По тексту № 4. Чужой человек плачет по тебе



ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ 2006 года

Текст № 1.

(l)С поступления Буланина в гимназию прошло уже шесть дней. (2)Настала суббота. (3)Этого дня Буланин дожидался с нетерпением, потому что по субботам, после уроков, воспитанники отпускались домой до вечера воскресенья. (4)Показаться дома в мундире с золотыми галунами и в кепи, надетом набекрень, отдавать на улице честь офицерам и видеть, как они в ответ, точно знакомому, будут прикладывать руку к козырьку, вызвать удивлённо-почтительные взгляды сестёр и младшего брата все эти удовольствия казались такими заманчивыми, что предвкушение их даже несколько стушёвывало предстоящее свидание с матерью.

(5)«А вдруг мама не приедет за мной? беспокойно, в сотый раз спрашивал сам себя Буланин. (6)Может быть, она не знает, что нас распускают по субботам? (7)Или вдруг ей помешает что-нибудь?..»

(8)Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (9)Они совершенно не могли усидеть на месте, поминутно вертелись и то и дело с страстным ожиданием оглядывались на дверь.

(10)Общее волнение сообщилось и Буланину. (11)Oн так же, как и другие, суетливо болтал ногами, тискал ладонями лицо и судорожно ерошил на голове волосы, чувствуя, как у него в груди замирает что-то такое сладкое и немного жуткое, от чего хочется потянуться или запеть во всё горло.

(12)Но наконец раздаются звуки отбоя, и все вскакивают с мест, точно подброшенные электрическим током. (13)Двадцать человек летят сломя голову к дверям, едва не сбивая с ног преподавателя, который жмётся к стене.

(14)Прибежать в спальню, надеть мундир, шинель и кепи, разложенные заранее по кроватям отпускных, дело одной минуты. (l5)Теперь остаётся пройти в дежурную, где уже сидят все четыре воспитателя, и ждать.

(16)В чайную залу, примыкавшую к дежурной, то и дело выходят снизу, из приёмной, дядьки и громогласно вызывают воспитанников:

- Свергин, Егоров, пожалуйте; Бахтинский в приёмную!

(17)«Неужели обо мне забыли? шепчет в тревоге Буланин, но тотчас пугается своей мысли. (18)Нет, нет, этого быть не может: мама знает, мама сама соскучилась...»

(19)Сердце Буланина от ожидания бьётся в груди до боли.

- (20) «За Лампарёвым приехали», возвещает дядька равнодушным голосом, и это равнодушие кажется Буланину оскорбительным, почти умышленным.

(21)«Это он нарочно так... (22)Видит ведь, как мне неприятно, и нарочно делает».

(2З)Наконец нервное напряжение начинает ослабевать. (24)Его заменяют усталость и скука.

(25)«Всё кончено, всё кончено, с горечью думает Буланин, я самый несчастный мальчик в мире, всеми забытый и никому не нужный...»

(26)В эту самую минуту дядька, от которого Буланин нарочно отворачивается, кричит на всю залу:

- За Буланиным приехали! (27)Просят поскорее одеваться!

(28)И уже на этот раз голос дядьки кажется Буланину не умышленно равнодушным, а весёлым, сочувственным, даже радостным.

(По А.И. Куприну)

По тексту № 1.  А.И. Куприн, великий мастер слова, поднимает в отрывке особо важную, животрепещущую проблему, находящую резонанс в любое время. Он рассказывает о необузданном желании молодого гимназиста Буланина поскорее вырваться на выходные из учебного заведения, увидеть близких, обнять маму, «отдать на улице честь офицерам» и «вызвать удивлённо-почтительные взгляды сестер и младшего брата».

Ах, сколько всего в этом ребяческого, мальчишеского, несерьёзного, но в то же время такого милого и трогательного! Подчас писатель с какой-то усмешкой говорит о действиях героя («… суетливо болтал ногами, тискал ладонями лицо и судорожно ерошил на голове волосы»). Позиция автора текста этим не ограничивается. Порой создаётся впечатление, что он каждой клеточкой своего тела, всем сердцем и душой горячо сопереживает молодому человеку, стараясь даже где-то поддержать его, помочь. Удивительно, как мастерски А.И. Куприн раскрывает характер, душу и переживания юноши. У читателя создается впечатление, будто он сам находится в этом месте, чувствует и видит всё то, что видит наш герой.

