Языковые жанрообразующие признаки заметки
Коллоквиум/див. зачёт 2:
Жанры в СМИ
Жанр – исторически сложившийся тип произведения, в котором обобщены черты, свойственные более-менее обширной группе текстов; форма, в которой воплощён замысел автора.
В любом жанре отражается вопрос:
1. О чём?
2. Что будет сказано?
3. Кому адресовано?
4. Зачем?
5. Как оформлено?
В СМИ тема обуславливает логическое строение текста (ГМ – главная мысль + КТ – констатирующий тезис + РТ – развивающий тезис)
1) Логическая схема в зависимости от темы:
1. Описательная (явление, действие)
- краткое описание событий, интерпретация другого произведения и изложение авторского понимания предмета речи.
2. Тема события – текст, сообщающий о событии в момент его протекания или сообщающий о красноречивом факте, прокомментировать который может сам читатель.
3. Обобщающий (закономерность)
- формулирование важной общественной проблемы, выявление закономерностей, позволяющих решать эту проблему, сопровождается аналитикой.
Жанры СМИ тяготеют, как правило, к одной из этих схем: заметка – событийность, статья – обобщение.
2) Жанровая форма способна отражать 2 признака:
- нет информационной модели (облигаторная, узуальная, информативная);
- объём информации (показывает глубину логической схемы).
1. Малая глубина ЛСТ (заметка) – ГМ и отсутствие причинно-следственных тезисов;
2. Средняя глубина ЛСТ (репортаж, корреспонденция) – ГМ + 3-4 КТ
3. Большая глубина ЛСТ (крупные жанры: статья, очерк) – ГМ + цепочка КТ и РТ
|
|
3) Разграничивает жанры по возрастам
4) «Зачем» делит жанры на образовательные, развлекательные, воспитательные, директивные и др.
По Майдановой:
1. Констатация факта;
2. Информативные (заметка, корреспонденция, репортаж);
3. Аналитические (статья, аналитический репортаж);
4. Художественно-публицистические жанры (рецензия, очерк, фельетон, эссе).
5) Оформляют содержание в композиционном и языковом плане. Одно и то же событие подаётся по-разному в зависимости от жанра.
«Как» общаться с представителем носителя речи. Газетный текст отражает два вида авторства: индивидуальное (+ скрытно-индивидуальное, автор не использует личные местоимения) и коллективное (присутствие автора в тексте через местоимения).
2 типа композиции носителя речи:
- социально-ролевая (автор как журналист, предмет речи с его точки зрения);
- конкретно-чувственная (автор как чувствующий человек).
От ответа на вопрос «Как» зависит выбор типа композиции текста. За исключением интервью, все газетные тексты могут быть построены 3 способами. Это зависит от того, какой содержательный элемент положен в основание текста: логическая схема, событие, метасобытие (изучение события журналистом).
|
|
Типы композиций:
1. Логическая (статья, корреспонденция, рецензия)
- тексты с чёткой логической схемой; основная движущая сила – авторские рассуждения, которые представлены как список тезимов.
- от ГМ к аргументам;
- от тезисов к ГМ как к выводу.
2. Событийная (репортаж, очерк, корреспонденция)
- организация поставлена в центр изложения событием, через компоненты которого вводятся в текст аналитичность, описательные и метасобытийные элементы. (С соблюдением хронологии и с нарушением хронологии).
Осложненная разновидность событийной композиции – 1 эпизод события дробится на части и цепочка размещена по всему тексту.
3. Метасобытийная (очерк, фельетон, репортаж, рецензия) – метасобытийность не бросается в глаза.
Система жанров СМИ периодична и постоянно меняется.
Заметка
Относится к малым жанрам, в группе жанров констатация фактов и информативность.
- хроникальное сообщение (констатация в 1 предложении; не имеют заголовка, может использоваться как первая фраза текста самой заметки);
- заметка (малая);
- расширенная заметка (корреспонденция).
1. Хроникальное сообщение;
2. Заметки:
- минимум текста с развитием ГМ;
- событийный и описательный тип ЛСТ;
- констатирует, но не анализирует факт;
- композиция: констатация повода + ГМ (прямая или инверсионная, начало с детали);
- тональность: нейтральная;
- эмоциональная окраска: в заголовке или номинационной цепочке;
|
|
3. Расширенная заметка (корреспонденция) – ГМ + КТ + добавочное описание или аналитический элементы; увеличение объёма.
Языковые жанрообразующие признаки заметки
1. Лексические
- активно используется высокоинформативная лексика (имена собственные, термины, числительные).
2. Синтаксические
- простые осложненные предложения, осложнённые однородные глаголы или обособленные оборотами.
- сложноподчинённые предложения с изъяснительными или определительные придаточные.
3. Морфологические
- глагольные формы прошедшего или будущего времени.
Принцип формирования подборов заметок в СМИ:
1) Временной – основание на актуальности;
2) Тематический – выдвижение одной темы для всех заметок;
3) Логический
Репортаж
- текст, в котором создаётся эффект одновременности события и рассказа о нём. Может иметь событийную или описательную логическую схему, обладает обычно средней глубиной, но может быть и глубоким по содержанию.
Композиция репортажа, как правило, событийная (хронология), временной план – всегда настоящее время, которое формирует эффект присутствия; тональность – эмоционально окрашенная.
|
|
3 столпа репортажа:
- Я-репортёра;
- Эффект присутствия;
- Локальность + время.
Языковые жанрообразующие средства репортажа:
1. Глаголы и местоимения первого лица. Работают на создание Я-репортёра. Преобладают глагольные формы настоящего времени со значением настоящего репортажного.
2. Пространственные (локальные) указатели – имена собственные, местоимения «там», «здесь», наречия «далеко», «близко» и временные указатели – наречия «вчера», «сегодня», даты. Временные и пространственные (локальные) указатели всегда по отношению к репортёру.
3. Морфологические – частотны односоставные предложения определённо-личной разновидности, эллиптические бытийные, номинативные предложения, безличные предложения, двусоставные с именным составным сказуемым.
4. Лексические – эмоционально-окрашенная лексика.
Языковые средства выразительности в репортаже:
Речь героя(-ев) должна быть яркой и небанальной. Обязательные яркие детали события или местности, часто присутствует дополнительный иллюстративный материал, описание переживаний самого журналиста. Нередки ирония и юмор.
Аналитические жанры
Задача: анализ факта, это же – объединяющая цель группы жанров.
Жанры: статья, аналитическая корреспонденция, аналитический репортаж, комментарий, расследование. В этих жанрах новые факты должны быть встроены в уже имеющиеся знания, подведены под известные закономерности, включены в известные классификации или под влиянием новых фактов должны быть переформированы закономерности и перестроены классификации. Анализ факта означает, что предполагается объяснение фактов в виде аргументированного изложения. Аналитический текст – система тезисов и аргументов.
Типы аргументов
1) Обоснование засчёт объяснения причины (условия возникновения факта);
2) Обоснование засчёт объяснения следствия;
3) Обоснование засчёт объяснения цели: как факт работает и какова его цель;
4) Обоснование засчёт пояснения в виде определения понятий;
5) Обоснование с помощью аналогии;
6) Обоснование засчёт опровержения антитезиса;
7) Аргументы к человеку: к авторитету, к самопрезентации автора, к негативному образу противника.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1327; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!