Суждение Ирода об Иисусе (14:1-2).
1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
Итак, личностью Иисуса заинтересовался четвертовластник Ирод. Это Ирод Антипа. Слово «четвертовластник» – буквальный перевод с греческого «тетрарх». Напомню, что после смерти царя Ирода Великого, который умер в 4 году до РХ, римская провинция Иудея была разделена на четыре области, в которых под римским началом и правили так называемые «тетрархи» (буквально «четвертовластники»), сыновья царя Ирода. Один из них, Ирод Антипа, получил в наследство Галилею и Перею. Он правил с 4 г. до РХ до 39 г. по РХ. Матфей здесь правильно называет его четвертовластником, а Марк неправильно называет его царем. Нет, после смерти царя Ирода Великого Иудея больше никогда не имела царя. Почти вся земная жизнь Иисуса протекла в эпоху правления Ирода Антипы и большей частью в пределах границ его владения – Галилеи. Поэтому, когда мы читаем «Ирод», мы не должны путать этого тетрарха, Ирода Антипу, с его отцом – царем Иродом Великим, тем самым, с которым встречались волхвы с Востока и по приказу которого были избиты Вифлеемские младенцы.
Мы уже читали о том, что Иоанн Креститель находился в темнице (Мф 11:2). Теперь последует рассказ о его смерти. Он был казнен по приказу Ирода Антипы. Но правителя, по-видимому, мучила совесть и не покидала мысль об умершем пророке Иоанне, столь популярном в народе. Теперь он, услышав о новом пророке Иисусе и решил, что это пришел убитый им Иоанн Креститель, чтобы отомстить ему: « это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых».
|
|
Ориген, богослов и знаток Писания III века, в связи с этим высказал интересное предположение. Поскольку Мать Иисуса Дева Мария и мать Иоанна Крестителя Елизавета были близкими родственницами (Лк 1:36), сами Иисус и Иоанн тоже были в родстве. И вот Ориген рассказывает о предании, согласно которому Иисус и Иоанн внешне были очень похожи. Если дело действительно так обстояло, то подозрения Ирода имели для него основания. Иисус – воскресший Иоанн. Этими соображениями он делится со своими приближенными.
Если уж речь зашла об Ироде Антипе, то стоит упомянуть о том, что сам он плохо кончил. Его военные неудачи иудейский народ считал, как пишет Иосиф Флавий, «следствием вмешательства Бога и справедливым наказанием за то, что он причинил Иоанну, которого называли Крестителем»[173]. Умер он не у себя на родине, а в далекой Галлии, куда был сослан императором Калигулой, потеряв всё: и свое состояние и свою провинцию. Всё это подробно и красочно описывает Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях».
|
|
Далее в Евангелии от Матфея следует популярная версия о причине казни Иоанна Крестителя и о том, как она совершилась.
Смерть Иоанна Крестителя (14:3-12).
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. 5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. 6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. 8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. 9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице. 11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. 12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
Здесь евангелист Матфей, сокращая несколько более подробный рассказ Марка (Мк 6:14-29), следует популярной версии истории, то есть тому, чтó говорили в народе. Мол, Ирод Антипа преследовал и, в конце концов, умертвил Иоанна за то, что тот обвинял его в нарушении Закона, то есть в прелюбодеянии. Правда глаза колола. Что касается не народной молвы, отраженной в Евангелиях, а историка Иосифа Флавия, то он пишет, что Креститель был казнен по политическим причинам, а не потому, что он обвинял Ирода Антипу и Иродиаду в прелюбодеянии. Вот слова Иосифа Флавия:
|
|
«Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу … не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в крепость Махерон и там казнен»[174]. Мрачная крепость Махерон была построена на скале, окруженной ущельями, и возвышавшейся над восточным берегом Мертвого моря.
Евангелисты же воспроизводят широко распространенный в народе рассказ. Мы читаем о самом Ироде Антипе, его жене Иродиаде, его брате Филиппе и о дочери Иродиады, имя которой не названо, но сохранилось в предании. Ее звали Саломия (или Саломея). Вообще говоря, брачные связи большой семьи Ирода Великого очень запутаны, и мы не станем в них разбираться, оставив эту заботу историкам. Ясно одно: его сын Ирод Антипа женился на своей невестке Иродиаде, которая была, во-первых, его племянницей, а во-вторых женой его брата Филиппа. Тем самым Ирод Антипа нарушил иудейский закон («Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев 18, 16)) и преступил все нормы приличия и морали. Из-за этого прелюбодейного брака, за то, что Ирод Антипа сознательно соблазнил жену своего брата, Иоанн Креститель укорял его.
|
|
Как сообщает Матфей, Ирод «хотел убить Иоанна, но боялся народа». Марк пишет, что Ирод, несмотря на обличения Иоанна Крестителя, все же боялся и уважал его. Но не такой была злая Иродиада: она была непримиримо враждебна к Иоанну и твердо решила убрать его с дороги. Она воспользовалась моментом на пиру в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали придворные и военачальники. На этом пиру «дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду». Ирод был очень доволен и предложил Саломии, дочери Иродиады, любое вознаграждение. Вполне возможно, что он сделал это, будучи прилично пьяным. «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя». То есть Иродиада воспользовалась возможностью, которую она так долго искала и ждала, и, потворствуя ее злобе, Ирод «опечалился, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей».