Нельзя не согласиться с правотой позиции автора. Безусловно, каждый из нас, будучи ещё в юном возрасте, испытывал душевную эйфорию и восторг по возвращении домой после тяжёлой рабочей недели.

К примеру, я совсем недавно уезжала из дома на неделю, чтобы сдать экзамены для поступления. Было всё: и переживания, и стресс, и радость, и огорчения. Но все эти чувства отошли на второй план, когда я вернулась на свою любимую улицу, в свой родной дом. Расставанье с близкими было недолгим. Но как же я была рада увидеть их, обнять и поцеловать. Это был один из самых счастливых моментов моей жизни.

Как часто я видела людей, которые надолго уезжали из родных мест. И каким мучительным было расставание! Невозможно было дождаться дня прибытия; эмоции захлёстывали душу; внутри всё переворачивалось и нежно млело от ощущения скорой встречи с родными. Я уверена: только ради этих счастливых мгновений уже стоит благодарить Бога за то, что мы живём.

Проблема, поднятая А. И. Куприным, находит отзвук и в других литературных произведениях. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особо ярко описывается возвращение Николая Ростова со службы. Радостные визги сестер, уже постаревшая, но счастливая мать – всё восхищало героя.

И ещё раз анализируя текст А.И. Куприна, мы убеждаемся, насколько сильны в каждом из нас чувства тоски и переживаний о доме и близких. Это неотъемлемая часть любого человека, настоящего гражданина страны, горячо любящего свою Родину.

Текст № 2. В. Конецкий

(l)Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад: «Промысловиками китобойной флотилии «Дальний Восток» добыт абсолютно белый кит». (2)Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: «Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3)Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. (4)Среди тёмно-­серых плыл белый кит. (5)Точный выстрел гарпунной пушки и белая громада на лине. (6)Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу. (7)На земном шаре животныеальбиносы хотя и встречаются, но довольно редко», читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.

(8)За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9)Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-сини, густы. (11)Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12)Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.

(15)Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16)Латышев кричит: «Белого, белого!» (17)Хлопает выстрел.

(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.

(23)«Китысамоубийцы» статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. (24)«Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25)И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. (26)Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.

(27)Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28)Что заставляет их «сознательно» идти на верную гибель? (29)Учёные пока ничего не могут ответить на этот вопрос».

(30)Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов?..

(32)И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.

(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов это нечто вроде самосожжения буддистов. (34)У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание.

(По В. Конецкому)

По тексту № 2. Представьте себе такую картину. Солнечный весенний день. Звонкий щебет птиц. Ласковый ветерок, шаловливо касающийся пёстрых головок цветов. Ты бодро идёшь по лесной тропе, по твоей щеке игриво скользит солнечный зайчик… И безоблачное синее небо над головой, которое хочется обнять, утонуть в нём, раствориться в сладостной неге созерцанья этой красоты…

Я думаю, каждый хотел бы жить в таком мире. Однако не могу понять, почему люди не берегут всё то прекрасное, что имеют, без чего невозможно жить.

Эту мысль подхватывает автор данного текста. Он возмущён тем, что люди беспощадно истребляют белых китов. Главная проблема, которую раскрывает автор, - это проблема неразумного обращения человека с природой. Для В. Конецкого дико наблюдать, с каким цинизмом люди убивают этих прекрасных животных, с какой гордостью рассказывают о своих «подвигах», а потом ещё и удивляются, почему киты идут осознанно на самоубийство.

Я, конечно же, разделяю позицию автора. Каждый человек должен быть чутким к природе, понимать её боль, бережно к ней относиться.

Во-первых, природа - наша мать. Она дала нам жизнь, пищу, кров, и мы просто обязаны сохранить всё это. Истребляя растения и животных, человек убивает прежде всего себя.

Во-вторых, природа формирует внутренний мир людей, воспитывает в них доброту, человечность, милосердие, любовь к ближним, терпимость… Человек неразрывно связан с природой духовными узами.

Наконец, красота окружающего мира не перестает вдохновлять художников, музыкантов, поэтов и писателей на создание грандиозных по силе художественного выражения произведений искусства. Природа способна возбудить в человеке глубокие и прекрасные чувства, которые потом выливаются в бесценные шедевры.

Поэтому берегите природу, уважайте её, старайтесь жить в гармонии с ней.

И давайте сохраним этот мир для наших детей!

Текст № 3. К. Паустовский

(1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было.

