Живопись Западной Европы в Средние века



Лекция № 6

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНЫХ СИСТЕМ И ТЕХНИК ЖИВОПИСИ.

ДРЕВНИЙ МИР. СРЕДНИЕ ВЕКА.

Вопросы:

1. История развития живописных систем и техник живописи в искусстве Древнего мира.

1.1 Живопись Древней Греции.

1.2 Живопись Древнего Рима.

2. Живопись Западной Европы в Средние века.

 

История развития живописных систем и техник живописи в искусстве Древнего мира.

Живопись Древней Греции

Культура Древней Греции явилась проявлением сути народного духа, который сформировался именно в этой местности в конкретное время. Географические особенности Балканского полуострова: долины, невысокие горы, оливковые и лимонные рощи, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов, способствовали сближению человека с природой, а масштабы окружающего мира, его простота и красота привели греков к пониманию соразмерности сил человека и природы. Отсюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями.

В процессе своего развития древнегреческое искусство пережило несколько этапов.

Ко II тысячелетию до н.э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса или его знаменитого дворца в Кноссе на о. Крите. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н.э., когда она была неожиданно уничтоженна вулканической катастрофой, а Крит был захвачен ахейцами.

Развитие ахейского общества в XVI-XIII вв. до н.э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию одного из наиболее важных городских центров ‑ Микен ‑ древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской.

Троянская война оказалась последним событием крито-микенской, или эгейской, цивилизации, облегчившим проникновение в Грецию дорийцев. Дорийское завоевание привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Период в истории Эллады в XI-VIII вв.. до н.э. считается «темными веками», однако его называют еще гомеровским, по имени жившего в то время гениального древнегреческого поэта Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

С середины VIII до конца VI в. до н.э.архаический период в искусстве Греции, существенной чертой которого было возникновение в географически обособленных районах Эллады самостоятельных городов-полисов, формировавшихся вокруг акрополя или святилища, с прилегавшей к нему сельскохозяйственной округой. В тот же период недостаток земли заставил большинство полисов развивать торговлю и осуществлять широкую территориальную экспансию, названную «великой колонизацией», сопровождавшуюся бурным развитием искусства.

Наивысший культурный расцвет Древней Греции ‑ классическая эпоха, длившаяся в течение V-IV вв. до н.э., ‑ был связан с окончанием греко-персидских войн, выдвинувших Афины в число наиболее сильных полисов. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н.э.), высокой классики (449-421 гг. до н.э.) и поздней классики (конец V-IV в. до н.э.). Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы Ахеменидов положило начало эпохе эллинизма, охватившей период III— I вв. до н.э.

Изобразительное искусство Крита достигло небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства о. Крит. Движение волн, порывы ветра, надувающие паруса кораблей, вечная стихия, окружавшая критских художников, обусловили появление в искусстве динамичныех композиций. В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, обезьянами.

Художники о. Крит любили изображать всевозможные процессии и стремились правдиво передать движение человеческих фигур. На одной из фресок художник показал критянина, схватившего мчащегося быка за рога и собирающегося прыгнуть ему на спину. На другой верно переданы позы и внутренний ритм беседующих элегантных дам с длинными прядями черных волос, одетых в декольтированные платья с пышными рукавами. Но все человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи ‑ развернутыми в фас, глаз ‑ смотрящим прямо на зрителя. Такой же условностью, в угоду господствующей моде, являлось изображение мужчин чрезмерно худощавыми с очень узкой талией и слишком развитыми мускулами. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческие фигуры воспринимались как неотъемлемая ее часть.

Стены дворцов украшали фресками, причем в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Здесь были  сцены охоты на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней, идущие в поход ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами.

Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя выражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен.

Но динамичная, передающая настроение мастера линия исчезла, уступив место застывшим формам и сухому орнаменту в эхейский период власти. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.

«Парижанка» жрица божества, фреска из Кносского дворца, XV век до н. э. Археологический музей Ираклиона   Женщины, смотрящие представление («Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца XV век до н. э.  