Евангелисты Матфей и Марк изобразили то, чтó говорили о своем правителе народные массы. Вероятно, просто пересказывали народное предание. Недаром Матфей, только что назвавший Ирода по-ученому «четвертовластником», здесь называет его по-простонародному «царем»: «опечалился царь». Вообще говоря, принцесса танцующая перед выпившими мужчинами, пьяная клятва Ирода Антипы, отрубленная голова на блюде – всё это находится где-то на пределе реальности, и, с исторической точки зрения, с трудом представимо. Но…, как говорится, из песни слова не выкинешь. Таково уж красочное предание. Красочное и зловещее. Чуть ли не пляска разнузданной девицы с отрезанной головой праведника. – В истории припоминается еще один случай надругательства мстительной женщины над отрубленной головой врага: По устойчивой римской легенде, голова убитого в 43 году до РХ великого оратора Марка Туллия Цицерона была доставлена Фульвии, жене Марка Антония, и она из мести Цицерону за его обвинительные речи против ее мужа проткнула его язык своей золотой шпилькой. Более красочное предание говорит о том, что Марк Антоний поставил голову Цицерона на свой обеденный стол, дабы насладиться этим зрелищем. А его жена Фульвия исступленно колола язык мертвого оратора булавками.
В долгой истории толкования этого отрывка Евангелия от Матфея основное внимание уделялось Ироду и злобной Иродиаде. Упоминалось и непотребное поведение ее дочери, которая плясала на пиру пьяных мужчин. Вот, например, как морализирует по этому поводу святой Иоанн Златоуст: «Подлинно, где пляска, там и дьявол. Не для того Бог дал нам ноги, чтобы бесчинствовать, но для того, чтобы ходить чинно; не для того, чтобы прыгать, подобно верблюдам (и они, а не только женщины, отвратительны, когда пляшут), но для того, чтобы ликовать с ангелами»[175]. Да, сравнение женщин с верблюдами, пожалуй, несколько смелое. Но у Златоуста и не такое встречается.
Так – в Древней Церкви. В Новое же время эмансипированная от Церкви светская культура начинает романтизировать и поведение Иродиады, и пляску Саломеи. Примеров можно приводить много. Вот один из самых ярких – поэтическое сочинение Генриха Гейне «Атта Тролль» (1841), опирающееся на фольклорное предание, чтó характерно для романтизма. Здесь Иродиада, приговоренная к вечному проклятию, каждую ночь Иоанна Купалы появляется как дух:
«В сонме призраков ей мчаться
Вплоть до Страшного суда.
И в руках она доныне
Держит блюдо с головою
Иоанна и безумно
Эту голову целует.
Ведь она его любила.
Библия молчит об этом,
Но хранит народ преданье
О ее любви кровавой,
Да и как понять иначе
Злую прихоть этой дамы?»[176].
Что касается дочери Иродиады, то наивысшей точкой ее романтизации можно считать написанную по-французски одноактную пьесу Оскара Уайльда «Саломея» (1893). Эта скандальная пьеса, в которой царит душная атмосфера какого-то безумия, встретила в викторианской Англии протесты, но послужила поводом для целого потока художественных изображений Саломеи в литературе, живописи и музыке. Из них наибольшую известность получила исполненная экстатической чувственности опера Рихарда Штрауса «Саломея» (1905). Но это уже время заката романтизма и расцвета модернизма «конца века».
Однако если мы задумываемся о намерениях самого Евангелиста Матфея, то, разумеется, в центре его повествования мы увидим не эти второстепенные для него фигуры, но Иоанна Крестителя, смерть которого – еще один яркий пример того, как поступают люди с вестниками, которых Бог посылает в мир. На земле им уготована мученическая кончина. В лучшем случае, их ученикам дозволяется похоронить их тела: «Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его». Затем ученики Иоанна «пошли, возвестили Иисусу» о смерти Его Предтечи, чья судьба пророчески предвозвещала земную судьбу Того, о Ком он возвестил: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3:11).
Беседа № 50.
Мы уже знаем, что в родном Назарете Иисус отвержен, в синагоги Он больше даже не заходит. По-видимому, из Назарета Он отправился в другой галилейский город Капернаум, где Он в последнее время чаще всего находил пристанище. Матфей даже называет Капернаум, который находился на Галилейском море, «Его городом» (Мф 9:1). Там Иисус останавливался в доме Петра. Теперь, после того как Он услышал о казни Иоанна Крестителя и понял, что Ему тоже грозит опасность со стороны правителя Галилеи Ирода Антипы, Он удаляется из города в малонаселенное место. Там и происходит великое чудо насыщения пяти тысяч, о котором теперь пойдет речь.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!