Уйун ахбар-ир-Рида (А), 2/119/1



 

444 – ХАДЖЖ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВ БЕДНОСТИ

 

1387 – Посланник Аллаха (С): хаджж служит средством против бедности

Тухаф-уль-укуль, 7

 

1388 – Имам Ас-Садик (А): кто совершил три хаджжа, того никогда не постигнет бедность

Аль-хисаль, 117/101

 

1389 – Он же (А): не видел я еще иной вещи, что скорее притягивала бы богатство и сильнее сопротивлялась бедности, нежели совершение паломничества (хаджжа) к этому дому

Аамали Ат-Туси, 694/1478

 

1390 – Он же (А): когда спросил его Исхак бин Аммар: вот, я заповедал себе совершать паломничество каждый год самостоятельно или через представителя из числа моих родственников, которого я снабжаю для путешествия деньгами. – И тебе удается выполнение этого? Я ответил: да, и он (А) сказал: если тебе удается это, то будь уверен во множестве ожидающего тебя богатства, и обрадуйся радостной вестию о грядущем богатстве

Саваб-уль-аамаль, 70/4

 

445 – В ЧЕМ СОСТОИТ СОВЕРШЕНСТВО ХАДЖЖА

 

«И завершайте хаджж и умру ради Аллаха»

Коран, сура «Аль-бакара», 196

 

1391 – Имам Али (А): если вы путешествуете к дому Аллаха, то завершайте хаджж свой посещением Посланника Аллаха (С), ведь оставление этого – признак черствости сердца, к тому же, это было вам повелено, так что завершайте хаджж свой посещением тех могил, посещать которые было вменено вам в обязанность Аллахом (СВТ), и просите перед ними милости у Аллаха

Аль-Хисаль, 616/10

 

1392 – Имам Аль-Бакир (А): совершенство хаджжа – свидание с имамом

Уйун ахбар-ир-Рида (А), 2/262/29

 

1393 – Он же (А): поистине, повелено людям, чтобы они приходили к этим камням и совершали обращение (таваф) вокруг них, а затем – чтобы они приходили к нам и свидетельствовали о своей лояльности, и раскрывали в нашем присутствии все свои нужды

Уйун ахбар-ир-Рида (А), 2/262/30

 

446 – НАКАЗАНИЕ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ ХАДЖЖА

 

1394 – Посланник Аллаха (С): кто откладывает хаджж до самой смерти, того Аллах воскресит в День Воскресения иудеем или христианином

Аль-Бихар, 77/58/3

 

1395 – Имам Али (А): кто оставит совершение хаджжа ради исполнения какой-либо из мирских нужд, нужда его не удовлетворится, покуда не узрит парящих (ангелов)

Саваб-уль-аамаль, 281/1

 

447 – ОСТАВЛЕНИЕ ДОМА

 

«Сделал Аллах Каабу Запретного Дома местом предстояния для людей»

Коран, сура «Аль-маида», 97

 

1396 – Имам Ас-Садик (А): когда сказал ему Абд-ур-Рахман: вот, некоторые из этих рассказчиков говорят: когда человек совершает хаджж, а затем раздает милостыню, то это будет лучше для него: - они лгут, если люди совершают это, дабы забросить этот Дом, ведь, поистине, Всевышний Аллах сделал этот Дом местом предстояния для людей

Илаль-уш-шараеи, 452/1

 

448 – МАЛОЧИСЛЕННОСТЬ ПАЛОМНИКОВ

 

1397 – Абд-ур-Рахман бин Касир: однажды я совершал паломничество с Абу Абдаллахом (А), и когда мы прошли часть дороги, он (А) поднялся на гору и, взглянув на людей внизу, сказал: о, сколь многочисленны крики и сколь малочисленны паломники!

Аль-Бихар, 27/181/30

 

449 – ЭТИКА ХАДЖЖА

 

«Хаджж – в известные месяцы, и кто обязался совершить в течение них хаджж, то пускай не будет во время паломничества ни сквернословия, ни лицемерия, ни склоки»

Коран, сура «Аль-бакара», 197

 

1398 – Имам Аль-Бакир (А): нет пользы навещающему этот Дом, если не сочетаются в нем три качества: богобоязненность, удерживающая его от неподчинения Всевышнему Аллаху, и кротость, удерживающая его от (беспричинного) гнева, и доброе отношение к своим товарищам

Аль-хисаль, 148/180

 

450 – ЭТИКА СОСТОЯНИЯ ПАЛОМНИКА (ИХРАМА)

 

1399 – Посланник Аллаха (С): кто совершит хаджж на средства, полученные запретным путем, и скажет: перед Тобой, Господи, перед Тобой, тому Аллах ответит: Я не принимаю тебя, и не будет тебе счастья, хаджж твой отвергнут

Ад-дурр-уль-мансур, 2/63

 

