Особенности социально-экономическое и политическое развитие стран Западной Европы в 11-15вв.



В раннее средневековье в странах, входивших до этого в состав Римской империи, сохранились уцелевшие от варварских вторжений города. Но многие из них потеряли свое былое значение торгово-ремеслешшх центров и служили только резиденциями епископов, королей и светской знати.

 

Лишь в Византии, Италии и арабской Испании города продолжали играть роль центров торговли, в частности со странами Востока, а в отдельных случаях и центров ремесла.

Отделение ремесла от сельского хозяйства. В Х—XI вв. произошли существенные сдвиги в развитии производительных, сил стран Западной Европы, прежде всего в сельском хозяйстве: осваивались необработанные земли, улучшилась обработка земли, распространялось трехполье, расширялась площадь культивированных земель, стали разводить технические культуры — лен, коноплю, вайду; все это привело к повышению урожайности, увеличению сельскохозяйственной продукции. Большую роль стало играть овцеводство, улучшались породы скота. Появились новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, выращивание масличных культур; развивалось виноделие и маслоделие. У крестьянина стали скапливаться излишки сельскохозяйственных продуктов, которые он мог обменять на изделия ремесла, вместо того чтобы изготавливать эти изделия самому.

Возрастала производительность ремесленного труда, совершенствовалась его техника и технология. Особенно заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле, выделке тканей, особенно шерстяных. Постепенно по всей Европе стали носить шерстяную одежду, которая вытесняла меховую и льняную. Сукноделие выделялось в особую самостоятельную отрасль.2

Возникал слой городского плебса, к которому принадлежали люди, живущие случайными заработками, не имеющие ни работы, ни постоянного места жительства. Низшие слои городского населения в XIV—XV вв. поднимали восстания против цеховой верхушки и городской олигархии.

Таким образом, за период XII—XV вв. средневековые города Западной Европы пережили три этапа острой социальной и классовой, борьбы. Сначала все горожане боролись за свободу и независимость своего города от светских и духовных феодалов. Затем цеховые ремесленники поднялись против городской олигархии за право участия в политической жизни города (так называемые цеховые революции). Третий этап борьбы — это выступление городских плебейских масс (обедневшие мелкие ремесленники, подмастерья и ученики) против цеховой верхушки.

Развитие торговли. Рост городов в XI—XV вв. способствовал развитию внешней и внутренней торговли. В городах существовали местные рынки, где совершался обмен между городским ремеслом и деревней. В X3V—XV вв. начали складываться единые рынки как экономические центры феодальных государств — Лондон (в Англии), Париж (во Франции). Большое значение имела внешняя торговля, которая была сосредоточена в двух основных районах Европы: в бассейне Средиземного моря и на Балтийском и Северном морях. Средиземноморская торговля связывала Испанию, Францию и Италию с Византией и Востоком. В результате крестовых походов первенство в этой торговле перешло к купцам Генуи и Венеции, Марселя и Барселоны. С Востока везли в Европу предметы роскоши, вино, пряности, фрукты. Бассейн Северного и Балтийского морей связывал северогерманские города с Нидерландами, Скандинавскими странами и западными областями Русского государства (Новгород, Полоцк, Псков).

Руководящая роль в этой торговле принадлежала ганзейским городам. Особенно выделялись Любек, Бремен и Гамбург. Ганзейские купцы везли из Северной и Восточной Европы хлеб, рыбу, мед, пеньку, строевой лес, смолу, деготь, меха в обмен на сукно из Англии и Фландрии, немецкии металлические изделия, французские вина и товары Леванта. Венеция и Генуя вели торговлю с Востоком через гавани Сирии и Египта, куда привозились товары из Китая и Индии. Они основали фактории в Феодосии и Азове, ставшие центрами торговли с Россией и Польшей. Венецианцы и генуэзцы привозили сукно и другие изделия, покупали русские, восточные товары и рабов.

