Горные страны - пещерные страны.
Спелеархеолог Юрин В.И.
На огромных просторах России расположено несколько горных стран: Карпаты, Крым, Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Эти территории богаты не только величественными вершинами и горными реками, но и подземными полостями (пещерами, гротами) и скальными навесами. Большая их часть расположена в предгорьях, в корстующихся породах: известняках, доломитах, гипсах и др. Спелеологами и другими исследователями на территории России на сегодняшний день выявлено более 6 тысяч пещер и гротов .
Горная страна | Количество выявленных | подземных полостей |
Алтай | около 100 | |
Кавказ | несколько сот | |
Карпаты | около 500 | |
Крым | более 800 | |
Саяны | около 100 | |
Урал | более 2000 |
Как видно из таблицы, Урал на сегодняшний день является самой богатой "Пещерной державой".
Регион Урала | Количество подземных полостей |
Южный Урал | более 1000 |
Средний Урал | около 1000 |
Северный Урал | более 100 |
Приполярный Урал | более 10 |
Полярный Урал | около 10 |
Но все данные цифры все же далеки от реального исследования спелеархсологов на Южном и Среднем Урале в последние годы показали, что подземных полостей в природе существует в 5 и более раз больше, чем зафиксировано.
Ряд пещер появились миллионы лет назад н уже разрушились, ряд имеют заваленный (погребенный) вход, а ряд - в настоящее время труднодоступны человеку.
ПЕЩЕРЫ -ЭТО НЕ ПРОСТО ПОДЗЕМНЫЕ ПОЛОСТИ.
|
|
Исследования в подземных полостях показывают, что во всех их без исключения с ранней поры четвертичного периода обитали животные и птицы. Хищники (пещерные гиены и львы) и другие животные устраивали в пещерах свои логова. Даже сейчас, несколько десятков видов животных и птиц (лисы, барсуки, полевые и летучие мыши, зайцы, козы, голуби и др.) пользуются пещерами как убежищами.
С началом похолодания на планете, древний человек вынужден был тоже использовать естественную защиту от холодных северных ветров, которые давали ему крутые склоны речных и озерных долин, изобилующих пещерами, гротами и скальными навесами. Человек охотно пользовался ими, как местами, удобными для обитания и надежными убежищами от хищных животных. Все последующие сотни и десятки тысяч лет, вплоть до этнографического времени, человек использовал пещеры как жилища, как святилища, как загон для скота, как место сокрытия сокровищ Даже в настоящее время люди укрываются под скальными навесами, в пещерах и гротах от непогоды, во время охоты, рыбалки и даже во время сбора грибов и ягод.
С пещерами связаны десятки легенд и преданий: о страшных чудовищах и несметных сокровищах, об исчезновении людей и животных; о разбойниках и конокрадах, о старцах-отшельниках (Игнатий, Аверкий) и народных героях (С.Разин, Е.Пугачев, С.Юлаев, О.Довбуш).
|
|
Изучением подземных полостей занимаются различные специалисты: спелеологи, биологи, карстоведы, палеонтологи, археологи, энтомологи и др. Первыми исследователями пещер в России были: в 18 веке - Рынков П.И., Палкин П.С., Лепехин И.И., в 19 - начале20 века - первые шурфы были заложены в пещерах Малаховым М.В., Руденко С.И., Мережковским К.С. В советский период и в настоящее время исследованием пещерных памятников занимаются: на Алтае - Вистенгаузен В.К., Деревянко А.П., Молодин В.И.
на Кавказе - Замятин С.Н., Любин В.П., Гусейнов М.М., Щели иски и В.Е.
на Украине - Бонч-Осмоловский ГА., Бибиков С.Н., Колосов Ю.Г., Мацкевый Л.Г., Бобровский ТА.
на Урале - Бибиков С.Н., Бадер О.Н., Канивец В.И., Гуслицер Б.И., Близнецов Е.П., Петрин В.Т., Сериков Ю.Б., Щелинский В.Б., Косинцев ПА., Широков В.М., Юрин В.И., Котов В.Г.
