Каменный век. Вопрос 12. Палеолитическое искусство



Нижний палеолит

Находок крайне мало, но первые свидетельства об подобной деятельности гоминид - например, раковина возрастом ок. 500 тысяч лет, на которой питекантроп из Триниля(о. Ява) нацарапал некий зигзагообразный узор, который считается древнийшим образцом гравировки.

Средний палеолит. Мустье

Основные носители - неандертальцы

Искусство в эпоху мустье тесно связано с зарождающимися религиозными представлениями и ритуалами. Среди небольшого количества найденных предметов этого времени, носящих следы искусственной обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются изготовленные из костей или зубов животных амулеты, из которых могли быть составлены целые ожерелья или браслеты. При их создании применялась полировка и гравировка.
 В период перехода от мустье к верхнему палеолиту появились ожерелья, изготовленные из распиленных и просверленных раковин морских моллюсков. Об этом говорят бусины из белемнита, найденные в палеолитическом поселении Костенки (Дон, Воронежская обл.). Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция).

Появляются первые схематические изображения животных и первые музыкальные инструменты, так называемые "неандертальские флейты"

Находят свидетельства культа животных, например, находка отдельных их частей, сложенных в определенном порядке

Именно в период Мустье появляются погребения и погребальные сооружения (выкопанные/выдолбленные ямы, в кот. присутствует и сопроводительный похоронный инвентарь, предметы искусства)
Верхний палеолит

Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствуют о завершении формирования сознания, о формировании нового типа человеческой деятельности, направленной на "копирование" мира, создание его модели
Искусство может подразделяться на монументальное (наскальная живопись и гравировка, барельефы) и мелкое, "мобильное"(мелкая пластика, статуэтки, орнаментированные вещи)

Основные сюжеты пещерной живописи и мелкой пластики - зооморфные и антропоморфные, причем считается, что зооморфные сюжеты появились раньше. Отдельно выделяют отпечатки и пятна на различных поверхностях (например, пещера Тюк де Одубер - следы ребенка, примерно 3-4 лет, который пытался слезть с уступа, хватаясь пальцами за мягкую глину, но потом ему это надоело и он стал чертить пальцем "узоры"), а также знаки (петроглифы)
Наиболее часто встречающимися в сюжетах животными являются быки, лошади, мамонты, олени, носороги и другие. Пример - изображение мамонта в Каповой пещере на Южном Урале, или лошади, пораженные стрелами, в пещере Ляско (учебник, стр.81).

Изображения человека более редки и более условны, чаще встречаются антропоморфы, объединяющие в себе черты животных и людей, считается, что такие сюжеты изображают участников обрядов, связанных с охотничьей магией(например, имитация охоты и поражения животного, которая должна была принести успех в реальной охоте). Пример - фигура "шамана" из пещеры Трех Братьев во Франции(стр.81)
Но, все же, изображения "классических" людей присутствуют. Например, пещера Ла Марш, в которой найдено большое количество портретов людей, выполненных как в "плоской" технике, так и гравировкой
Для создания наскальных изображений использовались минеральные красители - мел, охра желтого, красного и вишневого оттенков, уголь.

Кроме настенной живописи, представлены еще и рельефные изобржения, представленные в технике гравировки и пикетажа(формирование изображения путем "выбивания" точечных углублений). Например, группа бизонов из пещеры Тюк де Одубер во Франции, или упомянутые портреты в Ла Марш

Искусство малых форм

- Статуэтки людей, животных, пластинки с гравированными изображениями

Статуэтки животных (мамонты, бизоны, лошади, пещерные медведи) могли использоваться для магических обрядов. Например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в ямках-хранилищах под полом жилищ, есть находки и в погребениях (лошадка со ст. Сунгирь)

Кроме млекопитающих, изображаются птицы, рыбы и змеи, найдены как скульптурные образцы (стоянка Мальта, водоплавающие птицы в движении, выгравированные на пластинке из бивня мамонта извивающиеся змеи), изображения рыб и змей известныи по стоянкам Западной и Восточной Европы

Среди антропоморфной пластики преобладают "палеолитические Венеры" - изображения женщин, мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток выполнена в полный рост, хотя известны и отдельные женские головки или же отдельные части тела.
Европейские статуэтки изображают женщин обнаженными и с подчеркнутыми женскими формами, статуэтки часто украшены орнаментированными поясами и лентами, браслетами, и даже иногда кольцами. Иногда имитируются сложные прически или головные уборы. Стройный тип "Венер" встречается в основном на сибирских стоянках (например, Буреть в Иркутской области). Особенностью некоторых фигурок является сплошной орнамент, изображающий меховую одежду с капюшоном.

Реализм женских изображений и акцентирование половых признаков, отображение признаков беременности, а также сам факт широкого распространения такого типа статуэток позволяет говорить о значимости материнского начала, предполагают, что именно в верхнепалеолитическую эпоху формируется культ женщины-матери и хранительницы очага.
Такие статуэтки могли служить талисманами, оберегами, использоваться для магических обрядов

Основными материалами для мелкой пластики служили кость, янтарь, мягкие сорта камня. Встречаются и изделия из обожженной глины (стоянки павловской культуры (Чехия, Моравия, 28-26 тыс.л. до н.э) - статуэтки женщин и животных). Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжига керамики и множество ее фрагментов, это первое свидетельство использования человеком керамических изделий

Особый вид палеолитического искусства - орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости, орудиях труда. Мотивы орнаментов очень разнообразны - от простейших фигур и насечек до сложных орнаментов. Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах - чаще всего по 2,5,7 и кратные им.
На основе этого выдвинута гипотеза, что именно в эпоху верхнего палеолита начал зарождаться счет

Кроме изобразительных, существовали и иные формы искусства - музыка, танец. Об этом свидетельствуют находки флейт и свирелей.

 

 

Бронзовый век. Вопрос 1.

Закономерности и этапы (фазы) развития металлургии меди и бронзы и динамика распространения металлургических знаний в эпохи неолита, энеолита и бронзового века.

 

В настоящее время различают четыре основных этапа развития древней металлургии:

· Этап «А» - применение самородной меди, к которой относились, как к разновидности камня. Метод обработки – сначала, холодная ковка, затем – горячая.

· Этап «В» - открытие плавленой самородной меди и появление первых изделий, отлитых в открытых формах.

· Этап «С» - два важнейших открытия:

o Выплавка меди из руд, т.е. начало действительной металлургии

o Усвоение упрочнения меди ковкой (техника «наклёпа»)

Впервые применяется литьё в разъёмные и составные формы.

· Этап «D» - переход от меди к бронзам – сначала мышьяковистым, затем к оловянистым. Распространяется литьё в закрытых формах, литьё по восковым моделям и т.д.

С каждым этапом развития связан свой набор находок:

Этапы «А», «В» - единичные изделия: мелкие украшения и редкие колюще-режущие орудия;

Этап «С» - более значительные серии медных изделий, внедряются в производство топоры и другие орудия рябящего и ударного действия (тёсла, долота, мотыги, молотки). Впервые появляется колюще-режущее оружие (кинжалы, наконечники копий и др.);

Этап «D» - появляются мечи и наконечники стрел, совершенствуются формы копий, кинжалов, боевых топоров.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 645; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!