаром для данного вида деятельности образцы детского фольклора (заклички, потешки, колыбельные, песенки), попевки из «Музыкального букваря». Попевки, которые ребенок должен подбирать, должны быть хорошо знакомы ребенку – он должен свободно их петь, хорошо представлять соотношения звуков этой мелодии по высоте и длительности. Для этого используется предметное (наборы предметов разной длины – длительности, и расположенности по вертикали – высота), и двигательное (отхлопывание ритма, показ высоты рукой) моделирование высоты и длительности звуков. После этого ребенок готов подбирать попевку, в которой первый звук указывается педагогом или помечается нужная пластина.

Формы организации коллективного музицирования

Кроме индивидуального музицирования, в дошкольном возрасте детям доступно и коллективное. Это может быть:

1. Ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные.

 2. Шумовой оркестр, в котором участвуют игрушки и инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детям младшего возраста, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в среднем и старшем возрасте – воспроизводят ритм.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1095; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!