СОКРОВИЩА ПОДЗЕМНОГО МИРА
Пещерные памятники по сохранности археологических, остеологических и других материалов, превосходят большинство памятников, расположенных под открытым небом. В пещерах сохранились остатки древних людей и самая древняя настенная живопись. В подземных полостях, как в "консервной банке" природа законсервировала кости десятков видов животных (мамонт, носорог, пещерная гиена, лев, медведь, волк, бизон, лось, олень (благородный, северный, широкорогий), косуля, козел, лошадь, лисица, бобр, мелкие хищники и грызуны); птиц ( куропатка, глухарь, тетерев, гусь, утка) и даже рыб (карповые, осетровые, лососевые, жерех, окуни и т.д.). Все эти остеологические материалы хорошей сохранности. В рыхлых отложениях пещер содержатся материалы, связанные с жизнедеятельностью человека - это в первую очередь обычные кухонные и производственные остатки: целые, раздробленные и обожженные кости животных и птиц; предметы труда и быта из камня, кости, глины, дерева, меди, бронзы, железа и золота. Почти на каждом пещерном памятнике обнаружены фрагменты керамики от горшков, кубков, амфор, кувшинов, чашей, черпаков. На Сикияз-Тамакском пещерном комплексе обнаружены фрагменты керамики более чем от 100 сосудов. Встречается оружие - украшение.
|
|
В некоторых пещерах обнаружены тысячи находок - п.Денисова (Алтай), п. Айдашинская (Саяны), п.п. Чокурча и Кайное (Крым), п. Игнатиевская (Южный Урал), п. Медвежья (Средний Урал). В рыхлых отложениях подземных полостей прекрасно сохранились споры и пыльца растений и деревьев различных исторических эпох, а в верхних слоях и семена.
|
|
ПЕЩЕРА-ЖИЛИЩЕ
Человек, почти с самой колыбели, вынужден был использовать предоставленное ему природой жилье - пещеры, гроты и скальные навесы: п. Азыхская - больше 700 тысяч лет (Кавказ), грот Глухой - более 80 тысяч лет (Средний Урал). Они укрывали его от холода и ветра, дождя и снега. Исследования показывают, что 20-25% пещер и гротов удобны для использования их человеком под жилье. Человек чаще использовал сухие, объемные пещеры, с более-менее горизонтальным полом, с доступным полом, с доступным подходом плато от реки. При отсутствии таковых, он использовал любые пещеры, гроты и скальные навесы даже с северной экспозицией входа, особенно в зимнее время.
В пещерах и гротах в эпоху палеолита люди жили большим коллективом (20-50 человек), в более позднее время - небольшим коллективом, семьями. В более удобно расположенных пещерах и гротах (близость и хороший подход к воде, южная экспозиция входа, близость хороших охотничьих угодий, обилие производственного сырья) люди задерживались надолго. Культурные отложения в некоторых пещерах достигают более 5-6- м (п Денисова на Алтае, Кударо I и III на Кавказе). Материалы обнаруженные в ряде пещер, говорят о том, что люди использовали их во все исторические эпохи (п.Денисова на Алтае, п. имени АД. Сысоева на Южном Урале, п. Ахштырская на Кавказе, п. Прима 1 в Прикарпатье). В некоторых пещерах исследователями зафиксированы следы древних людей от кратковременных посещений полостей в период охотничьих походов. Это, в первую очередь, присуще Уралу, особенно в эпоху палеолита, небольшие группы охотников во все исторические эпохи, перемещаясь по долинам рек надолго не задерживались в пещерах и видимо, разогнав дичь, шли за ней дальше. Чаще всего люди покидали пещеры на более или менее продолжительное время. Это хорошо читается по разрезу рыхлых отложений пещер, где культурные слои чередуются со слоями, не содержащими археологических находок или полностью стерильными, говорящими о пребывании в этот период в пещере хищников. Древние люди при возвращении обычно не производили в ней каких-либо изменений, не очищали ее от крупных обломков и глыб, и от накопившихся наносов, а приспосабливались к создавшейся обстановке вне до тех пор, пока возможно было использовать ее для жилья. Обломки и мелкие продукты расхода известняков (разрушение стен и свода пещер в результате естественного процесса - морозного выветривания) постепенно заполняли объем полости, особенно ее предвходную часть. Несмотря на это, даже в палеолите, тем более в поздние эпохи выявлены случае, когда человек вымащивал дно пещер камнем, сооружал стечки-перекрытия входа в полость (грот Танцевальный на Южном Урале), а в огромных полостях строил дополнительное жилище. Особенно в поздние эпохи (средневековье) человек увеличивал объемы и форму полости (грот Монахов в Прикарпатье) в более мягких породах выдалбливал целые комнаты, залы, коридоры, кельи, ниши, колодцы и получались целые "города" (Мангуп и Чуфут-Кале в Крыму, Вардзия и Гегард на Кавказе).