Гомеровский период. После покорения дорийцами ослабевших в Троянской войне ахейских племен в истории Эллады, а, следовательно, и древнегреческого искусства наступили «темные века». Дорийцы в художественном отношении стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы, но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье. Дорийцы, вероятно, были люди суровые, не слишком эмоциональные, им были свойственны твердость, определенность, что определяет господство в искусстве сурового геометрического стиля с преобладанием в нем линейного орнамента (кругов, треугольников, ромбов), который они принесли с собой.

Человеческую фигуру изображали всегда в профиль, и состояла она из перевернутого вершиной вниз треугольника-туловища, двух приставленных к нему огромных ног, плетевидных рук и маленькой круглой головы с торчащим носом.

В художественном плане искусство дорийцев с их геометрическим стилем было проще и примитивнее изобразительного искусства Крита, но оно отличалось рациональностью, и в результате дальнейшего их соединения были созданы памятники, затмившие славу египетских пирамид.

«Темные века» в истории Греции были все-таки не совсем темными, ибо именно тогда жил и творил гениальный Гомер, по словам древнегреческого философа Платона, «воспитавший Элладу». Гомером были созданы большие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», ставшие первыми произведениями мировой литературы.

Глубокое влияние на жизненный уклад греков и последующее культурное развитие оказала колонизация, начавшаяся в поисках перспективных торговых путей. Многочисленные греческие колонии появлялись по всей береговой линии Средиземного и Черного морей. Греческие храмы возводились как жилище бога, во всем похожего на человека, и по тому пропорции колонн, размеры капителей и баз были соразмерны пропорциям человеческого тела, в соответствии с утверждением древнегреческого философа Протагора (480-410 до н.э.) о том, что «человек ‑ мера всех вещей».

Несмотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики, при всей жизненности образов, было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в рельефах, скованностью в изображении человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос.

Классический период. V век до н.э. ознаменовался важным сдвигом в области изобразительного искусства ‑ переходом на иллюзионистическую живопись, родоначальником которой считается живописец Аполлодор Афинский.

Античные живописцы, по свидетельству Плиния, пользовались всего четырьмя красками: желтой, красной, белой и черной, не придавая значения перспективе и светотени. Их живопись являлась, по сути, раскрашенным рисунком. Из художников этого периода наиболее знаменитыми были Зевксис, прославленный ученик Аполлодора, и Паррасий. Писали они восковыми красками на меди. Из рассказов древних авторов следует, что эти художники стремились изображать природу с максимальной точностью, свидетельством чему служит история о состязании Зевксиса и Паррасия. Зевксис настолько правдиво изобразил виноградные гроздья, что птицы слетались их клевать. Гордый своей победой Зевксис подошел к картине Паррасия и потребовал, чтобы художник отдернул занавес, прикрывавший картину, который на самом деле оказался нарисованным.

Греческое искусство V до н.э. своим богатством и совершенством отразило внутренний расцвет общества, его породившего. Простота, изящество, монументальность и гармоничность форм явились его самыми характерными чертами. Постепенно высокий смысл демократических основ города-государства начал утрачивать значение, и ему на смену пришло ощущение, что «высшее благо для человека ‑ быть свободным от общества». Появилось новое отношение к миру, где во главу угла ставилось все особое, неповторимое, индивидуальное.

Эллинизм. Греко-македонская колонизация привела к возникновению совершенно новой культуры позднеантичного мира ‑ эллинизма, что означает «уподобляться эллинам».

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и распада империи на отдельные государства до 31 г. до н.э. ‑ года присоединения Египта к Римской империи. Таким образом, эллинизм охватил большой период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии. Александр Македонский основал семьдесят городов с эллинским укладом жизни, самым знаменитым из которых стала Александрия в дельте Нила.

Александрия славилась регулярной, т.е. правильной, планировкой улиц, беломраморными храмами, огромной библиотекой, одним из «семи чудес света» ‑ Фаросским маяком и крупнейшим научным центром всего Средиземноморья ‑ Мусейоном. Музей ‑ место, где собирались музы, ‑ занимал в Александрии целый район.