1400 – Имам Ас-Садик (А): хаджж бывает двух видов: хаджж для Аллаха и хаджж для людей, и кто своершает хаджж для Аллаха, тому наградой будет рай у Аллаха, кто же своершает хаджж для людей, награда того – у людей до наступления Судного Дня

Саваб-уль-аамаль, 74/16

 

1401 – Малик бин Анас: в один год я своершал хаджж с Ас-Садиком (А), и когда караван его (А) поравнялся с Запретной Мечетью, то голос его (А) застрял в горле, и он (А) едва не упал с верблюда, и я сказал: скажи, о, сын Посланника Аллаха (С), скажи что-нибудь, и он (А) сказал: О, сын Абу Амира, как я могу заставить себя сказать: перед Тобой, Господи, перед Тобой, когда я опасаюсь, что ответит Он (СВТ) мне: Я не принимаю тебя, и не будет тебе счастья!

Аль-хисаль, 167/219

 

1402 – Имам Ар-Рида (А): вот, им повелено (также в авторитетном издании «повелевают», но мы не нашли подтверждения этой версии в издании издательства Аали-ль-бейт (А), - прим. ред.) об ихраме (ритуальном облачении при совершении хаджжа), чтобы явили они богобоязненность прежде, нежели войти в Дом Аллаха Запретный, и чтобы они не предавались суете, и не занимали себя заботами мирской жизни и не отвлекались на ее прелести, чтобы полностью сосредоточиться им на совершении паломничества, всем существом своим обратившись на его совершение

Васаиль-уш-шиа, 9/3/4

 

451 – ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ТОГО, КТО УМЕР НА ПУТИ В ХАДЖЖ

 

1403 – Имам Ас-Садик (А): кто умер на мекканской дороге, отправляющимся или возвращающимся оттуда, тот будет огражден от Великого Испытания в День Воскресения

Аль-Кафи, 4/263/45

 

1404 – Он же (А): кто умер в состоянии ихрама, того Всевышний Аллах воскресит в числе Своих приближенных

Аль-Бихар, 7/302/56

 

452 – ПОСЕЩЕНИЕ ХАДЖЖА В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ДЛЯ НЕГО СЕЗОН СОКРЫТЫМ ИМАМОМ (А)

 

1405 – Имам Ас-Садик (А): люди лишены присутствия своего имама, но вот, при наступлении сезона паломничества, он наблюдает за ними, в то время как они его не видят

Камаль-уд-дин, 346/33

 

 

РАЗДЕЛ ВОСЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

 

453 – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

 

«И не подвергали Мы никого мучениям, не ниспослав прежде посланника»

Коран, сура «Аль-исра», 15

«И да пропадет тот, кому надлежит пропасть при явлении доказательства, и да будет жить тот, кому надлежит жить при явлении доказательства»

Коран, сура «Аль-анфаль», 42

См. также Аль-бакара, 256, 286, Аль-аараф, 42, Аль-анфаль, 42, Ат-тауба, 115, Та Ха, 134, Аль-хаджж, 71, Аш-шуара, 208, 209, Аль-касас, 46, 59, Ат-талак, 7

 

1406 – Имам Али (А): власть доказательства сильнее власти силы

Гурар-уль-хикам, 6781

 

1407 – Он же (А): чьи речи правдивы, того доказательство весомее

Гурар-уль-хикам, 8482

 

1408 – Имам Аль-Бакир (А): будучи спрошен о доказательствах Аллаха перед Своими рабами: - (они) – в том, чтобы говорить им только то, что они знают, и размышлять о том. Чего не ведают

Ат-Таухид, 459/27

 

1409 – Имам Ас-Садик (А): поистине, Аллах Великий и Всемогущий являл людям Свои доказательства во всем, что для них низводил, и что открывал им из знания

Ат-Таухид, 410/2

 

1410 – Он же (А): кто пребывал в сомнении о чем-либо или измыслил что-либо на основании собственного разумения, а затем в своих деяниях опирался на это, Аллах сделает ничтожными все его труды, ведь, поистине, довод Аллаха есть довод очевидный

Аль-Кафи, 2/400/8

 

См. также «Имамат», рздел 91

 

454 – У АЛЛАХА – ВЕСКИЙ ДОВОД

 

«Скажи: а у Аллаха – веский довод, и, если бы пожелал Он, то наставил бы вас всех вместе на прямой путь»

Коран, сура Аль-анаам, 149

 

1411 – Имам Ас-Садик (А): относительно изречения Всевышнего: «Скажи: а у Аллаха – веский довод…»: - поистине, Всевышний Аллах обратится к рабу Своему в День Воскресения: раб Мой, был ли ты знающим? И если ответит: да, то Он скажет ему: а поступал ли ты в соответствии со своим знанием? Если же он ответит: нет, я пребывал в невежестве, Он ему скажет: неужели ты не стремился узнать прежде, нежели действовать?! И таким образом тот раб окажется побежденным в споре, и это есть веский довод

