Донецкая катакомбная культура (очаг металлообработки)



ü Памятники приурочены к бассейну среднего и нижнего течения Северского Донцы и к правобережью Нижнего Дона

ü Большинство захоронений «впущено» в курганы ямного времени

ü В катакомбе умерший лежал в скорченном положении на правом боку лицом ко входу, посыпали красной охрой, вход в дромос закрывали плитами, камнями, деревом и дёрном

ü Погребённого сопровождал инвентарь, в основном, керамика (округлобокие горшки с прямой шейкой и кубки, украшенные отпечатками шнура и гребенчатого штампа, образующий круги, сложные спирали, полукруглые фестоны, горизонтальные полосы);изредка встречаются курильницы-небольшие чаши с внутренней перегородкой на крестовидной ножке-подставке для сожжения благовоний; изделия из камня и кремня(скребки, наконечники копий и стрел, навершия булав, топоры-молотки, песты, терочники); много металла в орудиях и украшениях(которые копируют кавказские образцы) таких как желобчатые долота, кинжалы, подвески, бусы, крюки с раскованными втулками, медальоны;

ü Тесная связь с Кавказом из-за схожести изделий, а также из-за использования привозных мышьяковых бронз

ü Достаточно самобытный местный очаг металлообработки, т.к. специфическая форма донецких втульчатых топоров с укороченным клином (колонтаевский тип), существует серия погребений кузнецов и литейщиков(Пришиб,Краматорск)

Манычская (предкавказская) культура (очаг металлообработки)

ü Калмыкия, Ставропольский край, часть Ростовской области

ü Своеобразные формы ножей

ü Погребение литейщика(хутор Веселая Роща)

 

Бронзовый век. Вопрос 10. Культура раннего (Троя – 1) и среднего (Троя -2, 3) бронзового века.

Частью системы ЦМП является территория Древней Анатолии. В Анатолии в раннем бронзовом веке особая роль принадлежала западному или троянскому металлургическому очагу. Продукция представлена коллекциями металла Трои I и ряда эгейских островных поселений (Полиохни, Терми). Состоит из втульчатых топоров, вогнутолезвийных кинжалов, ножей, плоских тесел-долот. Отлиты из мышьяковых бронз.

Культура Трои I

Территория: холм Гиссарлык (9 слоев от III тыс. до н. э. до римской эпохи; бронзовый век – 6 нижних поселков Трои; первый из них – культура Трои I).

Постройки: четырехугольные дома с портиком, открытым во двор (дома мегаронного типа). Стены – из камней, скрепленных глиняным раствором. Поселок окружала каменная стена с башнями и узкими воротными въездами. В домах – большие сосуды для хранения зерна.

Хозяйство: выращивали пшеницу, ячмень, просо. Разводили коров, свиней, овец и коз. Готовили в печах.

Орудия труда, оружия: из камня – сравнительно редки – ножи и вкладыши серпов из кремня, сверленые боевые топоры, молоты; навершия булав из нефрита и обсидиана; множество пряслиц и грузил для ткацкого стана (свидетельствуют о широком распространении ткачества).

Керамика: без помощи гончарного круга. Серая, коричневая или красная посуда, иногда украшенная резным геометрическим орнаментом, заполненным белой пастой. Типичны сосуды на кольцевом поддоне, кувшины с наискось срезанным горлом, трехногие кувшины и горшки.

Хозяйственные/торговые связи: в основном в сторону Балканского полуострова, в пределы очага металлообработки Эзеро (охватывал в III тыс. до н.э. северо-восток Балкан, долину нижнего Дуная, т.к. роднят сходные по составу мышьяковые бронзы, аналогичные типы тесел, долот и кинжалов). Отличия в спорадическом применении наряду с мышьяковым металлом чистой меди. Кроме того, здесь отливались втульчатые топоры с длинным клинком (редкие в Анатолии). На Балканах имеются и литейные формы для изготовления этих топоров. В верхних напластованиях Эзеро встречается керамика, сходная с посудой Трои I. Значительную близость обнаруживают орудия труда и оружие обеих культур из камня, кремня, кости и рога, а также украшения. Вероятно, на территории Балкано-Дунайского региона, Северо-Западной Анатолии и некоторых эгейских островов развивалась близкая культура этнически родственных племен.