В 1995 году на Южном Урале Челябинским спелеоархеологическим отрядом в береговых скальных обнажениях обнаружен пещерный комплекс - целый"город" или "поселок", названный Сикияз-Тамак. В комплекс входят 41 пещера и грот и 1 навес, из которых 7 погребены, а в 12 полостях обнаружен культурный слой.
Люди во все исторические эпохи, пользуясь природной дорогой рекой Ай не проходили мимо этого пещерного "общежития", использовали пещеры, как скрытое от глаз жилье разбойники и преступники, а с 17 века по начало 20 века и старообрядцы-раскольники, следы которых имеются в пещерах Украины и Южного Урала.
ПЕЩЕРНЫЕ СВЯТИЛИЩА
Уникальные объекты обнаруживают и исследуют ученые в подземных полостях. Это святилища, открывающие нам сложные, тайные страницы духовной жизни древних людей и их идеологические представления. Пещерные святилища являются местами поклонения, культа - первыми храмами на Земле.
Пещеры в культовых целях стали использоваться человеком еще в пустьерскую эпоху. Тогда посещение пещер было связано с культом медведя. В ряде пещер обнаружены медвежьи черепа, намеренно установленные у стен пещер или лежащие группами в тайниках: пещеры Азыхская, Кударо I и III, Верхняя - Цуцхватской пещерной системы на Кавказе, Заповедная на Южном Урале.
В пещерах только Южного Урала (Каповой, Игнатисвской, Колокольной)обнаружена настенная культурная живопись эпохи верхнего палеолита (13-14 тыс.лет ). В этих пещерах обнаружены как одиночные рисунки, так и группы рисунков или даже целые композиции. В основном композиции рисунков связаны и с охотничьей темой. Взору открываются изображение мамонтов, косогоров, оленей, лошадей и стрелы или колья. Также имеются и геометрические изображения.
Согласно гипотезе ученых в пещерных галереях Южного Урала проводился обряд инициации (посвящения). Главная цель проведения обряда - познание действительности в ее мифическом значении, осознание своего особого положения в природе, устремление в будущее. Подземная полость - это место, наиболее полно отвечающее главным условиям проведения обряда. Пребывание в ней приводит человека в суперстрессовое состояние. Пещера, выбранная для этого, становится "макроподанью" макромира и одновременно является запредельным миром, который человек старается покорить, поборов страх перед пороком.
В Игнатиевской пещере (Южный Урал) также обнаружены следы культа камня (системные негативы сколов со стен полости), входившего в более широкий цикл обрядовых действий.
Определяющим контакт пещерных святилищ является морфология самих пещер (огромный вход, своеобразные величественные залы с несколькими ходами, длинные коридоры, кольцевые ходы, узкие лазы, ниши, живописное убранство пещер) и сплошной мрак. Все эти особенности видимо органично включались во внешние атрибуты ритуалов и были элементами обрядов. Комплексное изучение этих первых святилищ прольет свет на формирование сознания и мировоззрения древнего человека.
К настоящему времени выявлено, что большинство языческих пещерных святилищ всех последующих эпох (неолит, энеолит, бронза, РЖВ и средневековье ) расположено в небольших естественных гротах (Крым, Алтай, Урал). До десяти святилищ выявлено только на Среднем Урале (Жилище Сокола, Капинская, Лаксейская, Лобвинская, Уньинская и др.). Даже в трех пещерах Полярного Урала обнаружены следы языческих святилищ.
Интересен факт, что почти во всех обследованных пещерах обнаружены наконечники стрел, различных форм и размеров, изготовленные из разных материалов.
Уникально святилище в пещере Камня Дыроватого,, сто на реке Чусовой (Средний Урал). Аналогов ему нет в мире. Несмотря на недоступность пещеры человеку, в пещере и под ней археологами обнаружено около 20 тысяч наконечников стрел из камня, кости, бронзы и железа. Охотники, проходившие и проплывавшие мимо пещеры, все последние 14 тысяч лет считали своей необходимостью запустить стрелу в черное пятно пещеры, или в "лицо идола" (естественное изображение на скале), или в возможно стоящие под пещерой у скалы деревянные идолы. Разные исследователи по-разному интерпретируют сущность культа данного памятника (поражение стрелой духа зла; обеспечение успеха охоты; поклонение горам, скалам, пещерам; обычай принесения в жертву тех стрел, с которыми посчастливилось на охоте; ритуального взаимодействия мужского и женского начала и т.д.).
