Вальс до диез минор (op. 64 №2)



Фридерик Шопен

 (1810 – 1849)

Характеристика творчества

Пианист, новатор в области содержания, музыкального языка, форм, жанров, гармонии. Основоположник польской классической музыки. Творчество Ф. Шопена тесно связано с событиями его жизни: разлукой с горячо любимой родиной, мечтами о свободной стране. Ф. Шопен одним из первых привнёс в западно-европейскую музыку славянские интонационные и ладовые элементы. Композитор блестяще раскрыл технические и Блестяще раскрыл технические и выразительные возможности фортепиано – инструмента, для которого написаны почти все его сочинения.

Темы

Главная тема его творчества – тонкая романтическая лирика, человеческие чувства, эмоции, переживания.

У Ф. Шопена нет программных сочинений. Композитор не использовал уточняющих, поясняющих замысел названий, литературных сюжетов.

 

Жанры

· Для фортепиано: от фортепианной миниатюры до крупных концертных произведений.

·  Камерно-инструментальные: трио для фортепиано, скрипки и виолончели; соната для виолончели.

· Песни

Новаторство

· Шопен создал новый фортепианный жанр баллады (масштабные произведения, написанные под впечатлением от баллад Адама Мицкевича и польских дум).

·  Шопен по-новому трактовал существующие жанры: драматизация и поэтизация танцев (мазурки, полонеза, вальса) этюда; прелюдия из вступительного жанра становится самостоятельным; скерцо (у Л. Бетховена одна из частей симфонии) превращается в самостоятельный жанр не шутливого, а возвышенного драматического характера.  

·  Шопен объединил различные жанры: хорал, полонез звучат в ноктюрнах; полонез – в мазурке; мазурка – в финале фортепианного концерта, в полонезе; прелюдия – как марш, мазурка, пастораль, элегия.

Истоки музыкального языка

· Польский фольклор (народные лады, мелодии, ритмы, жанры).

· Итальянская кантилена, итальянские жанры (тарантелла, баркарола).

·  Испанское болеро.

· Марш, хорал.

 

Мелодии

· Индивидуальность мелодий в органичном сочетании вокальной кантилены, декламационных, речевых интонаций, танцевальных элементов.

· Многообразные украшения (мелизмы) – важный элемент.

 

Гармония и фактура

· Использование выразительных возможностей различных регистров (тембров).

· Гармонические фигурации, подголоски – всё поющее, мелодичное.

· Смелые, красочные тональные сопоставления, энгармонические модуляции, альтерированные аккорды, именной аккорд (D7 с секстой).

 

Для творчества Шопена характерны как классические, так и романтические черты:

классицизм романтизм
Строгие, четкие формы (период, трехчастная форма, рондо); стройность, ясность замысла Жанр миниатюры, национальный колорит, красочная гармония, острота контрастов, эмоциональность высказывания, ритмическая свобода, внутритактовые замедления и ускорения

Шопен, играет на фортепиано в салоне польского князя Антона Радзивилла (1887г.)

Танцевальные жанры

Полонезы

Условно полонезы Ф. Шопена можно разделить на две группы:

· Концертные виртуозные пьесы.

·  Эпические поэмы об истории Польши, в которых слышна скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее.

Общие черты:

· оркестровое звучание фортепиано, охват крайних регистров, виртуозные приёмы, крупная аккордовая техника, сложная фактура, яркая динамика, энергичная ритмика

·  в некоторых полонезах присутствуют изобразительные элементы

·  почти все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме.

Полонез Ля мажор (оp. 40 № 1)

Этот полонез – символ Польши. Горделивый, торжественный, воинственно-героический, маршеобразный, несмотря на трёхдольность. Отличается мощной оркестровой звучностью, рыцарской героикой, духовным величием и блеском. На всём протяжении произведения сохраняется светлая мажорная краска (даже отклонения совершаются исключительно в мажорные тональности). Аккордовая фактура, использование почти всего диапазона фортепианной клавиатуры придают звучанию большую насыщенность и плотность. Л. Н. Оборин35 (1907 – 1974). Основная тема имеет величественный, ликующе-победный характер:

           

                  Allegro con brio

Вальсы

Различные по содержанию и музыкальным средствам:

· эффектные, виртуозные, концертные пьесы

· лирические, тонкие, поэтичные

Форма вальсов- «сюита» из маленьких вальсов, которые имеют интонационное сходство, но часто контрастны друг другу.

Вальс до диез минор (op. 64 №2)

Вальс до-диез минор относится к группе лирических, поэтичных. Форма – рондообразная. Начало вальса – в умеренном темпе. Вальс имеет три темы.

                   Первая тема – неторопливая, мягко звучащая, вздыхающая:

                 Tempo giusto

Вторая тема – легкое, кружащееся движение:

Piu mosso

Третья тема – неторопливая, сочетает элементы обоих предыдущих тем:

Piu lento

Мазурки

Композитор обращался к ним на протяжении всей жизни, им написано 52 мазурки. - Мазурки для Ф. Шопена – своеобразные дневниковые записи. Классицизм, романтизм, строгие, чёткие формы (период, трёхчастная форма, рондо).  Шопен называл мазурки «образки» (с польского – картинки)

Условно мазурки можно разделить на три группы:

· бальные мазурки - торжественные, величавые; использование характерных средств выразительности (фанфары, хоральность фактуры, маршевость)

· народные мазурки - подражание народным инструментам, использование ладов народной музыки. Вступления написаны в духе народных наигрышей – с пустыми грубоватыми унисонами (квинты, октавы). Гармония простая: чередование D7 и тоники, обилие органных пунктов.

· лирические мазурки - более медленный темп, сложный лад, декламационность. Некоторые из них представляют собой лирические поэмы.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1915; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!