(5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. – (6) Пришлите сейчас же ко мне, сказал он, всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду.

(8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

- (12)Вот что, сказал им Гайдар. (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (l6)Сейчас же во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

- (19)Понятно, Аркадий Петрович! закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.

(20)Вскоре начались звонки.

- (21)Аркадий Петрович! кричал в трубку взволнованный детский голос. (22)В аптеке на Маросейке нету.

-(23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй. (25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля.(26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

- (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

- (29)Где?

- (30)В Марьиной роще!

- (31)Вези сюда. (32)Немедленно.

(33)Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь.. (36) Он считал помощь человеку таким же ... делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.

(42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду.

(46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

По тексту № 3. Помогать слабым – прямая обязанность сильных. Константин Паустовский в своём тексте поднимает проблему помощи, не требующей ничего взамен. По мнению автора, нужно помогать людям от чистого сердца, а не ради благодарности. Но есть ли среди нас такие люди, которые готовы жертвовать собой, спасая других, совершать добрые поступки просто так? На этот вопрос Паустовский отвечает в данном тексте.

Автор считает таким человеком Аркадия Петровича Гайдара. Паустовский приводит примеры, показывающие, что Гайдар неоднократно, рискуя своей жизнью, помогал людям. В этом человеке автора восхищает то, что «он очень сердился, когда его благодарили за помощь».

Я согласна с позицией автора, что такие люди есть. Многие писатели в своих произведениях создавали образы людей, готовых к самопожертвованию ради других. Достаточно вспомнить «Легенду о Данко» в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». В центре этой легенды – идея подвига во имя общего счастья. Данко вырывает горящее сердце из груди, чтобы осветить людям путь, спасти их. Этот поступок не требует благодарности. В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже присутствует идея безвозмездной помощи. Ведь ради спасения мастера Маргарита продаёт душу дьяволу и становится ведьмой. В её поступке присутствует идея самопожертвования. Вспомним рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». По первому зову Матрёна бежала на помощь к сёстрам, соседкам и даже едва знакомым людям. Никто её за это не благодарил, но она снова и снова, не жалея себя, помогала всем, кто её просил. Как мы видим, писатели ставят нам в пример таких людей.

Паустовский в своём тексте, описывая характер Гайдара, показывает читателю, какие поступки он должен совершать для того, чтобы окружающие люди жили счастливо.

Текст № 4. Е. Новиков

(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.

(4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.

- (5)Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И, наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай.

(10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, чего они тут делают? (12)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. (14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да только что они могли сделать?.. (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где было всегда сыро и темно. (18) Вот тогда я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации... (19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала. (26)Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (33)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (36)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.

(38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду.

(По Е. Новикову)

По тексту № 4. Чужой человек плачет по тебе

В жизни иногда происходят незабываемые события, способные изменить нас, наше отношение к себе и к миру. Эти события могут огорчать нас, причинять боль, но если мы сумеем правильно понять их, то они послужат нам бесценным уроком, незаменимым опытом. Именно об этом и пишет Е. Новиков: о человеке, распознавшем знак судьбы, понявшем суть происшедшего с ним.

Герой статьи, Евгений Александрович Субботин, считает, что для него ключом к успеху в жизни стали слёзы его классной руководительницы, которые смогли отогреть его «закоченевшее сердце». Он понял, что кому-то он нужен, что у него есть своё место, что он тоже является частью этого огромного мира («… солнце светит и для меня, и трава на лугах – это тоже моё…»). Получилось так, что именно жалость этой «молоденькой девчонки» изменила жизнь героя: он стал «солнечным человеком с отзывчивым, горячим сердцем».

Автор подчёркивает, что человек, у которого было неблагополучное детство, который отсидел в колонии, может начать «новую жизнь». В этом я разделяю точку зрения автора, потому что люди, оступившиеся однажды, могут исправляться. Главное - дать им нить, связывающую их с миром любви и счастья. Человек, ощущая поддержку ближних, будет стремиться к лучшему.

Но пока на нас ежедневно обрушивается шквал информации о преступлениях, совершаемых подростками и даже детьми. Нас это возмущает. Но разве не мы виновны в этом? Разве не общество делает изгоями людей, совершивших ошибку? Мы исключаем из своего круга «провинившихся»…

А человеку необходимо место, цель в жизни для того, чтобы он не опускал голову перед трудностями. Герой статьи знал, что он кому-то нужен, поэтому шёл вперёд.  Так и Сашка, герой Кондратьева, преодолевал все испытания, потому что у него была цель – защитить Родину. И много таких примеров в жизни и литературе, потому что, пока у человека есть стимул, он будет идти и бороться.

