Историю художественной культуры средневековой Европы принято подразделять на три этапа: дороманский (VI-X вв.), романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.)



Дороманское искусство. Интенсивная христианизация Европы в VI-VII вв. вызвала повсеместное строительство церквей, в большинстве своем базиликального типа.

Напомним, что базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри колоннадой на три или пять частей, называемых нефами (кораблями). И сама церковь уподоблялась кораблю. Перекрытие делали плоским из дерева, а в качестве опор использовали колонны, нередко перенесенные из античных зданий. Средний неф обычно был выше и шире боковых. В верхней части его стен имелись окна. Вход в базилику был на одной из ее узких сторон - западной. Напротив входа средний неф заканчивался апсидой. Арка, соединяющая апсиду с центральным нефом, называлась триумфальной, за ней располагался алтарь.

Художественное творчество варварских народов наиболее полно представлено предметами прикладного искусства (ларцы, чаши, кубки) и ювелирными изделиями (пряжки, под вески, фибулы ‑ застежки на плаще, браслеты, ожерелья).

«Каролингское Возрождение». Государство франков, возникшее в V в. в северо-восточной части современной Франции, достигло небывалых размеров благодаря правителю Карлу Великому (768-814 гг.). Успешные сражения с арабами укрепили его могущество и престиж. Под его властью находились многочисленные народности романо-германского мира, объединенные христианством. В 800 г. Карл Великий короновался в Риме императорской короной. Теперь романо-германский мир, объединенный не только христианством, но и императорской властью Карла, окончательно обособился от Византии и стал самостоятельным государством. Так возникла Священная Римская империя которая включала в себя современную Францию, южную и западную Германию, Бельгию, Голландию, среднюю и се верную Италию, северную Испанию.

Средневековая культура каролингского периода, получившая впоследствии название «каролингское Возрождение», поскольку ориентирована была на античную римскую культуру, несла на себе ярко выраженный отпечаток античности. Но обращение к античности означало не разрыв с церковью, а, наоборот, стремление использовать все, что возможно, в интересах феодальной идеологии.

Развитие искусства шло в основном по трем ключевым направлениям: храмовое строительство, монастырское строительство и создание книг.

Огромное значение в эпоху Карла Великого уделялось живописи в церквах. В императорском указе говорилось, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Росписи располагались в традиционной для базиликального храма последовательности: над аркадами центрального нефа, на триумфальной арке и в центральной апсиде.

Но IX век был временем расцвета и светской монументальной живописи. В этот период были созданы целые циклы исторических фресок, покрывавших стены королевских дворцов.

В старинных рукописях содержится свидетельство о том, что в Ингельсхейме, резиденции Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, на стенах его апартаментов были изображены подвиги Кира, Александра Македонского, каролингских королей, деяния римских императоров. Во дворце епископа Теодульфа в Жерминьи де Пре были представлены аллегории времен года, наук, искусств.

Романская культура. В истории континентальной Европы X век был веком разрухи и буквально апокалиптических бедствий: войн, голода, эпидемий. Еще с середины IX столетия началось вторжение норманнов, двигавшихся морским путем из Скандинавии и опустошивших сначала северные, а затем и южные страны. Со стороны Средиземного моря делали набеги арабы. Самое могущественное государство ‑ империя франков ‑ распалось. Культурная жизнь Европы замерла.

Начало второго тысячелетия явилось важным рубежом во всех областях европейской жизни. Вторжением норманнов в Англию завершилась волна миграций. Государства, возникшие на развалинах Священной Римской империи Карла Великого, несмотря на крайнюю политическую раздробленность, оказались более стабильными. Внутри стран закончилось разделение сословий, наметилось оживление культурной жизни.

Искусство, получившее в дальнейшем название романского, развивалось на территории от Испании до Польши, включая Италию на юге, Великобританию и Скандинавские страны на севере. Термин «романское искусство», «романский стиль» (от лат. romanus ‑ римский) возник в начале XIX в., когда художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья, заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Исторически оно соответствовало периоду феодализма.

Устройство жилища феодала диктовалось прежде всего необходимостью обороны, а не стремлением к комфорту и красоте. Поэтому в течение долгих лет основную массу художественных произведений составляли предметы прикладного искусства. Стены жилых и парадных помещений украшались только ткаными коврами ‑ шпалерами, предназначавшимися также для утепления каменных стен. Росписи встречались лишь в капеллах, скульптура служила для украшения надгробий.