Аль-Бихар, 2/29/10

 

1412 – Он же (А): довод – до появления людей, и вместе с людьми, и после людей

Аль-Кафи, 1/177/4

 

455 – САМЫЙ КРАСНОРЕЧИВЫЙ И ВЕСКИЙ ДОВОД

 

«…Посланниками, провозвестниками и увещевателями, дабы был у людей перед Аллахом довод после посланников, и Аллах – Могучий, Мудрый»

Коран, сура Ан-ниса, 165

 

1413 – Имам Али (А): О, люди, поистине, у Аллаха не было более веского довода на земле, чем наш Пророк Мухаммад (С), и мудрости, более красноречивой, нежели Книга Его, Великий Коран

Гурар-уль-хикам, 11004

 

1414 – Он же (А): поистине, не было у Аллаха Благословенного и Всевышнего на земле довода и мудрости более красноречивых, нежели Его Книга

Нахдж-ус-саада, 1/347

 

РАЗДЕЛ ДЕВЯНОСТЫЙ – ПРЕДАНИЕ (ХАДИС)

 

456 – ПРЕДАНИЕ (ХАДИС)

 

1415 – Посланник Аллаха (С): кто передаст для моей общины предание, посредством которого будет установлена сунна или же отвращено нововведение, тому надлежит войти в рай

Аль-Бихар, 2/152/43

 

1416 – Имам Аль-Бакир (А): поистине, наши предания оживляют сердца

Аль-Бихар, 2/144/5

 

1417 – Он же (А): единственное предание, перенятое тобою от праведника, лучше, чем весь мир со всеми его благами

Аамали Муфида, 42/10

 

1418 – Имам Ас-Садик (А): знайте, что положение людей относительно нас определяется по мере усвоенных ими наших преданий

Аль-Бихар, 2/150/24

 

457 – ПЕРЕДАТЧИК ХАДИСОВ (МУХАДДИС)

 

1419 – Посланник Аллаха (С): Господи, будь милостив к моим преемникам – и произнес он (С) это трижды – и спросили его (С): о, Посланник Аллаха (С), а кто твои преемники? Он (С) сказал: они – те, кто передает мои предания и мою сунну, а затем обучают им мою общину

Аамали Садука, 152/4

 

1420 – Имам Ас-Садик (А): передатчик одного предания, разъясняющего положения религии, предпочтительнее, нежели тысяча совершающих поклонение, без разумения толкования религии и не передающих предания

Аль-Бихар, 2/145/9

 

458 – НЕБЕСНАЯ НАГРАДА ТОМУ, КТО ЗАПОМНИТ СОРОК ПРЕДАНИЙ

 

1421 – Посланник Аллаха (С): кто сохранит для моей общины сорок преданий, от которых будет им польза в религии, того Аллах воскресит в День Воскресения в качестве знающего факиха (знатока религии)

Аль-Бихар, 2/156/10

 

459 – РАЗУМЕНИЕ ПРЕДАНИЙ

 

1422 – Имам Али (А): на вас лежит обязанность разуметь предания, а не просто передавать их

Канз-уль-фаваид, 2/31

 

1423 – Он же (А): неразумные заботятся о том, чтобы пересказать, рузамные же – о том, чтобы уразуметь

Аль-Бихар, 2/160/13

 

1424 – Имам Ас-Садик (А): одно предание, понятое тобою, лучше тысячи преданий, просто переданных тобой

Маани-ль-ахбар, 2/3

 

460 – ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЖИ НА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (С)

 

1425 – Посланник Аллаха (С): кто злонамеренно возводит на меня ложь, тот да найдет себе пристанище в адском огне

Аамали Туси, 227/398

 

1426 – Он же (С): поистине, величайшим из величайших грехов для человека является говорить на меня то, чего я не говорил

Канз-уль-уммаль, 29255

 

461 – ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ СЧИТАТЬ ЛОЖНЫМ ПРЕДАНИЕ, ЛОЖНОСТЬ КОТОРОГО НЕ УСТАНОВЛЕНА

 

1427 – Посланник Аллаха (С): кто отверг предание, переданное от меня, с тем я буду спорить в День Воскресения, и если передали вам предание, происхождение которого не известно, говорите: Аллах знает лучше

Аль-Бихар, 2/212/114

 

462 – ДОСТОВЕРНОСТЬ ПРЕДАНИЯ И СОГЛАСОВАННОСТЬ С КОРАНОМ

 

1428 – Посланник Аллаха (С): отвергайте предания (якобы переданные) от меня, сверяясь с книгой Аллаха, и если предания согласуются с нею, то они – от меня, и я действительно говорил это

Канз-уль-уммаль, 907

 

