Задания для самостоятельной работы по теме лекции с указанием источников литературы и эл. ссылками



Подготовить презентации на темы ( по выбору):"Искусство и художественное образование в Древнем Египте"; Искусство и художественное образование в Древнем Риме"; Искусство и художественное образование в Древнем Китае"; Искусство и художественное образование Древнего Востока";

Составить таблицу достижений античности в области образования, искусства и художественного образования.

 

Лекция № 3. ИДЕИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План лекции:

· Ведущая роль христианской идеологии в художественной культуре и художественном образовании.

· Дифференциация художественного образования - церковное (культовое), аристократическое (рыцарское), крестьянское, городское (ремесленное).

· Роль Библии как художественного текста в общем и художественном образовании.   Храмовое действо как синтез искусств.

· Роль искусства, особенно музыки, в системе подготовки священнослужителя и в общем образовании.

· Монастыри как центры художественного образования.  

· Искусство в средневековых университетах. Средневековые трактаты по музыке. Музыка как наука.

· Особенности художественного образования труверов, трубадуров и миннезингеров, менестрелей.

· Городские музыканты-инструменталисты и представители художественных ремесел.

· Цеховая организация и цеховое образование.

· Странствующие артисты синтетического типа - ваганты (голиарды), жонглёры, шпильманы и др.

· Общие и педагогические идеи Возрождения, их влияние на художественное образование и эстетическое воспитание.

· Место искусства и художественного образования в эстетических идеалах Возрождения.  

· Формирование музыканта широкого профиля - композитора, певца, инструменталиста, теоретика.  

· Болонская "Академия для вступивших на истинный путь" братьев Караччи (1585) и начало академического образования в живописи.

 

 

Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого стало христианство.

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V–Х вв. – раннее средневековье, XI–XIII вв. – развитое, или «высокое», средневековье и XIV–XVI вв. – позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353–430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании.

В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Открытию школ при монастырях благоприятствовало то, что там сохранились древние рукописи, служившие учебными пособиями. Содержание образования в монастырских школах опиралось главным образом на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, – знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

Эта программа предназначалась как для «внутренних» монастырских школ, готовивших учеников для вступления в монашество, так и для «внешних», обучающих будущих священнослужителей и лиц для светской службы. Из философов, заслуживающих изучения в школе, Августин Блаженный, как уже отмечалось ранее, рекомендовал произведения последователей Платона как наиболее полно соответствующие идеалам христианства.

Основное внимание как в монастырских, так и в открываемых при городских соборах кафедральных(епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, для чего использовались наставления, посты, чтение сочинений на религиозные темы. Особенно это относилось к ученикам «внутренних «школ.

В раннесредневековой школе можно выделить различные уровни обучения: элементарный уровень, включавший овладение чтением, письмом, счетом, пением, – учащиеся достигали его приблизительно за пять лет; для среднего уровня предназначался курс так называемого тривиума, куда входило изучение латинской грамматики, риторики и диалектики; и, наконец, повышенный, содержавший полный курс «семи свободных искусств», в котором к тривиуму добавлялись еще четыре науки – арифметика, геометрия, астрономия и музыка – так называемый квадривиум.

В результате широкого распространения монашества по всей территории Западной Европы средоточием образования и воспитания долгое время оставались именно монастырские школы.

Аскетический идеал, проповедовавшийся в монастырях, требовал от монаха тяжелой борьбы с самим собой и с миром. Поскольку в этом более всего помогала школа, устроению школ, разработке программ обучения и написанию учебных пособий придавалось большое значение. Вместе с этим, согласно монастырским уставам, монахам предписывалось много времени уделять чтению.

Жившая античными традициями раннесредневековая школа полностью изменила направление своего развития в XI–XIII вв., поскольку период развитого средневековья был отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрацией власти в руках монархов. Это вызывало яростное сопротивление духовенства, не желавшего сдавать своих позиций. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии – схоластика (от лат .– школьный, ученый). Она способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в утверждении этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому(1225/26–1274). В своем основном трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретировал церковную традицию, пытался подчинить светское знание вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психологию. Вся его деятельность была направлена на придание вероучению формы научного знания.

В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, которые характеризовались уже известной дифференциацией содержания образования.

Они обычно состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского и богословского.

