Художественно-публицистические жанры



Цель: образное представление предмета речи. Соприкасается с литературным мастерством.

Рецензия

Научное или художественное произведение, выступающее как предмет интерпретации. Автор излагает своё понимание и переживание этого предмета. Рецензия – всегда вторичный текст (текст, основанный на тексте).

Виды:
- аналитическая (главная мысль должна быть аргументирована системой аргументов);
- рецензия-мнение (оценка текста основана на сопоставлении с другими текстами);
- рецензия-впечатление (эмоциональная оценка текста, без рационального подкрепления).

Рецензия не имеет жанрообразующих признаков. Обязательный содержательный элемент в виде пересказа, цитат или описания. Композиция может быть любого вида (логическая, событийная, метасобытийная). Адресатом рецензии может быть как широкая аудитория, так и специалисты.

Очерк

Художественно-публицистический жанр, в котором в образной форме представлено общественное явление, проблема, событие или личность. Образ раскрывается через действия героя/автора.

Тематическая классификация:
- Путевой очерк;
- Судебный очерк;
- Портретный очерк;
- Проблемный очерк (посвящён актуальной социальной проблеме).

Жанрообразующий признаки очерка:

1) Композиция – может быть всех 3 видов (см. выше);

2) Глубина – аналитическая направленность, большая глубина;

3) Временная организация – всегда настоящее/прошедшее;

4) Всегда большой объём;

5) Всегда эмоционально окрашенная тональность;

6) Образ повествователя – категория, определяющая технику изложения.

Типы повествователя:

1. От 3 лица: не выражен внешними средствами:

1.1.  Закадровый наблюдатель - не вмешивается, а только фиксирует, не даёт личной оценки; эмоциональная окраска формулируется через: слова героев, номинации события, компоновку эпизодов события, детали события, приём контраста;

1.2.  Закадровый комментатор - ход события прерывают рассуждения автора; возможно ретро-/проспективное представление события;

2. От 1 лица: несколько ракурсов повествователя:

2.1.  Ракурс участника события – события переживаются заново, но метатекст не присутствует;

2.2.  Ракурс повествователя-исследователя – присутствует метатекст; изучает факты, документы, может описывать поиск этих документов; на глазах у читателя вырабатывает оценку события. Приёмы выразительности: ретро-/проспекция, возможна стилизация под другие жанры;

2.3.  Ракурс размышляющего повествователя – автор занят ходом собственной мысли; факты подбираются по ассоциации и объединяются несколько независимых друг от друга событий; с помощью этого формируется понимание главной мысли читателем.

2.4. Ракурс повествователя-рассказчика – создаётся метатекстовым элементом.;

3. Я-героя:

3.1.  Герой-собеседник героя – автор как собеседник героя, лишённый собственных реплик (пересказ); при этом есть обращение к автору, но ответы даны только в пересказе, не прямо;

3.2.  «Вставка интервью» - герой цитируется и рассказывает о событии в качестве монолога.

Типы повествователя могут комбинироваться в тексте.

Фельетон

Фельетон - жанр художественной публицистики, который отличает комическое начало и злободневность. Фельетон призван оказать на читателя эмоционально-образное воздействие. Фельетон с самого начала был актуален и неофициален, отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации (а не изложение ее), комическая (сатирическая) направленность в ее подаче, “второй план”, расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле.

Главными критериями оценки являются его актуальность, узнаваемость героев и ситуаций. Для автора фельетонов характерны - открытость выражения авторского отношения к предмету, построение с использованием приемов заострения, гиперболизации, обобщения и типизации исходных событий.

В фельетоне реализуются все основные функции речи: информационная (информирует о событиях, фактах реальной жизни, на основе которых и строится фельетонное повествование); эстетическая (фельетон оценивает происходящее с эстетических позиций и стремится оказать образно-эстетическое воздействие с помощью речи); экспрессивная (автор выражает свое отношение к описываемому); познавательско-просветительская; гедонистическая (развлекательная функция речи).

Одна из важных составляющих фельетона - образ автора. Он может совпадать с образом рассказчика или существенно отличаться от него. Но всегда автор несколько возвышается над изображаемым, видя происходящее значительно шире и глубже, чем даже читатель.

Предмет фельетона - факт или ряд фактов, содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явления того класса, к которому он относится. Факты - опорные точки сатирической типизации.

Фельетон - жанр оценочного характера. Главное в фельетоне не те факты или события, которые послужили толчком для его создания, а их оценка, интерпретация. Оценка фактической основы произведений может быть как субъективной, так и объективной.

В основе повествования лежит комическое противоречие. Положительным героем фельетона всегда остается смех.

2 вида фельетона: беллетризованный (конкретно-изобразительный), аналитический (обобщающе-характеризующий).

Пример: https://www.kommersant.ru/doc/130454


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!