1429 – Имам Ас-Садик (А): что из преданий не согласуется с Кораном, то это – не более чем краснобайство

Аль-Кафи, 1/69/4

 

463 – ПРАВДИВОСТЬ ПРЕДАНИЯ И ЕГО СОГЛАСОВАННОСТЬ С ФИТРОЙ (ГОЛОСОМ СОВЕСТИ)

 

1430 – Имам Аль-Бакир (А): если передадут вам что-либо из преданий от членов семейства Мухаммада – благословение Аллаха надо всеми ними – и будет сердце ваше к тому расположено, и будет предание сие подтверждено – то принимайте его (без колебаний), если же будет колебаться сердце ваше, и вы его отвергнете, то оставьте его на суд Аллаха, и Его Посланника, и людей из числа семейства Мухаммада (С)

Аль-Бихар, 2/189/21

 

464 – НАДЕЖНОСТЬ ПРЕДАНИЯ И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ ИСТИНЕ

 

1431 – Посланник Аллаха (С): если достигнет вас какое-либо из моих преданий, соответствующее истине, то я говорил это, если же достигшее вас не соответствует истине, то я не говорил того, и никогда не стану говорить ничего, кроме истины

Маани-ль-ахбар, 390/30

 

465 – ДОЗВОЛЕНИЕ ПЕРЕДАВАТЬ СМЫСЛ ПРЕДАНИЯ

 

1432 – Посланник Аллаха (С): ничего страшного, если в предании ты что-либо поменяешь местами, лишь бы был передан его смысл

Канз-уль-уммаль, 29179

 

1433 – Мухаммад бин Муслим: я сказал Абу Абдаллаху (А): когда я слышу от тебя предание, то неизбежно прибавляю к нему что-либо или убавляю. Он ответил: если твоим намерением было передать его смысл (без искажения), то ничего страшного

Аль-Бихар, 2/164/24

 

466 – ЧТО НАДЛЕЖИТ СОБЛЮДАТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ХАДИСА

 

1434 – Посланник Аллаха (С): не передавайте для людей моей общины преданий кроме тех, которые способен постичь их разум

Канз-уль-уммаль, 29284

 

1435 – Имам Али (А): неужто вы хотите возведения лжи на Аллаха и Его Посланника?! Говорите людям то, что им понятно, и воздержитесь от того, чтобы сообщать им непостижимое

Аль-Бихар, 2/77/60

 

467 – ТРУДНОСТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ НЕКОТОРЫХ ХАДИСОВ

 

1436 – Имам Ас-Садик (А): поистине, речи наши весьма трудны (для разумения), и передать их (досконально) под силу лишь ангелу приближенному, или пророку ниспосланному, или рабу, чье сердце выдержало испытание Аллаха на твердость веры, или же городу, хорошо укрепленному.

Сказал Амру: я спросил у Шуайба, передатчику хадиса: о, Абу-ль-Хусейн, а что имеется в виду под хорошо укрепленным городом? Далее он рассказывал: он ответил мне: я спросил Абу Абдаллаха (А) об этом, и он ответил мне: сердце участника собраний (верующих)

Маани-ль-ахбар, 189/1, Аамали Садука, 13/6

 

468 – СОВЕРШЕНСТВО И ЗАВЕРШЕННОСТЬ КНИГИ АЛЛАХА И СУННЫ

 

1437 – Абу Усама: однажды я находился в присутствии Абу Абдаллаха (А), а вместе с ним был человек из Мугайрии, который задал вопрос относительно сунны, и тот (А) ответил ему: ни в чем не нуждается сын человеческий, кроме как в том, чтобы через него исполнялась сунна Аллаха и Его Посланника, а если бы было не так, то Он не привел бы того довода, который привел. И спросил мугайрит: а какой довод Он привел? И ответил Абу Абдаллах (А) словами Всевышнего: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил ниспослание Своей милости»

Аль-Бихар, 2/169/3

 

469 – АЛЛЕГОРИИ В ПРЕДАНИЯХ

 

1438 – Имам Ар-Рида (А): поистине, в числе наших преданий есть аллегории, подобные аллегориям Корана, и прямые предписания, подобные прямым предписаниям Корана, и отдавайте предпочтение прямым предписаниям перед аллегориями, и не следуйте за аллегориями (понимая их буквально) в ущерб прямым предписаниям, иначе вы окажетесь в заблуждении

Уйун ахбари-р-Рида (А), 1/290/39

 

 

РАЗДЕЛ ДЕВЯНОСТО ПЕРВЫЙ – НАКАЗАНИЯ И УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРЕДЕЛЫ

 

470 – ДЛЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ – УСТАНОВЛЕННЫЙ ПРЕДЕЛ

 

1439 – Имам Аль-Бакир (А): поистине, Аллах, Благословенный и Всевышний, установил предел для каждой вещи, и сделал для того указующее на него доказательство, и предписал должное наказание для преступающего установленные пределы