С XII в., когда началось массовое возведение городов, характерной становится регулярная планировка. План определяли проведенные под прямым углом центральные магистрали, на пересечении которых размещался жизненный центр города ‑ рыночная площадь с церковью. Собор строили с расчетом вместить в него все население города. При этом романские зодчие должны были решить три важнейшие проблемы: сохранить в плане базилику, наиболее полно отражающую идею крестного пути Иисуса Христа и спасения через искупление, решить проблему каменного перекрытия и на ее основе установить соотношение пространства и объема здания.

По-новому в романских храмах стала решаться проблема освещения. Оконными проемами ‑ «розами» с цветными стекольными вставками ‑ витражами. Сосредоточение света в восточной части храма, льющегося из окон апсид зримо воплощало идею торжества божественного света, а также обозначало границу между небесной и земной сферами, между мирянами и клиром. Росписи сохранились лишь в редких храмах, но известно, что в романскую эпоху живописи придавали гораздо больше значения, чем раньше: она располагалась не только на стенах и в апсиде, но захватывала своды, крипту, деревянную скульптуру, украшавшую стенки хора, и даже окна, где появились цветные витражи. Едва переступив порог храма, посетитель попадал в стихию радужного мерцания струящегося из окон окрашенного света, к которому добавлялись сияние свечей, блеск золота, создающие ощущение ирреальности пространства.

Существовали две техники витражной росписи. 1.) Роспись гризайль проводилась черной и серой краской по бесцветному стеклу зеленоватого дымчатого тона, создавая иллюзию рельефов. 2.) Второй способ представлял собою сюжетную роспись по наборному цветному стеклу.

Главной особенностью романского изобразительного искусства, формирующегося и развивающегося в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения, являлся его глубоко мистический, религиозный характер, поскольку в основе этого мировоззрения лежало представление о том, что земное Существование ничтожно по сравнению с вечной загробной жизнью, мир полон зла и губительных соблазнов, красота материального мира обманчива и преходяща, тело ‑ лишь оковы бессмертной души.

На смену античному идеалу и преклонению перед красотой человеческого тела пришла идеализация духовного начала, что и обусловило появление нарочито деформированных, непропорциональных, аскетически бесплотных фигур романских статуй. Вместе с тем именно в романском искусстве проявились художественные традиции народного творчества: декоративность, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым народным юмором, особенно в изображении второстепенных с точки зрения теологического замысла персонажей и эпизодов, передаваемых с удивительной натуралистичностью.

Готическое искусство. Между романским стилем и готикой нет четкой хронологической границы. Готика явилась высшей ступенью средневекового искусства и первым в истории общеевропейским художественным стилем. Родиной готического стиля считается Франция, а его основой ‑ церковное зодчество. Интерьер дополнялся ажурными, из-за сплошь покрывающей их скульптуры, живописными алтарями.

Место стенных росписей в готических храмах заняли витражи. По мнению аббата Сугерия, картины в окнах предназначались для того, что бы показывать простым людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. Помимо композиций на библейские и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов на них помещались эпизоды из легенд о святых, изображения исторических событий, назидательных притч, занятых работой по украшению храма ремесленников. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли.

Ведущее место в интерьере храма отводилось алтарному образу ‑ иконе или статуе Божьей Матери и фигурам святых, заключенным в архитектурно оформленную нишу. Полихромная роспись стен, колонн и скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль нефов шпалер­мильфлёров (от фр. mille fleurs - тысяча цветов), в которых изображения фигур располагались на темном фоне, сплошь усеянном цветами. Название шпалер связано с праздником Тела Господня, когда улицы, по которым двигалась процессия, украшали занавесями с наколотыми на них живыми цветами. Декор был заимствован средневековыми ткачами. Примером такого типа шпалер, где красный фон усеян сливающимися в кружевной узор цветами и растениями, является пленительная серия «Дама с единорогом», состоящая из шести ковров.

 
Дама с единорогом. Осязание   Дама с единорогом. Слух.

Цикл из шести шпалер конца XV века, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни

 

Считалось, что цветом готики является фиолетовый ‑ цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба. Синий цвет считался также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый.

Вопросы для контроля знаний:

1. Расскажите об особенностях живописи крито-микенского периода.

2. В чем отличительные особенности искусства эллинизма?

3. Каковы основные черты помпейского стиля в живописи?

4. Каковы отличительные особенности романского стиля?

5. Каковы отличительные особенности готического стиля?

 

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 674; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!