По всей видимости (пока не доказано), во всех пещерах и гротах, где рядом на скале или при входе в полость есть наскальная живопись разных эпох (от неолита до средневековья), размещались святилища. В кале, рядом с Арасдановской , расположена одноименная пещера (река Уфа, Южный Урал). При обследовании пещеры обнаружены фрагменты керамики, а также сама морфология пещеры (потолок, переходящий в щель с нависающими над головой заклинившими глыбами; темный зал, расположенный под прямым углом к входу) и постоянно холодный поток воздуха, выходящий из пещеры с гулом, говорят о возможном использовании ее в культовых целях.
Очень интересны подземные культовые памятники Украины. В настоящее время зафиксировано их около 70, вырытых в лесовидных суглинках, или высеченных в скальных породах. Это: • 8-10 вв - пещерные монастыри Крыма • 10-11 вв - пещерные храмы в местах древних языческих святилищ • вторая половина 11-12 вв - формирование монастырей Древней Руси, которые, как правило, соседствовали с крупными населенными пунктами и отличались сложностью планировки, многофункциональностью отдельных структур и в последствии превращаясь в мощные ансамбли с наземными постройками (Кивско-Печерская Лавра, Троице-Ильинский монастырь в Чернигове, Монастырке, Бакоте и Василеве) • вторая половина 13, начало 14 веков - пещерные монастыри - своеобразные убежища периода монголо-татарского нашествия (Зверинецкие и Пироговские пещеры в Киеве, Васильков, Козин), в которых укрывались талантливые мастера прикладного искусства, просвещенные и просто грамотные люди.
• 14-17 вв - образование монастырей, монастырей-крепостей, скитов (Стради, Почаев, Сатанов, Китаевские, Софийские и Михайловские пещеры в Киеве; Елецкие в Чернигове, Молчалинские пещеры в Путивле, Славногорский и Григорие-Бирюков монастырь • 18- начало 20 вв - пещерные скиты отшельников.
Обособленностьэтихпамятников,вызваннаятаинственнымпокровом изучаемости и ошибочным мнением насчет малой информативности пещер при огромном риске и трудоемкости их исследований, неизбежно влечет за собой образование пробелов в познании прошлого.
ПЕЩЕРЫ-НЕКРОЛОГИ
С древнейших времен человек использовал подземные полости для погребения умерших. Древнейшие остатки человека (отдельные зубы и кости, фрагменты челюсти и черепной коробки были обнаружены на Кавказе в ашенских слоях пещер Кудар 1 и Азыхская; в тустьерских слоях пещер Джурунчулы, Бронзовой, Бреван 1, Сакажия, Ахштырской.
Бонч-Осмоловский ГА. в гроте Кинк-Коба (Крым) в 1924 году обнаружил костные остатки взрослого неандертальца и ребенка. Погребение было совершено в могильной яме, выдолбленной в скалистом дне грота. Часть костных остатков тустьерских людей была обнаружена в пещерах Заскальная V и VI и Староселье (Крым).
На Урале учеными было обнаружено всего 9 погребений (неолит, Р.Ж.В.) Уникален и огромен оказался некрополь пещеры Кайнос (Крым), где раскопками обнаружены остатки 135 человек, датируемые концом 7-5 вв до н.э. -6-7 вв н.э.
Очень интересны пещерные некрологи монастырей Украины (Киевско-Печерская Лавра), где унифицированные остатки сотен монахов.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЩЕРНЫХ ПАМЯТНИКОВ Несмотря на то, что пещерные памятники изучаются с конца 19 века, обнаруженные, тем более изученные объекты составляют "каплю в море неизвестного".
Даже крупные известные пещеры далеко не все подвергались обследованию археологов, а на тысячи небольших, неприметных подземных полостей во всех горных странах тем более никто не обращал внимания.
В природе имеется огромное количество разрушенных и погребенных пещер , не обнаруженных никем до сих пор.
За последние годы исследований на Южном Урале выявлено несколько сот пещер и гротов, удобных для использования их человеком; около сотни погребенных пещер, в которых видимо последние 5-10 тысяч лет не ступал человек. Также обнаружено несколько полупогребенных подземных полостей с закрытым крупными камнями и глыбами входом. Возможно, это Уральские "дольмены". Какие сенсации принесет вскрытие этих объектов, пока неизвестно. Ясно одно, что без постоянного комплексного изучения пещер в регионах, нет полной характеристики хозяйства и культуры той или иной эпохи, т.к. подземные полости есть везде, и в горах, и на равнине, и в лесу, и в степи. Для этого необходима огромная кропотливая работа и молодые, энергичные кадры.
ИСТОЧНИКВТОРОЙ.
Теоретические основы понимания истории (ШиловЮ. А.)