Аль-Кафи, 1/59/2

 

471 – ОТСТРАНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ (ПОМИЛОВАНИЕ)

 

1440 – Посланник Аллаха (С): отстраняйте наказания от мусульман по мере возможности, и если вы найдете для мусульманина оправдание, то отпустите его идти своей дорогой, ведь, поистине, для предводителя лучше по ошибке даровать прощение, нежели по ошибке наложить наказание

Канз-уль-уммаль, 12971

 

1441 – Он же (С): отстраняйте наказание при возникновении сомнений

Аль-факих, 4/74/5146, Канз-уль-уммаль, 12972

 

472 – ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

 

1442 – Посланник Аллаха (С): исполнение наказания по закону Аллаха лучше, нежели ниспослание дождя в течение сорока дней на земле Аллаха

Канз-уль-уммаль, 14599, Аль-Кафи, 7/174/1, с незначительным расхождением в прочтении, а именно: «в течение сорока дней и ночей…»

 

1443 – Он же (С): наказание, по заслугам исполненное на земле, дороже поклонения, совешаемого в течение шестидесяти лет

Мустадрак-уль-васаиль, 18/9/31843

 

1444 – Имам Ас-Садик (А): однажды Посланник Аллаха (С) явился к женщине, провинившейся в воровстве, у которой среди своего народа было уважаемое положение, и повелел отрезать ей руку. И пришли к Посланнику Аллаха (С) люди из числа курайшитов, и сказали: о, Посланник Аллаха, неужели отрежут руку у благородной женщины также, как и у простолюдинки, за незначительную провинность?

И он (С) ответил: поистине, уничтожены были жившие прежде вас из-за подобной ошибки: они налагали наказание на слабых своих, оставляя в покое сильных и благородных из своего народа, и за это они были уничтожены

Тот же источник

473 – ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ НЕТ МЕСТА НИ ЗАСТУПНИЧЕСТВУ, НИ ВЗЯТИЮ НА ПОРУКИ, НИ КЛЯТВЕННОМУ ПОРУЧИТЕЛЬСТВУ

 

1445 – Посланник Аллаха (С): тот, чье заступничество действует вместо исполнения наказания по закону Аллаха, находится под гневом Аллаха до тех пор, покуда не раскается в своем заступничестве

Канз-уль-уммаль,43837

 

1446 – Он же (С): Нет заступничества, нет взятия на поруки, нет клятвенного поручительства в вопросах о наказании

Аль-факих, 4/74/5146

 

1447 – Имам Али (А): взятие на поруки не может заменить никакой из видов наказания

Мустадрак-уль-васаиль, 13/439/15846, 18/24/21901

 

1448 – Имам Ас-Садик (А): передал со слов своего отца, тот – со слов своих отцов (прямых предков по отцовской линии), те – со слов Посланника Аллаха (С), что он (С) запрещал заступничество при исполнении наказаний, сказав: кто заступается при исполнении наказания Аллаха, чтобы сделать его недействительным, и упорствует в признании его недействительным, того Всевышний Аллах подвергнет мучениям в День Воскресения

Тот же источник

 

474 – ЗАПРЕТ НА ОТСРОЧКУ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

 

1449 – Имам Аль-Бакир (А): были трое свидетелей прелюбодеяния мужчины, и спросил Повелитель Верующих (А): а где четвертый? Они ответили: сейчас придет. Он (А) сказал: накажите их, поскольку в исполнении наказания не допустима отсрочка хотя бы и на час

Аль-Кафи, 7/210/4

 

475 – ЗАПРЕТ НА ИСКАЖЕНИЕ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ

 

«Это – наказания Аллаха, и не преступайте их, и кто преступит (установленные) пределы Аллаха, те – притеснители»

Коран, сура Аль-бакара, 229

 

1450 – Посланник Аллаха (С): приведут (к Аллаху после Воскресения) повелителя, смягчившего наказание на один удар, и он скажет: Господи, (сделал я это) из милости к Твоим рабам, и будет у него спрошено: неужели ты более милостив к ним, нежели Я? И будет повелено ему отправляться в огонь, и приведут другого, ужесточившего наказание на один удар, и он скажет: (сделал я это), чтобы было им неповадно более ослушиваться Тебя, и повелено ему будет отправляться в огонь

Мустадрак-уль-васаиль, 18/37/21948

 

1451 – Имам Аль-Бакир (А): однажды Повелитель Верующих (А) повелел Гамбару наложить на человека наказание бичеванием, и переусердствовал Гамбар, прибавив три лишних удара, и тогда Али (А) повелел тому человеку нанести Гамбару три удара

Аль-Кафи, 7/260/1

 

476 – РОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСКУПЛЕНИИ ВИНЫ

 