Особенности культуры Эзеро: топография поселков, характер строения жилищ. Телли культуры Эзеро располагаются возле рек, озер, других водных источников. Эпоха не обнаруживает никакой связи с предыдущей культурой, но большая часть построек -на основе предыдущих телли энеолита. Некоторые телли обнесены камнем, само Эзеро в поздние этапы имело двойную линию обороны. Жилые дома были построены из переплетенных лозой деревянных строек, обмазанных глиной. Найдены подковообразные в плане массивные печи, открытые очаги, площадки для сушки зерна, зернотерки.

Основа жизнеобеспечения -земледелие (ячмень, пшеница, вика, виноград и горох) и скотоводство (мелкий рогатый скот и свиньи), крупный рогатый скот теряет свое значение.

Культура Эзеро -резкий разрыв с прежними культурами энеолита, «варваризация».

Троя II-III

Поселение Трои II возникло сразу после разрушения Трои I. Следы какой-то катастрофы по западному и юго-западному побережью Анатолии, даже в тех районах, где культура Трои I была неизвестна. Это было либо военное вторжение с Балкан, либо землетрясение- неизвестно.

Город окружен мощными стенами – за ними: мелкие хозяйственные постройки и комплекс дворцового типа. Среди них -мегарон, длиной 35 м, малые мегароны (возможно храмовый комплекс). Некоторые предполагают, что Троя II была царской крепостью в государстве, которое объединяло Троаду, Галлипольский полуостров и часть прибрежных островов Эгейского моря.

В период Трои II- III -блестящий металлургический расцвет Анатолии. Появляются серии бронзового оружия, орудий труда, украшений. Кинжалы, боевые топоры, секиры, скипетры, копья с прорезями на пере, плоские тесла, ножи с дугообразноизогнутыми лезвиями. Впервые -не только мышьяковые бронзы, но и оловянные. Серийное производство подтверждается находками множества форм для литья из глины и камня.

Ювелирное искусство: 19 троянских кладов (Г. Шлиман, XIX век). Около 10 тысяч предметов, в основном золотых (сосуды, серьги, височные кольца, бусы, браслеты, булавки и пр.). Основная часть -заключительный период существования Трои-II.

Керамика культуры Троя II-III частично изготовлена на гончарном круге и покрыта красной облицовкой. Формы посуды: антропоморфные «лицевые» кувшины, кубки с двумя петельчатыми ручками, миски с одной или двумя ручками, сосуды в виде животных и др.

Центральная Анатолия – еще один очаг металлургии. Местечко Аладжа Хейюк, около Богазкея – «царские» захоронения. Огромные прямоугольные ямы с камнями по краям. Поверх -накат из деревянных балок; на них – ряды бычьих голов и ног (остатки погребальных пиршеств). В каждой могиле -скульптурное изображение быков и оленей, украшенные инкрустацией из золота и серебра. По-видимому, помещались на концах деревянных штандартов (их несли перед погребальными носилками). Также в погребениях были бронзовые ажурные «солнечные диски», украшенные по краям шумящими привесками в виде птиц и животных. Среди погребальных даров – два кинжала из метеоритного железа с позолоченными рукоятями, диадемы из листового золота с ажурными узорами, золотые фибулы различной формы, браслеты, тысячи золотых бусин, масса сосудов из бронзы, меди, золота и серебра.

Вооружение погребенных: мечи, кинжалы, секиры с зубчатым рабочим краем, наконечники копий.

Близкие формы вооружения были найдены в других памятниках Центральной и Припонтийской Анатолии (Хорозтепе, Махматлар). Многообразие драг.металлов говорит о далеко зашедшем процессе социального расслоения.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!