Результатом «проникновения» эллинов стали новые формы искусства, сочетающие греческие и «варварские» принципы культуры. Восточное влияние в искусстве эллинизма проявилось прежде всего в декоративности. Неслучайно поэтому общественные и культурные здания Александрии строились в коринфском стиле, создающем чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ.

Древнегреческие вазы.Древнегреческие вазы в истории искусства интересны по многим причинам. Во-первых, изображения на них дают представление о искусстве рисунка греков и о характере их живописи, так как настоящих памятников этого вида искусства почти не дошло до нас. Во-вторых, вазопись является своеобразной иллюстрацией всей эллинской древности, поскольку посвящена либо мифологическим сюжетам, либо сценам из жизни героев (погребальные обряды, гимнастические игры), либо эпизодам публичной и частной жизни. Именно роспись ваз дает наглядное представление о верованиях и быте народа.

От критского периода сохранились всевозможные сосуды, как правило, шаровидной формы. В их художественном оформлении выделились два стиля ‑ камарес, когда на темную поверхность сосуда наносились спиралевидные, словно кружевные, светлые узоры, и дворцовый стиль ‑ роскошные по рисункам вазы, украшенные растениями, цветами, кораллами.

Отличительным свойством критских росписей являлось их гармоничное сочетание с формой сосуда, отсутствие каких-либо сюжетных композиций и изображения человеческих фигур. Микенские сосуды отличались простотой форм и лаконичностью декора. Часто изображали на них воинов, как на знаменитом микенском кратере XII в. до н.э. В основе росписей ваз геометрического стиля лежала линия. Депилонские амфоры сплошь покрыты геометрическими рисунками в виде ромбов, кругов, треугольников, меандра (узора в виде изломанной линии), очертаний человеческих фигур, более похожих на орнамент.

В конце VIII в. до н.э. на смену неприхотливым геометрическим узорам пришли растительные и зооморфные мотивы, а стиль был назван ковровым. Птицы ‑ летящие орлы или стоящие утки, петухи, лебеди изображались в профиль; так же показаны и фигуры животных ‑ оленей, козлов, кабанов. Но для льва и пантеры установилась особая иконография: голову и туловище льва изображали в профиль, а у пантеры туловище в профиль, голову в фас.

Чернофигурный стиль, который сложился в конце VII в. до н.э. и в течение первых десятилетий VI в. до н.э. существовал параллельно с ковровым. Характерной особенностью чернофигурного стиля являлось господство сюжетного изображения, главным образом мифологического, реже сцен из обыденной жизни. Для чернофигурных росписей характерны многофигурные композиции, представляющие мифы об олимпийских богах, в частности изображения Диониса с его спутниками ‑ менадами, сатирами, Силеном; мифы о героях (подвиги Ге ракла, сцены, связанные с Троянской войной); картины из жизни простых людей (битвы воинов, хороводы девушек, состязания атлетов, пиры).

В росписях чернофигурного стиля отдельные изображения делали пером в виде черных силуэтов на красноватом или желтоватом фоне глины, они про изводили впечатление со вершенно плоских, подобных теням. Голова и ниж няя часть фигуры, начиная с пояса, изображались в профиль, туловище ‑ в фас. Мускулатура и складки одежды отмечались очень сдержанно. Обнаженные части женского тела покрывали белой краской, а мужское тело сплошь черным лаком, что напоминало египетскую живопись. Глаз изображали в фас: миндалевидной формы у женщин и в виде кружка или овала у мужчин. Для передачи быстрого полета использовалась архаическая схема «коленопреклонного» бега. Верхняя часть фигур показывалась в фас, нижняя ‑ в профиль. Обилие надписей на чернофигурных вазах VI в. до н.э. свидетельствует о широком распространении грамотности в эллинском обществе того времени. Надписывали имена персонажей, что позволяло ориентироваться в представленном событии (сообщали даже клички охотничьих собак и названия неодушевленных предметов).