1452 – Посланник Аллаха (С): кто совершит прегрешение, и наложено будет на него наказание, соответствующее этому прегрешению, для того это наказание явится искуплением вины

Канз-уль-уммаль, 12964, 12966, 13366, 13367 – сходные между собой по смыслу

 

1453 – Имам Али (А): не было такого, чтобы Аллах, наказуя раба Своего в этом мире, не сделал это наказание легче и меньше, нежели если бы пришлось исполнять его после наступления Дня Воскресения

Тухаф-уль-укуль, 214

 

477 – ЗАПРЕТ НА ОСКОРБЛЕНИЕ НАКАЗАННОГО

 

1454 – Танбих-уль-хаватир: когда побил камнями Посланник Аллаха (С) одного человека за совершение прелюбодеяния, один мужчина сказал при этом своему товарищу: этот окончил дни свои как собака, и привел их Пророк (С) обоих к трупу животного, и сказал: кусайте ее зубами, и сказали они: о, Посланник Аллаха, ты велишь нам кусать зубами мертвечину? И он (С) ответил: поистине, то, как вы отнеслись к своему брату, было не лучше этого

Танбих-уль-хаватир, 1/116

 

1455 – Абдуррахман бин Аби Лейла: однажды Али (А) исполнил над человеком наказание, и люди принялись оскорблять его и проклинать, и сказал Али (А): если (вы это делаете) за это его прегрешение, то больше не будет он о нем спрошен

Канз-уль-уммаль, 14002

 

478 – НА КОМ БЫЛО ИСПОЛНЕНО НАКАЗАНИЕ, ПОДВЕРГАЕТСЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ ПОСЛЕ ТРОЕКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ ЭТОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

1456 – Имам Аль-Казим (А): совершившие великие прегрешения, после того как было дважды исполнено над ними наказание, подвергаются в третий раз смертной казни

Аль-Кафи, 7/191/2

 

479 – СНИСХОЖДЕНИЕ

 

1457 – Имам Ас-Садик (А): однажды спросил его (А) Хаммад бин Усман относительно снисхождения: заменяет ли оно наказание? Он рассказывал: я спросил: заменяет ли оно восемьдесят (ударов)? И он (А) ответил: нет, но оно может заменить до сорока ударов, а также (применяется) при наказании раба, и я спросил: а сколько это? Он (А) ответил: столько, сколько соответствует мере прегрешения а также способности его тела вынести наложенное наказание

Илаль-уш-шараеи, 538/4

 

1458 – Он же (А): будучи спрошен относительно снисхождения: - сколько оно может составлять? – Десять с лишним ударов, между десятью и двадцатью

Аль-Кафи, 7/240/1

 

РАЗДЕЛ ДЕВЯНОСТО ВТОРОЙ – ВОЙНА

 

480 – ВОЙНА

 

1459 – Имам Али (А): порой война бывает полезнее мира

Гурар-уль-хикам, 5320

 

1460 – Он же (А): разногласия порождают войны

Гурар-уль-хикам, 705

 

1461 – Он же (А): беспорядки (народные волнения) порождают войны

Гурар-уль-хикам, 406

 

1462 – Имам Хусейн (А): поистине, война – зло от нее неизбежно, вкус ее отвратителен, и кто подготовит к ней заранее снаряжение, и позаботится обо всех мерах приготовления, кто не вкусит боли ран ее прежде, нежели они откроются, это – человек войны, кто же ускорит ее наступление раньше положенного срока наступления, раньше, нежели свои способности оценит, то такой человек не обладает достоинством нести благо народу своему, даже если и принесет самого себя в жертву на той войне

Комментарий к Нахдж-уль-Балага Ибн Аби-ль-Хадида, 3/186

 

481 – ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ВРАГА

 

1463 – Имам Али (А): поистине, я призываю вас на сражение с этими людьми и днем и ночью, тайно и открыто, говоря: сражайтесь с ними прежде, чем они нападут на вас, ведь, Аллах свидетель, не бывало такого, чтобы совершались набеги на людей в их домах, и они не оказались бы униженными

Нахдж-уль-балага, хутба 27

 

482 – ЗА ЧЕМ НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВОЙНЫ

 

1464 – Посланник Аллаха (С): стремитесь к объединению людей и к оказанию им поддержки, и не выступайте против них прежде, чем завершите к ним свой призыв (к истине), и нет на земле людей из числа оседлых жителей или кочевников, которых вы привели бы ко мне мусульманами, и не было бы это мне милее, нежели явились бы вы ко мне со всеми их женщинами и детьми в качестве добычи, сразив (на войне) всех мужей их

Канз-уль-уммаль, 11300

 

1465 – Имам Али (А): - во время сражения при Сиффине - : Аллах свидетель, не было и дня, в который я, сражаясь на войне, не стремился бы к тому, чтобы противная сторона пришла ко мне и встала под мое руководство, и встретили бы мы закат вместе под сенью моего света, и это мне милее, нежели убивать их в состоянии их заблуждения

