Притча о горчичном зерне (13:31-32).



 

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.                

 

И снова та же арамейская формула: «Царство Небесное подобно зерну горчичному». Да нет, конечно! Царство Небесное вовсе не похоже на зерно, даже горчичное. Как и в предыдущей притче, это характерное для арамейского языка высказывание надо понимать так: «В случае с Царством Небесным ситуация подобна тому, что происходит тогда, когда горчичное зерно…». – Мы больше не будем напоминать об этом лингвистическом казусе. – Что касается Царствия, то оно в притче уподобляется большому дереву, в ветвях которого укрываются птицы.

Этот образ был понятен окружающим Иисуса Христа. Во-первых, в Палестине горчичное зерно вошло в поговорку, как мельчайшая вещь из всех существующих. Так, выражение «вера с горчичное зерно» значит малейшая вера. Такое горчичное зерно вырастало и становилось деревом. Обычно возле горчичного дерева можно было видеть большие стаи птиц, потому что птицы любили маленькие черные горчичные зерна. В реальности, конечно, горчица выше трех метров не вырастает. Но мы ведь имеем дело с поэтической гиперболой, задача которой удивить слушателя: из такой малости вырастает такое большое растение, целое дерево! Таково Царство Небесное. Сейчас оно малоприметно. Но пусть слушателей и читателей не обескураживает скромное начало. Надо помнить, что всё имело свое начало. Ничто не появляется вдруг, завершенным. Просто мы обязаны делать то, что в наших силах. Царство Божие уподоблено дереву, а птицы символизируют страны и языческие народы, которые «укрываются в ветвях его», то есть находят защиту на его «территории». Царство Божие началась с Одного, с Иисуса Христа, но в конце концов должно охватить весь мир. Такова мысль притчи о горчичном зерне, а также следующей притчи о малой закваске.

 

Притча о закваске. Почему Иисус говорил притчами (13:33-35).

 

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

 

Эта маленькая притча тоже говорит о возрастании Царствия Божия. Некая женщина «спрятала» (так буквально: не «положила», как в нашем переводе, а именно «спрятала») закваску в три «меры», то есть примерно в 48 литров муки. Конечно, такое количество муки для приготовления теста в обычной жизни не употреблялось. Но мы ведь имеем дело с символикой контраста: малая закваска сквашивает такое огромное количество теста, из которого можно испечь хлебов чуть не на целый палестинский город. Тесто поднялось, и его рост символизирует творческую силу Божию, которая из маленькой, «спрятанной», почти незаметной закваски начáла христианского движения производит великое движение вселенского христианства. Силой Божией «всё вскисает». Проповедь Царствия, началась с выступления Самого Иисуса Христа. Затем Он посылает на проповедь Царства Своих апостолов: «И послал их проповедывать Царствие Божие» (Лк 9,2). После Своего Воскресения Господь поручает апостолам всемирную миссию: «И дите, научите все народы» (Мф 28:19). Книга Деяний завершается проповедью апостола Павла в столице империи, в Риме, где он пребывал, « проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе» (Деян 28,31). Ну а что было после этого, всем нам хорошо известно из истории.

Любопытно, что, вообще говоря, в иудейской традиции закваска символизировала некое злое начало. Вспомним слова Самого Иисуса: « смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф 16:6). Бытовала и пословица, которую приводит в своих посланиях апостол Павел: « малая закваска квасит все тесто», призывая при этом христиан очиститься от старой закваски (1 Кор 5:6-7). Ведь по Закону перед празднованием Пасхи всякая закваска должна быть удалена из дома. Но Иисус традиционно отрицательный образ использует как положительный! Это лишний раз обнаруживает Его свободу от устоявшихся представлений.

В притче о закваске важно отметить не только рост Царствия, но и призыв к миссии. Этот призыв направлен к каждому христианину, который в своей мирской среде может оказаться единственным малым горчичным зерном и малой, «скрытой» в толпе неверующих закваской Царствия Божия. Пока закваска находится вне теста, она бездейственна. Она должна проникать внутрь теста. Но и этого мало: силу жизненного роста дереву, силу сквашивания теста дает Бог. Мы должны постоянно помнить слова Иисуса, наставляющие апостолов в день Вознесения: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). «К огда сойдет на вас Дух Святый»! Оттого мы и призываем Духа ежедневно: «Прииди и вселися в ны».

 

К притче о закваске Евангелист Матфей добавляет следующее замечание:

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит:

«отверзу в притчах уста Мои;


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!