Основные положения новой концепции основ истории и цивилизации таковы: первобытнообщинный строй ("первобытный коммунизм ") изпачапьпо завершается длительным периодом "священной (а не "воеиной ") демократии " — когда ик воины, а священнослужители возглавляют общестао;
эти жрепы-праннтели ("первобытная интеллигенция")создают древнейшую государственность типа Аратты, котором яплнетсн апофеозом общинного строи (а не началом классовых (формаций) и зыждется па присущей ему естественной иерархии:
в основе государственностилежит, таким образом, интеллектуальный диалог человечества с мирозданием a не "классовая борьба"), направленный на сохранение и разработку естественной гармонии;
снимая всевозрастающие противоречия (изначально порожденные переходом к производящему хозяйству, а значит дисгармонией общества со средой обитания), жрецы-правители неизбежно сосредотачивают внимание на основном из этих противоречий —между бытием-и-небытием;
эффективнейшим способом снятия противоречий закономерно c тановится самопожертвованиенаблагонарода(мифоритуал Спасптельства) - на котором (а не "на обмане, насилии, эксплуатации") и зиждется «власть интеллектуалной элиты.
Данная концепция, основанная на синтезе источников и промежуточных выводов, объясняет и феномен государственности с рубежа 7- 6 тыс. до н. э., и сложение в рамках общинного (вернее дорабовладельческого) строя 4-2 тыс. до н. э. грандиозной системы святилищ-обсерваторий, протянувшихся от Британии до Зауралья; и роль индоевропейской цивилизации во всемирной культуре, и подлинное значение славянства в судьбах как индоевропейских, так и прочих народов. При этом концепция исторического материализма вовсе не отвергается - но "ставится на место" кок частный (сопряженный с классовыми формациями") и притом недоработанный случай изучения общеисторических законов.
Вспомним три источника и три составные части марксизма: с одной стороны, немецкая философия, английская политэкономия, французский коммунизм; с другой - диалектический материализм, прибавочная стоимость, классовая борьба.
Обисторической ограниченностироликлассовойборьбы- вовсе отсутствующей в доклассовых обществах прошлого и бесклассовых будущего — сказано выше. О прибавочной стоимости можно сказать — вопреки К.Марксу и вслед за упомянутым выше М.Д.Рудеико, — что она образуется не из организма эксплуатируемого пролетариата, а добывается из земли крестьянским трудом.
Длянаучного - открытия и обоснования этой вполне очевиднойистины основоположникам истмата следовало опираться на политэкономию не Англии (практически заменившей собственное сельское хозяйство грабежом колоний), но Франции (вполне его.сохранившим и гармонизировавшим с промышленным производством)... Такая ошибка, помноженная на злонамеренный волюнтаризм марксистов-ленинцев, дорого обошлась России да и всему человечеству. Ещё губительнее другие, ее столь наглядно проявляющиеся огрехи исторического материализма: вещизм, атеизм, поляризация и др.
"Материализм"истматаподобенсусальному"золоту".Померкам современной, а не ньютоновской физики(времен Маркса-Энгельса, отчасти продленных"Материализмомиэмпириокритицизмом"Ленина)вполне очевидно, что марксизм-ленинизм проигнорировал полевую, а тем более вакуумную первооснову сущего - отождествив материю с веществом, При этом его атомарная (и более дробная) структура спроэцирована на кажущиеся множественность,дискретность,"революционныескачки"мироздания- которые, действительно, присущи материальному миру, но лишь как частные случаи единства, непрерывности, эволюционного развития. Здесь, как и в политэкономии, истмат перевернул всё с ног на голову. Упущение вакуумно-полевой,существенно-содержательнойподоплекимирозданияпородило серьезные изъяны в понимании и его формальной, вещественной стороны. В этом, а не в "торжестве разума над суевериями", первоистоки и бездуховности, и безбожия "диалектического материализма". Полагая, что отметает идеализм и гегелевский Абсолют, -- он сам отсек себя от ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯилиВСЕЛЕНСКОГОРАЗУМА;индоевропейское,Русьюсохраненное понимание БОГА как(Счастливо нареченной) Доли ( — части-судьбы от некого Всеобщего Целого) довольно адекватно передаст сущность этой страшной утраты.
Геокосмические циклы
Говоря о геокосмических циклах — предопределяющих, в конечном счете, общее течение истории - мы подчеркнули рубежность современной эпохи. Эта рубежность не ограничивается окончанием уходящего и началом грядущего 1,5-тысячелетнего периода. Ибо диалектическое сходство между столь разными по своим качествам и уровням развития революциям — былой "Великой неолитической" и нынешней "Научно-технической " (с цепью от неё производных) -- указывает на завершение некого витка в развитии всемирной истории.
