И не возгнушаться восстающими на Тебя?



Полною ненавистью ненавижу их:

 враги они мне» (Пс 138:21-22).

Враги Бога – мои враги, и потому члены Кумранской общины клятвенно обещали: «Искать Бога всем сердцем и всею душою, делать, что благо и праведно перед Ним, … и любить все, что Он избрал, и ненавидеть все, что Он отверг… и любить всех сынов света,…, но ненавидеть всех сынов тьмы» (I QS I, 1-4.9-11). Так что всякий, серьезно принимающий Святое Писание Израиля, имел все основания – ссылаясь на Бога – ненавидетьсвоих врагов. Об этом с полной ответственностью и говорит Иисус Христос: «Вы слышали, что сказано: …ненавидь врага твоего». «Слышали», «сказано»… Когда «сказано»? Вчера! А «сегодня» говорится иное! И в самом деле, вспомнив все слова о ненависти, которые мы читаем в книгах Ветхого Завета, припомним ли мы хотя бы одно слово о ненависти в книгах Нового Завета? Думаю, что не припомним. Почему? Да потому что вчерашнему, библейски оправданному, а потому для верующих иудеев нормативному образу Бога Иисус Христос противопоставил иной, Свойобраз Бога, о безграничной доброте Которого однозначно возвещает творение: «А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Кто такие «враги», которых надо любить и за которых надо молиться? Сами слова Иисуса Христа поясняют: враги – это гонители. Для иудеев того времени такими были чужаки, ненавистные оккупанты – римляне. Для христиан времени Евангелиста Матфея это были иудеи и язычники.

Любить врагов? иноплеменников? язычников? Эти слова Иисуса Христа могли вызвать недоумение, а то и ненависть к Нему, как защитнику врагов Божиих. Разумеется, заповедь Иисуса поражала своей революционной новизной.

В иудейском предании лишь изредка встречается что-то похожее, но отнюдь не в такой утвердительно-радикальной форме, как в Нагорной проповеди. Ближе всего к словам Христа выраженное в Законе отношение к переселенцам: «Не притесняйте переселенцев, которые будут жить на вашей земле. Относитесь к переселенцу, который живет у вас, как к коренному жителю. Люби его, как самого себя. Ведь и вы были переселенцами в Египте» (Лев 19:33-34)[70]. Можно упомянуть еще следующее место из Закона: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему…» (Исх 23:4). Или вот известное место из более поздней Книги Притч: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч 25:21-24). Но это редкие и весьма ограниченные примеры доброго отношения к единичным лицам и ситуациям. В целом же врагов нельзя любить. Их надо ненавидеть. Это – норма, которую возвещали Закон, Псалмы, пророки и учители Израиля.

Но тому, что было нормой вчера, тому, что возвещали от Бога пророкив древности, – сегодня Иисус Христос противопоставляет новую норму, а именно то, что Бог в настоящее время открывает через Своего Сына: «любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного». Бог через Своего Сына открывает, что Он просто благ, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». И это любой человек может видеть всегда. Может видеть, но не видит по своей греховности.

В Священном Писании практически отсутствует мысль о милости Бога ко всем людям без их разделения на друзей и врагов. Но позже, толкуя 144-й Псалом Давида –

«Щедр и милостив Господь,

Долготерпелив и многомилостив.

Благ Господь ко всем ,

 и щедроты Его на всех делах Его» (Пс 144:8-9), –

иудейские толкователи тоже иногда говорили о том, что Бог в солнечном свете и дожде простирает Свою благость на всех людей, добрых и злых. Скорее всего, этот пример с солнцем и дождем, был поговоркой. (Для засушливой Палестины особенно характерно упоминание благотворного дождя: Бог «дарует земле дождь и воду посылает на поля», говорится в книге Иова (Иов 5:10)).

Но… в той же книге многострадальный Иов жалуется на Бога, Который

«передвигает горы, и не узнают их:

 Он превращает их в гневе Своем;

Сдвигает землю с места ее,

 и столбы ее дрожат;


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!