И дух правый обнови внутри меня.



Не отвергни меня от лица Твоего» (Пс 50:12-13).

 

«Как благ Бог к Израилю,

 к чистым сердцем!» (Пс 72:1).

Иначе говоря, чистота сердца в данном контексте – это полная, безоговорочная и безраздельная преданность Богу. Собственно, это то, что можно назвать «верой» в самом принципиальном смысле. То, что люди, так относящиеся к Богу, увидят Бога, имеет очень глубокий смысл. Ведь одна из принципиальных мыслей всех религий состоит в том, что только чистый, очищенный смеет приблизиться к божеству. В примитивных религиях и даже в развитых мистериальных культах эллинизма «чистота» всегда носила ритуальный, культовый характер. Но и религия Ветхого Завета и позднего иудейства сохранили это понятие культовой чистоты, фактически не отделяя ее от чистоты сердца, понимая под этим чаще всего чистоту нравственную. И то, и другое было утверждено Законом Моисея.

Огромное различие между Иисусом и иудейством Его времени, особенно раввинами, состоит в том, что раввины, учителя Закона заявляли равно необходимыми внешнюю чистоту и чистоту сердца, в то время как Иисус отрицал спасительное значение внешнего очищения. В конце замечательного разговора об омовении рук, Он недвусмысленно сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф 15:19-20). Впрочем, уже великие пророки и псалмы Ветхого Завета учили о бессмысленности ритуального очищения при отсутствии нравственной чистоты. Вот очень показательное место из 23-го Псалма:

«Кто взойдет на гору Господню,

Или кто станет на святом месте Его?

Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто…» (Пс 23:3-4).

Здесь надо понять, что «взойти на гору Господню», то есть подняться в храм как место благодатного присутствия Бога – в сознании иудеев равнозначно выражению «узреть, увидеть Бога», или «явиться пред лицом Божием»[50]. Ибо в Ветхом Завете утверждалось, что действительно увидеть Бога человеку невозможно: «И сказал Бог (Моисею): лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20). Человеку Бог открывает Себя только в видениях и в вещих снах: «И сказал (Бог): слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Числ 12:6).

Но то, что Иисус Христос утверждает в нашем шестом «блаженстве» – совсем иное. Здесь говорится о реальном духовном видении Бога «лицом к лицу» (так по слову апостола Павла в 1 Кор 13:12), когда мы «увидим Его, как Он есть» (это по слову апостола Иоанна в 1 Ин 3:2). А это и есть высшее обетование Евангелия в целом: увидеть Бога, «как Он есть», – это предельное, последнее исполнение веры, надежды и любви, о которых говорят апостолы Павел и Иоанн. В этом содержится всё, что называется спасением, славой и вечной жизнью.

В обыденной жизни люди видят только то, что они способны увидеть. Один смотрит на ночное небо и видит на нем лишь много сверкающих точек. Но просвещенный в своей науке астроном или астрофизик «увидит» на небе неизмеримо больше: далекие солнца и галактики, каждая из которых имеет свое название, свою историю и таит множество загадок. Один, сидя в концертном зале, услышит лишь надоедливый до зевоты усыпляющий шум оркестра. Другой, чей слух очищен и просвещен для восприятия высокой музыки, услышит торжественные созвучия Баха или Моцарта, прославляющие Бога и Его творение. И далее: Иисус Христос учил: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). Один человек, сердце которого не очищено и мысли не просветлены, будет всю жизнь удовлетворяться тем, что он видит на поверхности вещей, ибо «сокровище» его мирское. Другой, следуя Владимиру Соловьеву, сможет сказать:

«Не веруя обманчивому миру,

Под грубою корою вещества

Я осязал нетленную порфиру

И узнавал сиянье Божества...»

Слава Божия, сиянье Его присутствия открывается верующему человеку уже в этой жизни, открывается во многом из того, что он видит в этом мире. Но в грядущем, обновленном и преображенном мире «чистый сердцем» увидит не только славу Божию, но увидит Самого Бога так, как Его сейчас видят только Ангелы Божии.

 

Беседа № 16.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!