Нахдж-уль-балага, хутба 55

 

483 – ПЕРЕДОВЫЕ ОТРЯДЫ АРМИИ

 

1466 – Имам Али (А): в своем завещании Зияду бин Надиру: знай, что передовые отряды армии – ее глаза, а глаза передовых отрядов – их разведчики, и если ты, выйдя из родных пределов, отправишься на столкновение со своим врагом, то не пренебрегай разведкой во всяком краю и народе, на дереве, в укрытии, во всякой стороне, чтобы не одолел вас враг неожиданно, застав вас врасплох

Тухаф-уль-укуль, 191

 

484 – ОБУЧЕНИЕ ВОЕННОМУ ДЕЛУ

 

1467 – Посланник Аллаха (С): нельзя убивать ни посланцев, ни заложников

Курб-уль-иснад, 131/456

 

1468 – Имам Али (А): Выставьте вперед латников, и оставьте позади простых воинов, стисните зубы - оно поможет мечам проламывать черепа, и орудуйте ловко боковыми сторонами копий - это поможет отводить их лезвия, и закройте глаза, ибо это укрепляет дух и успокаивает сердце, и заглушите голоса свои, ибо это - лучшее для изгнания (душевной) слабости

Нахдж-уль-балага, хутба 124

 

1469 – Он же (А): Не сражайтесь с ними, покуда они первыми не начнут, ведь вы, слава Аллаху, сражаетесь за правое дело, и ваше оставление их, покуда не начнут первыми - еще одно доказательство вашей правоты. И если станете одолевать с соизволения Аллаха, то не убивайте убегающих и не бейте беззащитных, и не добивайте раненых, и не причиняйте боли женщинам, даже если они задевают вас оскорблениями

Нахдж-уль-балага, письмо 14

 

1470 – Он же (А): запретил Посланник Аллаха (С) отравлять колодцы в краях многобожников

Аль-Кафи, 5/28/2

 

1471 – Имам Зейн-уль-Абидин (А): если ты захватил пленника, и он больше не в состоянии идти, а ты не имеешь носилок для него, то отпусти его и не убивай, ведь ты не знаешь, каково суждение Книги Деяний относительно него

Илаль-уш-шараеи, 565/1

 

485 – ВОЙНА ЕСТЬ ОБМАН

 

1472 – Посланник Аллаха (С): говори то, что приходит тебе на ум, ведь, поистине, война есть обман

Канз-уль-уммаль, 10892

 

486 – ЗАПРЕТ НА ПОБЕГ С ПОЛЯ БОЯ

 

«И кто обратится к ним в тот день спиной, иначе как ради маневра в сражении или ради окружения противника, тот снискал на себя гнев Аллаха, и убежище его – геенна, и недобрая это участь»

Коран, сура Аль-анфаль, 16

 

1473 – Имам Али (А): в обращении к своим сподвижникам в битве при Сиффине: - не позволяйте себе отступать и приободряйтесь при мысли о бегстве, ведь это – позор, который останется ярмом на ваших шеях, грузом на душе и обратится для вас в огонь в День Расчета, так облагодетельствуйте свои души душами (?), и идите на смерть походкой легкой (кроткой)

Нахдж-ус-саада, 2/232

 

1474 – Имам Ас-Садик (А): кто убежит от двух человек во время сражения при наступлении, тот совершил побег с поля боя, но кто убежит от трех человек, тот не совершил побега

Аль-Кафи, 5/34/1

 

1475 – Имам Ар-Рида (А): запретил Аллах бежать от наступающего противника, поскольку в этом – оскорбление религии и недоверие к посланникам и справедливым имамам (А)

Уйун ахбар-ир-Рида (А), 2/92/1

 

487 – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ НА ВОЙНЕ

 

«И сражайтесь с ними всеми силами, какими найдете возможным»

Коран, сура Аль-анфаль, 60

 

1476 – Хафс бин Гийас: я спросил Абу Абдаллаха (А) об одном городе из числа городов в землях, с которыми мы находились в состоянии войны: можем ли мы затопить его водою, или же спалить огнем, или закидать из катапульты, покуда все не будут перебиты, в то время как среди них – и женщины, и дети, и старики, и пленные из числа мусульман, и торговцы? Он (А) ответил: поступайте так с ними, и да не взыщется с них (сражающихся) за тех (невинных, что остались в городе), и нет на них ни выкупа за мусульман, ни искупительного покаяния (каффара)

Аль-Кафи, 5/28/6

 

488 – МОРСКИЕ СИЛЫ

 

1477 – Посланник Аллаха (С): поистине, мученики на море предпочтительнее перед Аллахом, нежели мученики на суше