Что же было главнейшим в прожитом цивилизацией витке VII тыс. до н.э. - II тыс. н. э.? С чем подходит она к следующему циклу развития? Что станет определяющим на новом витке III... тыс. н. э. и насколько он будет продолжать традиции уходящего, нашего?
Рассуждения о формах и содержании оставим для специалистов-футурологов. Поговорим о той сути, которая открылась нам при анализе славянского корня индоевропейской, наиболее древней и развитой из цивилизаций Земли.
Главнейшим в уходящем витке развивающейся цивилизации было то, что оторвавшееся (своим переходом от присваивающего к производящему хозяйству) от пуповины матери-природы человечество не погибло в порожденных таким отрывом противоречиях, а научилось хоть как-то с ними справляться. Справляться с вещественными ("материальными ", как показалось было эллинам, а затем и марксистам) их проявлениями.
Посредством этого, но отнюдь не с этим подходит наша цивилизация к началу очередного витка. Она подходит с пониманием того, что первоосновой материального мира является вовсе не вещество, а поле, — его-то и предстоит осваивать человечеству на грядущем витке. И снимать уже не так социально-экономические, как"божественно-человеческие" противоречия.
Именно почитание Бога (Информационного Поля и т. п., как его нынче всё определенней понимает наука) должно связать и уже начинает связывать уходящий и грядущий витки диалектической спирали истории. Оптимальнейшим нструментом культуры был, есть и останется то же: Спасительство как Снятие противоречий - сводимых, в конечном счете, к противостоянию бытия-и-небытия.
«Бытие», насколько мы его теперь понимаем, — это вещественная сторона материального мира; «небытие» - полевая. На грядущем витке приоритеты их в культуре должны поменяться - и в этом суть поджидающих человеческий мир катаклизм; из этой же сути выводимы столь привлекающие футурологов содержания и формы неизвестного завтра.
Русь более иных стран подходит для зародыша Завтра. (В этом её беда, но и будущность тоже.) Ибо она хранит корень индоевропейской - самой жизнестойкой и прогрессирующей из цивилизаций Земли. Ибо она духовна — а значит предрасположена к вниманию Информационного Поля. Ибо она, Православная, не утратила живого родства со Спасительством — которое выходило из пелен на протяжении витка уходящего, но воистину будет править миром на протяжении витка предстоящего...
Спасется Русь - спасутся с нею и народы Земли Москва - РОД 20.02.1997
5»
|
| СХЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ: | ||||||||||||||||||||||||||||
Территтория | Месопотамия | Малая Азия | Подунавье | Аратта - Арсания - Русь | Новгородчина | Прибалтика | Греция | Италия | Л£»
| |||||||||||||||||||||
ПоднепровьеТамань | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Циркумлонт | л иска я зона |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
882г. 862г. |
| Г.
|
| t ^ | Киевская Русь ^ Олег г Аскольд и Дир | ^__JV^ | Рюрик -варяг | t | Византия | t 1 |
| |||||||||||||||||||
IV века н.э. 1 |
|
|
|
| поляне Ч. i A > | Тмутэраканьск.> | \ | Руян |
| 1 | ||||||||||||||||||||
венды «
| —— f ' 4 | ——Ар | _* —— | *^~~—— -^ | ^ | ——— \ ———— | 1 | г | ||||||||||||||||||||||
1 в. до н.э. V |
|
|
| норики венеды | Гелон | сани | 11 (С)Индика | РУ | сы~*--~ прусы | |~^^ | Рим | |||||||||||||||||||
в. до н.э. X |
|
| / | ^ | Скифия Типерборея» А | Кий. Щек. Хорив Ор(ий) |
|
|
| ~~этруски венеды | ||||||||||||||||||||
« | XI в. до н.э. |
|
| Троянская £• —— -война | - ——— —— —— * | Арта | 1 Ки А^ | лмерия г |
|
| 1 Греция | переселение из Трои венедов и др.
| ||||||||||||||||||
ч 1 ¥ .1 •«•_ 1 <«*ча V | XII в. до н.э. XVI ' |
|
| Троя VI | фракийцы | 1 /\ частичное nepei ариев в Индию i | II еление др.
|
|
| —— t ———— пелазги лелеги | переселение из Трои пелазгов и др.