В последней трети VI в. до н.э. появилась смешанная техника, когда одна из, сторон украшена чернофигурным, а другая краснофигурным рисунком.

Время господства краснофигурного стиля приходится на V-IV вв. до н.э., совпадая, таким образом, с эпохой классики в античном искусстве. Его в свою очередь принято делить на строгий, свободный, роскошный и беглый стили.

Образ человека, в облике которого выступали и герой, и бог, занимал главенствующее место в вазописи того периода, оттесняя изображения животных и фантастических мифологических чудовищ. Человеческие фигуры на вазах строгого стиля изображались так же, как и в чернофигурной технике. Во второй четверти V в. до н.э. происходит постепенный переход от плоскостного к объемному изображению фигур. Появился свободный стиль, для которого стала характерна передача любой позы, любого поворота головы или торса, любого самого трудного ракурса. Глаза получили реальную трактовку, одежду теперь показывали как мягкую ткань, легко облегающую тело. Образцами ваз, расписанных в свободном стиле, являются лекиф с Артемидой, кормящей лебедя, и кратер со сценой истребления Ниобидов.

В конце V в. до н.э. на смену спокойным и торжественным композициям свободного стиля пришли динамичные, насыщенные эмоциями сцены роскошного стиля. Вазописцы обращались к сюжетам сложным, драматическим, перегруженным сценами борьбы, похищений, гибели персонажей. В роскошном стиле фигуры постоянно перекрывали одна другую, что усиливало напряженный характер росписей. Однако общий принцип расположения фигур в больших композициях сохранился тот же, что и в свободном стиле, ‑ фигуры свободно размещались одна над другой. В роспись был введен пейзаж: деревья, неровная каменистая почва, архитектурные сооружения. Фигуры передавали живое движение, изображались в резких, сложных ракурсах. Такова роспись амфоры с Пелопсом, похищающим Гипподамию: тут и бурно развевающиеся драпировки, и оливковые деревья, и морская гладь с выпрыгивающими дельфинами.

Последующий этап развития вазописи краснофигурного стиля неразрывно был связан с использованием светотеневой моделировки, что обусловило передачу иллюзии объема фигур. Афинский мастер Аполлодор первый начал передавать тени, став основателем живописи как таковой.

Греческое искусство оказало огромное влияние на культуру всех регионов Средиземноморья. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после захвата Греции, недаром существует расхожее мнение, что греческая культура создала римскую. Дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало возможным только благодаря влиянию культурного наследия Греции. Наконец, греческая культура в ее эллинистическом варианте стала в регионе восточного Средиземноморья предтечей рафинированной византийской культуры. Греция заложила основы будущей европейской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, ставшего основой классицизма в искусстве.

Живопись Древнего Рима

Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы составляет неотъемлемую часть античной культуры. Но становление культуры римлян происходило в иных исторических условиях, нежели греков, и поэтическое осмысление действительности приобретало иные формы. Вся история Рима ‑ это стремительный рост и превращение маленького города-полиса на Апеннинском полуострове в ведущую, а затем крупнейшую сверхдержаву Средиземноморья. Заложенные в характере римлян исключительная прямолинейность, целеустремленность, склонность к аналитическому мышлению и расчленению сложного явления на простые элементы нашли воплощение в четко функционирующем государственном аппарате и мощном законодательстве. Искусство у римлян играло подчиненную государству роль, и художественное осмысление жизни также несло на себе печать тщательного анализа.

Становление римского искусства, прославившего государство ‑ архитектуры, различных типов рельефа, скульптурного портрета, основных литературных жанров относится ко времени республики (VI-I вв. до н.э.).

Расцвет приходится на I—II вв. н.э. С этого времени искусство Древнего Рима принято классифицировать как искусство империи, для которого принята более детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, поскольку именно их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор того или иного стиля.

Культура Рима в первые века республики развивалась медленно, формируясь под влиянием художественной культуры этрусков.