Эти морские пути связывались речными и сухопутными. Речные пути шли по Рейну и Эльбе в Германию, по Сене и Роне во Францию. Сухопутные дороги шли через альпийские перевалы: Сен-Бернар, Септ-Готтард и Бренпер. Наиболее оживленным местом торговли, куда. привозили товары из разных стран, было графство Шампань; в городах Шампани в XIII—XIV вв. ярмарки проходили в течение круглого года. Во второй половине XIV в. они потеряли свое значение в связи со Столетней войной, и ярмарочные центры переместились в Лион и Женеву. В Германии большую роль играли ярмарки во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге.

 

В XV в. центром ярмарочной торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Развитие торговли очень осложняла социально-экономическая и политическая обстановка того времени. Тормозило торговлю и отсутствие единой денежной системы. Торговля в Европе в XII—XV вв. была делом сложным и опасным. Купцам приходилось сталкиваться с пиратами на морях и разбойничьими нападениями на суше, в которых участвовали рыцари и крупные ' феодалы. Но все же рост товарно-денежных отношений создавал возможность накопления денежных капиталов в руках купцов.

Появление банков в Западной Европе. В связи с развитием международной торговли в Западной Европе появились банки, которые вели денежные операции. Большую роль в развитии банковского дела в средине века сыграли менялы. Отсутствие единой денежной системы и разнообразные монеты, которые в те времена чеканили не только короли, но и феодалы, делали совершенно необходимой профессию менялы. Менялы производили обмен и перевод монеты из одной местности в другую (система паритета), они определяли ее качество и полноценность, что было крайне важно в условиях постоянной порчи монет королями и феодалами.

Менялы выполняли банковские операции — брали на сохранение свободные капиталы купцов, а в нужное время предоставляли им кредит. Первыми банкирами были итальянцы; банкирские конторы в городах Ломбардии и Средней Италии. Банковское дело во Флоренци было связано с деятельностью Римской курии. Папы поручали банкирам Флоренции собирать свои доходы в разных странах в возмещение предоставляемых курии кредитов. В качестве банкиров-ростовщиков часто выступали евреи, предоставлявшие займы королям и феодалам это объяснялось тем, что ростовщические операции официально запрещались лвэдям, исповедующим христианскую религию. Банкиры и ростовщики располагали крупными денежным суммами. Но нередко короли и феодалы отказывались платить по займам, что приводило к банкротству многих банкирских домов.

 

Перемены в положении деревни. Товарное производство, сложившееся в городах; способствовало развитию производственных сил в сельском хозяйстве. Натуральное хозяйство деревни постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения; создавались условия, для развития внутреннего рынка и специализации хозяйства. Особенностью этого товарного производства являлось то, что оно было основано на труде мелких товаропроизводителей; не эксплуатировавших чужой труд для получения прибавочной стоимости, Вовлечение крестьян в торговые связи способствовало росту сельскохозяйственного производства. Шел процесс внутренней колонизации — расчистка лесов и пустошей и превращение их в пахотные земли. Феодалы, стремясь увеличить свои доходы, поощряли, внутреннюю колонизацию. Они охотно принимали беглых крестьян и заселяли ими необработанные земли. В рыночные связи втягивались феодальные поместья. В частности, английские феодалы поместья (майоры) в XIII—XIV вв. вели обширную торговлю шерстью, хлебом и скотом, отправляя свою продукцию в Лондон и на континент. В результате этого в натуральное хозяйство поместья и деревни проникали товарно-денежные отношения, изменявшие формы феодальной ренты (коммутация), что привело к ослаблению, а затем и ликвидации личной феодальной зависимости. Процесс коммутации в некоторых странах шел очень быстро. Так, в Англии в XV в. оставалось незначительное количество лично зависимых крестьян. Такой же процесс наблюдался в Италии, Нидерландах и Франции.

Однако в восточных областях Европы в XIII—XV вв. (северо-восточная Германия и Польша) втягивание поместья в товарно-денежныет связи привело к усилению барщины). Это объясняется тем, что помещики торговали сельскохозяйственными продуктами, производимыми трудом крепостных крестьян, вывозя их в развитые в промышленном отношении страны.