Средневековая университетская организация образования расширила рамки ранее сложившейся книжной учености и выработала представление о типе высокообразованного ученого, не только овладевающего знаниями для самосовершенствования, но и пополняющего их в интересах развития самой науки, Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть городского населения. Именно для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различны по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения. Первые такие школы появились в Италии, затем известность начали приобретать парижские школы, главным образом благодаря их руководителям. Один из них, Гуго сен-Викторский(1096–1141), создал педагогический трактат «Дидаскаликон», в котором были предложены разработанные им как классификация наук, подлежащих изучению в школах, так и методика обучения.

Помимо распространения церковных и светских школ средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. В ремесленной и торговой среде этот вид образования осуществлялся следующим образом: мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мастера учить судили представители ремесленного или гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от 2 до 6 и более лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не заработает себе средств на открытие собственной мастерской.

Для рыцарского воспитания мальчика в возрасте 10–12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажа, обслуживавшего главу семьи, мальчик учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь истинный» и учил грамоте. В 14–16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари. Идеал рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой, по тогдашним представлениям, нравственности, стал впоследствии эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем прослеживалась идея разностороннего развития личности.

Девочки из знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг. Обычно девочки получали домашнее воспитание.

Постепенное сведение образования к элементарному обучению в течение двух-трех лет, несмотря на количественный рост школ различного направления, приводило к снижению общего уровня образованности. Единственными учебными заведениями, сохранявшими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, – коллегия.

Вместе с тем музыкальное образование сделало значительный шаг вперед именно в средние века, так как изучение музыки входило в содержание богословского образования. Епископские кафедры, на основе которых впоследствии, в среднее и позднее средневековье, возникли университеты, стали центрами изучения музыки. Это определило тот подход к музыкальному образованию, который российские исследователи называют «умопостижением» (Г.Б.Корнетов, О.Е.Кошелева). Не случайно в средние века наиболее интенсивно развивалась теория музыки, в общем виде составившая впоследствии основу профессионального композиторского творчества. Была начата также реформа системы нотации.

Среди форм музыкального образования преобладало хоровое пение, так как для богослужения требовались профессионально подготовленные музыканты. Певчие воспитывались при церквях и монастырях. Прошедший курс обучения певчий должен был владеть вокальным искусством, помнить наизусть музыку и текст множества песнопений, осваивать новые произведения, уметь руководить хором, сочинять новые песнопения. Синкретичность музыкальной деятельности уже тогда предопределила будущий тип музыканта-универсала.

Тесная связь музыки и теологии способствовала тому, что многие выдающиеся мыслители средневековья оставили труды о музыке. Это трактат Августина «О музыке», фундаментальный труд Боэция «Наставление к музыке», трактаты Кассиодора. В этих работах рассматриваются вопросы ритма, метра, движения, а также воспитательной роли музыки. Боэций теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности, ее высшей ступени – квадривиума, который был положен в основу образования среднего и позднего средневековья.

В большинстве философских трудов того времени рассматривались вопросы музыкознания, связанные с многоголосием, что диктовалось предпочтением, которое отдавала христианская церковь церковному многоголосному пению. Только в XII в. католическая церковь приняла орган, оценив силу его психологического воздействия на людей. С этого периода начинается развиваться искусство игры на органе, которое передавалось от мастера-учителя к немногим наиболее способным ученикам.

В это же время в Европе начали появляться первые музыкально-педагогические руководства, ставившие своей целью оказание помощи музыкантам-практикам. В поле зрения педагогов стали включаться вопросы инструментоведения. Завершилась реформа системы нотации с нотно-линейным типом записи, в связи с чем возник еще один раздел теории музыки, связанный с обучением музыкальной грамоте (до того действовала устная традиция).

Необходимо отметить также значительное просветительское воздействие, которое оказывала церковная музыка на массы прихожан. В условиях, когда светская и народная музыка находились под полу запретом, церковная музыка распространялась на огромные массы людей. И хотя круг эмоций, дозволенных церковью для культовой музыки, был ограничен, все же музыка, звучавшая в церкви, несомненно, принадлежала к высокому духовному уровню. Это позволяет констатировать важную музыкально-просветительскую роль, которую сыграла средневековая католическая церковь, подготовив тем самым сознание людей к грядущим культурным переменам периода позднего средневековья, получившего название Возрождения.

Изобразительное искусство строилось без опоры на науку – только внимание и верный глаз художника. Телесность сохранялась лишь при заимствовании образов античного искусства (Орфей – образ юного Христа-пастыря). Однако эти заимствования длились недолго. На смену образу юного Христа пришел культ старчества со своим образным строем.