Во II в. до н.э. Рим подчинил себе Грецию и Пергамское царство в Малой Азии. Победа над Грецией обернулась для Рима своего рода культурным поражением: сильный в военном отношении, он оказался под влиянием высококультурного противника. Римский поэт Гораций писал: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый искусства внеся». Прежде всего, римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Культ их сложился на римской земле и был, без сомнения, вполне самостоятельным, но атрибуты многих богов и их функции были взяты у греков.

В I в. до н.э. возник стиль, получивший название второго помпейского или перспективного. Римская республика в результате завоеваний обширных территорий сделалась богатой мировой державой, соответственно и люди стали украшать жилища более сложными композициями. На совершенно гладкой поверхности стены изображали фасады зданий, убегающие вдаль колоннады и отдельные человеческие фигуры в натуральную величину на пейзажном фоне. В росписях этого стиля встречаются весьма сложные многофигурные композиции. Таковы росписи виллы Мистерий в Помпеях с изображением сцен дионисийского культа, фрески дома на Эсквилинском холме, воспроизводящие пейзажи далеких стран, где побывал Одиссей. Второй стиль очень тонко отразил дух поздней республики ‑ стремление вырваться за пределы помещения, преодолеть сковывающие, стесняющие рамки. В росписях заметно желание раздвинуть стену, показать ее в виде высокой ограды, поверх которой виднеется небо, верхние части соседних зданий.

Стили. В 1882 археолог Август Мау разделил настенную живопись Помпей на следующие стили:

1. Инкрустационный (200г — 8015 до н. э.) ‑ с помощью краски, штукатурки и вырезанных линий имитировалась блоковая кладка. Казалось, что стена состоит из обтёсанных камней, отчётливо были видны стыки между «плитами». Иллюзия объёма создавалась с помощью геометрии и светотени. В оформлении карниза также использовалась техника светотени.

2. Архитектурно-перспективный (100г — 15г до н. э.) – Архитектурный стиль является ярким примером эллинистическо-римского искусства. С 80 до 20 г до н. э. фон в виде архитектурных элементов рисовали на гладкой поверхности стены. Благодаря использованию в живописи осевой симметрии, размер помещения зрительно увеличивался. Образец стандартного второго стиля можно увидеть в Доме Августа. Плинтус окрашивали в темный цвет, а среднюю часть в светлый. Чаще всего использовались темно-красный, темной-зелёный, чёрный и жёлтый цвета. Жёлтый использовали для крупных архитектурных элементов, а синий и зелёный для деталей. В здании Виллы Мистерий в Помпеях в боковых комнатах найдены фрески, на верхней трети которых изображены здания, находящиеся за стенами Виллы.

3. Орнаментальный (15г до н. э. — 50г н. э.) В третьем, орнаментальном стиле, исчезает иллюзия объёма в помещениях, которая создавалась использованием перспективы. Основную зону на стенах разделяют горизонтальными и вертикальными линиями, между которыми помещаются картины, в основном на мифологическую тему и пейзажи. Главную роль в оформлении стены играла верхняя часть, которая была украшена орнаментом. Переход от второго к третьему стилю ознаменован появлением на стене утонченных линий вместо колонн. «Канделябр» был нарисован объемно, в то время как остальные детали изображались плоско. Расцвет этого стиля живописи наблюдался с 15 до н. э. до 50 н. э.

4. Мифологический (50г — 79г н. э.) Четвёртый стиль римско-помпейской настенной живописи является наиболее независимым и соединяет в себе элементы предыдущих стилей. Он начался примерно в 40-х или 50-х годах н. э. и продолжался по меньшей мере до времени Флавиев. В этом стиле декоративные элементы, такие как соединенные друг с другом поля, сочетаются с замысловатыми архитектурными изображениями. Используется орнамент, в средней части стены располагается картина, а по сторонам часто изображаются маленькие парящие фигуры. Рядом рисуют архитектурные элементы в стиле барокко. В мифологическом стиле выдуманный мир полностью заменяет собой реальный. Преобладают белые, красные и черные поля с традиционными орнаментами.

Эти стили использовались для декорирования стен. Переход между стилями был плавный. В 79 н. э. произошло извержение Везувия, и Помпеи были погребены под слоем пепла, из-за чего в городе сохранились образцы не всех стилей, однако они были представлены в других местах.