Развитие товарно-денежных отношений в деревне и коммутация крестьянских повинностей привели к имущественному расслоению среди крестьянства. Появились зажиточные крестьяне, которые арендовали землю у помещика и обрабатывали ее с помощью наемного труда своих же соседей. С другой стороны, выделялись малоземельные и безземельные семьи, которые эксплуатировались помещиками о богатымикрестьянами в качестве сельскохозяйственных батраков.1

Фиксация в рамках исторического исследования последовательности субъектов исторического процесса, приводящих к реализации современного состояния исторических событий, ставших их результатом, позволяет экономисту построить алгоритм причинно-следственных взаимосвязей, определяющих результаты экономических действий, что будет проиллюстрировано в ходе рассмотрения становления Московского государства.

 

Социальное развитие.

Католическая церковь в Средние века. Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским. Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии. Как произошел раскол в христианской церкви? По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической {всеобщей), а восточную — греко-православной {истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — гремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только на монахов. Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Окончательный раскол церквей произошел в 1054 г.

3.Феодальные сословия. Средневековый город. В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Феодалы. Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора — замок. Замки строились одновременно со складыванием самого феодализма. В IX —X вв. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров. В замках укрывались жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу — его слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко прокладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из подвала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захвате замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.

Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано поступательным развитием общества. В Италии, на юге Франции, в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города Пиза, Генуя, Марсель, Венеция. Все города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора.

4. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена. Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже передвигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами, а с 14 лет — оруженосцами рыцарей. Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одними из главных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. Настоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предупредит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление.

Существовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому росту населения. Однако к концу XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины турками-сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к немусульманам, паломничество туда стало почти невозможным.

Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами — отсюда и его название. В Первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и крестьяне.

В 1096—1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок-сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство. Государства крестоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правителями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Востоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не участвовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила.

В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверждали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства. Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Отток наиболее воинственной части феодалов и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти.

Ереси, т.е. отклонения от церковных догматов, возникли еще во времена становления христианской церкви. Однако с XII —XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут рас-путную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности. Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг другу силы, — Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми Бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, — слугами дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поделить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим. Служители церкви осуждали ереси в проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Папы создали церковный суд — святую инквизицию (расследование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощренным пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом — ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений.

Столетняя война

Один из таких конфликтов разгорелся на Европейском континенте в 1330-х гг., когда Англия снова начала войну против своей извечной соперницы Франции. Этот конфликт получил в истории название Столетней войны, поскольку длилась с 1337 года по 1453 год. Страны не все 116 лет воевали между собой. Это был комплекс локальных противостояний, которые то стихали, то возобновлялись с новой заново.

Причины англо-французского противостояния

Непосредственным фактором, который спровоцировал начало войны, стали претензии английской династии Плантагенетов на трон во Франции. Целью такого стремления было то, что Англия потеряла владения на континентальной Европе. Плантагенеты состояли в разной степени родства с династией Капетингов, правителями Французского государства. Монархи королевского рода желали выгнать англичан из Гиени, переданной Франции по условиям договора, заключенного в Париже в 1259 г.

Среди основных причин, спровоцировавших войну, стоит отметить следующие факторы:

Английский правитель Эдуард Третий состоял в близком родстве с французским королем Филиппа Четвертого (был его внуком), заявил свои права на престол соседней страны. В 1328 г. умер последний прямой потомок рода Капетингов Карл Четвертый. Новым правителем Франции стал Филипп Шестой из рода Валуа. Согласно своду законодательных актов «Салическая правда», на корону мог претендовать и Эдуард Третий;

Камнем преткновения стали и территориальные споры из-за области Гаскони, одного из главных экономических центров Франции. Формально регионом владела Англия, а фактически – Франции.