| |||||||||||||||||||
XVII в. до н.э. XX | Митанни и др. Вавилон | Троя V -*—___ | — —— _III | t | ^\ |
| .^•^^^^и^-^^—— | ———— — =*. прибалты германцы | пелеги | переселение из Греции лелегов |
| |||||||||||||||||||
XXIII в. до н.э. XXIV | Шумеро-Аккад- .
| Троя III |
| лелеги— - —— угасание А Арами ———— • | х — «
|
| /.
| сТ/>Л#А Гор' ? ftptAl/iM | ||||||||||||||||||||||
середина IV тыс. | зарождение Шумера •1 — —— | ТрояО | арх. культура Лендель | расцвет Аратты зарождение |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
V тыс. ДОН» |
| II волна переселения индо европейцев в Подунавье | арх.культура• Винчаs' | перемещение1 центра Аратты из Подунавья (арх. к. в Поднепровье (а | юян-Кукутени) х к. Триполье) |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
VI тыс до нз |
| угасание Щу-эден-• на-ки-дуга | образование древнейшего в мире г-ва Аратты (арх. к. Кер»
| Шу-нун Каменная Могила) .и) |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
около 6200 г. до н.э. |
| экспедиция жре-цов-правителей Шу-эден-на-ки-дуга вокруг Черного моря | арх. культура Кереш: 1 волна преселенцев из Малой Азии | посещение ily-нуна экспедицией из Шу-эден-на-ки-дуга |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
VII тыс. до н.э. |
| расцвет Шу-эден на-ки-дуга (Чатал-Гуюк) |
| начало летописи Шу-нуна |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
с XII тыс. до н.э. |
|
|
| зарождение в Восточной Европе Аратты и святилищ Шу-нуна [Каменная Могила) |
|
|
|
| - | |||||||||||||||||||||
С„. | £/~W П£"Г | ( | ~РСОР£Я\ Т) индоевропейская Аратта - Арта-Арсания (Мер» [рариезированная Синдика-Сиеерщина (Чернигс \Увенедско-полянская Киевщина; О венедско-русская Новгородчина. Л'и. зародившейся в | асщина); | = С0ХА «
| |||||||||||||||||||||||||
Резюме: Русь - хранитель этно-исторического ядра индоевропейской общнос Циркумпонтийской зоне VII - IV - ... тыс до н.э |
| |||||||||||||||||||||||||||||
Русская музыка, близкие небеса, Синеющий лес, - закатная полоса Переходит в рассвет, крепостные ворота Открываются, и вселенной рассвет Обнимает дубы, льется тысяча лет Из кувшина, - и черт посреди огорода Окончательно спутался, - русский мужик Загадывать мастер, и нет разгадки, - Пастушок взял свирель, и пламя среди межи Очарованной саламандрой лижет пятки, - Льется тысяча лет, это дух огня, - Совершенной прохладой, - тебя, меня Овевает, - русская музыка, лето, Возвращенный, потерянный и совершенный рай, Конь, отпущенный скорбь тому, поднимается где-то, Встает из клевера, - только играй, - На пустынной свирели, полуприкрыв глаза, Вброд переходя поток, чей путь в небеса...
ГЛАГОЛ ЧЕТВЕРТЫЙ.
НАРОДЫИГОСУДАРСТВАДРЕВНЕГОВОСТОКА.
РЕЧЕНИЕ ПЕРВОЕ.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ.
Из "Истории" Геродота Описание строительства пирамиды Хеопса, пересказанное древнегреческим историком Геродотом, жившим в V в. до н. э., .
124. ...Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше, до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды... Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя... и сложена из тесаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной по крайней мере в 30 футов.
125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах, почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле. На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра.
Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев (для усыпальницы).
ИСТОЧНИК ВТОРОЙ.
«Повествовании о Египте» Абд-аль-Лятиф
«Пирамиды построены из огромных камней от десяти до двадцати локтей длины, от двух до трех локтей высоты и такой же ширины. Но особенно восхищает удивительная тщательность, с какой эти камни обтесаны и уложены. Плиты так хорошо пригнаны, что между ними ^игде нельзя просунуть ни иголки, ни волоска. Соединены они строительным раствором слоем не толще листка бумаги; не знаю, что это за раствор, состав его мне совершенно неизвестен. Камни покрыты древними -письменами, которые ныне уже никто не может прочесть. Во всем Египте я не встретил никого, кто бы сказал, что умеет читать это письмо или знает такого человека. Надписей тут великое множество, и если бы у кого-нибудь возникло желание переписать только те из них, что видны на поверхности этих двух (самых больших) пирамид, он заполнил бы ими свыше десяти тысяч страниц».