Дом Августа (Вилла Ливии) Римская фреска, Архитектурный стиль Вилла Мистерий. Римская фреска (2-й стиль, Архитектурный) из кубического купола Виллы Мистерий в Помпеях. I век д.н.э
Вилла Мистерий. Помпеи. Фреска архитектурного помпейского стиля I век д.н.э Вилла Боскотреказе, Вилла ди Агриппа Постумо. Стена с идиллическим ландшафтом. I век н.э. Орнаментальный стиль. Фреска
Геркуланум, базилика Театральная сценография, Национальный археологический музей Неаполя. I век н. э. Фреска Помпеи, Дом Веттиев Деталь из украшения в триклинии Дома Веттии (I в.н.э.) Фреска

Искусство империи. Искусство империи Октавиана Августа было неким «золотым веком» всей культуры Древнего Рима. Уставшие от бесконечных кровопролитных усобиц римляне восприняли Октавиана как символ мира.

Традиционно интерьеры зданий украшали фресковой живописью третьего помпейского стиля, орнаментального, необычайно изящного, характерной чертой которого стало «мелочное письмо». Росписи третьего помпейского стиля требуют рассмотрения на близком расстоянии. При наличии архитектурной композиции выделялась стена, которая уподоблялась разделенному на части панно с изображением колонн, ваз, всевозможных мелких статуэток. На иллюзорных фронтонах и карнизах ‑ кустики, цветы, птицы, гирлянды, ленты, ажурные сооружения типа трельяжей. Как и в росписях второго стиля, плоскости стен украшали пейзажем, мифологическими композициями, натюрмортами. Помимо фресок интерьеры домов принято было украшать мозаикой. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И как вечны были музы, так вечны должны были быть и посвященные им картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветных камней.

В Греции в V в. до н.э. это была цветная галька, затем научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, и чем меньше он был, тем изящнее и богаче выглядело произведение. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н.э. ‑ в эпоху Октавиана Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но огромные мозаичные панно помещали в нижней части стен. На Палатине сохранились фрагменты мозаичного декора дома Лавинии, жены Августа. Декорировали не только дворцы, но и термы, и даже рыночные лавки.

После смерти Октавиана Августа наступило время правления династии Юлиев Клавдиев: Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона. Следование классическим традициям Древней Греции во времена Августа уступило место помпезности, характерной для всех видов изобразительного искусства. Роскошными были дворцы Тиберия и Калигулы. Это были строения в несколько этажей с застекленными окнами и, что особенно важно, построены из бетона. Римский бетон, конечно, отличался от современного, одна ко бетонные опоры могли нести на себе конструкции огромного веса и разных конфигураций. Сверху бетон облицовывали мрамором, мозаикой или штукатуркой.

В живописи художественные идеалы времени Флавиев нашли свое выражение в декоративных росписях четвертого, «пышного», стиля. В нем соединились архитектурные построения второго стиля и богатство орнаментальных украшений третьего. На плоскости стен размещали большие сюжетные композиции, чередуя их с «окнами», через которые «виднелись» пейзажи, что нашло отражение в период позднего Возрождения в творчестве Веронезе. Иногда в верхней части стен художники изображали галереи и балконы с человеческими фигурами, смотрящими сверху на присутствующих. Преобладали красные (пурпурные) и зеленые тона. Подобно тому как греческие живописцы V в. до н.э. Зевксис и Паррасий поражали современников абсолютно «живым» изображением винограда и занавеса, римские художники умели показать прозрачность стенок стеклянных сосудов, сквозь которые видна вода, зрелость сочных плодов, бархатистую поверхность фруктов.

Техники. Чаще всего живопись была выполнена в смешанной технике фрески и темперы, или в технике энкаустики. Штукатурка на стенах была нанесена в несколько слоев, чем богаче был дом ‑ тем больше было слоев. Нанесение штукатурки и роспись выполняли сверху вниз. Дорогостоящая живопись дополнительно полировалась.