Эдуард Третий хотел получить назад земли, которыми ранее владел его отец;

Филипп Шестой хотел, чтоб английский король признал его суверенным правителем. Эдуард Третий пошел на такой шаг только в 1331 г., поскольку его родную страну все время раздирали внутренние неурядицы, постоянная междоусобная борьба;

Через два года монарх решил ввязаться в войну против Шотландии, которая была союзницей Франции. Такой шаг английского короля развязал руки французскому, и он отдал приказ выгнать британцев из Гаскони, распространив там свою власть. Войну англичане выиграли, поэтому Давид Второй, король Шотландии, сбежал во Францию. Эти события и подготовили почву для того, чтобы Англия и Франция стали готовиться к войне. Французский король хотел поддержать возвращения Давида Второго на шотландский престол, поэтому приказал организовать высадку на Британских островах.

Накал враждебности привел к тому, что осенью 1337 года английская армия стала наступать в Пикардии. Действия Эдуарда Третьего поддерживали феодалы, города Фландрии и юго-западных регионов страны.

 

Противостояние Англии и Франции происходило во Фландрии – в самом начале войны, потом война переместилась в Аквитанию, Нормандию.

Во Фландрии города хотели и дальше оставаться независимыми, для чего и использовали англичан. Из этого региона Франции на Британские острова шли различные товары, а из Англии во Фландрии – шерсть, необходимое для развития сукноделия.

В Аквитании притязания Эдуарда Третьего поддерживали феодалы и города, которые отправляли в Британию продукты питания, сталь, вино, красящие вещества. Это был крупный торговый регион, который Франция не хотела терять.

Этапы

Историки делят 100-ю войну на несколько периодов, беря за критерии активность военных действий и территориальных завоеваний:

1-й период принято называть Эдвардианской войной, которая началась в 1337 и длилась по 1360 гг.;

2-й этап охватывает 1369-1396 гг., и называется Каролингским;

Третий период длился с 1415 по 1428 гг., получив название Ланкастерской войны;

Четвертый этап – завершающий – начался в 1428 и длился до 1453 гг.

Первый и второй этапы: особенности хода войны

Военные действия начались в 1337 г., когда английская армия вторглась на территорию Французского королевства. Король Эдуард Третий нашел союзников в лице бюргеров этого государства и правителей Нижних земель. Поддержка оказалась не долгой, из-за отсутствия положительных результатов войны и побед со стороны англичан, союз распался в 1340 г.

Первые несколько лет военной компании были для французов очень успешными, они оказывали серьезное сопротивление врагам. Это касалось, битв на море, так и сухопутных сражений. Но удача отвернулась от Франции в 1340 г., когда ее флот в при Слейсе был разбит. В результате чего, английский флот установил на длительное время контроль в проливе Ла-Манш.

1340-е гг. можно охарактеризовать, как успешные и для англичан, и для французов. Фортуна по очереди поворачивалась то к одной стороне, то к другой. Но реального перевеса в чью-то пользу не происходило. В 1341 г. началась очередная междоусобная борьба за право владеть бретонским наследством. Основное противостояние происходило между Жаном де Монфором (поддерживала его Англия) и Карлом де Блуа (пользовался помощью Франции). Поэтому все битвы стали происходит в Бретании, города по очереди переходили от одной армии к другой.

После высадки в 1346 году англичан на полуострове Котантен, французы стали терпеть постоянные поражения. Эдуарду Третьему удалось успешно пройти через Францию, захватив Кан, Нижние страны. Решающая битва произошла при Креси 26 августа 1346 года. Французская армия бежала, погиб союзник короля Франции Иоганн Слепой, правитель Богемии.

Далее последовала осада Кале, победа при Невиллс-Кроссе, заключение мира с шотландским монархом Давидом Вторым.