ИСТОЧНИКТРЕТИЙ.
Аль-Масуди «Арабским Геродотом» называют основателя и крупнейшего авторитета арабской историографии аль-Масуди. Аль-Масуди подробно уписал пирамиды.
«Сурид, сын Шалука,сына Сормуна сына и т. д., один из египетских владык до всемирного потопа, построил две большие пирамиды. Неизвестно почему позднее они получили название от мужа по имени Шеддад, сына Ада, ибо были построены не членами рода Ада, ведь те не могли завоевать Египет, поскольку не обладали силой, которая была у египтян, владевших волшебными чарами. Поводом к строительству пирамид послужил сон, который увидел Сурид за триста лет до потопа. Пригрезилось ему, что земля залита водой, а беспомощные люди барахтаются в ней и тонут, что звезды в смятении покинули пути свои и со страшным шумом падают с неба. И хоть сон этот произвел на властителя сильное впечатление, он никому о нем не рассказал, а в предчувствии ужасных событий созвал священнослужителей со всех концов своей страны и тайно поведал им о виденном».
Те предсказали ему, что государство его постигнет великое бедствие, но по прошествии многих лет земля снова будет давать хлеб и финики.
«Тогда властитель решил построить пирамиды, а пророчество священнослужителей повелел начертать на столбах и больших каменных плитах. Во внутренних помещениях пирамид он укрыл клады и другие ценные вещи вместе с телами своих предшественников. Священнослужителям он приказал оставить там письменные свидетельства о его мудрости, о достижениях наук и искусств. После чего велел построить подземные ходы до самых вод Нила. Все помещения внутри пирамид он наполнил талисманами, идолами и другими чудодейственными предметами, а также записями, сделанными священнослужителями и содержащими все области знаний, названия и свойства лечебных растений, сведения, касающиеся счета и измерений, дабы сохранились они на b3e°:?eT ихразуметь».
Далее аль-Масуди дает описание трех «пирамид Нила», то есть пирамид в Гизе. Перед первой пирамидой, очевидно, пирамидой Хуфу, находится «зал с колоннами, построенными из каменных плит, соединенных свинцом»; в другой, «западной» (вероятно, пирамиде Хафра), имеется «тридцать помещений для священных символов и талисманов из сапфира, для оружия из нержавеющего металла и предметов из гибкого небьющегося стекла». В третьей пирамиде, «цветной» (то есть пирамиде Мен-каура, поскольку нижняя ее часть была выложена плитами из розового гранита), «покоились тела мертвых священнослужителей в саркофагах из черного гранита и рядом с каждым лежала книга, в которую были зане-сены таинства его профессии и его деяния при жизни...».
«Властитель назначил к каждой пирамиде по одному стражу. Стражем восточной пирамиды была статуя, высеченная из гранита, с оружием, напоминающим копье; на лбу ее был укрыт змей, готовый накинуться на всякого, кто приблизится, обвить его шею, задушить, а затем вернуться в свое прибежище. Страж западной пирамиды был из черного и белого оникса; он сидел на троне, вооруженный копьем, и метал искры из глаз; стоило кому-нибудь появиться у входа, как сразу раздавался глухой звук, и пришелец умирал. Цветной пирамиде он определил в сторожи статую на постаменте, у которой была такая сила, что она могла сбить с ног и умертвить любого человека. По окончании строительства властитель отдал пирамиды в распоряжение духов и повелел, чтобы им приносились жертвы. Так он воспрепятствовал появлению внутри пирамид посторонних, за исключением тех, которые по своему сану были достойны получить на то соизволение...»
«Духа северной пирамиды видели в обличье безбородого юноши с длинными зубами и пожелтевшей кожей. Дух западной пирамиды — обнаженная женщина, которая завлекает людей и насылает на них болезнь; ее можно увидеть ровно в полдень и при заходе солнца. Дух цветной пирамиды — старец, который бродит вокруг нее, размахивая огнем в сосуде, подобном кадильнице из христианского храма; таким его увидели".
Аль - Масуди сообщает, что Сурид арабскими буквами начертал на пирамидах следующие слова: «Я, властитель Сурид, построил эти пирамиды за шестьдесят лет. Пусть попытается тот, кто придет после меня, уничтожить их в течение шестисот лет! А ведь уничтожать легче, чем строить. Я одел их в шелка, пусть же попытается покрыть их рогожей."
ИСТОЧНИК ЧЕТВЕРТЫЙ.
Поучение Хёти, сына Дуауфа, своему сыну Пепи Это литературное произведение, созданное в эпоху Среднего царства,
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!