Несмотря на большое разнообразие деталей, композиции строились по одному и тому же плану. Стена разделялась на верхнюю часть, среднюю часть и плинтус. Обычно плинтус был оформлен просто, одним цветом, но иногда встречалась имитация мрамора и незатейливая растительная живопись. Геометрические фигуры были также очень распространены. В средней части, напротив, упор был сделан на роспись. Стена могла быть украшена роскошными архитектурными элементами или же простыми полями, особенное внимание уделяли росписи центральной части стены, и часто помещали там картину. Очень распространённым приёмом был переход от широких одноцветных участков к узким, украшенным растительным или фантастическим орнаментом и другими образцами декоративной живописи. В верхней части присутствовали небольшие архитектурные элементы. В провинциях верхнюю часть украшали не так обильно.

Потолочной живописи сохранилось намного меньше, чем настенной, до нас дошло два основных типа. Рисунок был простой, состоящий только из бесконечно повторяющихся кругов или квадратов, а в центр композиции часто помещали какую-либо фигуру.

Раннехристианское искусство восточной римской империи (V-VI вв.) На землях восточно-христианского мира, вошедшего в историю как Византия, начиная с V в. стали формироваться основы нового художественного стиля, определяющую роль в котором сыграли традиции эллинизма. В Восточной Римской империи, включавшей первоначально Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, часть Месопотамии и Армении, Египет, Кипр, Крит, районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе, преобладало греческое население, называвшее себя ромеями. И именно ромеи-эллины с их богатым античным культурным наследием сыграли главную роль в формировании художественных принципов, получивших развитие в последующие века.

При Юстиниане широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы (в пер. с греч. образ). Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» - языческому изображению.

С VI в. так стали называть только портреты святых, выполненные на досках, отделяя их от мозаик и фресок.

Прообразом иконы считается фаюмский портрет, возникший в Египте в IV в. до н.э. К этому времени искусство мумифицирования утратило прежнее значение, и с еще живых людей стали рисовать портреты. Их писали на дощечках красками в технике энкаустики (краски, замешанные на воске) либо темперы. Готовые портреты висели в доме, а после смерти человека их накладывали на лицо мумии, чтобы улетающая и возвращающаяся душа могла найти своего хозяина. По главным находкам этих памятников в оазисе Фаюм они и получили свое на звание.

Появление в христианском искусстве иконы, изображения святого, объединило две культовые функции ‑ поминовения и поклонения. Икону следует рассматривать не как тождественное божеству изображение, а как символ, поэтому на ней изображалось не лицо (как на фаюмском портрете), а лик. Это ее первое отличие от картины.

 

Живопись Западной Европы в Средние века

В то время как восточные области бывшей Римской империи процветали, западные приходили в упадок. Западная Римская империя начиная с V в. испытывала бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен: остготов, вестготов, аланов, гуннов, вандалов, скифов, франков, кельтов, лангобардов. Испанией завладели вестготы, в Англию вторглись и основали королевство англы и саксы, в Скандинавии обосновались норманны, еще долго тревожившие европейские страны своими набегами, в Галлии укрепилось королевство бургундов и усилился приток франков в ее северные провинции.

В 410 г. вестготы во главе с Аларихом разграбили Рим. Впечатление от этого события было ошеломляющим. Исторический процесс Аврелий Августин (христианский теолог и философ этого времени) рассматривал как борьбу темных и светлых сил, зла и добра, язычества и христианства. Концепция Божественного града, идущего на смену земным царствам, вызвала необычайно мощный резонанс во всех культурных слоях Средиземноморья, обусловив понимание обреченности Западной Римской империи, ее культуры, всего общественного устройства.

В 455 г. на Рим напали вандалы и подвергли его невиданному в истории разгрому. Все культурные ценности, которые нельзя было увезти с собой, они уничтожили. В 476 г. был низложен последний римский император Ромул Августул. Этот год во всемирной истории стал концом древнего мира, концом рабовладельческой социально-экономической формации и началом средневекового периода.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 1716; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!