В 1346 г. в ход войны вмешалась чума, которая стала массово забирать жизни людей на Европейском континенте. Английская армия только к середине 1350-х гг. восстановила финансовые ресурсы, что позволило сыну Эдуарда Третьего Черному принцу вторгнуться в Гасконь, разбить французов при Паутье, захватить короля Иоанна Второго Доброго. В это время во Франции начались народные волнения, восстания, углубился экономический и политический кризис. Несмотря на наличие Лондонского соглашения о получении Англией Аквитании, английская армия снова вошла во Францию. Успешно продвигаясь вглубь страны, Эдуард Третий отказался брать в осаду столицу противоборствующего государства. Ему достаточно было того, что Франция продемонстрировала слабость в военных делах и терпела постоянные поражения. Карл Пятый, дофин и сын Филиппа, пошел на подписание мирного договора, что случилось в 1360 г.

По итогам первого периода к британской короне отошли Аквитания, Пуатье, Кале, часть Бретани, половина вассальных земель Франции, потерявшая 1/3 своих территорий в Европе. Несмотря на такое количество приобретенных владений на континентальной Европе, Эдуард Третий не мог претендовать на трон Франции.

До 1364 г. французским королем считался Людовик Анжуйский, который находился при английском дворе в качестве заложника, бежал, его место занял отец – Иоанн Второй Добрый. В Англии он и умер, после чего знать провозгласила королем Карла Пятого. Он долго искал повод снова развязать войну, стремясь вернуть потерянные земли. В 1369 году Карл снова объявил войну Эдуарду Третьему. Так начался второй период 100-летней войны. За девять лет перерыва французская армия был реорганизована, в стране проведены экономические реформы. Все это заложило основы для того, что Франция стала доминировать в битвах, сражениях, добиваясь значительных успехов. Англичан постепенно вытесняли из Франции.

Англия не могла оказать должного сопротивления, поскольку была занята в других локальных конфликтах, а Эдуард Третий уже не мог командовать армией. В 1370 г. обе страны оказались вовлечены в войну на Иберийском полуострове, где враждовали Кастилия и Португалия. Первую поддержал Карл Пятый, а вторую – Эдуард Третий и его старший сын, тоже Эдуард, граф Вудсток, прозванный Черным Принцем.

В 1380 г. Шотландия снова стала угрожать Англии. В таких сложных условиях для каждой из сторон проходил второй этап войны, который закончился в 1396 году подписанием перемирия. Причиной договоренности сторон стала истощенность сторон в физическом, моральном и финансовом плане.

Военные действия возобновились только в 15 в. Поводом для этого стал конфликт между Жаном Бесстрашным, правителем Бургундии и Людовиком Орлеанским, который был убит партией арманьяков. В 1410 г. они захватили власть в стране. Противники стали призывать на помощь англичан, стремясь использовать их в междинастических распрях. Но в это время и на Британских островах было очень неспокойно. Политическая и экономическая ситуация ухудшалась, народ был недоволен. Кроме того, из неповиновения стали выходить Уэльс и Ирландия, чем воспользовалась Шотландия, начав военные действия против английского монарха. В самой стране вспыхнули две войны, которые носили характер гражданского противостояния. В то время на английском престоле уже сидел Ричард Второй воевал с шотландцами, его непродуманной политикой воспользовались дворяне, устранив от власти. На престол взошел Генрих Четвертый.

События третьего и четвертого периодов

Из-за внутренних проблем англичане до 1415 года не решались вмешиваться во внутренние дела Франции. Только в 1415 году Генрих Пятый приказал своим войскам высадиться около Арфлера, захватив город. Две страны снова погрузились в жестокое противостояние.

Войска Генриха Пятого совершала ошибки в наступлении, что спровоцировало переход к обороне. А это совсем не входило в планы англичан. Своеобразной реабилитацией за проигрышши стала победа при Азенкуре (1415), когда французы проиграли. И снова последовала серия военных побед и достижений, которые давали шанс Генриху Пятому надеяться на успешное завершение войны. Главными достижениями в 1417-1421 гг. был захват Нормандии, Кана и Руана; подписано соглашение в городе Труа с королем Франции Карлом Шестым, прозванного Безумным. По условиям договора Генрих Пятый становился наследником короля, несмотря на наличие прямых наследников – сыновей Карла. Титул королей Франции английские монархии носили до 1801 г. Договор был подтвержден в 1421 году, когда войска вошли в столицу Французского королевства город Париж.