Основа обучения в этот период – механическое копирование. Однако в средневековом искусстве была система, которая пыталась нащупать некие закономерности построения изображения. Это система Виллара де Оннекура. Ее сущность – в построении отвлеченных математических расчетов, поиск геометрической закономерности, кабалистике чисел, а не в поиске закономерностей строения форм природы. В эпоху средневековья: основной метод обучения – копирование по образцам, способствовавшее развитию ремесленного труда; процесс обучения – самостоятельная работа в составе артели мастеров.

Культура Возрождения связана, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазии. Человек вновь главной темой искусства. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Это, безусловно, не означает, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой.

Поскольку бесценные образцы методической мысли, в основном, были утеряны в пылу борьбы с языческим искусством, заново разрабатывалась теория изобразительного искусства. Были заново открыты законы перспективы, оптики и данные об анатомическом строении человека. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. Мальчика 10-12 лет отдавали к мастеру, и он с первых дней начинал знакомить его с мастерством (ремесло – обучение искусству – работа). К 18 годам учитель мог поручить исполнение отдельных частей работы (например, Леонардо да Винчи, учась у Вероккио, написал ангела на работе «Крещение Христа» учителя). После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника, но мог и перейти к другому мастеру.

 У наиболее крупных художников воспитанники изучали:

 - ювелирное дело,

 - литературу,

 - математику,

 - скульптуру, живопись и архитектуру.

Основа обучения – рисунок. Система обучения рисунку тесно связана с композицией, поскольку он являлся подготовительной стадией к живописной работе. Если позднее, в академиях, рисунок как отдельный предмет преподавания стал самоцелью, то в эпоху Возрождения учитель, удостоверившись, что ученик правильно понял конструкцию и грамотно передал анатомическое строение, разрешал оставить рисунок на стадии аналитического построения. Рисовали на буковых дощечках, покрытых тонким слоем воска, неправильно проведенную линию или тоновое пятно заминали и заравнивали.

В это время появляются первые научные труды по изобразительному искусству.

Главенствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Очагами новой гуманистической культуры опять становятся кружки ученых, центром которых сделалась Платоновская академия в Италии, во Флоренции. Члены этой Академии трактовали основополагающие проблемы бытия, опираясь на философские идеи Платона.

Переводы литературных произведений классиков древности стали основным направлением развития культуры эпохи Возрождения, получившим название «филологический» гуманизм, который постепенно утратил общемировоззренческое значение. Гуманитарные знания, приобретаемые за счет досуга, дававшие образованному человеку внутреннюю свободу, уводили его от собственно гуманистического идеала, что в результате привело в конце XVI в. к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманистический идеал воспитания разносторонне развитой, активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность.

Те же самые тенденции прослеживались и в практике учебных заведений. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике, подражание стилю Цицерона в риторике стали основным содержанием образования. Споры гуманистов о содержании образования, отвечавшего бы духу времени, проявлялись в различных трактовках его содержания и предполагаемых результатов: с одной стороны, развитие личности как таковой, с другой – ее соответствие требованиям жизни, что находило отражение не только в сочинениях педагогов, но и в литературных произведениях.

В итоге можно сказать, что Возрождение было уникальнейшей из эпох, уделявшей главное внимание человеческой личности. По-своему интерпретирующий античный взгляд на развитие и воспитание человека, гуманизм эпохи Возрождения оказал значительное влияние на определение целей воспитания и в Новое время. Значение этого периода, заключается, в переходе профессионального образования в области "изящных искусств" на качественно новый уровень развития, связанный с академическим периодом, и формировании атмосферы давления среды как на систему школьного и школьных училищ, так и университетского образования в Европе в эпоху Возрождения и позднего Средневековья.

 

Литература к лекции:

Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. М., 1994. Т. I.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Верджерио Паоло о благородных нравах: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения / Ред. С.М. Стама. Саратов, 1984.

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г. Безрогова.М., 1990.

Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

Культура Возрождения и средние века / Ред. кол. Л.С. Чиколини и др.М., 1992.

Меньшова В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса / Учеб пособие. М., 1995.

Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре: Наука и культура / Под ред. Б.Ж. Келле. М., 1984.

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме во второй половине XIV – первой половине XV в. М., 1977.

Рутенберг Б.И. Культура эпохи Возрождения: средние века / Под ред. С.Д. Сказкина. Вып. 50. М., 1987.

Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. М., 1985.

Струков Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. М., 1980.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост А.И Пискунов. М.,1981.

Шмидт Карл. История педагогики: В 4 т. / Пер. Э. Циммермана. Т. 2. 3-е изд. М., 1879.

Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. Екатеринбург, 1993.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!