Мир, отпавший от Бога, – главный обманщик человека и виновник многих разбитых жизней. Человек, погруженный в мирскую суету, никогда не одолеет уныния и печали.



Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что победить печаль можно одним способом – «возненавидев мир». Это требование наставника восточного монашества для большинства  современных людей неисполнимо. Причина – в слабой вере и нежелании ничего менять в своей жизни. Было бы полезно всем больным пристрастием поразмышлять над словами Священного Писания: «Печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10). Сколько ни развлекайся человече, легче на душе не станет. Внутреннее опустошение – очень тревожный признак, говорящий о бессмысленной жизни, которая вся – в рабстве у страстей. Печаль сердца становится устойчивым состоянием, потому что человек лишил себя самого главного – Бога. Только Бог может вернуть забытую радость, потерянный мир сердца, смысл и цель жизни.

Любовь к миру и жизнь с Богом – понятия несовместимые. Требуется сделать выбор, для которого необходима жертва. Без жертвенности ничего не получится.

Какой главный признак привязанности и любви к миру? «Лествица» указывает причину в «пристрастии к чему-либо видимому». Это «видимое», а также слышимое, осязаемое, вкушаемое держат человека в порабощении. Святые отцы подобное пристрастие к земным наслаждениям выразили в точном сравнении: орел, одним только когтем запутавшийся в петле; он машет крыльями, даже немного приподнимается над землей, а улететь не может, ибо его держит сеть. Даже малое пристрастие к чему-то временному – состояние опасное для спасения души. «Есть ли на земле что-то такое, без чего я не могу прожить даже одного дня?» Подобный вопрос нужно чаще задавать самому себе.

Пристрастие к «видимому» бывает в разных масштабах. Для кого-то мысли о смерти, старости, неминуемых немощах и болезнях – повод к унынию и плохому настроению. Слишком хорошо и комфортно живется, хочется, конечно, еще большего, а самое главное – никогда не умирать. Подобные настроения говорят о том, что человек всецело «прикован» к земле и только во временной жизни чувствует себя уверенно и в полной безопасности, вечности для него не существует. Видимый мир и земная жизнь – вот то, к чему он, согласно «Лествице», имеет «пристрастие».

Масштаб привязанности может быть и более скромный, но по духу такой же богопротивный. Вот изречения  современных людей болеющих пристрастием: «Я дня не могу прожить без телевизора…»; «Не знаю, как я буду жить, если умрет моя ненаглядная кошечка (или болонка)…»; «Мой сын – это смысл всей моей жизни, я живу только для него…» .

Множество людей не могут прожить без чашки кофе, выкуренной сигареты, принятой ванны…, блуда, секса… Почти у всех есть пристрастие к вещам, еде, родственникам, друзьям, близким, своим привычкам, вкусам, принципам жизни. А если в какой-то момент человек все это теряет? Хорошо, если Бог попустит потерю в этой жизни, а если всем распорядится смерть? Что делать душе, вышедшей из тела со всем этим «видимым», временным и материальным?

То, что встает стеной между Богом и человеком, – серьезное искушение, которое нужно побеждать.

Бог в Своей любви к человеку очень ревнив и не терпит никаких конкурентов. Любящий Свое творение совершенной и чистейшей любовью в полном праве требовать и к Себе подобного чистого чувства.

Оправданна забота только о самом необходимом для временной жизни. Излишество и роскошь подобны пудовым гирям, крепко притянувшим человека к земле. Какой смысл собирать и покупать то, что в любом случае достанется другим в этой ли жизни или после нее? «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 7–8).

 

О ПРИСТРАСТИИ К ДУХОВНИКУ

Святитель Игнатий Брянчанинов руководит: «Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром — от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем или заглушаемое вонею смрадною. Не давайте в сердце вашем места никакому кумиру».

ОТКРОВЕНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

Прп. Пимен Великий: «Не открывай совести твоей тому, к кому не извещается сердце твое».

Книга Премудрости: «Не открывай всякому человеку твоего сердца».

Прп. Ефрем Сирин: «Не всякому человеку открывай свои помыслы, а только тем, о коих дознаешь, что они духовны. Ибо много сетей у дьявола. От людей духовных ничего не скрывай, чтобы враг, нашедши себе угол, не возгнездился в тебе. Но с людьми плотскими не входи в совет».

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: Можно ли вверять тайны отцам, не испытавши их?

Ответ: Не испытавши отцов, им тайны не вверяйте.

Вопрос: Кого должно убегать?

Ответ: Необходимо убегать и не говорить с теми, к кому ощущаем блудную страсть.

Вопрос: Как должно правильно любить?

Ответ: Для достижения совершенной чистоты и любви к Богу должно не иметь привязанности, даже так называемой духовной, ни к какому человеку, ни к какой вещи. Люби всякого (человека) ближнего совершенной любовью, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай постоянного видения или присутствия любимого человека, не томись и не услаждайся мыслью о нем.

Вопрос: Что надо сказать, когда просят помолиться?

Ответ: Когда кто скажет: "Помолись обо мне", — то скажи в сердце своем: "Бог да помилует нас".

Вопрос: Пристрастие к какому-то человеку может быть?

Ответ: Если у человека нет пристрастия к Богу, тогда у него обязательно есть пристрастие к человеку или к духовному лицу, и он начинает выделять для себя тех лиц, к которым пристрастился и подчеркнуто с ними общаться, желая что-то «доброе» им делать на основании примеси своих страстей, навязчиво всегда о них думать, преследовать их. Таким образом, пристрастие всегда болезненно, опасно, эти действия всегда уводят душу в ад.   

***Пристрастие к родным, любимым — двойная опасность «Пристрастие к молодой девице — тройное жало. Если же она прекрасна, то это еще большее зло. И если представляется возможность супружества, то самая внутренность сердца стала пищею огня» (свт. Григорий Богослов, 16, 120).

*** «Пристрастие к кому-нибудь из родственников или из посторонних весьма вредно: оно может мало-помалу привлечь нас к миру, (а не к Богу) и совершенно погасить огонь нашего умиления. Как невозможно, одним глазом смотреть на небо, а другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от всех своих родственников и неродственников» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 18).

***Пристрастие <рождается>... иногда от блуда, иногда от сребролюбия, иногда от объядения, иногда от тщеславия и от многих других причин (прп. Иоанн Лествичник, 57, 183).

«Охраняйтесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть бесовскую. Совет и послушание чисты и угодны Богу до тех пор, пока они не осквернены пристрастием, а с пристрастием погибают добрые дела».


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!