В том же году на помощь французам приходит шотландская армия. Состоялась битва при Боже, при которой погибло много выдающихся военных деятелей того времени. Кроме того, английская армия осталась без руководства. Через несколько месяцев в Мо умер Генрих Пятый (1422), вместо него монархом выбрали его сына, которому на тот момент исполнился только год. На стороне дофина Франции выступили арманьяки, и противостояния продолжились дальше.

Французы потерпели ряд поражений в 1423 году, но продолжали сопротивление. В последующие годы для третьего периода Столетней войны были характерны такие события:

1428 г. – осада Орлеана, сражение, которое называется в историографии «Битва селедок». Ее выиграли англичане, что значительно ухудшило состояние французской армии и всего населения страны;

Против оккупантов восстали крестьяне, ремесленники, горожане, мелких рыцарей. Особенно активно сопротивлялись жители северных районов Франции – Мэн, Пикардия, Нормандия, где развернулась партизанская война против англичан;

На границе Шампани и Лотарингии вспыхнуло одно из самых мощней крестьянских восстаний, которое возглавила Жанна Д’Арк. Среди французских солдат быстро распространился миф об Орлеанской Деве, которая была послана для борьбы против английского засилья и оккупации. Смелость, отвага и мастерство Жанны Д’Арк показали военачальникам, что надо переходить от обороны к наступлению, менять тактику ведения войны.

Перелом в Столетней войне наступил в 1428 году, когда Жанна Д’Арк с войском Карла Седьмого сняла осаду с Орлеана. Восстание стало мощным толчком к радикальному изменению ситуации в Столетней войне. Король провел реорганизацию армии, сформировал новое правительство, войска стали поочередно освобождать города и другие населенные пункты.

В 1449 году был отвоеван назад Раун, потом – Кан, Гасконь. В 1453 годы при Катильоне англичане проиграли, после этого битв в Столетней войне не происходило. Через несколько лет гарнизон англичан капитулировал в Бордо, что положило конец больше, чем столетнему противостоянию двух государств. Английская монархия продолжала владеть только городом Кале и округом до конца 1550-х гг.

Итоги и последствия войны

Франция за столь длительный период понесла огромные человеческие потери, как среди гражданского населения, так и среди военных. Результатами Столетней войны для

французского государства стали:

Восстановление государственного суверенитета;

Устранение английской угрозы и притязаний на престол Франции, земли и владения;

Продолжился процесс формирования централизованного аппарата власти и страны;

Голод и чума выкосили города и села Франции, как и во многих странах Европы;

Военные расходы истощили казну страны;

Постоянные восстания и социальные бунты обострили кризис в обществе;

Наблюдись кризисные явления в культуре и искусстве.

Англия также много потеряла за весь период Столетней войны. Потеряв владения на континенте, монархия попала под общественное давление и постоянно испытывала недовольство дворян. В стране начались междоусобицы, наблюдалась анархия. Основная борьба развернулась между родами Йорков и Ланкастеров.

Вернуть потерянные земли во Франции, которыми корона владела с 12 в., не было средств и сил. Полностью пустой оказалась казна, истощенная военными расходами.

Столетняя война закончилась, но страны не подписали между собой мирное соглашение. Английские монархи надеялись вернуть потерянные земли, но их стремлениям не суждено было осуществиться. В 1455 г. последовала война Алой и Белой розы, отвлекающая династии от Франции. Единичная попытка снова закрепиться на континенте была предпринята в 1475 г. Эдуардом Четвертым. Но его войска были разбиты, и он пошел на перемирие. Документ был составлен и подписан в Пикиньи, и именно его историки считают последним событием в 100-летней войне.

 

Эпоха Возрождения (Ренесанс)

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

 

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Искусство эпохи Возрождения.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера, непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра, Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2754; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!