Я думаю, было бы легче жить, легче переносить все тяготы, если бы мы поняли, что, «когда чужой человек плачет по тебе», то это значит многое: ты не один в этом мире, ты нужен кому-то, ты должен стать лучше, чтобы эти слёзы не были пролиты зря!

Текст № 5. А. Владимиров

(I)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.

- (З) Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! недоверчиво отмахивались от него. (4)Откуда в наших местах косули?

- (5)Да я лично видел! (6) Она в лощине паслась!

- (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

- (11)Ты точно косулю видел?

- (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! пастух неуклюже перекрестился. (15)А зачем тебе, Колёк, косуля? (16) Лето ведь мясо испортится!

- (17)Мне нe мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26) Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (30) Самое страшное когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33) В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала.

- (37)Стой, стой, миленькая, стой! шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43) Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

- (45)Вкусно, миленькая? спросил он.

- (46) Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову)

По тексту № 5. В жизни каждого наступает момент, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем будет зависеть жизнь самого человека или его близких. Именно о таком случае в судьбе механика Савушкина рассказывает в своём тексте А. Владимиров.

Герой рассказа стоит перед сложным нравственным выбором: убить косулю, не пожалев детеныша, чтобы попытаться вылечить дочь, или оставить жизнь животному. Показывая всю сложность принимаемого решения, автор отождествляет жеребёнка с дочерью Савушкина, используя один и тот же речевой оборот (прохладная тень, будто фиолетовое покрывало). Николай понимает, что вряд ли ему удастся помочь своему ребёнку, и не убивает косулю. Повествование Владимирова очень красочно и живо, а использование эпитетов (печальные глаза), метафор (крадётся боль) и сравнений (воздух, словно горячий жир) придаёт ему особую эмоциональность. Употребление в тексте разговорной лексики и диалогов помогает автору образно и ёмко описать события, заставляет читателя проникнуться теми мыслями, на которых Владимиров акцентирует внимание. Это прежде всего то, что даже в такой сложной жизненной ситуации Савушкин находит в себе силы оставаться человеком, милосердно отнестись к животному.

Проблема, затронутая в данном тексте, на мой взгляд, становится всё более актуальной в наше непростое время. Всё чаще современному человеку приходится выбирать между своей совестью и личной выгодой. И, к сожалению, этот выбор не всегда в пользу совести. Почему? Вряд ли кто-то с уверенностью может ответить на этот вопрос. Но не пора ли нам задуматься над тем, к чему со временем мы можем прийти? Ведь чем ниже уровень нравственности людей, тем сильнее деградирует общество, тем слабее народ. Следовательно, каждый раз, выбирая не в пользу совести, мы подвергаем опасности своё будущее. И всё же я верю, что именно наше поколение остановит этот разрушительный процесс и будущее станет светлым и прекрасным!

Текст № 6. Р. Паль

(1)Есть ли у книги будущее? (2)Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. (3)Скептики и сомневающиеся были всегда. (4)И ворчуны тоже. (5)Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. (6) Поэтому читать перестанут совсем.

(7)«Одна из болезней нашего века многочисленность книг...», об этом говорил ещё в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. (8)И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. (9)Воодушевлённый изобретением фонографа, он писал, что теперь «писатели будут обращаться к актёрам и певцам, которые будут передавать их произведение фонографу». (10)Будущего читателя он представлял себе в таком виде: «(11)Спокойно развалясь на подушках дивана, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом... (12)Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. (13)Так или иначе, а песня книги спета».

(14)Заметим, что во времена подобных оракулов мир не знал ещё ни кино, ни радиоприёмников, ни телевизоров, ни магнитофонов.

(15)Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. (16)Конечно, современники электронного века» имеют для таких высказываний ещё больше оснований. (17)Великие изобретения нашего врёмени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. (18)Но и утратив своё некогда монопольное положение, она по-прежнему остаётся могучей силой, сердцем и душой современной системы коммуникаций, ибо, как пишет учёный и писатель А. Азимов, «никогда не будет придумано что-либо подобное книге способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную».