Канз-уль-уммаль, 11108

 

489 – УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В СРАЖЕНИИ

 

1478 – Имам Аль-Бакир или имам Ас-Садик (А): поистине, Посланник Аллаха (С) выходил с женщинами на сражение, чтобы они оказывали помощь раненым, и они не получали свою долю из числа трофеев, однако, получали от него лично вознаграждение

Аль-Кафи, 5/45/8

См. также «женщина», раздел 1630

 

РАЗДЕЛ ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ – ВРАЖДЕБНОСТЬ

 

490 – РАЗБОЙНИК

 

«Поистине, воздаяние тех, кто питает враждебность к Аллаху и Его Посланнику, и стремится распространять нечестие на земле, - в том, чтобы с ними сражались, и их распинали, или же отрубали им руки и ноги крест накрест, и в том, чтобы они были стерты с лица земли»

Коран, сура Аль-маида, 33

 

1479 – Посланник Аллаха (С): кто обнажит свой меч, кровь его прольется напрасно

Мустадрак-уль-васаиль, 11/99/12521

 

1480 – Имам Али (А): Разбойника враждебного убей, и, будучи спрошен о том, знай, что я в ответе за его кровь

Аль-махасин, 2/107/1279

 

1481 – Дааим-уль-ислам: однажды он (Али (А)) явился с пойманным разбойником и приказал распять его живьем, и поставил дерево для распятия лицом к кибле, и привязал плотно его спиной и ступнями к дереву, а лицом – к людям и к кибле, и оставил его на три дня после его смерти, после чего приказал его снять, помолился за него и похоронил

Дааим-уль-ислам, 2/477/1713

 

1482 – Имам Аль-Бакир (А): кто выходит ночью с оружием, тот – разбойник, если только он не из числа доверенных людей

Аль-Кафи, 7/246/6

 

1483 – Имам Ас-Садик (А): будучи спрошен о ссылке разбойника: пусть будет сослан в Египет, однажды Повелитель Верующих (А) выслал двух человек из Куфы в другое место

Мустадрак-уль-васаиль, 18/159/22384

См. также «Лихва» («Риба»), раздел 791

 

 

РАЗДЕЛ ДЕВЯНОСТО ЧЕТВЕРТЫЙ – СВОБОДА

 

491 – СВОБОДА

 

1484 – Имам Ас-Садик (А): пять качеств должно иметь человеку, и если хоть одно из них не присутствует в нем, то не несет он на себе много (духовной) поклажи, и первое из этих качеств – милосердие, второе – благоразумие, третье – скромность, четвертое – добрый нрав, и пятое, включающее в себя все остальные качества – свобода

Аль-хисаль, 284/33

 

492 – ВСЕ ЛЮДИ СВОБОДНЫ

 

1485 – Имам Али (А): о, люди, поистине, Адам не был рожден рабом, и никакой народ не рожден рабами, и все люди – свободны

Нахдж-ус-саада, 1/198

 

1486 – Он же (А): не становись рабом другого человека, ведь Аллах – Преславен Он – сотворил тебя свободным

Нахдж-уль-балага, письмо 31

 

1487 – Имам Ас-Садик (А): поистине, свободный человек свободен при любых обстоятельствах: если обрушится на него бедствие, проявит к нему терпение, если превратности судьбы жестоко с ним обойдутся, он не сломается под их гнетом, и если попадет он в плен или в неволю, то по воле Аллаха придет облегчение на смену его трудностям, подобно тому, как это было с Йусуфом, Верным, Праведным, да пребудет с ним благословение Аллаха: не нанесли ущерба его свободе ни рабство, ни плен, ни неволя

Аль-Кафи, 2/89/6

 

493 – ХАРАКТЕР СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

 

1488 – Имам Али (А): веселость характера – черта свободного человека

Гурар-уль-хикам, 467

 

1489 – Он же (А): скромность и великодушие – качества, сопутствующие истинной вере, и, поистине, они – врожденные качества свободных людей и характер праведников

Гурар-уль-хикам, 3605

 

1490 – Он же (А): раб свободен по отношению к тому, от чего добровольно отказывается, и свободный становится рабом того, чего страстно алчет

Гурар-уль-хикам, 413

 

РАЗДЕЛ ДЕВЯНОСТО ПЯТЫЙ – АЛЧНОСТЬ

 

494 – АЛЧНОСТЬ

 

1491 – Имам Али (А): будучи спрошен об алчности: что это? – это – стяжание немногого ценою потери многого

Аль-Бихар, 73/167/31

 

1492 – Он же (А): алчность есть вечная тяжесть на душе

Гурар-уль-хикам, 982

 

1493 – Он же (А): алчность наносит ущерб мужеству

Гурар-уль-хикам, 1107

 

1494 – Он же (А): алчность повергает в усталость

Гурар-уль-хикам, 280


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!