(19)Пророчество скорой гибели книги вызывает много разговоров, но его несостоятельность очевидна. (20)Так же, как изобретение фотоаппарата не «устранило» собой художника, а массовый выпуск дисков не уменьшил массы желающих попасть на концерты музыкантов, так и кино, телевидение, радио не могут заменить собой книгу. (21)Мало того, они сами не могут обойтись без её помощи (экранизации, радиоинсценировки, встречи с писателями). (22)Неужели кто-то считает, что техника враг книги, а не её союзница и помощница?

(По Р. Палю)

По тексту № 6. Пример №1.

В представленном тексте Р. Паль рассуждает о будущем книги и о её значении в жизни современного общества. Идея произведения может быть сформулирована так: «Книга по-прежнему остается могучей силой, сердцем и душой современной системы коммуникаций».

Задавшись вопросом, есть ли у книги будущее, автор, используя яркие литературные иллюстрации, цитирование, убедительно показывает, насколько важную роль играет книга и поныне. Он убеждает, что люди никогда не перестанут читать, и сохраняет уверенность в том, что и со временем книга не утратит своих позиций. В этом с автором вполне можно согласиться, поскольку книга продолжит волновать сердце читателя. Она помогает научиться тоньше чувствовать. Читая художественную книгу, мы сопереживаем героям произведения и радуемся вместе с ними.

Ни с чем не сравнимое удовольствие испытываешь, когда открываешь любимую, проверенную временем книгу, пахнущую ванилью и мускатным орехом, и погружаешься в очаровательный мир захватывающих приключений и опасных сражений, благородных рыцарей и прекрасных дам.

Действительно, книга – целая вселенная, способная дать человеку очень многое, нужно только научиться брать.

Книга даёт нам и пищу для ума. В этом отношении её позиции должны лишь укрепиться, поскольку информация, полученная с экрана монитора, как показывают научные исследования, усваивается на порядок хуже.

Споры о том, каково будущее книги, наверное, и в ближайшее время не прекратятся, но мы знаем, что книга – это величайшее изобретение и оно не может быть утрачено по чьей-то прихоти.

Пример № 2.

Какую роль играет книга в жизни человека? Меняются ли со временем представления о ней? Всегда ли она будет существовать?

Изобретение письменности и книгопечатания – огромный шаг на пути человечества к прогрессу. Книга – величайшее чудо, дающее людям возможность «путешествовать» во времени и пространстве. Невольно вспоминаются слова И. Бунина, утверждавшего, что чудо – это любое событие, зависящее от нашей воли и «наполняющее нас сознанием счастья». Разве не счастливы мы, когда узнаём что-то новое? Я думаю, многие ответят на этот вопрос утвердительно.

К сожалению, развитие техники заставило людей сомневаться в судьбе книги. Многие ответят на этот вопрос утвердительно.

Данный вопрос волнует и публициста Р. Паля. В своём очерке он рассматривает две противоположные точки зрения на судьбу книги. Согласно одной из них, «песня книги спета». Другая же гласит, что книга способна «дать… целую вселенную». Автор данного текста не сомневается, с какой точкой зрения согласиться. Он считает нелепым вопрос: «Есть ли у книги будущее?» Р. Паль уверен, что несостоятельность пророчества скорой гибели книги очевидна.

Я считаю, что в этом с публицистом нельзя не согласиться. Книга развивает человека, она помогает ему поставить цель в жизни, она учит его различать добро и зло, правду и ложь, справедливость и жестокость. Классические произведения «не стираются» временем. Шедевры таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гёте, Шекспир, Гюго, вряд ли когда-нибудь будут забыты. Вспомним слова одного из английских поэтов, который говорил, что Шекспир – писатель не на один век, а на все времена. Книга несёт в себе красоту, энергию, жизнь. Без неё трудно представить наше существование.

Сущность другой проблемы текста заключается в том, что техника и книга взаимосвязаны. Может ли кино, телевидение, радио обойтись без художественных произведений? Р. Паль уверен, что нет. Публицист не сомневается, что техника – союзница книги, а не враг. Мы вполне можем совместить использование величайших изобретений XVIII – XX веков с чтением классики.

Таким образом, Р. Паль показал нам различные взгляды на судьбу книги. С уверенностью он заявляет, что техника не сможет обойтись без помощи этого «чуда». Писатель убеждён: никогда не произойдёт того, что «книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара».


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 4394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!